Логопедическое сопровождение
обучающихся с ОВЗ
в условиях
инклюзивного образования
Учитель-логопед МОУ «Увинская СОШ №4»
Вахрушева Татьяна Николаевна
Учитель-
Педагог-психолог
логопед
ПМПк
Социальный
педагог
Учитель
Медицинский работник
Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.
Задачи:
1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление логопедического заключения.
2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.
Задачи :
4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся.
5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ.
Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
Задачи :
7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.
9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.
Задачи:
10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.
11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.
Направления деятельности учителя-логопеда:
2. Коррекционно-развивающее
1. Диагностическое
4.Консультативно-просветительское
3. Организационно-методическое
5.Профилактическое
Диагностическое направление работы:
1. Первичное логопедическое обследование - в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября)
2. Промежуточное логопедическое обследование - в процессе логопедической помощи ребенку с ОВЗ
3. Итоговая диагностика – в последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая)
Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ
Содержание коррекционно-развивающего направления:
Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями
Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Организационно-методическое направление:
Разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ
Помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ
Подбор дидактических и методических материалов
Ведение документации
Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования
Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ в составе:
- Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок);
- Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих);
- Видеоувеличитель (для слабовидящих);;
- Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой;
- Беспроводной ресивер;
- Гарнитура (для глухих и слабослышащих);
- Система звукового поля (для глухих и слабослышащих);
- Компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА);
- Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА);
- Компьютерная программа для коррекции ОНР;
- Аппарат «Монолог» для коррекции заикания
Информационно-методическое обеспечение:
http://www.inclusive-edu.ru/ (сайт института проблем инклюзивного образования МГППУ)
Спасибо за
внимание!