Формирование коммуникативных компетенций учащихся в пространстве
развития детско- взрослой позиционной общности
1.История возникновения опыта
В своей профессиональной жизни я обнаружила, что начинать самоопределение в деятельности, теме можно, если разобраться в их ключевых понятиях. Это для меня является точкой отсчета в любой деятельности. Ключевым словом для педагога является слово «образование». Мы привыкли к нему , оно на слуху у всех, вошло во все мыслимые и немыслимые документы. А что есть образование, что мы должны образовывать? Мне кажется ,не ответив на этот вопрос, , нельзя начинать выстраивать опыт профессиональной деятельности.
В основе слова «образование» лежит ключевое слово «образ». Так какой же образ своих учеников я хотела бы сформировать? В психологии есть такая мысль, она мне очень близка, с ней я стараюсь работать : « Образование обеспечивает становление человеческого в человеке ». А что есть человеческое? Это то культурно- историческое наследие, то самое ценное, что накоплено веками и передано нам предыдущими поколениями и образ человека – это его соответствие данным ценностям. Доброта, милосердие, гуманизм, патриотизм, верность, соборность, стремление к познанию- те качества, которые бесспорно являлись нравственными ценностями, определяющими человеческое в человеке на всем историческом пути существования человечества, но нивелированные в период кризиса конца 20- начала 21 века. Введение новых ФГОС укрепило меня в правильности моей профессиональной позиции, так как провозгласили необходимость формирования компетенций , которые я на протяжении всей своей проф. деят. старалась формировать в детях.
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятель-ности.
Личностные результаты включают:
-
самоопределение (позиционное), 2) смыслообразование (ценно-сти) и
морально-этические ориентиры, направленные на формирование инновационного типа поведения.
«Портрет» выпускника начальной ступени образования - стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, при-менимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты включают: 1) регулятивные, 2) комму-никативные и 3) познавательные умения (универсальные учебные действия).
При недоразвитии возрастных новообразований наблюдается: 1) неспособность любить и доверять, неверие в свои силы; 2) орудийная беспомощность («обе руки левые»), трудности в приобретении навыков, неорганизованность; 3) бедная фантазия, бедное воображение, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм, слабая способность генерировать идеи; 4) отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления, неврозы.
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
Инициативное сотрудничество:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуника-тивных и познавательных задач;
Планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.
Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружаю-щих;
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Представленные группы коммуникативных универсальных учебных действий: инициативное сотрудничество; планирование учебного сотрудничества; взаимодействие; управление коммуникацией, которые представляют показатели (характеристики), расширяют и углубляют базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться учиться»). В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники начальной школы приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетент-ность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельно-сти, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3) разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4) управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5) умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.