СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных способностей учащихся в детско- взрослой позиционной общности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных компетенций учащихся в пространстве

развития детско- взрослой позиционной общности

1.История возникновения опыта

В своей профессиональной жизни я обнаружила, что начинать самоопределение в деятельности, теме  можно, если разобраться в их ключевых понятиях. Это для меня является точкой отсчета в любой деятельности. Ключевым словом для педагога является слово «образование». Мы привыкли к нему , оно на слуху у всех, вошло во все мыслимые и немыслимые документы. А что есть образование, что мы должны образовывать? Мне кажется ,не ответив на этот вопрос, , нельзя начинать выстраивать опыт профессиональной деятельности.

В основе слова «образование» лежит ключевое слово «образ». Так какой же образ своих учеников я хотела бы сформировать?  В психологии есть такая мысль, она мне очень близка, с ней я стараюсь работать : « Образование обеспечивает становление человеческого в человеке ». А что есть человеческое? Это то культурно- историческое наследие,  то самое ценное, что накоплено веками и передано нам предыдущими поколениями и образ человека – это его соответствие  данным ценностям. Доброта, милосердие, гуманизм, патриотизм, верность, соборность, стремление к познанию- те качества, которые бесспорно являлись нравственными ценностями, определяющими человеческое в человеке на всем историческом пути существования человечества, но нивелированные в период кризиса конца 20- начала 21 века. Введение новых ФГОС укрепило меня в  правильности моей профессиональной позиции, так как провозгласили необходимость формирования компетенций , которые я на протяжении всей своей проф. деят. старалась формировать в детях.

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятель-ности.

Личностные результаты включают:

  1. самоопределение (позиционное), 2) смыслообразование (ценно-сти) и

     морально-этические ориентиры, направленные на формирование инновационного типа поведения.

     «Портрет» выпускника начальной ступени образования - стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

    - любящий свой народ, свой край и свою Родину;

    - уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

    - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

    - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

    - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

    - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, при-менимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты включают: 1) регулятивные, 2) комму-никативные и 3) познавательные умения (универсальные учебные действия).

 При недоразвитии возрастных новообразований наблюдается: 1) неспособность любить и доверять, неверие в свои силы; 2) орудийная беспомощность («обе руки левые»), трудности в приобретении навыков, неорганизованность; 3) бедная фантазия, бедное воображение, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм, слабая способность генерировать идеи; 4) отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления, неврозы.

 Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуника-тивных и познавательных задач;

Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания; 

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружаю-щих;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Представленные группы коммуникативных универсальных учебных действий: инициативное сотрудничество; планирование учебного сотрудничества; взаимодействие; управление коммуникацией, которые представляют показатели (характеристики), расширяют и углубляют базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться учиться»). В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники начальной школы приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетент-ность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельно-сти, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

1)            планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2)            постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3)            разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4)            управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

5)            умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.