«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе»

Понятие «коммуникативность» рассматривается в психологии, психолингвистике, методике, но трактуется в каждой науке по-разномуТак, в психолингвистике (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя) рассматривается коммуникативная деятельность, как деятельность общения, и указывается, что для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями:

  • Правильно и быстро ориентироваться в условиях общения;
  • Уметь грамотно спланировать свою речь;
  • Выбрать содержание общения;
  • Найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.

Просмотр содержимого документа
««Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе»»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе»

Пабияха Елена Петровна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ р.п.Свободный Базарно- Карабулакского муниципального района Саратовской области»



«Единственная настоящая роскошь-

это роскошь человеческого общения!»

Антуан де Сент-Экзюпери

Цель моего опыта: отработать и экспериментально проверить комплекс методических приемов, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.

Задачи:

  • Отобрать и апробировать на уроках комплекс дидактических приемов, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;

  • Отследить динамику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы;

  • Оценить эффективность использования дидактических приемов.



Актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего возраста, что является требованием Федерального образовательного стандарта.

Дети младшего школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям.

Общение является неотъемлемой частью любого урока, оно способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

На выходе из начальной школы выпускник должен уметь:



  • самостоятельно добывать новые знания,

  • собирать необходимую информацию,

  • выдвигать гипотезы,

  • делать выводы и умозаключения,

  • владеть коммуникативными умениями как способом развития личности.

Хочу отметить, что коммуникативные ууд формируются при реализации мною элементов таких педагогических технологий, как технология личностно – ориентированного обучения, технология развития критического мышления, проблемного обучения.

Какие же методические приемы используются мною на уроках и во внеурочной деятельности?

Считаю, что для формирования коммуникативных универсальных действий, большую роль играет работа детей в группах и мини – группах.

При работе в группах и мини – группах учащиеся класса делятся на группы при выполнении задания по познанию мира, литературе, самопознанию, трудовому обучению. «Спикером» группы становятся все учащиеся по очереди. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. Дети учатся:



-отстаивать своё мнение,

-представлять работу группы,

-дискутировать,

-слушать внимательно друг друга,

-умение задавать вопросы,

-выслушивать другого.



У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется самооценка, оценка своих возможностей и способностей.



Эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий являются различные дидактические игры и упражнения.

Применение дидактических игр облегчает переход к учебным задачам, делает его постепенным. Игры и игровые упражнения дают возможность проводить уроки более живо и интересно. В играх со словом дети, по меткому определению A.M. Горького, учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.

Одним из эффективных и инновационных методик считаю применение на уроках кейс-технологии.

Кейс-стади (case-study, от англ. case – случай), или метод изучения ситуационных задач - это один из видов технологии анализа конкретных ситуаций. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Цель применения кейс-технологии на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем они смогут воспользоваться.

Обязательным при формировании коммуникативных УУД считаю организацию учебного диалога. Во-первых, потому, что речь по своей природе диалогична, а наша задача способствовать её развитию. Ведь развитие речи – это прежде всего развитие мышления.

Сама речь влияет на развитие его же психических процессов: сосредотачивается внимание, возникает ощущение слова, чувств, которые вызывают слова, тренируют память.

Виды учебного диалога: «Ученик –ученик», «Учитель-класс», «Ученик –класс», «Ученик –ученик».

Самый распространённый вид диалога в начальной школе «Учитель – класс» требует к себе определённого мастерства от педагога. Желательно, чтобы этот диалог вылился в непринуждённую беседу по вопросам, интересующим не только учителя.

Мои принципы работы на уроке:

1.Перед началом объяснения новой темы показываю детям практическую ценность получаемых знаний.

2.При объяснении материала стараюсь придерживаться нейтральной позиции, излагая только факты, чтобы не влиять на мнение обучающихся.

3.Нет неправильного мнения, есть неаргументированное.

4.Каждый ученик имеет право ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

5. Особое место в работе с детьми занимают те приемы, в которых ученики проявляют наибольшую активность.

6. Знания не даются детям готовым блоком. К некоторым выводам учеников я подвожу постепенно, с помощью вопросов (Сократовский метод).

7. Кроме оценок, есть еще и другие формы поощрения учеников, например, различные виды похвалы.

Результативность моего опыта:

Показатели результативности учебно – воспитательного процесса

Результаты сравнительной диагностики сформированности коммуникативных универсальных учебных действий


Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1 класс

40%

35%

25%

2 класс

34%(-6%)

36%(+1%)

30%(+7%)

3 класс

20%(-13%)

47%(+13%)

33%(+8%)

Положительная динамика

-19%

+14%

+15%

Дети принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различного уровня, занимая призовые места.

Вывод: таким образом, могу сделать вывод, что формирование коммуникативных ууд у детей младшего школьного возраста является важной частью образования и залогом успешного обучения.

И оно будет эффективным лишь в том случае, если будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Каждый ребенок по-своему одарен, и правильно организованная система занятий поможет развивать его способности. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития коммуникативной компетенции младшего школьника во многом зависит от умения педагога организовывать ее.

Список используемой литературы:

1)Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2)Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.

3)Мишина А.П. Формирование и диагностика УУД младших школьников. Методическое пособие. В 2 частях. Ульяновск: УИПКПРО, 2007.

4)Шипицина Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. – СПб., 1995.

5)Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению.

6) Шустова Л.А. Вопросы психологии №2, 1990.


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас