Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД и коммуникативные УУД.
Формирование коммуникативных УУД является приоритетной целью в обучении английскому языку.
Что же такое коммуникация?
Коммуникация — от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать — научный термин (известная также как теория коммуникации, наука о коммуникациях, коммуникационная наука и даже — коммуникология (И. П. Яковлев),
Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.
Согласно М. С. Андрианову, под коммуникацией следует понимать смысловой аспект социального взаимодействия.
Согласно Бакстеру, а также Силларсу и Вангелисти, коммуникация — это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения.
Изучение иностранного языка в современной школе направлено на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, а также иноязычной коммуникативной компетентности.
Цель – дать учащимся новые возможности для общения. Элементы коммуникативных УУД прослеживаются через следующие действия:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;
- понимание своей роли (как я буду взаимодействовать);
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнёра (подсказать товарищу, поддержать).
Коммуникативные УУД помогают ребенку полно и четко выразить свои мысли в соответствии с задачей коммуникации.
Качество современного образования определяется тем, насколько у учащихся школ развиты коммуникативные универсальные учебные действия: способности, качества, определяющие его как ученика, гражданина и участника социальной жизни, тем, насколько он может и готов жить среди людей, свободно, активно и полноценно реализуя себя и не нарушая при этом интересы других. Поэтому тема “Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в пятых классах” является актуальной.
Новизна темы заключается: в создании системного подхода к формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования различных педагогических приёмов вовлечения обучающихся в коммуникативную деятельность на уроках иностранного языка.
В данной работе предпринята попытка, выявления наиболее эффективных приёмов при формировании коммуникативных УУД на уроках английского языка (в рамках раздела по теме «В любую погоду»).