СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр

Просмотр содержимого документа
«Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр»









Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр












Шевченко Татьяна Леонидовна

Ванинская средняя общеобразовательная школа

Октябрьского района



















План:



  1. Актуальность темы.

II. Основы формирования компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр:



1. Общие положения понятия игры;

2. Способы мотивации;

3. Способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся посредством интеллектуальных игр.

III. Практическое использование интеллектуальных игр как метода формирования компетенций исторического и гуманитарного познания на уроках истории.

IV. Используемая литература.


Человеческая культура возникла и развивается в игре, как игра.

Й. Хейзинга

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

I. Основы формирования компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр

Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности - трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце 19 в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно - первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б.Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».

Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов - аксессуаров, то ли в самой интриге игры. A.M. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра - сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем». Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах

деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок - и ученик, и учитель одновременно.

Возникшая в советской системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем, но практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношества. Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение игры доказывал еще К.Д. Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. В Новосибирске есть мастерская «Игра», куда входят ведущие педагоги и психологи города.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

  1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

  2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

  3. Игра - первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

  4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

  5. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

  6. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т. д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.

Все игры познавательные. «Интеллектуальные игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

Существует несколько групп игр, разевающих интеллект, познавательную активность ребенка.

  1. группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

  2. группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет- форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные - важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Творческие, интеллектуальные сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры - путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этого типа интеллектуальных игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

В современной психологии разработано такое понимание сущности личности, согласно которому личностью является человек, обладающим определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания нового является воображение.

Воображение может быть творческим и воссоздающим. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах и рассказах.

Творческое воображение отличается от воссоздающего тем, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Ценность человеческой личности во

многом зависит от того, какие пути воображения преобладают в ее структуре. Если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности. Воображение необходимо развивать. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

III группа игр, которая используется как средство развития
познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и
называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр - строительные, трудовые, технические,
конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность
взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся
планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически
оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в
решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность
познавательную.

V группа интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-
тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на
соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам
уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути
самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Лучшие дидактические интеллектуальные игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Результативность дидактических интеллектуальных игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от

целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, группы игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр - забота каждого учителя. Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это - творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, знать.

Концептуальные положения игровых форм обучения:1

  1. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено - осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.

  2. Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.

  3. Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.

  4. Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости.

Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель формирования компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

  1. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.

II. Развивающие:

  1. Развивать у учащихся творческое мышление.

  1. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

III. Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

  2. Вырабатывать историческое самосознание - осознанную сопричастность к прошлым событиям.

  3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

1П.И.Пидкасистый, Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии». М.Педагогика, 1989г., стр. 8-10.

Способы мотивации

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:

1. Мотивы общения:

а) Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться,
учитывать мнение товарищей.

б) В игре, при решении коллективных задач, используются разные
возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте
осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и
тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

в) Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует
укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы:

а) В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы:

а) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует
учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели
(нужно знать больше других).

б) В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников
и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его
подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

в) Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения.
Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую
обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

г) Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития
познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение,
а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

д) Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей.
Удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках
истории и усиливает желание изучать предмет.

е) В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует
мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.

ж) В игровой деятельности в процессе достижения общей цели
активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она
устремлена на решения познавательных задач.

Способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по средством интеллектуальных игр.


Управление многими интеллектуальными играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести ряд следующих моментов.

Выбор игры. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радио объявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и

т.д.

Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура.

Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть

проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т.п.) Любой микромир игры в квартире, во дворе, в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микро коллективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.

Один из ответственных моментов в детских интеллектуальных играх - распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре - дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, учитель использует следующие приемы:

  1. Назначение на роль непосредственно взрослым.

  2. Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).

  3. Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).

  4. Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.

  5. Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим - вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, наши -белые, красные - фашисты и т.д.

Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца

всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры. Основные принципы организации интеллектуальной игры:

  1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.

  2. Принципы развития игровой динамики.

  3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).

  4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

  5. Принципы перехода от простейших интеллектуальных игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр- к безвозрастным, «вечным». .

Безусловно одно - воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов, родителей.

При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в младший школьный возраст, игровые действия ребят носят развернутый характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду повзросления, сокращается и обобщается, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично, или полностью в умственном плане и плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).

Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности , формирует способность ими оперировать.


Практическое использование интеллектуальных игр как метода формирования компетенций исторического и гуманитарного познания на уроках истории. (из опыта работы)

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже
дела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, закрепления, объяснения,
упражнения, контроля).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Элементом любого урока может быть интеллектуальная игра, которая наиболее целесообразна при проверке знаний или закреплении материала. Часто на своих уроках я использую такие игры как «Один день из жизни...» (древних охотников, земледельцев, жителей средневекового города и т. д.). Они отличаются от инсценировок на подобную тему, создаются непосредственно в классе, а не заранее с помощью литературных текстов. Учитель должен перед первой такой игрой объяснить её правила и дать образец. В игре используются наглядные пособия сделанные ребятами.

В ходе своей практической деятельности хотелось бы выделить театрализованные игры на уроках. Театрализованным может быть как целый урок, так и одна из его составных частей. Театрализованная игра - это такая форма деятельности учащихся, когда с помощью театрализованных средств происходит изучение, закрепление или обобщение программного материала. Театрализованная игра не должна пугать учителя, т. к. во-первых, речь идёт не об историческом спектакле, а об игре, которая не требует длительных репетиций. Во-вторых, работа над сценарием, изготовление элементов костюма, является результатом коллективной деятельности. В-третьих, эффект от урока столь велик, что учитель просто не может не использовать этих колоссальных возможностей. Эффективность такого урока заключается в том, что пробуждается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе игры.

На таком нестандартном уроке создаются условия для формирования творческих начал личности ученика.

Уход от обычных форм обучения, привлечения дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной

жизни, но обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. На уроке создаётся атмосфера раскованности, свободы мышления. Там, где назидание сменяется коллективной работой, находящей своё выражение в театрализованной игре, когда равнодушие сменяется заинтересованностью, а учитель становится зрителем или равноправных участником действия, мнения учителя и учащихся становятся равнозначимыми. В ходе такого урока складывается новый тип отношений, когда учитель передаёт учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения.

Театрализованные игры могут делиться и по форме организации и по характеру деятельности учащихся на несколько видов. В своей деятельности я использую собственно театрализованные игры, ролевые игры.

Театрализованная игра, в отличии от театрализованного представления, подразумевает более свободную форму сценария, позволяет включать импровизацию. Чаще на своих уроках я использую элементы театрализованных игр (приложение Урок «В театрах Диониса»). Также театрализованная игра как урок-митинг. Конкретно такую форму можно использовать на тех уроках, когда возникает необходимость в сопоставлении нескольких принципиальных точек зрения. Например, в 8 классе по теме «Общественное движение в годы правления Николая I», где представляются позиции представителей консервативного движения, либерального (западников и славянофилов), а так же революционного движения (Герцен, Чаадаев). Из повествования учителя, прослушивания докладов или прочтения учебника сложно вычленить информацию и тем более усвоить её. А с помощью данной формы урока будет более запоминающимся и выразительным. Урок-митинг позволяет значительно эффективнее решать задачи формирования умений обобщать и оценивать исторические факты, приводить аргументы и т. д. Ещё одной из используемых мной форм театрализованной игры является урок-клуб путешественников. Я использую эту форму при изучении тем, связанных с обзорным изучением стран или географическими открытиями. Например, в 7 классе при изучении темы «Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия». Из числа учащихся выбирается ведущий, а так же «участники экспедиций», которые заранее изучали жизнь и деятельность каждого из первооткрывателей с помощью дополнительной литературы. В непринужденной беседе они рассказывают о различных странах, народах; о замысле, задачах, ходе экспедиций, их значении; отвечают на вопросы «зрителей».

Так же в своей работе я использую такую форму театрализованной игры как урок-салон. Этот урок, по сути, является подведением итогов самостоятельной работы по той или иной теме. Например, урок в 9 классе по теме «Духовная жизнь: достижения и потери». Данному занятию предшествуют длительная подготовка. Это этап длительной работы учащихся. За 2 - 3 недели в классе создаются творческие группы (по желанию учащихся) по изучению того или иного аспекта темы (образование: поэзия, проза, изобразительное искусство, церковь; Пролиткульт, «Окна РОСТА»; РАПП, кинематограф). Учащиеся выступают, раскрывая конкретные вопросы. Затем происходит обмен мнениями, беседы, диалоги, и даже споры по некоторым аспектам. Обучающиеся могут декламировать отрывки стихов, прозы; используют




наглядность (плакаты, книги и т. д.), которую я помогаю им найти. Обычно такое занятие проводится мной на двух (спаренных) уроках. Выбирается хозяйка салона, создаётся соответствующая духу эпохи (по возможности) атмосфера. Цели и задачи данного урока я сама формулирую во вводном слове.

Так же на своих уроках я использую ролевые игры, проводятся конкурсы на их лучшее исполнение. При подготовке используются исторические знания учащихся. Игра «Один день из жизни Киевского князя», «Киевский князь» знакомит гостей со своим жилищем, образом жизни и т. д. Каждый из гостей осматривает дом «хозяина», в то же время рассказывает о своей жизни.

Затем «хозяин» приглашает гостей к столу, где завязывается беседа о кушаньях, одежде и правах современной им жизни.

Ролевая историческая игра может рассматриваться как особая форма организации коллективной познавательной деятельности учащихся, как специфический вид учебной игры, в ходе которой ученики совершают целенаправленные игровые действия в моделируемой (воображаемой) ситуации прошлого и современности в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями. История - это целенаправленная деятельность конкретных людей с их взглядами, чувствами, убеждениями.

Более сложной является игра с использованием аппликаций. Например, для темы «Древнегреческий театр» можно взять аппликацию театра, актёров, их масок, реквизита и т. д. В своей работе, в курсе истории древнего мира и средних веков, я часто использую игру с использованием аппликаций.

Очень часто на своих уроках мне приходится использовать различные элементы учебных исторических игр. Видные психологи и педагоги (Ю. Азаров, А. Запорожец, Д. Эльконин и др.) отмечали, что использование интеллектуальных игр создаёт в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формируют прочные и глубокие знания, развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу обучающихся. В ходе игры учебная цель предстаёт перед ними в виде игровой задачи, ответить на вопрос викторины, разгадать кроссворд и т.д.

Игра возможна на разных этапах урока. В форме дидактической игры можно провести любое закрепление или проверку знаний. В программе по истории особое внимание уделяется понятиям. Они прекрасно закрепляются в очень простой игре «Выуди рыбку», которую можно провести за 3 - 5 минут на любом уроке и по любой теме. Я использую эту форму закрепления понятий и дат с учащимися 5-7 классов. В «аквариуме» (коробке) «плавают» бумажные «рыбки», на обратной стороне которых написаны понятия. Игра идёт как эстафета. Дети друг за другом, поочерёдно, из разных звеньев подходят к «аквариуму», рукой вытаскивают «рыбку» и, если знают ответ, говорят. Если не знают отвечает другое звено и рыбка идёт ему в актив. Вместо понятий на рыбках могут быть написаны даты - тогда ответом будет событие, или имена людей, известные истории. Через 3 - 5 минут подсчитывается «улов» и определяется победитель. Простой и в тоже время интересной формой опроса на любом уроке является «Вертолина». Для этой игры нужно простое приспособление - круглый неподвижный диск с колышком посредине, на который надеваются «пластинки с заданиями» и верхний диск, в котором вырезана восьмая часть круга. У этого выреза ручка-рычажок, за который второй диск нужно вертеть на оси. Между дисками кладутся сделанные из бумаги разделённые на 8 частей


круги с вопросами. Эти вопросы подготавливают ученики или звенья. Создание «дисков» для опроса - один из путей активизации работы звена, где обучающиеся собираются вмести для совместной деятельности. Здесь я предполагаю, что вопросы не должны повторять вопросы учебника, а так же предполагают творческий, а не воспроизводящий ответ. Игра «Гусёк» - ещё одна из распространённых игр при опросе, возможная на любом уроке, но её задания носят только воспроизводящий характер. На большом плакате - игровое поле. Вместо вопросов - символы -рисунки. Под каждым 5 кружков с порядковыми номерами. Такая игра-плакат может быть сделана на 2 - 3 урока темы. Победитель определяется только в конце. К каждому уроку столько картинок-символов, сколько звеньев в классе. В ходе игры, как правило, много желающих прорецензировать ответ, внести добавления, замечания, что редко бывает при обычном опросе. Мотив - желание успеха для себя и товарищей, да и просто азарт. Очень любят ребята игру «Найди ошибку» сами пишут для неё тексты, где допущены фактические ошибки: несоответствие событий - времени, неверная дата и т. д.

Так же учащиеся любят разного рода исторические аукционы. Я использую данную форму урока в различных классах. Аукцион - особый способ продажи товаров. Предмет предварительно выставляется для осмотра. Называется его предварительная цена. Тот, кто хочет его купить, эту цену повышает. Товар продаётся тому, кто даёт за него наивысшую цену, под которой подразумеваются знания о предметах выставляемых на аукцион. Тот, кто, по мнению жюри, покажет лучше знания предмета, становится владельцем той или иной вещи и получает оценку «отлично». Всем принявшим участие в игре выставляются отметки в зависимости от качества знания (приложение повторительно-обобщающий урок-игра (исторический аукцион) по теме «Расцвет Эллинской культуры в V - IV вв. до н. э.»).

Так же в качестве элементов исторической игры на своих уроках я использую различного рода кроссворды, головоломки и викторины, которые повышают интерес к нашему предмету.

История - очень везучая наука. Интерес ребёнка к ней, как правило, пробуждается гораздо раньше, чем увлечение математикой или физикой. Но, увы, немногим подросткам удаётся сохранить этот настрой до кона школьных лет. Наличие хороших и увлекательных интеллектуальных игр по истории в распоряжении учителя и самого школьника поможет удержать детский интерес к этой науке и дисциплине и пронести его через всю жизнь.






Заключение

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организаций педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнестись игровые технологии. Успешное изучение истории невозможно без развития познавательного интереса учащихся к предмету. А это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, использование активных форм, в том числе и игровых.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Среди обучающихся в 5-11 классах мной была проведена анкета, направленная на выявлении предпочтительных форм работы. Вопрос: какие формы работы на уроке тебе нравятся? Результаты показывают, что интеллектуальная игра является любимой формой работы ребят на уроке.

Применение и использование игровых форм обучения по своему содержанию соответствует основным задачам и целям образования:

  1. создаёт условия для формирования и развития разносторонней, гармоничной личности;

  2. вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками;

  3. А также, в определённой степени, сохраняет здоровье ребёнка, через применение интересных для ребят форм обучения.

В процессе игровой деятельности обучающиеся имели возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках:

- Ребята стали чётче формулировать вопросы для выяснения существенных признаков предмета или явления.

  • Учатся объяснять свою точку зрения, пытаются её отстаивать.

  • Умение вести диалог.

  • Умение слушать оппонента.

  • Давать рецензию на ответ.

  • Творческие работы учащихся.


В процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр учащихся:

  • Развивают умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.

  • Научаются подключать весь свой жизненный опыт.

  • Синтезируют умения и навыки в едином акте действия.

  • Научаются постигать особенности определённого периода истории.

  • «Человек - наивысшая ценность жизни». Технология игровых форм

  • обучения легко воспринимается и её можно применять любым учителям-предметникам. И, исходя из моего опыта работы, это делать не только можно, но и нужно. Тем более, что творческие сюжетно-ролевые игры не просто копия сделанной работы одного учителя другим, они являются проявлением свободной деятельности любого учителя, школьников, их свободной фантазии.

  • Используемая литература

  • 1. Баханов К. А. Театрализованные игры на уроках // ПИвШ. - 1990. - №4.

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

  2. Кулагина Г. А. Сто игр по истории. - М.: Просвещение, 1983.

  3. Кучерук И. В. Учебные игры на уроках истории // ПИвШ. - 1989. - №4.

  4. Макарова А. П. И др. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

  5. Манн Б.Б. Школьный исторический театр // ПИвШ. - 1993. - №3.

  6. Петрова А. В. Нетрадиционные формы уроков истории - эффективное средство улучшения мотивации обучения и формирование умений и навыков исторического мышления учащихся V-VI классов. - Д, 1998.

  7. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М: Просвещение, 1992.

  8. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе // ПИвШ.-1998. - №3.

  1. Смирнов С. Г. Задачник по истории древнего мира. -М.: Мирос, 1994.

  2. Хваткова Г. С. Ахейцы и троянцы. Урок-игра по мотивам «Илиады» История -1998.-№20.