Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях кружка “First steps”»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 20.01 по 24.02. 2014 года
2 сессия с 03.02 по07.02. 2014 года
Выполнила: Асадулина Гюзель Хабировна
учитель английского языка
ГБОУ гимназии №1
г. Новокуйбышевска Самарской области
2014г.
Оглавление.
Вводная часть.
Актуальность работы (противоречия, проблема).
Цель и задачи итоговой работы.
Ожидаемые результаты.
Основная часть.
2.1Теоретическое описание модели.
2.2 Описание опыта работы.
3. Заключение.
3.1 Выводы по работе.
4. Литература.
Вводная часть.
Успешный человек – кто он?
Тот, кто может мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно значимую проблему. Весь вопрос в том, какая проблема значима для конкретной личности. В этой связи особое значение приобретает то, что в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.
На сегодняшний день миссия школы состоит в том, чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных ценностей и подготовке интеллигенции, как носителя культурных традиций России, формированию мировоззренческой целостности сознания и самосознания учащихся, осознанию гражданской ответственности за судьбу страны, ориентировать на высокие идеалы русской истории и литературы, формировать нравственную чистоту, принципиальность в отстаивании своих убеждений, толерантность, уважение к любому человеку, милосердие, культуру общения и поведения.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
На современном этапе школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Однако, очевидны противоречия:
между репродуктивным характером овладения знаниями в массовой школе и современными требованиями общества к воспитанию самостоятельной способной к самообразованию и самоопределению личности школьника
между возрастной ведущей игровой деятельностью младших школьников и ограниченностью ее в силу закрытости общества
между желанием ребенка в общении с другими детьми и неумением выстраивать отношения основанные на сотрудничестве и толерантности
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного, квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое тысячелетие).
Практика показывает, что в массовой школе методы обучения в основном ориентированы на репродуктивный характер овладения знаниями, учебный процесс рассматривается в контексте исполнительской деятельности школьников. В этих условиях самообразование становится внутренне необходимым лишь для незначительной части учащихся, а его познавательная результативность является невысокой, несмотря на наличие внешних форм стимулирования со стороны учителя.
Заметим попутно, что в начальной школе недооценивается значение игры как способа обучения иноязычной устной речи. Именно в этом виде деятельности формируются основные компоненты самостоятельной учебной деятельности. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самостоятельностью» - человека - собирание своего «я». Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления.
Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам.
Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности проблем развития самостоятельности, самообразования, саморазвития и личностного самоопределения младших школьников.
Именно этим объясняется создание концепции универсальных учебных действий под руководством известного психолога А.Г. Асмолова, которая сейчас активно внедряется в начальную школу. Формирование универсальных учебных действий включено в стандарты начального образования нового поколения и нашло отражение в новой программе по иностранным языкам для начальной школы.
На основе противоречий можно сформулировать проблему:
Конечно, традиционное образование тоже тренирует мыслительные навыки, необходимые для чтения, письма, говорения, слушания, математических операций. Однако оно практически ничего не делает для развития навыков аргументированного, логически корректного рассуждения, умения мыслить самостоятельно, критично, рефлексивно, творчески, концептуально. Неразвитыми остаются способности решения моральных проблем, межличностных конфликтов, способности социального общения.
(М. Липман)
Цель:
Разработать тематику занятий кружа “First steps” по формирование личностных универсальных учебных действий у младшего школьника.
Задачи:
Развивать готовность и способность младших школьников к саморазвитию
Формировать мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
Систематизировать тематику занятий по формированию ЛУУД .
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит воспитать выпускника начальной школы:
Психологически адаптированного: имеющего навыки самопознания, самоорганизации.
Ориентированного на развитие личностных универсальных учебных действий на занятиях во внеурочной деятельности.
Испытывающего потребность в освоении норм морально этического и характера в ситуациях, созданных тематикой занятий во внеурочной деятельности.
Основная часть.
С переходом современных российских школ на ФГОС изменились и
требования к профессиональной деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы.
Данные изменения обусловлены тем, что усовершенствованиев образовательном процессе, позволит наиболее ускоренно и
эффективно достичь успехов в общекультурном, личностном и познавательном развитии детей. «Формирование метапредметных умений очень важно для начальной школы» .
Так, как для успешного овладения учеником школьной программы по любому предмету в начальном звене (а также в среднем и старшем) ему необходимо обладать общими теоретическими и практическими умениями. А это в свою очередь позволит формировать активность и самостоятельность детей в учебном процессе и научить детей учиться.
Универсальные учебные действия (УУД) разработаны группой ученых психологов (Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым) под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. В основе лично-стных универсальных действий заложены такие компоненты как внутренняя позиция школьника (Л.И. Божович), самоопределение как развитие Яконцепции (Э. Эриксон, Р. Хевигхерст, Р. Бернс, И.С. Кон, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников и др.)
Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т. е. ученик должен знать морально-этические нормы, уметь соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами и выделять нравственный аспект поведения, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
В последнее время политические, социально-экономические культурные преобразования в России ставят новые задачи в методике преподавания иностранных языков. Из разряда второстепенных предметов он переходит в одну из самых востребованных школьных дисциплин и играет большую роль в формировании и развитии личности школьников.
Занятия иностранным языком в раннем возрасте всесторонне развивают ребёнка: у него улучшается память, активизируется сообразительность, наблюдательность, активизируется работа слухового, зрительного и рече-двигательного анализаторов. Изучение иностранного языка формирует осознанное отношение, как к родному, так и к иностранному языку. Таким образом, обучение иностранному языку вносит вклад в общее гуманитарное развитие личности ребёнка.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что она построена на использовании компетентностно – ориентированного обучения. Дети изучают иностранный язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия друг с другом, с учителем, сказочными персонажами. Заинтересованность в общении обеспечивается за счёт создания игровых мотивов речевых и неречевых действий детей. Создать необходимые условия общения позволяет включение процесса обучению языку в контексте игровой и сценической деятельности.
В своей работе стараюсь, чтобы форма проведения занятий кружка была нетрадиционной, отличалась от урока иностранного языка. В выборе форм и методов организации речевой деятельности на занятиях учитываю виды деятельности, являющиеся ведущими для данного возраста. Для учащихся 1-4 классов ведущей является игровая деятельность.
На всех этапах работы кружка особый интерес для учащихся представляют общение со своими сверстниками вне урока, личность учителя- руководителя, наличие прямой и обратной связи с учебным процессом. На мой взгляд, правильный выбор места проведения занятий кружка или интерьера кабинета иностранного языка способствует созданию естественного фона для речевого общения учащихся, стимулирует их познавательную активность, помогает снять усталость после уроков.
Очень важен воспитательный результат внеурочной деятельности –это непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. В цикле занятий по теме «Одежда» используются следующие виды внеурочной деятельности:
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов – получения школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Этот уровень результатов достигается в самостоятельном общественном действии за пределами дружественной среды школы.
Второй уровень результатов (2 -3 класс) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Рассмотрим какие ЛУУД формируются на цикле занятий по теме «Одежда» в 3 классе во внеурочной деятельности.
№ занятия | Тема занятия | Формируемые ЛУУД |
1 | Вводное занятие. Знакомство с НЛЕ по теме «Одежда» | бытовые навыки (знание названий предметов одежды); стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений |
2 | Повседневная одежда | Формирование эстетических чувств |
3 | Мы идем на день рождения/вечеринку | Выделение нравственно-этического содержания выбора одежды на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм |
4 | В магазине | бытовые навыки (навыки совершения покупок: знание названий предметов одежды, умение спросить, попросить у продавца); - уважение личности (доброжелательное отношение к окружающим); - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
5 | Цвет и размер вещей. Что лучше, что хуже носить. | уважение личности (доброжелательное отношение к окружающ.); - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств |
6 | Мы делаем покупки | практическая подготовленность ученика (подставить уже знакомые слова в незнакомый текст по смыслу); формирование мотива, реализующего поребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности |
7 | Мой стиль. Какую одежду я люблю. | практическая подготовленность ученика (умение использовать изученный теоретический материал в новых ситуациях, трансформируя его). |
8 | Просмотр DVD «Покупки в магазинах Британии» | Формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие толерантности |
9 | Выпуск газеты «Мир моды» | Формирование чувства прекрасного и эстетического на основе усвоения темы «Одежда» |
10 | КВН по теме «Одежда» | Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия; Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. |
Принципы , лежащие в основе по формированию личностных универсальных учебных действий
Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники.
Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преимушественно в форме деятельности.
Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.
Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:
– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
– ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
– технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;
– технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
Этапы работы над проектом
1. Поисковый этап
2. Аналитический этап
3. Практический этап
Презентационный этап
Критерии оценки достижения ожидаемых результатов
Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.
Также школьник учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества.
Заключение.
Тематика занятий на занятиях кружка “First stes” при формировании личностных УУД:
Позволяет проявлять активность в познании окружающего мира;
Быть контактным в различных социальных группах;
Уметь отстаивать собственное мнение;
Быть терпеливым к мнению других;
Работать в коллективе;
Предотвращать конфликтные ситуации;
Быть социально успешной личностью.
Рекомендации по развитию личностных УУД:
1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Кто-то из мудрых сказал: что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад, народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Литература
ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.. — М. : Просвещение, 2008.
www.standart.edu.ru
http://fgos.isiorao.ru
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников.
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова
Существуют различные виды заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений;
Сначала рассмотрим формирование личностных УУД средствами английского языка. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься). Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью можно выделить следующие виды личностных действий:
1) действия в личностном самоопределении (связанные с формированием Я-концепции);
2) действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, что побуждает эту деятельность, ради чего она осуществляется. Ученику нужно помочь задуматься над вопросом, «какое значение и какой смысл имеет для меня осваиваемая деятельность на уроке ИЯ и учение?» и стимулировать поиски ответа на этот вопрос. Младший школьник должен видеть смысл, в том, что он делает на уроке ИЯ: ради чего (зачем) он говорит, читает, слушает, пишет на ИЯ;
3) действия нравственно-этической ориентации, обеспечивающие личностный моральный выбор – оценка того, что ученик слышит, читает на иностранном языке и того, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание), исходя из нравственных ценностей – социальных и личностных.
Личностные УУД = ценностно-смысловая, нравственная, социальная ориентация
Приемы ситуаций успеха [3]
Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». |
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с…..» «Выполняя работу, не забудьте о…..» |
Внесение мотива | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» |
Персональная исключительность. | Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | «Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» |
Что побудило выбрать эту тему Новые цели образования и самообразования отмечены в нормативном государственном документе — Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где впервые зафиксировано;, что личностные и метапредметные результаты так же значимы, как и предметные результаты освоения основной- образовательной программы. Преемственность целей и содержания мы наблюдаем в проекте стандартов второго поколения среднего (полного) общего образования. Личностные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, включают их готовность и способность к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Обозначенные выше способности, умения, установки квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения.
Как понять себя и чувства другого?
Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.
Также школьник учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества.
Человек нашел телефон и прочитал SMS-сообщение: «Приходи на САУ будут ЛУУД, ПУУД, КУУД и РУУД». Чей это был телефон? Вероятно, одного из учителей школы. Но насколько правильно с точки зрения конституционного права, норм поведения поступил человек, нашедший этот телефон и прочитавший это сообщение?А часто ли в нашей жизни
возможны случаи, когда мы садимся за компьютер и видим чужую открытую почту, возникает ли желание ее просмотреть и быть может даже прочитать некоторые письма?А как часто мы обещаем ребятам повысить оценку, но не до конца уточняем требования и условия, и в результате не повышаем ее, а отношения с учениками портятся. А как нам бороться с большим количеством пропусков уроков, или это возможно предотвратить? И что же нам делать с учениками, которые проводят время в Бон Чибо; или с теми, кто выкладывает неоднозначное видео о жизни нашейшколы в социальные сети... Сложные вопросы –и они требуют скорейшего их решения. Но как, за
счет чего их можно решить? Какова роль школы, каждого учителя в воспитании учеников ответственных, надежных, любящих свою школу?
А закончить свое выступление нам хотелось бы притчей о битве двух волков
.
Старый индеец племени чероки учил жизни своих внуков. Он сказал им:
-Во мне идет битва... это ужасная борьба двух волков. Один из них представляе
т страх, гнев, зависть, скорбь, сожаление, жадность, высокомерие, жалость к себе, вину, чувство обиды, негодование, ложь, неполноценность, фальшивую гордость, превосходство и эго.
Другой олицетворяет радость, спокойствие, любовь, надежду, щедрость, искренность, смирение, доброту, доброжелательность, дружелюбие, сочувствие, желание делиться, истину, сострадание и веру.
Пожилой человек посмотрел на детей твердым взглядом.
-Та же битва идет и внутри вас и также внутри других людей.
Дети подумали об этом минуту, а затем один из них спросил дедушку:
-А какой волк победит?
-Тот, которого вы кормите, -ответил старый индеец...
Роль ЛУУД для школьника
ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты)
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - Умение ориентироваться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) -Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя: - с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, - с земляками, народом, - с твоей Родиной, - со всеми людьми, - с природой; - объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; - испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; - отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; - искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; - стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; - уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; - осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
ПОСТУПКИ Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе: - культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, - базовых российских гражданских ценностей, - общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений, - известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения, - сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам, - сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ. - Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание) - Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. Умение оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) Способность оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе: - общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре; - важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового; - важности бережного отношения к здоровью человека и к природе; - важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в прекрасном» и отрицания «безобразного»; - важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п. Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
1