«Формирование метапредметных и предметных компетенций на уроках русского языка и литературы в контексте современных образовательных процессов»
Учитель русского языка и литературы
Курочкина Ольга Александровна
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
и я научусь.
Бенджамин Франклин
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных по одному предмету.
Цель современного образования - формирование у учащихся ключевых(или базовых)компетенций.
Компетенция-
это совокупность взаимосвязанных свойств личности (т.е. ЗУН+ способы действия)
и развитие творческого
и интеллектуального потенциала личности.
« Главная задача современного образования-
создание условий для самостоятельного выбора человека,
формирование готовности и способности
действовать на основе постоянного выбора и умение
выходить из ситуации, выбора без стрессов».
Метапредметные компетенции – это формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно или с помощью учителя определять учебную проблему и находить пути решения.
Мотивация: зачем мне это нужно? Это интересно! Я узнаю много нового!
Современная школа должна:
учить учиться,
учить общаться,
формировать бытовую цивилизованную культуру,
формировать грамотную личность
Принципы современного урока
русского языка
литературы
Структурные компоненты урока в свете ФГОС :
Идея формирования компетенций,
проявляющихся в умении учащихся интегрировать,
переносить и использовать знания
в различных жизненных ситуациях.
Три группы компетенций:
личностные,
метапредметные,
предметные.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов .
регулятивные - управление своей деятельностью; контроль и коррекция,
инициативность и самостоятельность;
коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества;
познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями,
использование знако-символических средств, общих схем решения,
выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Проектная деятельность
как средство формирования метапредметных
умений и навыков
Интерактивная методика
Личностно – ориентированные технологии обучения
Интегративная технология
как путь к формированию метапредметных
знаний и умений
Лексическая работа
по тексту
Новые слова овчарня псарня псарный двор псари забияку стала адом ощетиня
Устаревшие слова в хлевах не делать мировой выпустил гончих
Пары
противоположностей
Ловчий – волк друг – враг мир – война добро - зло
- ЛИТЕРАТУРА
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения). 2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование–2009–№2–с.58-64. 3. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm 4. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование №4 2013 – с. 157-171. 5. Интернет-ресурсы