СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личностных результатов на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья учащихся.

       ФГОС задает рамки нового содержания образования, которое ставит во главу угла ЛИЧНОСТЬ ребенка. Личностными результатами стандарт считает социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) и внутренние качества человека (ценности, убеждения, принципы).

     Ученик успешен, если он развивается как личность: мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности.

     Следует отметить, что личностные результаты, предметные и метапредметные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.

     В соответствии со Стандартом Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Ни у кого, наверное, нет сомнения, что возможности уроков русского языка и литературы в формировании личностных результатов учащихся огромны.      Целью воспитания является формирование мировоззрения, привитие школьникам определенных личностных качеств, соответствующих идеалам общества.

    На уроках русского языка формируется культура мышления, которая необходима не только для успешного усвоения других предметов, но и в жизни.

    При формировании культуры мысли русский язык воспитывает:

1.правильность мышления:

  • навыки закономерного и безошибочного мышления;
  • логическую культуру мышления;
  • навыки полноценной аргументации (законные обобщения, обоснованные аналогии, учет всех ситуаций и закономерностей, полнота и выдержанность классификации);

2.стиль мышления:

  • навыки построения логической схемы рассуждения;
  • лаконизм;
  • четкую расчлененность хода рассуждения;
  • точность символики.

    Однако условия научно-технического развития требуют не только специальных знаний, гибкости мысли, развития логического мышления, но и определенных качеств личности таких, как: способность к самореализации, осуществлению свободного выбора в различных отраслях деятельности, развитие и широкое распространение критического мышления, самосовершенствование и многое другое.

    Какие из качеств личности формируются на уроках русского языка в первую очередь?

 1.Уважение к достижениям человеческого гения – универсальный метод описания самых разнообразных явлений природы.

 2.Чувства патриотизма и интернационализма.

 3.Признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.

 4.Убежденность в важности знаний в практической жизни человека, в развитии научной мысли.

 5.Трудолюбие, настойчивость, преодоление трудностей в преследовании намеченной цели.

 6.Познавательная активность.

 7.Самостоятельность, дисциплинированность.

 8.Честность и правдивость (руководство соображениями объективной истинности).

 9.Чувство красоты и гармонии, связанное с познанием законов русского языка, восприятием особенностей языка.

    Кроме этого на уроках русского язык, как и на других уроках, формируются отношения учащихся к различным явлениям окружающей жизни. Воспитательная цель урока охватывает  целый ряд отношений.

    С какими нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие?

    Прежде всего – это «другие люди».  Отношение к «другим людям» проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, ответственность.

    Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность.

    Третий объект – общество и коллектив. Отношение к ним ученика проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, сопереживание – все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы, учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке – в этом ученик проявляет себя как член общества.

    Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой формируется на уроке, является труд. Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.

    И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, в отношении к учению и труду.

    Создание предпосылок для развития способности критически мыслить, быть личностью в образовательном процессе, умеющей отстоять свою точку зрения, выдвигать гипотезы, предположения, требует от учителя организации определенных форм урока - диалога, учебной дискуссии, спора, рассуждения, исследования, соревнования.

    Для этого необходимо:

 1.Применение приема, связанного со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания, обновление уже известных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной, метапредметной значимости знаний, что обеспечивает раздумья и размышления учащихся.

2.Использование проблемного обучения, что существенно приближает обучение к особенностям современного диалогического мышления.

3.Включение в содержание предмета смысловых коллизий, которое влечет за собой столкновение различных мнений учащихся, учит их отстаивать свою точку зрения, самостоятельно делать выводы.

4.Привлечение исторического и справочного материала, что позволяет показать развитие науки, повышает интерес к предмету, расширяет умственный кругозор учащихся, повышает их общую культуру, позволяет понять роль русского языка в современном обществе.

5.Использование иллюстративного и наглядного материала, которое формирует воображение школьников, развивает чувства гармонии и прекрасного.

6.Выполнение учащимися заданий творческого характера способствует  самовыражению, развитию мышления, выработке навыков критичности, умений защищать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

7.Насыщение урока различными видами самостоятельных работ  способствует развитию навыков рецензирования, самоконтроля и взаимоконтроля.

    На уроках русского языка у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при выполнении заданий приведет к ошибке в постановке знаков препинания, выделении орфограмм, применении правил, любая неточность не останется без последствий, приведет к неверному выбору орфограмм, пунктограмм. Поэтому занятия на русском языке дисциплинируют. Кроме того, благодаря наличию орфограмм, каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить объем своих знаний и меру усилий, т.е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности.

    Русский язык в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость от маленького открытия, неожиданного решения задания. Возникающие при этом чувства радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, так как формируют у человека потребность в творческом труде.

    Таким образом, занятия на уроках русского языка способствуют формированию личностных результатов учащихся.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!