Выпускная квалификационная (дипломная) работа "Формирование многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях"
Исполнитель: Мамаева Д.С.
Научный руководитель: к.п.н., доцент Абашина Н.Н.
Актуальность исследования
Можно увидеть с первого взгляда, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания.
А.Ф. Ануфриев [2], А.Г. Арушанова [3], В.П. Глухов [11] достаточно подробно рассмотрели вопросы трудностей детей в общении, а Н.Г. Лебедева [27] занималась формированием связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Н. С. Жукова [17, 18], Л. Н. Ефименкова [16], С. Н. Сазонова [38] рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Научный аппарат исследования
Объект исследования: процесс формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях.
Предмет исследования: содержание, методы и приемы формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях.
Цель исследования: определить и апробировать педагогические условия формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования:
Процесс формирования многозначности значения слова у детей с ОНР будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:
- использования данных диагностического обследования детей с ОНР при планировании логопедической работы;
- взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе формирования многозначности значения слова у детей с ОНР;
- использования игровых методов в работе с детьми с ОНР в процессе формирования многозначности значения слова на логопедических занятиях.
Задачи исследования:
- Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования многозначности значения слова у детей с ОНР.
- Выявление особенностей понимания многозначности значения слов у детей с ОНР.
- Разработка содержания, методов и приемов формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях.
- Выявление динамики в понимании многозначности значения слов у детей с ОНР.
Теоретическая основа работы представлена исследованиями, посвященных изучению:
- психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР (Р.Е. Левина, В. П. Балобанова, Е. М. Мастюкова, Ю. Ф. Гаркуша, Н. Я. Семаго и М. М. Семаго)
- проблемы формирования многозначности значения слова у детей с ОНР (Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, Н. Н. Моторина, О. С. Ушакова, Т. В. Туманова, Т. А. Ткаченко, О. Е. Грибова)
- организации и проведения логопедических занятий по формированию многозначности значения слова у детей с ОНР (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, М. М. Конина, А. М. Бородич, В. И. Логинова, Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова)
Цель и задачи констатирующего этапа эксперимента:
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития лексики у детей с ОНР.
В ходе работы решались следующие задачи :
- Подобрать методику по определению уровня сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Провести диагностику по определению уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Провести обработку и анализ полученных результатов.
Констатирующий этап эксперимента
Формирующий эксперимент:
Целью формирующего эксперимента: разработка и апробация содержания, методов и приемов формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях.
Задачи формирующего эксперимента:
- Разработать содержание логопедических занятий, направленных на формирования многозначности значения слова у детей с ОНР.
- Подобрать дидактические игры, способствующие формированию многозначности значения слова у детей с ОНР.
- Установить взаимодействие с родителями в процессе развития словаря дошкольников с ОНР.
Этапы проведения формирующего эксперимента:
- Организационный (разработка комплекса занятий по формированию многозначности значения слова у детей старшей группы с общим недоразвитием речи).
- Экспериментальный (проведение комплекса занятий по формированию многозначности значения слова у детей старшей группы с общим недоразвитием речи).
- Аналитический (анализ полученных результатов).
Форма проведения эксперимента – подгрупповые логопедические занятия по развитию формированию многозначности значения слова у детей с использованием дидактических игр. Длительность занятия – 30 минут.
Логопедическая работа строилась по схеме :
• дополнительные подгрупповые занятия;
• рекомендации для воспитателей;
• рекомендации для родителей.
Контрольный эксперимент
Цель контрольного исследования – определение эффективности проведенной работы по развитию уровня сформированности многозначности значения слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
На данном этапе были поставлены следующие задачи :
- Повторное изучение активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Анализ полученных данных, сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента.
Контрольный эксперимент
Уровни развития активного словаря до и после проведения дидактических игр
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ПО СХЕМЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Н. В. СЕРЕБРЯКОВОЙ, Л. С СОЛОМАХИ
Уровни понимания смысла слов до и после проведения дидактических игр
Уровни развития понимания многозначности слова до и после проведения дидактических игр
Выводы по результатам эксперимента:
Данные проводимых нами исследований помогли нам наиболее точно и наглядно изучить проблему понимания детьми многозначности значения слова. А так же эти исследования помогли правильно подобрать схему и методику работы с детьми и достаточно эффективно скорректировать все «проблемные места» в словаре детей. Работа, проводимая нами с родителями и воспитателями, помогла ускорить процесс коррекции.
Предложенные нами дидактические игры и упражнения, могут позволить преодолеть трудности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, помогут обогатить речь за счет увеличения понимания многозначности значения используемых ими в речи слов. Их использование возможно не только в логопедической работе, но и на занятиях воспитателя детского сада, также ими могут пользоваться родители.
Спасибо за внимание!