СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс формирования многозначности значения слова у детей с ОНР будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:

•использования данных диагностического обследования детей с ОНР при планировании логопедической работы; •взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе формирования многозначности значения слова у детей с ОНР; •использования игровых методов в работе с детьми с ОНР в процессе формирования многозначности значения слова на логопедических занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Формирование многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях»

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

Выпускная квалификационная (дипломная) работа "Формирование многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях"

Исполнитель: Мамаева Д.С.

Научный руководитель: к.п.н., доцент Абашина Н.Н.

Актуальность исследования Можно увидеть с первого взгляда, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. А.Ф. Ануфриев [2], А.Г. Арушанова [3], В.П. Глухов [11] достаточно подробно рассмотрели вопросы трудностей детей в общении, а Н.Г. Лебедева [27] занималась формированием связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Н. С. Жукова [17, 18], Л. Н. Ефименкова [16], С. Н. Сазонова [38] рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Актуальность исследования

Можно увидеть с первого взгляда, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания.

А.Ф. Ануфриев [2], А.Г. Арушанова [3], В.П. Глухов [11] достаточно подробно рассмотрели вопросы трудностей детей в общении, а Н.Г. Лебедева [27] занималась формированием связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Н. С. Жукова [17, 18], Л. Н. Ефименкова [16], С. Н. Сазонова [38] рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Научный аппарат исследования Объект исследования: процесс формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях. Предмет исследования: содержание, методы и приемы формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях. Цель исследования: определить и апробировать педагогические условия формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях.

Научный аппарат исследования

Объект исследования: процесс формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях.

Предмет исследования: содержание, методы и приемы формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях.

Цель исследования: определить и апробировать педагогические условия формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях.

Гипотеза исследования: Процесс формирования многозначности значения слова у детей с ОНР будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий: использования данных диагностического обследования детей с ОНР при планировании логопедической работы; взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе формирования многозначности значения слова у детей с ОНР; использования игровых методов в работе с детьми с ОНР в процессе формирования многозначности значения слова на логопедических занятиях.

Гипотеза исследования:

Процесс формирования многозначности значения слова у детей с ОНР будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:

  • использования данных диагностического обследования детей с ОНР при планировании логопедической работы;
  • взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе формирования многозначности значения слова у детей с ОНР;
  • использования игровых методов в работе с детьми с ОНР в процессе формирования многозначности значения слова на логопедических занятиях.
Задачи исследования: Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования многозначности значения слова у детей с ОНР. Выявление особенностей понимания многозначности значения слов у детей с ОНР. Разработка содержания, методов и приемов формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях. Выявление динамики в понимании многозначности значения слов у детей с ОНР.

Задачи исследования:

  • Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования многозначности значения слова у детей с ОНР.
  • Выявление особенностей понимания многозначности значения слов у детей с ОНР.
  • Разработка содержания, методов и приемов формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях.
  • Выявление динамики в понимании многозначности значения слов у детей с ОНР.
Теоретическая основа работы представлена исследованиями, посвященных изучению: психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР (Р.Е. Левина, В. П. Балобанова, Е. М. Мастюкова, Ю. Ф. Гаркуша, Н. Я. Семаго и М. М. Семаго) проблемы формирования многозначности значения слова у детей с ОНР (Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, Н. Н. Моторина, О. С. Ушакова, Т. В. Туманова, Т. А. Ткаченко, О. Е. Грибова) организации и проведения логопедических занятий по формированию многозначности значения слова у детей с ОНР (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, М. М. Конина, А. М. Бородич, В. И. Логинова, Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова)

Теоретическая основа работы представлена исследованиями, посвященных изучению:

  • психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР (Р.Е. Левина, В. П. Балобанова, Е. М. Мастюкова, Ю. Ф. Гаркуша, Н. Я. Семаго и М. М. Семаго)
  • проблемы формирования многозначности значения слова у детей с ОНР (Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, Н. Н. Моторина, О. С. Ушакова, Т. В. Туманова, Т. А. Ткаченко, О. Е. Грибова)
  • организации и проведения логопедических занятий по формированию многозначности значения слова у детей с ОНР (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, М. М. Конина, А. М. Бородич, В. И. Логинова, Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова)
Цель и задачи констатирующего этапа эксперимента: Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития лексики у детей с ОНР. В ходе работы решались следующие задачи : Подобрать методику по определению уровня сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Провести диагностику по определению уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Провести обработку и анализ полученных результатов.

Цель и задачи констатирующего этапа эксперимента:

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития лексики у детей с ОНР.

В ходе работы решались следующие задачи :

  • Подобрать методику по определению уровня сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • Провести диагностику по определению уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • Провести обработку и анализ полученных результатов.
Констатирующий этап эксперимента

Констатирующий этап эксперимента

Формирующий эксперимент: Целью формирующего эксперимента: разработка и апробация содержания, методов и приемов формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях. Задачи формирующего эксперимента: Разработать содержание логопедических занятий, направленных на формирования многозначности значения слова у детей с ОНР. Подобрать дидактические игры, способствующие формированию многозначности значения слова у детей с ОНР. Установить взаимодействие с родителями в процессе развития словаря дошкольников с ОНР.

Формирующий эксперимент:

Целью формирующего эксперимента: разработка и апробация содержания, методов и приемов формирования многозначности значения слова у детей с ОНР на логопедических занятиях.

Задачи формирующего эксперимента:

  • Разработать содержание логопедических занятий, направленных на формирования многозначности значения слова у детей с ОНР.
  • Подобрать дидактические игры, способствующие формированию многозначности значения слова у детей с ОНР.
  • Установить взаимодействие с родителями в процессе развития словаря дошкольников с ОНР.
Этапы проведения формирующего эксперимента: Организационный (разработка комплекса занятий по формированию многозначности значения слова у детей старшей группы с общим недоразвитием речи). Экспериментальный (проведение комплекса занятий по формированию многозначности значения слова у детей старшей группы с общим недоразвитием речи). Аналитический (анализ полученных результатов). Форма проведения эксперимента – подгрупповые логопедические занятия по развитию формированию многозначности значения слова у детей с использованием дидактических игр. Длительность занятия – 30 минут. Логопедическая работа строилась по схеме : •  дополнительные подгрупповые занятия; •  рекомендации для воспитателей; •  рекомендации для родителей.

Этапы проведения формирующего эксперимента:

  • Организационный (разработка комплекса занятий по формированию многозначности значения слова у детей старшей группы с общим недоразвитием речи).
  • Экспериментальный (проведение комплекса занятий по формированию многозначности значения слова у детей старшей группы с общим недоразвитием речи).
  • Аналитический (анализ полученных результатов).

Форма проведения эксперимента – подгрупповые логопедические занятия по развитию формированию многозначности значения слова у детей с использованием дидактических игр. Длительность занятия – 30 минут.

Логопедическая работа строилась по схеме :

• дополнительные подгрупповые занятия;

• рекомендации для воспитателей;

• рекомендации для родителей.

Контрольный эксперимент Цель контрольного исследования – определение эффективности проведенной работы по развитию уровня сформированности многозначности значения слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. На данном этапе были поставлены следующие задачи : Повторное изучение активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Анализ полученных данных, сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента.

Контрольный эксперимент

Цель контрольного исследования – определение эффективности проведенной работы по развитию уровня сформированности многозначности значения слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

На данном этапе были поставлены следующие задачи :

  • Повторное изучение активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Анализ полученных данных, сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента.
Контрольный эксперимент Уровни развития активного словаря до и после проведения дидактических игр

Контрольный эксперимент

Уровни развития активного словаря до и после проведения дидактических игр

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ПО СХЕМЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Н. В. СЕРЕБРЯКОВОЙ, Л. С СОЛОМАХИ Уровни понимания смысла слов до и после проведения дидактических игр

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ПО СХЕМЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Н. В. СЕРЕБРЯКОВОЙ, Л. С СОЛОМАХИ

Уровни понимания смысла слов до и после проведения дидактических игр

Уровни развития понимания многозначности слова до и после проведения дидактических игр

Уровни развития понимания многозначности слова до и после проведения дидактических игр

Выводы по результатам эксперимента: Данные проводимых нами исследований помогли нам наиболее точно и наглядно изучить проблему понимания детьми многозначности значения слова. А так же эти исследования помогли правильно подобрать схему и методику работы с детьми и достаточно эффективно скорректировать все «проблемные места» в словаре детей. Работа, проводимая нами с родителями и воспитателями, помогла ускорить процесс коррекции. Предложенные нами дидактические игры и упражнения, могут позволить преодолеть трудности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, помогут обогатить речь за счет увеличения понимания многозначности значения используемых ими в речи слов. Их использование возможно не только в логопедической работе, но и на занятиях воспитателя детского сада, также ими могут пользоваться родители.  

Выводы по результатам эксперимента:

Данные проводимых нами исследований помогли нам наиболее точно и наглядно изучить проблему понимания детьми многозначности значения слова. А так же эти исследования помогли правильно подобрать схему и методику работы с детьми и достаточно эффективно скорректировать все «проблемные места» в словаре детей. Работа, проводимая нами с родителями и воспитателями, помогла ускорить процесс коррекции.

Предложенные нами дидактические игры и упражнения, могут позволить преодолеть трудности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, помогут обогатить речь за счет увеличения понимания многозначности значения используемых ими в речи слов. Их использование возможно не только в логопедической работе, но и на занятиях воспитателя детского сада, также ими могут пользоваться родители.  

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!