МОТИВ – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих его активность и определяющих его направленность (мотивацию).
Мотив – это потребность, а потребность-это основная движущая сила развития человека.
Благодаря потребностям жизнь приобретает целенаправленность.
Воспитание потребностей – одна из центральных задач формирования личности.
Самые главные и крупные этапы формирования личности это:
Дошкольный возраст – когда устанавливаются мотивы подчинения социальным нормам.
Подростковый возраст – осознание мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Это выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.
Наряду с мотивацией к обучению, к общению, к достижению у подростков формируются мотивы выбора профессиональной деятельности, т.е. профессии. Задумываясь о смысле жизни, многие подростки в первую очередь задумываются о своем профессиональном трудовом пути, поэтому главной характерной чертой этого возраста является формирование жизненных планов. Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: иметь интересную работу, зарабатывать много денег, иметь славу, успех, открыть свое дело и сделать что-нибудь такое …
Жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать. В отличии от мечты жизненный план- это план деятельности.
Жизненный путь без любимого профессионального дела- бессмыслица. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей подростки довольно часто реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены, они ждут слишком много и слишком быстро. Они психологически не готовы к более трудному квалифицированному и производительному труду.
Формирование мотивации и положительного отношения к труду, усвоение определенных трудовых навыков и выборе профессии – неотъемлемые компоненты становления личности.
Любой педагог знает, что заинтересованный ребенок занимается лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры занятия, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи материала.
Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, воспитатели сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам детей. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что воспитанники, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Обучающиеся с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач.
Оценивая результат, педагог обычно сравнивает достижения одних детей с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психологически более оправдано сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если любая деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
Эффективность мотивации обучающего и его статус в детском коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у детей развиваются позитивные навыки общения. Однако часто случается так, что они испытывают страх перед трудной работой, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве «своего». Неспособность (по различным причинам) принимать участие в общении, а также определять свои цели приводит к возникновению трудностей в детском коллективе чаще, чем невысокие интеллектуальные возможности. Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты и т.п.) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо неблагоприятных условиях — и к ее деградации. В случае долгого пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность и фрустрацию.
Научное понятие «тревожность» в повседневном языке раскрывают такие слова, как беспокойство, страх, опасение, боязнь, повышенная напряженность. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Ребенок, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее.
Любая деятельность всегда мотивирована. К внутренним мотивам ее можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения, познание нового, неизвестного, понимание необходимости занятий для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными, хотя они в большей степени определяются зависимостью от внешних факторов. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как деятельность ради лидерства, престижа, материального вознаграждения или избегания неудач. Поэтому одной из основных задач педагога должно быть повышение в структуре мотивации «удельного веса» положительных мотивов. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель обучения как саморазвития. Каждый шаг этого процесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели мотива на другой, более удаленный от нее. Поэтому в мотивационном развитии следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития. Для того чтобы ребенок по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для него.
Теперь перечислим педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к деятельности:
Содержание материала.
Организация развивающей деятельности.
Стиль педагогической деятельности педагога.
Коллективные, групповые формы деятельности.
Оценка деятельности воспитанника в безличной форме, в сравнительной динамике.
Личностные качества, необходимые педагогу для эффективной работы:
стремление к максимальной гибкости;
способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям воспитанников;
умение придать личностную окраску обучения;
владение стилем доверительного (неформального) общения с детьми;
эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Теперь отметим условия, способствующие формированию позитивных мотивов детей.
Осознание ближайших и конечных целей.
Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.
Наличие любознательности у детей.
Положительный психологический климат в объединении.
Профессиональная направленность в деятельности.
Перейдем к организации поэтапной деятельности, способствующей формированию устойчивой, положительной мотивации .
1-й этап — мотивационный. Он включает в себя следующие действия:
создание проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы (постановка задачи, теоретическая и практическая значимость темы, ее ценность в истории );
формулировка основной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации (цель деятельности );
рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки (план работы, установка на подготовку к изучению нового материала).
2-й этап — операционально-познавательный. Он предполагает:
усвоение темы, овладение действиями и операциями в связи с ее содержанием;
положительные эмоции, подкрепляющие деятельность, достижение конкретного результата.
3-й этап — рефлексивно-оценочный. На этом этапе происходит:
анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы;
организованное подведение итогов, переводящее удачные и неудачные работы детей в позитивную плоскость приобретенного опыта
(«на ошибках учатся»);
Выполнила:
Воспитатель
Юрьева Н.Н.
2014
7