c2cCSxzt.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кочневская средняя общеобразовательная школа
Татарского района
Самоанализ педагогической деятельности по теме:
«Формирование навыков педагогической деятельности труда через использование метода учебного проекта»
учителя технологии первой квалификационной категории
МБОУ Кочневской СОШ
Грязновой Ольги Михайловны
2016г.
Я, Грязнова Ольга Михайловна, учитель технологии первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кочневской средней общеобразовательной школы Татарского района, работаю в данной школе с 1998 года. Веду уроки технологии в 9-11 классах, технологии для девочек в 5-8 классах. С 2007 года наша школа является базовой в школьном округе №2.
В преподавании опираюсь на цели и задачи, сформулированные в программе по технологии.
За годы работы пришла к выводу, что не имеет значение, какой уровень способностей заложен природой в ученике. Главное, помочь поверить ему в свои силы и создать условия, чтобы он хотел их развивать.
Проблема, над которой я работаю, - «Формирование навыков самостоятельного и творческого труда через использование метода учебного проекта».
Цель: формирование познавательных и творческих способностей обучающихся на основе метода учебного проекта, позволяющее развить высокий уровень мотивации.
Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
1. Повысить степень самостоятельности и ответственности учащихся; подготовить к успеху в жизни;
2. Развить творческие способностей учащихся в процессе включения в разнообразные виды деятельности;
3. Ознакомить и подготовить к сознательному выбору профессии в соответствии с личностными способностями.
Во все времена учащимся нравились уроки трудового обучения. С введением в учебный план школы предмета Технология расширились сферы изучения трудовой деятельности человека. Этот предмет отражает важнейшие изменения современности и способствует развитию у учащихся навыков и умений творчески использовать возможности компьютера, Интернет; освоение навыков создания технологических проектов; самостоятельное решение бытовых и производственных проблем, - одним словом, все то, что может пригодиться в жизни: как дома, так и на работе. Возможно, этим можно объяснить возрастающий интерес учащихся к моим предметам, занявшим достойное место в учебно-воспитательном процессе. А если предмет нравится, осознается как необходимый и полезный для человека, то это служит хорошим стимулом успешного его освоения. Вот почему успешность учащихся по данным предметам и курсам довольно стабильна и имеет позитивную динамику. Это подтверждается результатами:
Мониторинг успеваемости и успешности учащихся по технологии за 2013-2016 учебные года
класс | Успеваемость в % | Успешность в % |
2013-2014 |
5 | 100% | 100% |
6 | 100% | 100% |
7 | 100% | 77% |
8 | 100% | 100% |
9 | 100% | 100% |
10 | 100% | 100% |
11 | 100% | 100% |
Итого: | 100% | 94% |
2014-2015 |
5 | 100% | 100% |
6 | 100% | 100% |
7 | 100% | 100% |
8 | 100% | 87% |
9 | 100% | 100% |
10 | 100% | 100% |
11 | 100% | 100% |
Итого: | 100% | 98% |
2015-2016 |
5 | 100% | 100% |
6 | 100% | 100% |
7 | 100% | 100% |
8 | 100% | 100% |
9 | 100% | 100% |
10 | 100% | 100% |
11 | 100% | 100% |
Итого: | 100% | 100% |
С 2013 года наша школа реализует региональный проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области».
В школе с учащимися 5-9 классов, включенными в данный проект, провожу уроки по профессионально-трудовому обучению и специальные занятия по социально-бытовой ориентировке. Данные занятия направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на выработку у них знаний и умений жить в обществе, привитие навыков самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, а также практического знакомства с учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение на этих занятиях придаю формированию умений пользоваться услугами торговли, связи, службы быта, транспорта, медицины и др., кроме того, выработке навыков общения с людьми, усвоению норм правильного поведения, развитию вкуса. На своих уроках стараюсь создать спокойную, деловую обстановку, чтобы учащиеся во время опроса не чувствовали страха, напряженности, нервозности,
Итоги экзаменов по профессионально-трудовому обучению
год | класс | кол-во уч-ся | Ф, И.О. сдававших | Вид экзамена | Оценка | Успева емость | Успеш ность |
годовая | экзамен | итоговая | | |
2014 | 9 | 1 | М.Е. | Устно. Защита проекта | 4 | 5 | 5 | 100 % | 100% |
2016 | 9 | 1 | М. В. | Устно. Защита проекта | 4 | 5 | 5 | 100 % | 100% |
Мои учащиеся используют полученные знания, умения, навыки при поступлении на рабочие специальности по окончании школы;
Профессиональная ориентация (выбор профессии) выпускников по годам
Год выпуска | Ф.И. выпускника | Место обучения после школы | профессия |
2013 | Дементьева Наталья | ПУ 52 | швея |
2014 | Угланова Марина | ПУ 52 | повар |
2015 | Гаценбиллер Ирина | ПУ 52 | повар |
Этому способствует и грамотная организация внеурочной деятельности. На протяжении многих лет на предметном кружке «Хозяюшка» по рукоделию и кулинарии мы с обучающимися отрабатываем практические навыки, причем термин «отрабатываем» - только для меня, дети же проживают маленькую жизнь, занимаясь настоящими полезными делами, способными функционировать и радовать близких.
В школе создана база проектных работ учащихся по технологии и курсу «Кондитер»; творческие работы учащихся декоративно-прикладного искусства: поделки, вышивка, шитье, изделия из соленого теста и др. Часть поделок украшает не только кабинет технологии для девочек, но и коридоры школы; используются в качестве подарков гостям школы.
Мои обучающиеся активно и успешно принимают участие в конкурсах разных уровней:
.Районный:(см.приложения№ 3)
- Предметные олимпиады по технологии;
- Конкурс поваров , 2013, 3 место
Федеральный уровень:
год | Ф.и. учащегося | класс | Название конкурса | результат |
2016 | Маханькова Вера | 9 | Международный конкурс творческих работ «От сердца к сердцу»(конкурс поделок) .Номинация «от всего сердца» | 1 место |
2016 | Боброва Татьяна | 5 | Международная дистанционная олимпиада проекта « Инфоурок»(сезон « Зима-2015/2016 «) по технологии 5 класс | 3 место |
2016 | Зембицкая Дарья | 8 | Международный дистанционный блиц-тур по технологии для девочек «Хозяюшка»проект «Новый урок» | 1 место |
2016 | Шкуро Таьяна | 5 | Международный дистанционный блиц-тур по технологии для девочек «Хозяюшка» проект «Новый урок» | Сертификат участника |
2016 | Бровкина Ирина | | Международный дистанционный блиц-тур по технологии для девочек «Хозяюшка» проект «Новый урок» | Сертификат участника |
Знания, умения и навыки, приобретаемые только на уроках, никогда не смогут стать прочными, полезными и необходимыми для учащихся, если их нельзя будет применить во внеурочной жизни. На моих уроках очень тесно прослеживается связь предмета с жизнью, что является еще одним неоспоримым стимулом к его освоению.
В целях воспитания здорового образа жизни на протяжении всех лет совместно с детьми выпускаю и обновляю стенды «Здоровье», «Вредные привычки», «Технология»; а также тематические буклеты, листовки по здоровому образу жизни.
Экологическое и эстетическое воспитание обучающихся реализую через социально-значимые акции по благоустройству школьных территорий «Зеленый двор», «Снежная фигура», «Березовая роща», «Символ года – подарок от выпускников»
Мои учащиеся активно участвуют в районных конкурсах:
В целях приобщения учащихся к культурному наследию страны и края организую выездные поездки: по району в с. Ускюль, с. Красноярка, с. Козловка, г. Татарск; в г. Санкт-Петербург (2013г.), Омск (2013г.) Посещаем музеи, театры, галереи и интересные места города;
Регулярно организую, интересные встречи с жителями села: главой администрации, ветеранами Великой Отечественной войны, студентами – выпускниками нашей школы;
В летний период помогаю моим учащимся трудоустроиться. В основном, их трудовая практика проходит на базе ООО «Колосок», которое является крепким хозяйством и базовым предприятием нашей школы.
Кроме того, мои учащиеся – творческие, активные участники конкурсов и соревнований разных уровней: от школьного до российского.
Разработке собственной методической системы способствовали условия:
материально-техническая база
учебно-методический комплекс
непрерывность собственного профессионального образования
апробирование и активное использование инновационных технологий
расширение информационного пространства
Материально-техническая база школы позволяет мне продуктивно проводить занятия по технологии: имеется кабинет технологии и комната для выполнения практических работ по курсу «Кондитер». Преподавание ведется в кабинете технологии для девочек, соответственно оформленного самим учителем. Имеются печатные таблицы, дидактический материал, контрольно-измерительный материал, дополнительное оборудование. В кабинете имеется необходимый для организации обучения и контроля методический и дидактический материал, который постоянно пополняется. Создана база контрольно-измерительных материалов по всем темам для 5-11 классов. В кабинете расположены выставки изделий прикладного искусства, изготовленных учащимися учителя на уроках технологии. Здесь расположены проектные работы обучающихся.
Качество информационного обеспечения позволяет эффективно осуществлять учебно-воспитательную деятельность: в своей работе использую учебную литературу, соответствующий требованиям ГОС. Мною разработаны рабочие учебные программы МБОУ Кочневской СОШ по технологии для 5-11 классов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения.
Класс | Предмет | Авторы и название учебника | Год издания | Издательство |
5 | Технология | Под. ред.В.Д. Симоненко Технология 5 класс.(для девочек) Под ред. В.Д.Симоненко технология 5 класс для сельских школ | 2015 2015 | Вентана - Граф Вентана-Граф |
6 | Технология | Под. ред.В.Д. Симоненко Технология 6 класс. (для девочек) Под ред. В.Д.Симоненко технология 6 класс для сельских школ | 2016 2015 | Вентана - Граф Вентана–Граф |
7 | Технология | Под. ред.В.Д. Симоненко Технология 7 класс. (для девочек) Под ред. В.Д.Симоненко технология 7 класс для сельских школ | 2012 2012 | Вентана - Граф Вентана–Граф |
8 | Технология | Под. ред.В.Д. Симоненко Технология 8 класс. | 2012 | Вентана–Граф |
9 | Технология | Под. ред.В.Д. Симоненко Технология 9 класс | 2012 | Вентана–Граф |
7 – 9 | «Кондитер» | В.И.Ермакова Основы кулинарии 7-9 класс | 2012 | Просвещение |
В своей деятельности я использую учебные электронные пособия, включающие теоретические и практические материалы. Мною созданы (некоторые совместно с детьми) презентации: «Разговор о правильном питании», «Салаты», «Холодные супы, сладкие супы», «Значение творога в питании человека» и др. Использование Интернет ресурсов позволяет расширить объём различных КИМов по предмету, познакомиться с разработками уроков коллег других регионов и школ. В качестве дополнительной литературы использую газеты и журналы: «Школа и производство», «Скатерть-самобранка», «Золотые рецепты», «Кулинарные рецепты на любой вкус», «Походная кухня».
Более полной реализации поставленных задач способствуют элективные курсы, групповые занятия, а также внеурочная деятельность.
Разработала и апробировала рабочие программы элективных курсов профессиональной направленности, которые дополняют соответственные темы предмета «Технология» :
5,7 классы: «Сельский дом и семья»;
8 класс: «Основы выбора профессии»;
9 класс: «Моё профессиональное самоопределение»;
10 - 11 класс: «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда».
Все программы прошли проверку районного методического совета по предмету.
Согласно анкетированию учащиеся признают предмет «Технология» важным и интересным.
Результаты анкетирования учащихся 5-11 классов
по определению отношения к предмету технология, его месту в жизни показывают положительные результаты хотели бы вы в будущем сдавать в качестве экзамена курс «Кондитер:
класс | да | нет |
8 | 3/100% | |
9 | 4/80% | 1/20% |
10 | 3/40% | 1/%60% |
Нравится ли вам предмет технологии:
класс | да | нет |
5 | 4/100% | |
6 | 4/100% | |
7 | 8/100% | |
3) считаете ли вы предмет технологии и курс «Кондитер» полезным для жизни?
класс | да | нет |
8 | 3/100% | |
9 | 5/100% | |
10 | 8/100% | |
11 | 2/100% | |
Ежегодно для учителей своей школы и школ округа даю открытые уроки с использованием ЦОР и созданных презентаций: « Блюда из мяса», «Значение творога в питании человека» и т.д.
Со всеми разработками я делюсь со своими коллегами в школе и районе. С ними можно познакомиться на страницах Новосибирской открытой образовательной сети, где зарегистрирована с 2009 года. Кроме того, зарегистрирована в образовательной сети «Дневник.ру». сайт https://multiurok.ru/gryaznowa/files
Неоднократно выступала я перед учителями школы и на секции учителей технологии Татарского района с обменом опыта:
Апрель 2013 педагогические чтения по теме « Создание условий для развития навыков самостоятельной и творческой деятельности учащихся на уроках технологии»
Ноябрь 2015г., МО учителей технологии Татарского района по теме « Современный урок: Методическое содержание и результат.
Август 2016 г., МО учителей технологии Татарского района по теме « Новый подход к уроку в рамках ФГОС ООО: проблемы и пути решения.
Уверена, что повышению качества образования учащихся во многом способствует постоянная работа над повышением своего педагогического мастерства.
Регулярно обучаюсь на курсах повышения квалификации разной направленности, в том числе предметной:
Год | Место прохождения курсовую подготовку | Тема курсовой подготовки | Кол-во часов |
Апрель 2012 | Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | Современные концепции и подходы в реализации содержания технологической подготовки на современном этапе перехода на ФГОС | 72 часа |
Сентябрь 2013 | ГБОУ НСО ОЦДК | Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях ФГОС» | 72 часа |
Декабрь 2015 . | Институт развития образования Омской области о повышении квалификации | Формирование готовности педагога к введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ | 72 часа |
Декабрь 2015 | АНО ДПО «ОЦ Каменный город» | Преподавание предмета «Технология» в современных условиях реализации ФГОС | 108 часов |
Апрель 2015 | Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | Проектирование и реализация основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО | 36 |
Август2016 | Новосибирский институт мониторинга и развития образования | Оценка предметных и метапредметных результатов обучающихся в рамках ФГОС общего образования | 24 |
Мною созданы в электронном варианте КИМы по технологии для учащихся всех классов, ведется каталог личной литературы по технологии, каталог журнальных статей. Презентации по проблемам: «Типы и виды уроков в современной школе», «Повышение качества образования учащихся через повышение результативности деятельности педагогов в новых условиях», «Итоги работы, проблемы, перспективы организации преподавания курса по профессиональной ориентации в рамках предпрофильной подготовки» использовались мною при выступлении на педсовете и методических семинарах в школе и округе; материалами пользуются коллеги при подготовке к аттестации.
За время работы неоднократно поощрялась благодарностями, грамотами разного достоинства. Последние наиболее значимые награды: (см. приложения № 2)
Дата награждения | Форма награждения | Кем награждался |
23.05.2013 | Благодарность за большой вклад в дело воспитания и развития учащихся | МБОУ Кочневская СОШ |
26.04.2013 | «Эффективность образования: методология, опыт, перспектива». Сборник материалов региональных (с международным участием) педагогических чтений 26 апреля 2013 . | Татарский педагогический колледж |
12. 04.2013 | Благодарность за обобщения и распространение педагогического опыта в рамках региональных (с международным участие) педагогических чтений: «Эффективность образования: методология, опыт, перспективы» | ГАОУ СПО «ТПК» |
Август 2015 | Почетная грамота за большой личный вклад в воспитании и обучении подрастающего поколения | Глава Татарского района |
2014 | Почетная грамота за высокие результаты в профессиональной деятельности, многолетний добросовестный труд. | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
22 .12. 2014 | Сертификат участия в работе семинара по теме « Оценка качества урока в условиях реализации ФГОС» | Академия образования взрослых «Альтернатива» |
21.02.2015 | Сертификат публикации статьи урока технологии во Всероссийском электронном журнале «Педагогическое мастерство» | Педагогическое мастерство |
01.03.2015 | Диплом за лучшую методическую разработку (лауреат) | Педагогическое мастерство |
11.11.2015 | Диплом .Блиц олимпиада: рабочая программа педагога как инструмент реализации требования ФГОС | Умната |
18.03.2016 | Благодарственное письмо за подготовку призера и активное участие в Международном конкурсе творческих работ « От сердца к сердцу» | Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Экспертно-методический центр» |
26.01.2016 | Диплом . Лауреат. Блиц-олимпиада: Построение урока в соответствии с ФГОС | Умната |
01.02.2016 | Свидетельство в международной олимпиаде за учащихся, ставших победителями- 3 место | Проект Инфоурок |
01.02.2016 | Благодарность за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок» | Проект Инфоурок |
02.02.2016 | Свидетельство участие в вебинаре «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения» | Проект Инфоурок |
17.02.2016 | Свидетельство за подготовку учащихся в международном дистанционном блиц-туре по технологии для девочек «Хозяюшка» | Проект «Новый урок» |
17.02.2016 | Благодарность за помощь в организации и проведении международного дистанционного блиц-тура проекта «Новый урок» Проект «Новый урок» | Проект «Новый урок» |
17.02.2016 | Свидетельство за подготовку в международном дистанционном блиц-туре по технологии для девочек «Хозяюшка» занявших 1 место | Проект «Новый урок» |
29.02.2016 | Диплом занявшая 3 место во Всероссийской викторине «Особенности организации и проведение ЕГЭ на территории субъектов РФ» | Педразвитие |
01.03.2016 | Сертификат участие в семинаре «Конкурсы и выставки в образовании» | Новосибирск |
15.04.2016 | Сертификат принимала участие в методическом семинаре «Управление кадрами» | ГКУ НСО НИМРО |
13.04.2016 | Свидетельство за публикацию научно-исследовательской работы на тему; Игра» Современный урок: методическое сопровождение и результат» | АНО ДПО «ИДПКТ» |
Публикации на сайте мультиурок
дата | тема | Адрес сылки |
27.01.2015 | Рабочая программа по технологии для девочек 5-8 классы | https://multiurok.ru/gryaznowa/files/rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-dievochiek-5-8-klassy.html |
13.04 2016 | Основы правильного питания 5 класс. Рабочая программа | https://multiurok.ru/gryaznowa/files/osnovy-pravil-nogho-pitaniia-5-klass-rabochaia-proghramma.html |
06.12.2015 | Есть такая профессия Родину защищать | https://multiurok.ru/gryaznowa/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-9-11kl-iest-takaia-profiessiia-rodinu-zashchishchat.htm |
02.12.2015 | Элективный курс по кулинарии для учащихся 10-11 классов | https://multiurok.ru/gryaznowa/files/eliektivnyi-kurs-po-kulinarii-dlia-uchashchikhsia-10-11-klassov-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia.html |
27.01.2015 | Классный час «День победы» для 5-9 классов | https://multiurok.ru/gryaznowa/files/klassnyi-chas-dien-pobiedy-dlia-5-7-klassov.html |
27.01.2015 | Внеклассное мероприятие « Мир профессий» 8 класс | https://multiurok.ru/gryaznowa/files/mir-profiessii-v-8-klassie.html |
19.01.2016 | Методическая разработка « Итоги, проблемы организации преподавания курса по профессиональной ориентации в рамках предпрофильной подготовки» | https://multiurok.ru/gryaznowa/files/mir-profiessii-v-8-klassie.html |
27.01 2015 | Посвящение в пятиклассники | https://multiurok.ru/gryaznowa/files/posviashchieniie-v-piatiklassniki-3.html |
27.01.2015 | Повышение качества образования через повышение результативности деятельности педагога в новых условиях | https://multiurok.ru/gryaznowa/files/povyshieniie-kachiestva-obrazovaniia-chieriez-povyshieniie-riezul-tativnosti-dieiatiel-nosti-piedaghoghov-v-novykh-usloviiakh.html |
27.01.2015 | Осенняя катавасия | https://multiurok.ru/gryaznowa/files/prazdnik-osienniaia-katavasiia.htm |
27.01.2015 | Конспект урока по кулинарии в 10 классе | https://multiurok.ru/gryaznowa/files/2/ |
Результатом своей работы за последние пять лет я считаю то, что созданная мной система обучения технологии способствует стабильности и росту успешности учащихся; позволяет вырабатывать у учащихся знания теоретических и практических основ предмета, соответствующие их возможностям, эффективно использовать приобретенные знания, умения и навыки в жизни.
Несмотря на положительные результаты, считаю необходимым продолжать работу над совершенствованием преподавания своего предмета, шире использовать мультимедийные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии с тем, чтобы формировать у обучающихся действенные и системные знания, применять их в самостоятельном и творческом труде.
Перспективные планы: освоение и использование исследовательских технологий.
О.М.Грязнова ___________________
12