СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование нравственности и национальной культуры

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об опыте  работы  по воспитанию нравственности

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственности и национальной культуры»

Выступление Гафиятуллиной Н. Р. на педсовете

«Формирование нравственности и национальной культуры

на лучших образцах, народных традициях и обычаях»


Актуальность проблемы нравственного воспитания школьников связана с тем, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Нашими традиционными источниками нравственности являются Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  • Патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

  • гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картинамира;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Воспитательный процесс в школе планируется и строится во взаимосвязи всех основных видов деятельности: урочной; внеурочной; семейной; общественно- полезной.

Учебная деятельность - формирует преимущественно когнитивный компонент российской идентичности. Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач встроены в содержание учебных предметов.

Поликультурность содержания системы учебников носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В 4 классах второй год вводится изучение «Основ религиозных культур и светской этики», состоящий из 5 модулей. Нашими родителями выбран модуль «Основы светской этики». На уроках в рамках модуля «Основы светской этики» учащиеся знакомятся с этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека»).

В начальной школе в курсе «Окружающий мир» учителями первостепенное внимание уделяется семье. Школьники должны уметь рассказывать о составе своей семьи, увлечениях каждого члена семьи, о семейных традициях, составляют древо своей семьи . Проекты предполагают совместную работу школьников и родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.

На уроках татарского языка дети знакомятся с обычаями, традициями, историей татарского народа, со знаменитыми людьми. Содержательная сторона деятельности педагогов по приобщению детей к татарской национальной культуре, как реализация приобщения к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан проводится на уроках татарского языка в первую очередь. Программа курса татарский язык и литература направлена на социально - личностное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского и русского языка. На уроках и внеклассных мероприятиях учителя работают над воспитанием бережного отношения к семейным традициям; изучать историю своей семьи, прививают чувство уважения к историческому наследию прошлого, к национальным традициям.


Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности татарского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных формах: играх, песнях, сказках, загадках. Этот мир интересен для детей. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.

Обращение к опыту светской этики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Работа в духовно-нравственном направлении - это долгий кропотливый труд. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!

Внеурочная деятельность. Праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры, деятельность кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.

Наша работа по формированию духовно - нравственной культуры школьников включает:

  • сочетание учебной и внеклассной работы;

  • развитие творческой деятельности учащихся;

  • установление взаимодействия с родителями учащихся;

Важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально - исторические, политические ценности. Убедиться в этом нам помогают классные часы на различные нравственные темы, например, «Сказка - ложь, да в ней намёк...» по текстам татарских и русских народных сказок. Работая в группах, ученики проводят исследовательскую работу, результатом которой становится проект «Чему нас учат сказки». Творческие группы формируются в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость. Они хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. Поэтому, в процессе внеклассной работы учителя часто проводят викторины по сказкам, инсценируют и сочиняют сказки.


Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитание духовной культуры через проведение праздников связанных с традициями народа (Сабантуй, Петрау, Навруз,Масленица, Пасха ),заочные экскурсии, встречи с интересными людьми, ветеранами, поездки в музеи позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела.

Ежегодной традицией стало проведение творческой выставки «Сойкемле Шурэлэ»», на которой ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала. Конкурс «Открытка маме», посвящённый празднику «8 Марта», позволил проявить заботу и чуткое отношение к маме. Ребята узнали, какой у мамы любимый цветок и какие комплименты можно подарить мамам и девочкам в этот первый весенний праздник.

Работа в духовно-нравственном направлении - это долгий кропотливый труд. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!

Хочется отметить, что учителями татарского языка и литературы нашей школы проводится огромная воспитательная работа в рамках организации внеурочной и внешкольной деятельности. Разнообразие проводимых внеклассных мероприятий способствует выявлению одаренных учащихся в различных видах деятельности. Например, когда проводили конкурс на лучшего чтеца на татарском языке, восхищались удивительной артистичностью выступления ученицы 3 д класса Юлдашевой Саиды, сдержанностью и эмоциональностью ученика 7д класса Ахметгалиева А., открыли своих поэтов, художников, исследователей, артистов. В этом у.г. особенно активизировали работу по исследовательской работе. Тематика научных исследований учащихся очень разнообразная. Поиск материала, исследовательская работа, даже просто присутствие учащихся на публичных выступлениях оказывает на них сильное влияние: появляется уважительное отношение к своим сверстникам, которых неожиданно увидели совершенно с другой стороны, появляется чувство уверенности в себя. Они принимают положительный опыт исследуемых качеств, личностей, появляется чувство гордости за свою родину, желание самосовершенствоваться, узнать еще больше, не ограничиваться на достигнутом. На уроках удивляешься, как дети «растут» на глазах. Не умели писать- научились, не умели говорить- научились, не понимали- научились. А уровень воспитанности уже не сравнить с 1990-2000 годами- насколько ощутимо положительное в нравственных качествах нынешних воспитанников школы…

Учитель----- осваивает новейшие достижения педагогической науки и практики, уровень ее квалификации позволяет ей творчески решать практические задачи и в нестандартных ситуациях. Учитель работает по технологии личностно-ориентированного обучения, способствует на уроках поиску, отбору и творческому развитию одаренных детей. Учитель-----уделяет большое внимание формированию у учащихся положительной мотивации к обучению.


Научная работа- одна из форм нравственного воспитания учащихся.

Строгие рамки урока и насыщенность программы по татарской литературе не всегда позволяют в полной мере отработать такой вопрос, как развитие нравственности учащихся.

Актуальность проблемы нравственного воспитания детей школьного возраста остро ощущается в наши дни, когда происходит нравственная деградация общества, утрачены связи с традициями и обычаями духовного воспитания человека. Реализуя установку на новые подходы в организации воспитательной работы , можно сказать, что в республике большое значение имеет углубление внимания к изучению истории , традиций, национальной культуры народов, проживающих а в РТ. Ставя задачи бережного отношения и сохранения всего лучшего, что присуще культуре народа и его историческому опыту, и частности опыту воспитания подрастающего поколения на народно- национальных традициях, трудно себе представить дальнейшее развитие этого опыта без учета лучших традиций воспитания. Процесс воспитания сравним с возведением здания – кирпич за кирпичом, подчеркивая его постепенность, последовательность накопления в личности нравственных качеств и полезных привычек.

В качестве одного из средств обогащения системы нравственного воспитания в современной школе в ключе нетрадиционных подходов является организация научной работы учащихся. Программа наряду с другими предусматривает темы нравственности. Вся эта работа направлена на знакомство с традициями, обычаями татарского народа.

Материал для научной работы учитель подбирает с учетом его наглядности, доступности. ВО время подготовки учащиеся задумываются о нравственной стороне жизни, сущности человеческих отношений. Основная моя задача состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе, с о своих поступках, их нравственной сущности с позиций татарской ментальности.

Целью работы учителя ______является формирование нравственных представлений у детей об их поведении, поступках, связанных с определенными нравственными понятиями, которые в дальнейшем будут являться ориентирами в нравственных жизненных ситуациях и понимании людей. Умение быть вежливым, скромным, уважать старших, и заботиться о младших , быть честным, правдивы, добрым, терпимым является национальной чертой народа. В душе каждого ребенка всегда живет и весь его народ с традициями, обычаями, и все то доброе и хорошее, с чем он родился на свет.

Участие детей в научных конференциях на российском, республиканском уровне является подтверждением результативности работы по предмету.