СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование нравственных качеств личности ребенка через сюжетно - ролевую игру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственное воспитание- это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и нормами поведения. Из всех видов совместной деятельности, большое влияние на нравственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста оказывает игра, так как доступным видом игры является сюжетно - ролевая игра.

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных качеств личности ребенка через сюжетно - ролевую игру»

МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»









Формирование нравственных качеств личности ребенка через сюжетно – ролевую игру




Подготовила: воспитатель

2-й младшей группы

Н.Е. Кондратова









Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Из всех видов совместной деятельности, большое влияние на нравственное развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста оказывает игра, так как доступным видом игры является сюжетно – ролевая игра, которая содействует обогащению кругозора ребенка, развитию познания: образное мышление, воображение; развитию речи, а также формирует нравственные качества ребенка: вежливость, доброту, отзывчивость, сочувствие и др. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней разные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Сюжетно – ролевые игры являются наиболее характерными играми детей младшего возраста и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что ее создают сами дети, их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.

Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т.д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.

Дети четвертого года жизни неосознанно обращаются к воспитателю, чтобы установить правильность собственного поведения. В их сознании отражается только поведение товарищей, нарушающих правила. Собственная же линия поведения выявляется ребенком только в процессе деятельности.

Образ Я складывается у ребенка постепенно. Процесс осознания образа начинается с того времени, когда дошкольник говорит о себе в первом лице: «Я хороший. Я хочу. Я сделал». Представление о себе у ребенка формируется на основе представлений о других, оценок воспитателя, связанных с суждениями о нравственных проявлениях.

Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи: симпатию, сочувствие, уважение и др. Интерес к игре, желание хорошо изобразить то, что нужно по роли, настолько велики, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны и непривлекательны. Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Моя задача, как воспитателя, сделать сюжетно – ролевую игру полезной. Руководство сюжетно – ролевой игры, как правило, начинается с отбора литературный произведений. Выбор произведений обусловлен задачами нравственного воспитания и осуществляется мною по следующим принципам:

-сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;

-эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;

- богатый и яркий иллюстрированный материал.

Формируя нравственность у детей, мы проигрываем такую игру как: «Выбери меня». Игра позволяет задуматься о нравственном поведении своих товарищей. Дети садятся в круг и выбирают ведущего. Воспитатель предлагает ему выбрать того, кто помогает другим (кто делится игрушками, кто научился говорить вежливые слова и т.д.). Выбранный ребенок получает фишку. Тот, кто наберет больше фишек, считается выигрывшим.

В работе по формированию навыков построения и поддержания дружеских взаимоотношений, умение детей согласовывать свои интересы с интересами других детей, умение помочь товарищу в осуществлении поставленной цели, умение прислушиваться к мнению партнера, при руководстве сюжетно –ролевыми играми мной используются разнообразные методы и приемы (познавательные беседы, создание проблемных ситуаций, организация встреч с людьми разных профессий (работниками детского сада), экскурсии, чтение художественной литературы).

Так, для построения сюжетно – ролевой игры «Больница», я детей знакомлю с

-произведениями: К.И. Чуковский «Айболит», С.В. Михалков «А что у вас?»,

-провожу беседы: «Как одет доктор», «Каким должен быть доктор», «Какие инструменты были у доктора» и т.д.

- совместно с медсестрой проводим экскурсию в медицинский кабинет; - рассматривание иллюстраций, отражающих работу врача.Для построения сюжетно – ролевой игры «Семья», мной проводятся с детьми беседы о семье: «Как зовут ваших родителей», «Где работают родители», «Как зовут ваших бабушек и дедушек, чем они занимаются». Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», Б. Емельянов «Мамины руки».

Для построения сюжетно – ролевой игры «Магазин» мною проводятся беседы: «Кто работает в магазине», «Что продают в магазине». Эта игра способствует формированию таких поступков, как доброта, вежливость.

На начальных этапах игры я беру на себя главную роль, стараясь объединить детей для совместной деятельности, показываю, как правильно нужно разговаривать, и показываю искреннюю заинтересованность происходящим. В ходе игры стараюсь задавать детям наводящие вопросы, давать советы, направленные на подсказ детям возможной реализации игрового замысла. Далее стараюсь отстраниться от игры, предлагая детям самостоятельное проведение игры, применяя на себя роль взрослого.

Сюжетно – ролевые игры оказывают положительное влияние на формирование нравственно – патриотических качеств детей. Дети с большим желанием участвуют в играх. Их увлекает сюжет, возможность выполнять игровые действиями со сверстниками. Поступки персонажей сказок оказывают положительное влияние на роли в сюжетно – ролевой игре. Сопереживая, ребенок воспринимает комплекс нравственных побуждений персонажей, воспринимает события и поступки, в которых принимает непосредственное участие. Этот процесс помогает ему осмыслить и свои собственные поступки. Это происходит потому, что ребенок, воображая, ставит себя на место положительных героев и таким образом усваивает то положительное начало, которое несут они.



































«Родной свой край люби и знай»






Подготовила: воспитатель

Кондратова Н.Е.



Курск 2018







“Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал”

Е. Симонов

Актуальность.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

  3. формирование межличностных отношений и т. д.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Ребятам младшего возраста мало известно о героях нашей страны, нашей области, нашего района. По моему мнению патриотизм закладывается прежде всего с знакомства детей со старшим поколением, их героических поступков. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего края. Решением данной проблемы стало оформление мини-музея «Никто не забыт – ничто не забыто».

Через музей хочется познакомить детей с прославленными Золотухинцами, героями, которые пришли героями, геройски погибли в боях, сражаясь за Родной край, защищая нашу Родину. Большое внимание в музее уделяется памятникам, установленным в честь наших односельчан, погибших в Великой Отечественной войне. Дети проявят внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.













которые проекте речь пойдёт о значении истории родного края  и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Гипотеза.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории  края, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям жизни села и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель:  Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.

Задачи:

Познавательное развитие

  • Дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация.

  • Познакомить с историей Коренной Пустыни и Золотухинского района.

  • Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.

Социально-коммуникативное развитие.

  • Пробудить в детях чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям

  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды и здорового образа жизни.

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

Речевое развитие.

  • Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление.

  • Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.

  • Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями.

Художественно-эстетическое развитие.

  • Познакомить с культурой и традициями края.

  • Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.

  • Использовать художественное слово при знакомстве с историей края.

Физическое развитие.

  • Формировать основы экологического воспитания и здорового образа жизни в каждой семье.

Предполагаемый результат:

  1. У детей будут сформированы знания о родном крае.

  2. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.

  3. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.

  4. Дети проявят внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.

  5. Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края.

Продукт проекта:  пополнение материалом уголка по краеведению

Участники проекта

  • дети

  • воспитатели

  • родители

1 этап: Подготовительный

1). Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.

  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

  • Обращение к специалистам.

2). Разработка проекта

  1. Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.

  2. Создание творческой группы (родители, заинтересованные в данной теме, воспитатель).

  3. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта.

  4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

  5. Составление плана работы над проектом.

2 этап: Основной

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

  • Настольно-дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.

  • Сюжетно-ролевые игры.

  • Оформление дидактических игр по краеведению:
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку»,  «Карта моего края», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Познавательное развитие

  • Экскурсии по местечку.

  • Экскурсия в историко-культурный центр. Рассказ экскурсовода об образовании нашего местечка.

  • Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек

  • Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Коренная Пустынь  – прошлое и настоящее», «Моя Родина –Золотухинский район!», «Золотухинцы – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»

  • Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия»

  • Посещение музея.

Продуктивная деятельность

  • Народное творчество Курского края

  • Лепка «Животные и птицы»

  • Создание папки рисунков «Коренная — глазами детей и родителей»

  • Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад».

  • Оформление серии фотоальбомов «Путешествие по Коренной..»

Развитие речи

  • составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Коренной..»

  • беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»

Ознакомление с художественной литературой

  • знакомство с творчеством детских писателей Курского края (библиотека)

  • Разучивание стихов, песен о крае.

Музыка

  • занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»

  • «Пришла коляда накануне Рождества»

  • «Мы играем в оркестр народных инструментов»

Формы и методы работы с родителями

  1. Беседы с родителями о важности данной проблемы

  2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»

  3. Изготовление семейных альбомов

  4. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта

  5. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае»

  6. Выставка «Сделаем наш район чище» (совместно с родителями)

  7. Оформление альбомов “Достопримечательности моего края”, «Природа нашего края»

  8. Информация для родителей «История родного края», и т.д.

 

3 этап. Завершающий 

 1). Презентационно — завершающий

  1. Оформление уголка краеведения «Мой любимый край»

  2. Открытое занятие “Моя Родина – Золотухинский район”

  3. Выставка продуктов детской деятельности.

  4. Оценка этапов реализации проекта детьми.

  5. Презентация проекта.

 2). Контрольно-рефлексивный

  1. Подведение итогов.

  2. Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

 

Литература:

  1. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», — С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.

  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.

  3. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

  4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

  5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.

  6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

  7. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А. Останца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.

  8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.

  9. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 5, 8 – 2005; №4 – 2007; № 5, 8, 10, 11 – 2009.






















Приложения

«Русские богатыри»
(спортивный досуг)

Оборудование: две скамейки, шесть обручей, две гимнастические палки, мячи малые, канат, четыре стойки, две скакалки.

Все входят в зал под музыку.
Ведущая. Давайте с вами посмотрим на картину В. Васнецова «Богатыри». Сильные, мужественные люди, изображенные на ней, зорко вглядываются вдаль, готовые отразить нападение врага.
Задумывались ли вы о том, что они – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – когда-то жили на земле, так же, как и мы с вами, что они — исторические личности и по-настоящему существовавшие герои. Слава об их подвигах передается из поколения в поколение в былинах и сказаниях. Ведь слова «былина» и «было» имеют одинаковый корень. Такие былины и сказки называют «богатырскими», и народ хранит в памяти имена богатырей.
Более того, Илья Муромец причислен к лику святых, назван преподобным, и каждый год 1 января отмечается день его памяти.
Долгие годы отражала Русь бесконечные нападения врагов со всех сторон света. И всегда, во все времена на пути врага вставали мужественные и стойкие, сильные и преданные люди – зашитники Отчизны.
Сегодня вы сами попробуете быть богатырями, а богатырство – не только большая физическая сила, но прежде всего сила духа, благородство и доброе сердце.

Дети вовлекаются в богатырские игры.

1. «Странствие богатырей»: двое участников сидят на стульях, напротив стоят «лошадки» с уздечкой, надо быстрее за уздечку привести себе «лошадку»;
2. «Скачки на лошадях» (на палках, запрягая «лошадок» в обруч»;
3. «Самый меткий стрелок» (метание мячей в цель);
4.«Перетягивание каната»;
5. «Богатыри приходят на помощь» (разбирать от наваленных кубиков вход в пещеру);
6. «Самый сильный богатырь» (стоя плечом к плечу, вытолкнуть соперника с гимнастического мата)
7. «Наездник» (эстафета, соревнование на игрушечных лошадках)

Ведущая. Молодцы! Вижу, какие вы благородные, сильные и ловкие, а победила в наших состязаниях богатырская дружба. Вы показали силу, умение прийти на помощь друг другу, ведь недаром гласит пословица: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».





Приложение
 

«Символика России» 
(занятие по познавательному развитию в подготовительной группе)

Цели: закрепление и расширение знаний о государственной символике страны; формирование простейших географических представлений о стране; воспитание патриотических чувств — любви к Родине, уважительного отношения к флагу, гербу, гимну РФ.

Оборудование: географическая карта, изображение символов государства (флаг, герб, гимн), аудиозапись гимна страны, раздаточный материал для игр.

Ход занятия

І. Вводная часть
Воспитатель вносит карту России и привлекает к ней внимание детей.
Воспитатель: Наша Родина.
Если долго — долго — долго в самолете нам лететь,
Если долго — долго — долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса и города,
Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая наша Родина большая,
Необъятная страна.
Ю. Степанов

Воспитатель. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. Как она называется? (ответы детей)
Воспитатель показывает указкой границы России, дети рассматривают, затем сами показывают границы нашей страны.
Воспитатель. Какая Россия по величине? (большая, огромная)
Воспитатель рассказывает, что на поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, долететь на самолете — за один день; когда на западе утро, на востоке — уже вечер. Вот какая большая страна!
Воспитатель. Ребята, как вы понимаете словосочетание «родная страна»?
Воспитатель поясняет, почему родная — здесь жили и родились наши прабабушки и прадедушки, наши родители и мы.

ІІ. Основная часть.
2. 1. Беседа о символике России. Флаг.
Воспитатель. У каждой страны есть свои отличительные знаки. Вы знаете их?
Дети. Флаг, герб, гимн.
Воспитатель. Правильно, есть они и у России. С одним из них вы уже знакомы. (показывает флаг) У каждой страны есть свой флаг, не похожий на флаги других стран, у каждого флага цвет и рисунок имеют свое значение. Из каких цветов состоит полотнище флага?
Дети. Из белого, синего, красного.
Воспитатель. Что напоминает вам белая полоса?
Дети. Белоствольные березы, ромашки на лугу, облака, снег и т. д.
Воспитатель. Правильно, а еще она означает, что у наше государство честно и дружелюбно относится ко всем странам. А что обозначает синяя полоса?
Дети. Реки, моря, озера, небо.
Воспитатель. Правильно, а еще она означает, что Россия против войны, она хочет дружить со всеми народами мира. Что обозначает красная полоса?
Дети. Огонь, тепло, солнце, любовь.
Воспитатель. Правильно, а еще она означает, что каждый гражданин России готов защищать свою Родину от врагов.
Воспитатель. Ребята, когда вывешивают флаги на улицах?
Дети. В дни праздников, торжественных событий, во время спортивных соревнований.

Дидактическая игра «Сложи флаг»
Воспитатель предлагает детям сложить флаг из деталей. Определяет правильность выполнения задания вместе с детьми.

2.Герб.
Воспитатель. Ребята, а теперь давайте рассмотрим герб и попробуем описать его. (высказывания детей). Герб — это особый отличительный знак государства. Двуглавый орел изображен на красном поле. Над головами орла мы видим короны, крылья орла похожи на лучи солнца, а сама золотая птица — на солнце. На груди у орла находится красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. В руке он держит копье, которое помогло победить ему дракона. Ужасный змей — это символ зла. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что герб может быть не только у страны, но и у города, области, поселка и даже у каждого человека.

Дидактическая игра «Придумай и нарисуй свой герб»
Воспитатель. Предлагаю вам придумать свой герб и нарисовать его. Вы должны нарисовать то, что вам нравится делать больше всего. Я, например, люблю читать и вязать, и на своем гербе изображу книгу и клубок ниток.

2.3 Гимн.
Воспитатель. Ребята, кто знает, что такое гимн России? Правильно, гимн — это главная песня страны. Если герб и флаг мы видим, то гимн — слышим. Мелодия гимна — величественная и торжественная. Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний, гимн исполняется во время спортивных соревнований. Слова гимна написал С. Михалков, а музыку А. Александров. Ребята, а вы знаете, что гимн слушают стоя? Давайте поднимемся и послушаем Государственный гимн.
Прослушивание Государственного гимна России

ІІІ.Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали сегодня? Какие символы есть у нашей страны? Что вам понравилось? Вы любите свою Родину? Как она называется? Молодцы, ребята. На память о нашем занятии возьмите флаги и гербы, которые вы нарисовали.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!