Изучение иностранного языка благотворно влияет на речевые способности ребенка,на его общее психологическое развитие, на расширение общего кругозора .
Диалог - это одна из форм речевого общения и представляет собой речь,которая создается в процессе общения двух или более портнероа.
Актуальность обучения диалогической речи обуславливается необходимостью выработки навыков общения на иностранном языке.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения устной речи на иностранном языке у учащихся общеобразовательной школы.
Предметом исследования является комплекс упражнений направленный на обучение диалогической речи.
А целью является изучение различных методов и приемов направленных на формирование диалогической речи у учащихся.
Задача данной работы- это раскрыть понятие "диалог",выявит разновидности и характеристики диалога,изучить методы и приемы обучения диалогической речи на уроках английского языка и доказать, что диалог является средством развития коммуникативных умений.
ГИПОТЕЗА:если систематически использовать различные подходы обучения диалогу с различными методами и средствами,можно сформировать высокий уровень владения диалогической речью.
Основа диалога - реплика.Отличительные черты диалога: постоянная смена говорящих,спонтанность,использование разговорных клише.
Характеристики диалога - это ситуативность и реактивность.Различаем также диалог свободный и стандартный.
Диалог бывает: 1.этикетного характера(данный тип диалога предполагает четкую закрепленного ролей)
2.диалог-расспрос(учащиеся должны свободно осуществлять запрос информации,общаться с разъяснениями)
3.диалог-побуждение к действию(учащиеся должны уметь выражать конкретные предложения в соответствии с ситуацией и темой общения,а так же побуждать собеседника к высказыванию своих предложений по теме)
4.диалог обмен мыслями , сообщениями(учащиеся должны уметь обмениваться мнениями).
Различаем также такие разновидности диалога, как комбинированный диалог (это сочетание разных типов диалогов на основе тематики учебного общения,в ситуациях официального и неофициального повседневного общения)и полилог(который применяется на заключительном этапе овладения определенной темой).
Критерии оценивания:характер реализации техники речевого взаимодействия.
Различаем такие пути обучения диалогической речи, как сверху вниз(от диалога к общению:обработка образца,перевод,чтение по ролям,подстановочные упр.,выучивание и разыгрывание диалога по ролям) и снизу вверх(от опор к собственному диалогу:задается тема,обработка лексики,но недетальная,можно составить свои предложения,выполнение в парах вопросно-ответных упрожнений,задаем развернутую ситуацию).Этот вид обучения более эффективно на среднем и старшем этапах, так как есть большой запас лексики и грамматики.
Наиболее эффективные формы обучения -это наглядность и ролевая игра.
Например в младших классах используются такие задания ,как :вставьте слова в диалог, или же задание с введением третьего лица...
Хороши также примеры заданий с использованием наглядности для старших классов:1)собери фразы в диалогической последовательности
2)вставь разговорные клише в модель диалога согласно требованиям ситуации
3)или же задание с двумя картинками по теме: учащимся предлагается в парах обыграть эти картинки и найти между ними связь.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Использование системы упражнений для формирования навыка диалогической речи.
Целью эксперимента является формирование речевых навыков и их использование в условиях иноязычной языковой среды,выявление наиболее эффективных методик в формировании навыка говорения.
Исследование проводилось на базе 8 класса общеобразовательной школы.
Оно состояло из трех этапов:первый этап -констатирующий,где была проведена первичная диагностика уровня сформированного навыка диалогической речи.Это была работа с лексическим аспектом обучения диалогической речи,работа с грамматическим аспектом и воспроизведение диалога.Результативность оценивалась в соответствии с критериями оценки владения диалогической речью.
Таким образом , на оценку 5 справились 15% учащихся,на оценку 4-32%, на оценку 3-38% и 15% учеников не справились с задачей.
Далее у нас идет второй этап-формирующий.Целью данного этапа было экспериментальным способом использовать систему упражнений для развития коммуникативных упражнений, таких как: составление диалога расспросами в форме интервью с опорой на текст и план.
Формы работы были такие:индивидуальная,групповая(составление вопросов к пунктам плана работы групп), парная(диалог-расспрос).Дальше было задание составление диалога,путь обучения диалогической речи снизу вверх(работа с лексикой на уровне слова и словосочетания),беседа,создание диалога и его воспроизведение,а также была проведена работа составление диалога с использованием наглядности.
План работы была такая:
1.повторение речевого клише для работы с наглядностью
2.монологическое высказывание(описание картины)
3.развитие речевой догадки с использованием диалогической речи
4.совершенствование понимания иноязычной диалогической речи на слух.
После всего этого была проведена итоговая контрольная работа,где было выявлено,что уровень сформированности навыков у учеников увеличился:на оценку 5 справились 46% учеников,на 4-31%,а на оценку 3 всего 23%.
Таким образом,изучив все данные мы можем сделать выводы об эффективности проведенной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги данной работы можно сделать следующие выводы:рассмотрев цели,задачи и содержание обучения диалогической речи,мы выявили,что использование диалога,как средства развития коммуникативных умений необходимо при обучении иностранного языка.Изучив систему упражнений диалогической речи мы пришли к выводу,что обучение диалогической речи с использованием различных методов,форм,средств и путей обучения предполагает овладение умениями и навыками,нужным для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами обучения.