ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
ПОДГОТОВИЛА:
Преподаватель физики
ГБПОУ « Семеновский индустриально-художественный техникум»
ЯШИНА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
2016
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».
Аристотель
ФГОС
- Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
ФГОС
- Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
ФГОС
- Профессиональные компетенции- способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта определенной профессиональной деятельности.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Для профессий технического профиля
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Закон РФ «Об образовании»
- «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».
В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат ключевые (базовые) компетенции:
- это совокупность или универсальная система знаний, умений, навыков, способностей, вошедшая в личностный опыт, которая обеспечивает качество или успех в деятельности при решении тех или иных жизненных проблем или ситуаций.
ВИДЫ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
- Информационно-коммуникативная
- Информационно-коммуникативная
Информационно-коммуникативная компетенция
- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
- Перевод информации из одной знаковой системы в другую: из текста в таблицу; из аудивизуального ряда в текст; из вербальной (словесной) модели в геометрическую (изображение, рисунок); из геометрической в математическую модель, а затем в вербальную и т.п.;
- критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания адекватно цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- умение перефразировать мысль (объяснить иными словами);
- умение участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
- создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).
Рефлексивная
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, проблемы, выделение ключевых вопросов, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
- умение предвидеть возможные последствия своих действий;
- оценивание своих образовательных достижений; осознанное определение своих возможностей;
- поиск и устранение причин возникновения трудностей;
- владение умениями совместной деятельности (то есть работы в команде): согласование и координация деятельности с другими, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач, учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Учебно-познавательная
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Учебно-познавательная
- Знания, умения, навыки и их использование для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
- Владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ.
- Владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях.
- Иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной.
Учебно-познавательная
- Формирование учебно-познавательной компетенции осуществляется в процессе решения учащимися соответствующих задач, которые называют компетентностными.
- Компетентностными мы будем называть задачи, которые удовлетворяют следующим требованиям:
• общекультурная и социальная значимость получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
• цель решения компетентностной задачи заключаться не столько в получении ответа, сколько в присвоении нового знания (метода, способа решения, приема), с возможным переносом на другие предметы;
• по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи не определены некоторые из ее компонентов;
• возможно наличие нескольких путей решения.
Учебно-познавательная
КОМПЕТЕНТНО − ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
Компетентностные задачи составлены так, что имеют проблемный характер и требуют применения знаний из разных разделов одной предметной области (физики) или из разных предметных областей, или же знаний из жизни. В связи с этим их можно разделить на предметные (физические), межпредметные и практические .
Культурологическая
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Культурологическая
- Использование материала из других наук на уроках физики, и использование понятий и методов дисциплины на других уроках и в жизни.
- На первых этапах изучения - осознание роли физики в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения студентом научной картины мира.
- В дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки как составной части жизни человека и человечества, осознание роли физики в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
- .
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Использование на занятиях по физике качественных и расчетных задач с производственным содержанием
- Сообщение фактов, приведение примеров из технологии для иллюстрации изучаемых физических явлений ;
- Рассмотрение физических принципов работы оборудования
- Описание известных явлений в окружающем мире и профессиональной деятельности
Примеры задач с производственным содержанием( для профессии сварщик)
- Дуговая сварка происходит при напряжении на электродах 50 В и силе тока 200 А. Какое количество теплоты выделится за 10 мин. сварки?
- На каком физическом законе основана контактная сварка?
- Высокое напряжение необходимо только при «зажигании» электрической дуги, ток в дуге придерживается при низком напряжении. Откуда берутся свободные электроны при горении дуги?
- Сварочный аппарат присоединен к источнику тока медными проводами длиной 20м и сечением 25 мм2 , по которым идет ток силой 12А. Определить напряжение в сети.
- Определить мощность сварочного трансформатора, если напряжение в сети 380В, а сила тока 50А.Какой ток удобнее применить для сварки: переменный пли постоянный? Почему? Что такое сварка с обратной полярностью? Когда ее применяют?
- Почему сердечники трансформаторов набирают из отдельных листов или лент, изолированных лаком, окалиной или химическим способом. Почему толщину листов или лент подбирают в зависимости от частоты потребляемого тока?
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
- Конкурс кроссвордов по теме механика, молекулярная физика, волновые свойства света
- Сочинений к изученной теме,
- Создание проектов, исследовательских работ
- Уткина Аня-1 место в конкурсе исследовательских работ « Микроволновка: польза или вред?»
- Отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,
- Написание рефератов, докладов , сообщений,
- Составление опорных конспектов
- Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.
- Создание электронных презентаций
Конкурс творческих работ « Физика в моей профессии», « Физика в повседневной жизни»
- Ежегодное проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания.
- Участие в интернет-олимпиадах «ФГОС-тест»
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
- Проведение практических занятий и лабораторных работах
- Представление ответов в словесной форме, в виде численных значений физических величин, в виде формул, графиков или схематических рисунков , таблиц, соответствий
- В задачах такого типа, как правило, требуется умение читать графики, соотносить символическую запись закона (формулы) с соответствующим графиком, перестраивать график из одной системы координат в другую.
В качестве отслеживания результатов применяю следующие формы предметного мониторинга :
- индивидуальные ответы у доски;
- индивидуальная работа с раздаточным материалом;
- физические диктанты;
- самостоятельные работы;
- лабораторные работы;
- зачеты;
- тестовые работы;
- контрольные работы
- Самопроверка( взаимопроверка)
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности .
- Использование компьютера для поиска необходимой информации при:
- создание проектов,
- отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,
- написание рефератов, докладов ,
- разработка презентаций,
- составление кроссвордов
- разработка опорных конспектов
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
- Групповые формы работы при:
- изучении нового материала
- решении задач
- работе с тестами
- самостоятельной работе с учебником
- “ Тепловые двигатели и вопросы экологии”
- “ Развитие средств связи”,
- “ Атомная энергетика. Проблемы и перспективы”
- Ролевая игры : “Электроэнергетика”.
- Открытые внеклассные мероприятия .( Своя игра- механика, Физика и лирика, Будем знакомы- физика).
Усвоение учебного материала
* урок-лекция – 5%;
* при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%;
* наглядных и аудиоматериалов – 20%;
* аудиовизуальных материалов – 30-40%;
* работа в дискуссионных группах – 50%;
* практика через действие – 75%;
* использования мультимедийных технологий – 80-85%
- При обучении человек усваивает:
- 10% прочитанного,
- 20% услышанного,
- 30% увиденного,
- 90% того, что он сделал сам.
- " Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму."
древняя
китайская
мудрость
Спасибо за внимание
Составить синквейн
- 1 строка- существительное
- 2 строка – 2 прилагательных
- 3 строка- 3 глагола
- 4 строка- цитата из 3-4 слов, выражающая отношение к теме
- 5 строка- синоним из одного слова, повторяющего суть темы