СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональные  компетенции- способность  действовать  на основе  имеющихся   умений,    знаний     и     практического    опыта определенной  профессиональной  деятельности. Общие  компетенции  означают  совокупность социально  –  личностных    качеств    выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном    квалификационном     уровне. Основное назначение ОК – обеспечить   успешную социализацию выпускника.

Просмотр содержимого документа
«Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках физики»

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПОДГОТОВИЛА: Преподаватель физики ГБПОУ « Семеновский индустриально-художественный техникум» ЯШИНА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ПОДГОТОВИЛА:

Преподаватель физики

ГБПОУ « Семеновский индустриально-художественный техникум»

ЯШИНА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

2016

«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Аристотель

«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».

Аристотель

ФГОС  Под  компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

ФГОС

  • Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
ФГОС Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.

ФГОС

  • Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
ФГОС Профессиональные компетенции- способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта определенной профессиональной деятельности.

ФГОС

  • Профессиональные компетенции- способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта определенной профессиональной деятельности.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ Для профессий технического профиля ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.   ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.   ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.   ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.   ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).  

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Для профессий технического профиля

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

 

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

 

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

 

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

Закон РФ «Об образовании» «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».

Закон РФ «Об образовании»

  • «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».
 В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат ключевые (базовые) компетенции: это совокупность или универсальная система знаний, умений, навыков, способностей, вошедшая в личностный опыт, которая обеспечивает качество или успех в деятельности при решении тех или иных жизненных проблем или ситуаций.

В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат ключевые (базовые) компетенции:

  • это совокупность или универсальная система знаний, умений, навыков, способностей, вошедшая в личностный опыт, которая обеспечивает качество или успех в деятельности при решении тех или иных жизненных проблем или ситуаций.
ВИДЫ  КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Информационно-коммуникативная Информационно-коммуникативная  Рефлексивная   Учебно-познавательная   Культурологическая

ВИДЫ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

  • Информационно-коммуникативная
  • Информационно-коммуникативная
  • Рефлексивная
  • Учебно-познавательная
  • Культурологическая
 Информационно-коммуникативная компетенция  ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.   ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.   ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.  

Информационно-коммуникативная компетенция

  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

 

  • ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

  • ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

 

Перевод информации из одной знаковой системы в другую: из текста в таблицу; из аудивизуального ряда в текст; из вербальной (словесной) модели в геометрическую (изображение, рисунок); из геометрической в математическую модель, а затем в вербальную и т.п.;  критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания адекватно цели (сжато, полно, выборочно);   выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); умение перефразировать мысль (объяснить иными словами);  умение участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).
  • Перевод информации из одной знаковой системы в другую: из текста в таблицу; из аудивизуального ряда в текст; из вербальной (словесной) модели в геометрическую (изображение, рисунок); из геометрической в математическую модель, а затем в вербальную и т.п.;
  • критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания адекватно цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • умение перефразировать мысль (объяснить иными словами);
  • умение участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
  • создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).
Рефлексивная  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.    ОК 2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Рефлексивная

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

  • ОК 2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, проблемы, выделение ключевых вопросов, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);  умение предвидеть возможные последствия своих действий;  оценивание своих образовательных достижений; осознанное определение своих возможностей;  поиск и устранение причин возникновения трудностей;  владение умениями совместной деятельности (то есть работы в команде): согласование и координация деятельности с другими, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач, учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, проблемы, выделение ключевых вопросов, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
  • умение предвидеть возможные последствия своих действий;
  • оценивание своих образовательных достижений; осознанное определение своих возможностей;
  • поиск и устранение причин возникновения трудностей;
  • владение умениями совместной деятельности (то есть работы в команде): согласование и координация деятельности с другими, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач, учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Учебно-познавательная ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.   ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Учебно-познавательная

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

 

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Учебно-познавательная  Знания, умения, навыки и их использование для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ. Владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях. Иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной.

Учебно-познавательная

  • Знания, умения, навыки и их использование для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
  • Владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ.
  • Владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях.
  • Иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной.
Учебно-познавательная  Формирование учебно-познавательной компетенции осуществляется в процессе решения учащимися соответствующих задач, которые называют компетентностными. Компетентностными мы будем называть задачи, которые удовлетворяют следующим требованиям: • общекультурная и социальная значимость получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося; • цель решения компетентностной задачи заключаться не столько в получении ответа, сколько в присвоении нового знания (метода, способа решения, приема), с возможным переносом на другие предметы; • по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи не определены некоторые из ее компонентов; • возможно наличие нескольких путей решения.

Учебно-познавательная

  • Формирование учебно-познавательной компетенции осуществляется в процессе решения учащимися соответствующих задач, которые называют компетентностными.
  • Компетентностными мы будем называть задачи, которые удовлетворяют следующим требованиям:

• общекультурная и социальная значимость получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;

• цель решения компетентностной задачи заключаться не столько в получении ответа, сколько в присвоении нового знания (метода, способа решения, приема), с возможным переносом на другие предметы;

• по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи не определены некоторые из ее компонентов;

• возможно наличие нескольких путей решения.

Учебно-познавательная  КОМПЕТЕНТНО − ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ   Компетентностные задачи составлены так, что имеют проблемный характер и требуют применения знаний из разных разделов одной предметной области (физики) или из разных предметных областей, или же знаний из жизни. В связи с этим их можно разделить на предметные (физические), межпредметные и практические .

Учебно-познавательная

КОМПЕТЕНТНО − ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

Компетентностные задачи составлены так, что имеют проблемный характер и требуют применения знаний из разных разделов одной предметной области (физики) или из разных предметных областей, или же знаний из жизни. В связи с этим их можно разделить на предметные (физические), межпредметные и практические .

Культурологическая ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Культурологическая

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Культурологическая   Использование материала из других наук на уроках физики, и использование понятий и методов дисциплины на других уроках и в жизни. На первых этапах изучения - осознание роли физики в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения студентом научной картины мира. В дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки как составной части жизни человека и человечества, осознание роли физики в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.   .

Культурологическая

  • Использование материала из других наук на уроках физики, и использование понятий и методов дисциплины на других уроках и в жизни.
  • На первых этапах изучения - осознание роли физики в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения студентом научной картины мира.
  • В дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки как составной части жизни человека и человечества, осознание роли физики в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
  • .
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.   Использование на занятиях по физике качественных и расчетных задач с производственным содержанием Сообщение фактов, приведение примеров из технологии для иллюстрации изучаемых физических явлений ; Рассмотрение физических принципов работы оборудования Описание известных явлений в окружающем мире и профессиональной деятельности

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Использование на занятиях по физике качественных и расчетных задач с производственным содержанием
  • Сообщение фактов, приведение примеров из технологии для иллюстрации изучаемых физических явлений ;
  • Рассмотрение физических принципов работы оборудования
  • Описание известных явлений в окружающем мире и профессиональной деятельности
Примеры задач с производственным содержанием( для профессии сварщик)   Дуговая сварка происходит при напряжении на электродах 50 В и силе тока 200 А. Какое количество теплоты выделится за 10 мин. сварки?  На каком физическом законе основана контактная сварка? Высокое напряжение необходимо только при «зажигании» электрической дуги, ток в дуге придерживается при низком напряжении. Откуда берутся свободные электроны при горении дуги? Сварочный аппарат присоединен к источнику тока медными проводами длиной 20м и сечением 25 мм2 , по которым идет ток силой 12А. Определить напряжение в сети. Определить мощность сварочного трансформатора, если напряжение в сети 380В, а сила тока 50А.Какой ток удобнее применить для сварки: переменный пли постоянный? Почему? Что такое сварка с обратной полярностью? Когда ее применяют? Почему сердечники трансформаторов набирают из отдельных листов или лент, изолированных лаком, окалиной или химическим способом. Почему толщину листов или лент подбирают в зависимости от частоты потребляемого тока?

Примеры задач с производственным содержанием( для профессии сварщик)

  • Дуговая сварка происходит при напряжении на электродах 50 В и силе тока 200 А. Какое количество теплоты выделится за 10 мин. сварки?
  • На каком физическом законе основана контактная сварка?
  • Высокое напряжение необходимо только при «зажигании» электрической дуги, ток в дуге придерживается при низком напряжении. Откуда берутся свободные электроны при горении дуги?
  • Сварочный аппарат присоединен к источнику тока медными проводами длиной 20м и сечением 25 мм2 , по которым идет ток силой 12А. Определить напряжение в сети.
  • Определить мощность сварочного трансформатора, если напряжение в сети 380В, а сила тока 50А.Какой ток удобнее применить для сварки: переменный пли постоянный? Почему? Что такое сварка с обратной полярностью? Когда ее применяют?
  • Почему сердечники трансформаторов набирают из отдельных листов или лент, изолированных лаком, окалиной или химическим способом. Почему толщину листов или лент подбирают в зависимости от частоты потребляемого тока?

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем  Составление кроссвордов Конкурс кроссвордов по теме механика, молекулярная физика, волновые свойства света Сочинений к изученной теме,  Создание проектов, исследовательских работ Уткина Аня-1 место в конкурсе исследовательских работ « Микроволновка: польза или вред?»  Отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,  Написание рефератов, докладов , сообщений, Составление опорных конспектов Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

  • Составление кроссвордов
  • Конкурс кроссвордов по теме механика, молекулярная физика, волновые свойства света
  • Сочинений к изученной теме,
  • Создание проектов, исследовательских работ
  • Уткина Аня-1 место в конкурсе исследовательских работ « Микроволновка: польза или вред?»
  • Отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,
  • Написание рефератов, докладов , сообщений,
  • Составление опорных конспектов
  • Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.

 Создание электронных презентаций Конкурс творческих работ « Физика в моей профессии», « Физика в повседневной жизни»  Ежегодное проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания. Участие в интернет-олимпиадах «ФГОС-тест»
  • Создание электронных презентаций

Конкурс творческих работ « Физика в моей профессии», « Физика в повседневной жизни»

  • Ежегодное проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания.
  • Участие в интернет-олимпиадах «ФГОС-тест»

 ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы  Проведение практических занятий и лабораторных работах  Представление ответов в словесной форме, в виде численных значений физических величин, в виде формул, графиков или схематических рисунков , таблиц, соответствий В задачах такого типа, как правило, требуется умение читать графики, соотносить символическую запись закона (формулы) с соответствующим графиком, перестраивать график из одной системы координат в другую.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

  • Проведение практических занятий и лабораторных работах
  • Представление ответов в словесной форме, в виде численных значений физических величин, в виде формул, графиков или схематических рисунков , таблиц, соответствий
  • В задачах такого типа, как правило, требуется умение читать графики, соотносить символическую запись закона (формулы) с соответствующим графиком, перестраивать график из одной системы координат в другую.
 В качестве отслеживания результатов применяю следующие формы предметного мониторинга :   индивидуальные ответы у доски; индивидуальная работа с раздаточным материалом; физические диктанты; самостоятельные работы; лабораторные работы; зачеты; тестовые работы; контрольные работы Самопроверка( взаимопроверка)

В качестве отслеживания результатов применяю следующие формы предметного мониторинга :

  • индивидуальные ответы у доски;
  • индивидуальная работа с раздаточным материалом;
  • физические диктанты;
  • самостоятельные работы;
  • лабораторные работы;
  • зачеты;
  • тестовые работы;
  • контрольные работы
  • Самопроверка( взаимопроверка)
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,  ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности  .   Использование компьютера для поиска необходимой информации при:  создание проектов,  отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов , разработка презентаций, составление кроссвордов разработка опорных конспектов

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности .

  • Использование компьютера для поиска необходимой информации при:
  • создание проектов,
  • отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,
  • написание рефератов, докладов ,
  • разработка презентаций,
  • составление кроссвордов
  • разработка опорных конспектов
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами  Групповые формы работы при:  изучении нового материала  решении задач  работе с тестами  самостоятельной работе с учебником Конференции  “ Тепловые двигатели и вопросы экологии” “ Развитие средств связи”, “ Атомная энергетика. Проблемы и перспективы” Ролевая игры : “Электроэнергетика”. Открытые внеклассные мероприятия .( Своя игра- механика, Физика и лирика, Будем знакомы- физика).

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

  • Групповые формы работы при:
  • изучении нового материала
  • решении задач
  • работе с тестами
  • самостоятельной работе с учебником
  • Конференции
  • Тепловые двигатели и вопросы экологии”
  • Развитие средств связи”,
  • Атомная энергетика. Проблемы и перспективы”
  • Ролевая игры : “Электроэнергетика”.
  • Открытые внеклассные мероприятия .( Своя игра- механика, Физика и лирика, Будем знакомы- физика).
Усвоение учебного материала * урок-лекция – 5%;  * при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%;  * наглядных и аудиоматериалов – 20%;  * аудиовизуальных материалов – 30-40%;  * работа в дискуссионных группах – 50%;  * практика через действие – 75%;  * использования мультимедийных технологий – 80-85% При обучении человек усваивает: 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 90% того, что он сделал сам.

Усвоение учебного материала

* урок-лекция – 5%;

* при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%;

* наглядных и аудиоматериалов – 20%;

* аудиовизуальных материалов – 30-40%;

* работа в дискуссионных группах – 50%;

* практика через действие – 75%;

* использования мультимедийных технологий – 80-85%

  • При обучении человек усваивает:
  • 10% прочитанного,
  • 20% услышанного,
  • 30% увиденного,
  • 90% того, что он сделал сам.
  • " Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму."

древняя

китайская

мудрость

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Составить синквейн    Компетенция 1 строка- существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка- 3 глагола 4 строка- цитата из 3-4 слов, выражающая отношение к теме 5 строка- синоним из одного слова, повторяющего суть темы

Составить синквейн

  • Компетенция
  • 1 строка- существительное
  • 2 строка – 2 прилагательных
  • 3 строка- 3 глагола
  • 4 строка- цитата из 3-4 слов, выражающая отношение к теме
  • 5 строка- синоним из одного слова, повторяющего суть темы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя