СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование общих и профессиональных компетенций студента

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья: Формирование общих и профессиональных компетенций: от исследовательской работы к дипломному проекту

Просмотр содержимого документа
«Формирование общих и профессиональных компетенций студента»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА: ОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ

Гараева Т. Е., преподаватель

Каюмова Э. Р., канд. филол. наук, старший методист

ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»

Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко

[email protected]

Аннотация. В статье описывается опыт организации исследовательской деятельности в учреждении среднего профессионального образования. Преемственность тематики студенческого исследования представляется в виде цепочки: исследовательская работа → курсовой проект → дипломный проект.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, курсовой проект, дипломный проект, компетентностный подход.

THE FORMATION OF STUDENT’S COMMON AND PROFESSIONAL COMPETENCIES: FROM RESEARCH WORK TO DIPLOMA PROJECT

Annotation: The article describes the experience of an organization of a research in secondary vocational school. The evolution of the theme of student research is presented as a chain: research work → course project → diploma project.

Keywords: research activity, course project, diploma project, competence approach. Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования ориентированы на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности или профессии.

Профессиональный рост специалиста, его востребованность зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий.

Компетентностный подход в образовании предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности студентов, которая направлена не только на достижение учебных целей – обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции.

Самостоятельная работа студентов является одним из условий формирования общих и профессиональных компетенций.

Цель самостоятельной работы заключается:

  • в систематизации и закреплении полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • в углублении и расширении теоретических знаний;

  • в формировании умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • в развитии познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

  • в формировании самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

  • в формировании общих и профессиональных компетенций;

  • в развитии исследовательских умений.

Единая тематика работ студентов от исследовательской работы (проекта) к дипломному проекту – одно из направлений самостоятельной внеаудиторной работы, развиваемых преподавателями предметной 9цикловой) комиссии электротехнических дисциплин Муравленковского многопрофильного колледжа.

Студенты младших курсов, как правило, занимаются исследовательской деятельностью в различных направлениях (общеобразовательном, гуманитарном, социальном, естественнонаучном и т.д.) и реже в обще- и специально профессиональном, т.е. по профилю выбранной специальности или профессии.

Эффективным способом формирования общих и профессиональных компетенций у студентов является исследовательская деятельность в области специальных дисциплин. Исследовательскую работу (проект) мы считаем одной из ступеней на пути к дипломному проекту.

Студентов 2-го курса, начинающих изучать дисциплины: «Электротехника и электроника», «Электрические машины и аппараты», «Измерительная техника» и др., преподаватели предметной (цикловой) комиссии электротехнических дисциплин сразу привлекают к исследовательской деятельности по предлагаемым темам или темам, предложенными самими студентами.

В настоящее время в работе находятся следующие темы:

  • Использование светодиодного освещения для обеспечения максимальной производительности при минимальных затратах электроэнергии.

  • Атомная энергетика.

  • Влияние изучения дисциплины «Электротехника и электроника» на понимание сущности и значимости будущей профессии.

  • Ртуть и электротехника.

  • Молния опасная и загадочная.

  • Электронные лампы: из прошлого в будущее.

  • Умный дом: бытовая техника и коммуникации в единой энергосистеме.

  • Энергосберегающие технологии (в быту, на производстве, в городе).

  • Человек – источник электроэнергии.

  • Влияние электрического тока на организм человека.

  • Альтернативная энергетика в России и на Ямале.

  • Вибродиагностика электрооборудования.

  • Электромобили – будущее автопрома.

Хочется отметить, что тема «Влияние изучения дисциплины «Электротехника и электроника» на понимание сущности и значимости будущей профессии» предложена студентом 2-го курса специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».

Осваивая специальные дисциплины на старших курсах, студенты продолжают работу по выбранной теме. При этом, более глубоко изучая ту или иную проблему, они определяют для себя объекты исследования в предстоящем курсовом проектировании.

Так, студенты 3-го курса ведут исследования в области энергосберегающих технологий:

  • выбор оптимальной системы освещения;

  • модернизация электропривода общепромышленных механизмов;

  • применение частотного регулирования на производстве.

Далее, выходя на производственную и преддипломную практики, студенты по выбранному направлению собирают необходимый материал как для выполнения курсового проектирования, так и для дипломного проектирования.

В качестве примера можно привести исследовательскую работу студента 4-го курса и проследить цепочку: исследовательская работа (ИР) → курсовой проект (КП) → дипломный проект (ДП):

ИР

КП

ДП

Оптимизация системы ремонта и технического обслуживания электродвигателей системы СТД

Техническое обслуживание и ремонт электродвигателя СТД-1250 на предприятии ООО «Борец-Муравленко»


Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт электродвигателя СТД-1250(1600)кВт с ВТЦ-СД-Щ КНС-1 Сугмутского месторождения цеха ППД филиала «Муравленковскнефть» ОАО «Газпром-ННГ»


Студент был отмечен дипломом за активное участие во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «К вершинам познания» (г. Ноябрьск).

Идеи и поиски ИР нашли свое отражение в КП и ДП. Завершением цепочки ИР → КП → ДП явилась успешная защита ДП по теме, предложенной работодателем и последующее трудоустройство выпускника нашего колледжа по выбранной специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».

Преемственность в тематике исследовательской работы, курсового и дипломного проектов способствует пониманию содержания будущей профессии, формированию устойчивого интереса к ней.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!