УДК
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ
© 2017
О.В. Джусоева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель высшей квалификационной категории
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени Святителя Алексия, Митрополита Московского», Тольятти (Россия)
Ключевые слова: общие компетенции; компетентностно-ориентированное задание; методика преподавания математики в начальных классах; теоретические основы начального курса математики; компетенции в сфере работы с информацией; компетенции в сфере работы с коммуникацией.
Аннотация: В данной статье рассматриваются примеры применения компетентностно-ориентированных заданий на уроках методики преподавания математики в начальных классах при формировании общих компетенций студентов.
Компетентностный подход вошел в систему образования Российской Федерации в связи с включением в Болонский процесс. В настоящее время способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.
В связи с объективно изменившимися условиями миссия учреждения СПО гуманитарно-педагогического профиля заключается в удовлетворении образовательных потребностей личности в соответствии с требованиями ФГОС при подготовке конкурентоспособных, квалифицированных специалистов.
Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.
Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении учебных дисциплин. При этом общая компетенция (ОК) понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся.
Математика была, есть и будет неотъемлемой частью человеческой культуры, она является базой научно-технического прогресса и важной составляющей развития личности.
Обучение математике способствует выработке умений обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ, формирует точность, внимание, настойчивость, умение выражать свои мысли.
Поэтому очень важна мотивация обучающихся к изучению дисциплины, активизация их мыслительной деятельности. Математика способна сформировать каркас мышления, сделать его рациональным.
В процессе решения арифметической задачи развиваются не только навыки нахождения ответов на вопросы математического характера, но и развивается способность находить объективное решение в различных жизненных ситуациях.
В настоящее время каждый преподаватель математики ставит перед собой задачу не только сообщить студентам определенную сумму знаний, наполнить их память некоторым набором фактов и теорем, но и научить их думать, развивать мышление, творческую инициативу, самостоятельность.
При подготовке будущих учителей начальных классов необходимо большое внимание уделять их обучению теоретическим основам начального курса математики и методике преподавания.
На занятиях методики преподавания математики в начальных классах целесообразно включение компетентностно-ориентированных заданий по специальности, позволяющих организовывать присвоение профессиональных знаний и умений средствами такой деятельности обучающихся, которая обеспечивает формирование их общих компетенций. В рамках практики обучающийся может получать и рефлексировать реальный опыт общетрудовых отношений и опыт освоения новой среды, ситуации, коммуникативных контактов, профессиональной деятельности. Такая возможность оказывается важной в формировании общих компетенций.
Внеучебная деятельность – начиная от социальных проектов и организации досуговых мероприятий и заканчивая подготовкой к конкурсам профессионального мастерства и участием в них – является уникальным ресурсом для формирования отдельных аспектов компетенции в сфере разрешения проблем (работа с которыми не соответствует учебному формату), а также для повышения уровня сформированности остальных общих компетенций.
Действующие учебники мало предлагают задач практико-ориентированных. В связи с этим создание банка заданий для формирования общих компетенций становится необходимым.
С 2016 года ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж» работает в качестве региональной инновационной площадки по теме «Разработка и апробация организационных механизмов формирования общих компетенций обучающихся в процессе освоения ими содержания учебных дисциплин и междисциплинарных курсов ОПОП СПО».
Рассмотрим примеры применения компетентностно-ориентированных заданий для студентов на занятиях по методике преподавания математики в начальных классах при формировании общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Для формирования компетенции по извлечению и первичной обработке информации обучающимся предлагается источник информации по изучаемой теме и задание для выполнения:
Тема: Множества и операции над ними.
Внимательно изучите источник. Письменно заполните недостающие данные и ответьте на вопрос.
Объединением множеств А и В называется множество, содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству ______________________________.
Пересечением множеств А и В называется множество, содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству ________________________________.
Какой операции соответствует следующая диаграмма (рис. 1)?
В
Рис. 1. Множества А и В
Для проверки правильности выполнения компетентностно-ориентированного задания преподавателем создается инструментарий, содержащий эталон ответов на вопросы и соответствующее количество баллов.
Инструмент проверки
Вопрос 1.
Объединением множеств А и В называется множество, содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству либо А, либо В.
Вопрос 2.
Пересечением множеств А и В называется множество, содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству и А, и В.
Вопрос 3.
Разности множеств А и В/ А – В
За каждый правильный ответ 1 балл.
В ответ не включена избыточная информация 1 балл.
Максимальный балл: 4 балла.
Компетентностно-ориентированное задание позволяет сформировать у обучающихся компетенцию по извлечению информации по одному основанию из одного источника, содержащего избыточную в отношении задачи информационного поиска информацию.
При изучении темы «Планирование учебного процесса по математике» для формирования компетенции по поиску информации используется задание со строго регламентируемым отрезком времени, отведенным для его выполнения:
Вы - учитель начальных классов, работаете по специальности первый год. Администрация школы сообщила, что нужно подготовить и провести открытый урок по математике. Чтобы показать свою профессиональную компетентность, Вы решили воспользоваться опытом более опытных педагогов.
В библиотеке имеется подшивка журналов «Начальная школа». Но Вашей коллеге также было поручено провести открытый урок по русскому языку.
Просмотрите аннотации к статьям, обложки журналов и примите решение, какие журналы Вы готовы сразу отдать коллеге, так как Вам они точно не понадобятся, какие номера могут пригодиться Вам обеим, поэтому Вы их сначала просмотрите, а какие номера не нужны ни Вам, ни коллеге.
Запишите номера журналов в правом столбце таблицы 1 в соответствии со своим решением.
На выполнение задания отводится 5 минут.
Таблица 1. Журналы «Начальная школа»
Решение | Номера журналов |
Журналы можно отдать коллеге сразу | |
Журналы надо посмотреть самой \самому, прежде чем отдавать их коллеге | |
Журналы не нужны | |
В качестве информационного материала используется таблица (таблица 2), содержащая сведения о выпусках журнала и опубликованных в них статьях.
Таблица 2. Пример информационного источника
1 | 2 |
ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКЕ Стр. 43. М.И. Ларских. Метод проектов как средство формирования логических универсальных учебных действий Стр. 51. К.С. Ковалева. Формирование регулятивных действий у младших школьников КОНСУЛЬТАЦИЯ Стр. 59. В.П. Канакина., Г.С. Щёголева, И.С. Ордынкина, Л.В. Селькина. Примерные проверочные работы по русскому языку и математике за I полугодие 2015/16 учебного года | ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ Стр. 43. Н.Е. Щуркова. Нравственное восхождение школьника Стр. 46. Л.В. Тихоненко. Проектная деятельность как способ взаимодействия семьи и школы Стр. 47. Е.Н. Павлюк, Т.С. Филатова. Мобильный дидактический фартук «Игралочка» Стр. 54. Т. В. Баракина. Использование интерактивной доски на уроках математики Стр. 58. Л.П. Стойлова. Исследовательские задания по математике и умение доказывать Стр. 60. С.И. Гилязеева. Волшебные краски осени |
В инструментарии проверки учитывается не только правильность и количество указанных номеров журналов (таблица 3), но и соблюдение регламента:
Таблица 3. Инструмент проверки задания по поиску информации
Решение | Номера |
Журналы можно отдать коллеге сразу | №6 | | |
Журналы надо посмотреть самой \самому, прежде чем отдавать их коллеге | №2 | №4 | №5 |
Журналы не нужны | №1 | №3 | |
За каждый правильно размещенный номер 1 балл
За соблюдение нормы времени (5 мин.) 1 балл
Максимальный балл 7 баллов
Таким образом, при выполнении задания студент учиться выделять из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачи профессиональной деятельности.
На занятии по теме «Вычислительные приемы умножения и деления» для формирования компетенции в сфере работы с коммуникацией студенту предлагается задание, выполняя которое он передает и запрашивает требуемую информацию или действие в соответствии с заданной целью коммуникации, заполняя бланки документов:
Вы готовите урок математики в 4 классе по теме «Деление многозначного числа на однозначное». Чтобы облегчить детям усвоение алгоритма деления, рекомендуется использовать памятку.
Внимательно изучите источник, в котором описана методика обучения делению.
Сформулируйте 9 правил деления многозначного числа на однозначное. Не переписывайте текст источника дословно.
Правило 1. ____________________________________________________
Правило 2. _____________________________________________________
Правило 3. _____________________________________________________
Правило 4. _____________________________________________________
Правило 5. _____________________________________________________
Правило 6. _____________________________________________________
Правило 7. _____________________________________________________
Правило 8. _____________________________________________________
Правило 9. _____________________________________________________
Для работы выдается несколько источников, в которых дается описание деления многозначного числа на однозначное.
В инструментарии указываются правила деления, количество баллов и максимальный балл (таблица 4).
Инструмент проверки:
Правило 1. Прочитай и запиши пример
Правило 2. Установи высший разряд и число цифр в частном
Правило 3. Раздели, чтобы найти цифру высшего разряда частного
Правило 4. Умножь, чтобы узнать, сколько единиц этого разряда разделили
Правило 5. Вычти, чтобы узнать, сколько единиц этого разряда осталось разделить
Правило 6. Сравни остаток с делителем
Правило 7. Если получился остаток, то вырази его в единицах следующего за ним низшего разряда и прибавь к ним единицы такого же разряда делимого
Правило 8. Продолжай деление так же, пока не решишь пример до конца
Правило 9. Проверь результат
Таблица 4. Количество баллов за выполнение задания
За каждое правило | 1 балл |
За отсутствие избыточной информации | 1 балл |
За соблюдение последовательности | 1 балл |
Максимальный балл | 11 баллов |
Компетентностно-ориентированные задания можно применять как во время аудиторных занятий, так и в качестве самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов. В некоторых случаях целесообразно их включение в практические занятия.
Следует отметить, что одновременное использование всех перечисленных выше возможностей формирования общих компетенций нерационально. Они должны включаться в работу преподавателей последовательно, поскольку у обучающегося имеется шанс продвинуться в освоении универсальных способов деятельности тогда, когда им уже освоена базовая деятельность в сферах работы с информацией и коммуникации (его деятельность соответствует требованиям первого уровня), пошаговая переориентация ресурсов на формирование общих компетенций является более управляемым процессом, чем одновременное введение новых ресурсов всех составляющих образовательного процесса.
ВЫВОДЫ
Таким образом, современные возможности преподавания методики математики в условиях колледжа способны оптимизировать совместную деятельность педагога и обучающихся, активное включение последних в учебную деятельность, а значит, более простое, но при этом качественное накопление общих компетенций, которые позволят успешно реализоваться выпускникам в профессиональной сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Голуб, Г.Б., Фишман, И.С., Фишман, Л.И. Общие компетенции выпускников высшей школы: что стандарт требует от вуза. // Вопросы образования. – 2013. – №1, с. 156 - 173.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014г. № 1353 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на выходе [Текст] / Г.Б. Голуб, И.С. Фишман, Л.И. Фишман // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - с. 102-114.
Фишман, И.С., Голуб, Г.Б. Методические аспекты оценивания профессиональных компетенций студентов и выпускников вузов // Поволжский педагогический вестник. – 2014. – №2(3), с. 59 - 66.
Формирование общих компетенций обучающихся по программам довузовского профессионального образования: методические рекомендации. – Самара, ЦПО, 2011.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64; № 5 – С. 55–61.
6