СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4 – 5 лет в быту, в социуме, в природе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом ребёнка, активными движениями с нарастающими физическими возможностями, которые сочетаются с  повышенной любознательностью, отсутствием страха перед чем-то новым,  и нередко всё это сочетается с гиперактивностью детей, приводящей к возникновению травматизма и  к опасным ситуациям в  жизни ребёнка.

Просмотр содержимого документа
««Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4 – 5 лет в быту, в социуме, в природе»»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

« Тальменский детский сад №8»

Тальменского района, Алтайского края











Проект

«Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4 – 5 лет в быту, в социуме, в природе»

(социльно – коммуникативное развитие)












р.п. Тальменка

2017 г.



Содержание:

1.Актуальность темы……………………………………………………………………3-4

2.Цель и задачи …………………………………………………………………………..5

3.Ожидаемый результат ………………………………………………………………...6

4.Содержательно-практический этап………………………………………………...7-16

4.1.Используемые методы, приёмы, средства, технологии……………………...7

4.2.Созданий условий для формирования основ безопасности

у дошкольников……………………………………………………………….8

4.3.Формы организации детей……………………………………………………9

4.4.Применый перспективный план работы с дошкольниками 4-5 лет……10-15

4.5.Примерный перспективный план сотрудничества с родителями

воспитанников…………………………………………………………….15-16

5.Выводы…………………………………………………………………………………17

6.Литература……………………………………………………………………………...18



























1.Актуальность темы.

Здоровье – это главная ценность жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополу­чие будущего общества. В последнее десятилетие во всем мире намети­лась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

И поэтому с раннего детства, каждого человека, надо учить заботиться о своём здоровье.

Ребёнок должен научиться думать о своём здоровье: знать своё тело, заботиться о нём, не вредить своему организму: расти физически сильным, бодрым, энергичным: играть, плавать, заниматься спортом. Значит, у детей должна быть сформирована система знаний о безопасной жизнедеятельности, в основе которой, лежит понятие – «познай себя» или можно сказать - «сотвори себя».

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом ребёнка, активными движениями с нарастающими физическими возможностями, которые сочетаются с повышенной любознательностью, отсутствием страха перед чем-то новым, и нередко всё это сочетается с гиперактивностью детей, приводящей к возникновению травматизма и к опасным ситуациям в жизни ребёнка.

Подтверждению этому служат данные статистики по травматизму. Так, среди бытовых травм часто встречаются ранения, ушибы, ожоги, отравления, электротравмы, попадание в организм инородных тел.

Сегодня наши дети живут в условиях, связанных с интенсивным движением транспорта на улицах города, развитой сетью коммуникаций, неблагополучной экологией, в обществе большого скопления людей.

Они — наиболее незащищенная часть населения. Познавая окру­жающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угро­жающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начи­нать обучение детей правилам безопасного поведения с раннего дошколь­ного возраста.

Взрослые, окружающие детей, постоянно реализуют задачу: оберегать и защищать ребёнка, сберечь его здоровье, а так же подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и с опасными жизненными ситуациями.

Невозможно всё время водить ребёнка за руку и быть рядом. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда, и как он может попасть в опасную ситуацию. Мы должны научить детей неукоснительно выполнять те правила поведения, от которых зависит их здоровье и безопасность.

Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.

На  мой  взгляд,  необходимо целенаправленное и систематическое воздействие  на  дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью формирования   опыта  безопасного поведения.





















2.Цель и задачи.

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи:

  • Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;

  • Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;

  • Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными;

  • Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;

  • Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;

  • Знакомить с правилами личной гигиены;

  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

















3.Ожидаемый результат.

У детей будут сформированы навыки:

  • экологической культуры;

  • разумного поведения.

У детей будут сформированы умения:

адекватно вести себя

  • в опасных ситуациях дома и на улице;

  • в общественном транспорте;

  • при общении с незнакомыми людьми;

  • при взаимодействии с пожароопасными и другими предметами;

  • с животными и ядовитыми растениями.























4.Содержательно-практический этап.

4.1.Используемые технологии, принципы работы.

В основу своей работы я беру программу Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Формирование основ безопасного поведения идет по 6 направлениям:

  • Ребенок и природа

  • Ребенок на улице

  • Ребенок и другие люди

  • Ребенок дома

  • Здоровье ребенка

  • Эмоциональное благополучие ребенка.

В своей работе я использую инновационные технологии педагогов-новаторов:

  • К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».

Формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих ос­новных принципов:

— системность и последовательность (любая новая сту­пень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыду­щем);

— доступность (усложнение материала происходит с уче­том возрастных особенностей детей);

— включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

— наглядность (техника безопасности лучше всего вос­принимается через богатый иллюстративный материал, мультимедийные презентации);

— динамичность (интеграция задач в разные виды дея­тельности);

— психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).





4.2.Созданий условий

для формирования основ безопасностиу дошкольников.

Для  формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать  воспитательно - образовательный процесс,  включающий  все виды деятельности: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.

Эффективность  реализации  поставленных  задач  во  многом  зависит  от  содержания  предметно – развивающей  среды  созданной мною в группе, которая включает:

  • Уголок безопасности.

  • Познавательно–агитационные материалы.

  • Иллюстративные стенды для детей и взрослых.

  • Подборка литературы.

  • Подборка иллюстрационного материала.

  • Информационный уголок для родителей.

















4.3.Формы организации детей по формированию основ безопасности.



  • Игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные.

  • Игровые тренинги.

  • Беседы.

  • Чтение художественной литературы.

  • Экскурсии, прогулки.

  • Рассматривание иллюстраций.

  • Использование ИКТ (презентации).























































4.4.Применый перспективныйпланработы

С дошкольниками 4-5 лет.

Раздел

Формыпроведения.

Тематика.

Задачи

месяц

Ребенок и другиелюди

Беседа «Ктонасокружает».


Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и не­знакомые). Объяснитьразницувовзаимо­отношениях с ними.



Сентябрь

Организованная образовательная деятельность

«Как себя вести с незнакомыми

Людьми».

Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (на примере сказок «Красная шапочка», «Колобок»)

Беседа «Еслитебяобидели».


Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких.

Ребёнок и природа

Организованная образовательная деятельность «Съедобные и несъедобные грибы» с использованием мультимедийного оборудования.

Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать их по внешнему виду.

Расширить словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к природе.




Октябрь


























В течение года

Игра - беседа «Собака бывает кусачей».

Учить детей правильно общаться с живот­ными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторож­ности в отношении с ними

Беседа «Рядомвода»

Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последст­виям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой)


Рассматриваниеальбома «Ядовитыерастения».


Познакомить детей с самыми распространен­ными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучатьдетейбытьосторожными с незнако­мымирастениями.

Д/и «Каждый грибок в свой кузовок», «Сбор грибов и ягод»



Учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы. Закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.


Ребёнокдома

Организованная образовательная деятельность

«Пожар»

с использованием мультимедийного оборудования

.

Дать детям представление о том, что такое пожар и из-за чего он может возникнуть, кто приходит на помощь, что помогает потушить пожар.

Познакомить детей с назначением телефонного номера 01

Развивать умение работать с готовыми аппликационными формами. Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.



Ноябрь

Игра-драматизация. «Кошкиндом».

Развивать творческие спо­собности детей. Показать, что совместными действиями можно потушить пожар.

Чтение. К.И.Чуковский «Путаница»


Развивать у детей чувство юмора, любовь к художественному слову. Закреплятьзнанияобосторожномобращениисоспичками.

Беседа «Что может испортить новогодний праздник?» (украшение елки свечами, электрическими гирляндами, ватой, свечками).

Закрепление знаний об осторожном использовании бенгальских огней и петард, иллюминации.



Декабрь

С/р игра«Семья»

Упражнять детей в проигрывании ситуации «Пожар в доме». Продолжатьучитьролевомудиалогу.

Организованная образовательная деятельность

«Наши друзья и враги».



Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электро­приборах и кранах, лекарственных вещест­вах и химикатах). Подчеркнуть необходи­мость и способствовать её осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами.

Беседа «Другиеопасно­стидома»

Рассказать детям об опасностях, подстере­гающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимостибытьосторожными.


Дидактиче­скаяигра «Электроприборы»

Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользо­вания ими.

В течениегода

Подвижнаяигра «Огонь»

Развивать внимание, быстроту реакции, координацию движений. Формиро­вать чувство ответственности за небрежное отношение к огню

Здоровьеребенка

Игра-беседа «Изучаем свой организм»


Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости забо­титься и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.)



Январь

Организованная образовательная деятельность

«Личная гигиена» - с использованием мультимедийного оборудования

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Расширять представления о предметах личной гигиены

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Беседа «Еслитызаболел» -


Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обра­щались к взрослым за помощью.

Рассматривание иллюстраций о работе врача

Расширять представления детей о профес­сии врача,объяснить , что это наши помощники, учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выпол­нять


Февраль

Организованная образовательная деятельность

«Витамины и полезные продукты».

с использованием мультимедийного оборудования


Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются.

Рассказать о значении витаминов для здорового развития организма.

Обобщить и закрепить понятия «овощи» и «фрукты».

Воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.

Д/и «Нашипомощники»

Закрепить знание детей о предметах личной гигиены.

В течениегода

Сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача».

Закреплять представления детей о профес­сии врача, учить в случае необходимости обращаться к врачу за помощью.

Эмоцио­нальноеблагопо­лучиере­бенка

Беседа «Ребята, давайте жить дружно»


Учить детей дружить. Показать им на при­мере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнутьзначимостьдружбы в жизни.



Март

Чтениесказки «Пых». Беседа.

С помощью сказки обратить внимание детей на причины возникновения страхов, их отрицательное влияние на состояние чело­века. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными.

Организованная образовательная деятельность

«Конфликты между детьми».

Рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их.

Ребёнокна улице


















Беседа»Вот эта улица, вот этот дом».

Дать детям представление об улице. Позна­комить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания

Апрель

Организованная образовательная деятельность

«Мчатся по улице автомобили».

с использованием мультимедийного оборудования


Познакомить детей с различными видами транспорта (грузовой, пассажирский), их назначением.

Научить правилам поведения в общественном транспорте.

Воспитыватькультуруповедения.



Беседа «Еслиты – пассажир».



Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довестидоихсведенияправилабезопасногоповеденияв автобусе.

Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».


Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте — автобусе.


Организованная образовательная деятельность «Помнить обязан любой пешеход»

с использованием мультимедийного оборудования


Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть»,

Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»;

Закреплять знания детей о функциях светофора

Систематизировать знания о правилах перехода через проезжую часть

Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Май

Целеваяпрогулка ««Пешеходный

переход»

Понаблюдать за пешеходами на пешеходном переходе;

закрепить правила перехода через улицу.

Беседа «Где должны играть дети».

В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добитьсяосознанностипониманияопасностиигрнапроезжейчасти.

Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Мяч"

Закреплять правила игры на улице.

Д/и «Разрезныекартинки»

Закрепить знания детей о видах транспорта, учить составлять изображение их изображения из нескольких частей.


В течениегода

Д/и «Светофор».

Закреплять знания о значении сигналов светофора.

П/и «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль».

Закреплять правила дорожного движения, умение быстро реагировать на сигнал.


4.5.Примерный перспективный план сотрудничества

с родителями воспитанников.


Раздел

Формыпроведения.

Тематика.

месяц



Ребенок и другиелюди

1.Папка передвижка «Чтобы не было беды».


2.Консультация для родителей «Воспитание у детей навыков безопасного поведения в общении с другими людьми через сказку».

3.Памятка «Осторожно – незнакомец».




Сентябрь



Ребёнок и природа

1.Папка – передвижка «Осторожно, ядовитые грибы!»

2.Памятка «Охрана жизни и здоровья при общении с собакой».

3.Памятка «Ребёнок и домашние животные».




Октябрь





Ребёнокдома

1.Папка – передвижка «Безопасность ребёнка дома».


2.Памятка «Правила поведения при пожаре».


3.Консультация для родителей «Ёлочка, зажгись!».





Ноябрь-декабрь




Здоровье

ребенка

1.Папка-передвижка «Золотые правила Мойдодыра».


2.Консультация для родителей «Одежда дошкольников должна быть безопасной».

3.Памятка «Формируем здоровый образ жизни».

4.Рекомендации для родителей «Какой должна быть обувь дошкольника».





Январь-февраль


Эмоциональноеблагопо­лучие

ре­бёнка

1.Папка передвижка «Детские страхи».

2.Консультация для родителей «Конфликты между детьми».




Март



Ребёнокнаулице


1.Памятка «Безопасность на дорогах»

2.Консультация для родителей ««Правила дорожного движения – правила жизни»


Родительское собрание по ПДД «Безопасность детей на улицах!»


Апрель-май



























5.Выводы.

Несомненно, работа по формированию основ безопасности ребёнка важна и необходима. Воспитанники моей группы усвоили предложенные правила поведения в опасных ситуациях.

У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они выделяют основной круг опасностей, имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.

Достижению результатов способствовало сотрудничество с родителями по данной проблеме. Моей задачей было направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Результатом обучения и воспитания детей явились новые знания, которые они могут использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Однако, усвоить знания и уметь их применить на практике не одно и тоже, нужна постоянная ежедневная работа. И в старшей группе предстоит дальнейшая работа по выполнению перспективного плана по основам безопасной жизнедеятельности.







6.Литература.


1.Н.Н. Авдеева, Р.Н. Стеркина «Безопасность» - учебное пособие по основам

безопасности жизнедеятельности детей- Санкт-Петербург, 2017г.

2.К.Б. Белая « Формирование основ безопасности у дошкольников» для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2017г.

3.Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей

3-7 лет» - Волгоград, 2016г.

5.Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» - Москва, 1989 г.