Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
« Тальменский детский сад №8»
Тальменского района, Алтайского края
Проект
«Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4 – 5 лет в быту, в социуме, в природе»
(социльно – коммуникативное развитие)

р.п. Тальменка
2017 г.
Содержание:
1.Актуальность темы……………………………………………………………………3-4
2.Цель и задачи …………………………………………………………………………..5
3.Ожидаемый результат ………………………………………………………………...6
4.Содержательно-практический этап………………………………………………...7-16
4.1.Используемые методы, приёмы, средства, технологии……………………...7
4.2.Созданий условий для формирования основ безопасности
у дошкольников……………………………………………………………….8
4.3.Формы организации детей……………………………………………………9
4.4.Применый перспективный план работы с дошкольниками 4-5 лет……10-15
4.5.Примерный перспективный план сотрудничества с родителями
воспитанников…………………………………………………………….15-16
5.Выводы…………………………………………………………………………………17
6.Литература……………………………………………………………………………...18
1.Актуальность темы.
Здоровье – это главная ценность жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие будущего общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
И поэтому с раннего детства, каждого человека, надо учить заботиться о своём здоровье.
Ребёнок должен научиться думать о своём здоровье: знать своё тело, заботиться о нём, не вредить своему организму: расти физически сильным, бодрым, энергичным: играть, плавать, заниматься спортом. Значит, у детей должна быть сформирована система знаний о безопасной жизнедеятельности, в основе которой, лежит понятие – «познай себя» или можно сказать - «сотвори себя».
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом ребёнка, активными движениями с нарастающими физическими возможностями, которые сочетаются с повышенной любознательностью, отсутствием страха перед чем-то новым, и нередко всё это сочетается с гиперактивностью детей, приводящей к возникновению травматизма и к опасным ситуациям в жизни ребёнка.
Подтверждению этому служат данные статистики по травматизму. Так, среди бытовых травм часто встречаются ранения, ушибы, ожоги, отравления, электротравмы, попадание в организм инородных тел.
Сегодня наши дети живут в условиях, связанных с интенсивным движением транспорта на улицах города, развитой сетью коммуникаций, неблагополучной экологией, в обществе большого скопления людей.
Они — наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с раннего дошкольного возраста.
Взрослые, окружающие детей, постоянно реализуют задачу: оберегать и защищать ребёнка, сберечь его здоровье, а так же подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и с опасными жизненными ситуациями.
Невозможно всё время водить ребёнка за руку и быть рядом. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда, и как он может попасть в опасную ситуацию. Мы должны научить детей неукоснительно выполнять те правила поведения, от которых зависит их здоровье и безопасность.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.
На мой взгляд, необходимо целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью формирования опыта безопасного поведения.
2.Цель и задачи.
Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи:
Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными;
Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
Знакомить с правилами личной гигиены;
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
3.Ожидаемый результат.
У детей будут сформированы навыки:
экологической культуры;
разумного поведения.
У детей будут сформированы умения:
адекватно вести себя
в опасных ситуациях дома и на улице;
в общественном транспорте;
при общении с незнакомыми людьми;
при взаимодействии с пожароопасными и другими предметами;
с животными и ядовитыми растениями.
4.Содержательно-практический этап.
4.1.Используемые технологии, принципы работы.
В основу своей работы я беру программу Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Формирование основ безопасного поведения идет по 6 направлениям:
В своей работе я использую инновационные технологии педагогов-новаторов:
Формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
— системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
— доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
— включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
— наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал, мультимедийные презентации);
— динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
— психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
4.2.Созданий условий
для формирования основ безопасностиу дошкольников.
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательный процесс, включающий все виды деятельности: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной мною в группе, которая включает:
Уголок безопасности.
Познавательно–агитационные материалы.
Иллюстративные стенды для детей и взрослых.
Подборка литературы.
Подборка иллюстрационного материала.
Информационный уголок для родителей.
4.3.Формы организации детей по формированию основ безопасности.
Игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные.
Игровые тренинги.
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Экскурсии, прогулки.
Рассматривание иллюстраций.
Использование ИКТ (презентации).
4.4.Применый перспективныйпланработы
С дошкольниками 4-5 лет.
Раздел | Формыпроведения. Тематика. | Задачи | месяц |
Ребенок и другиелюди | Беседа «Ктонасокружает». | Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснитьразницувовзаимоотношениях с ними. | Сентябрь |
Организованная образовательная деятельность «Как себя вести с незнакомыми Людьми». | Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (на примере сказок «Красная шапочка», «Колобок») |
Беседа «Еслитебяобидели». | Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких. |
Ребёнок и природа | Организованная образовательная деятельность «Съедобные и несъедобные грибы» с использованием мультимедийного оборудования. | Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать их по внешнему виду. Расширить словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе. | Октябрь В течение года |
Игра - беседа «Собака бывает кусачей». | Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними |
Беседа «Рядомвода» | Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой) |
Рассматриваниеальбома «Ядовитыерастения». | Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучатьдетейбытьосторожными с незнакомымирастениями. |
Д/и «Каждый грибок в свой кузовок», «Сбор грибов и ягод» | Учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы. Закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. |
Ребёнокдома | Организованная образовательная деятельность «Пожар» с использованием мультимедийного оборудования . | Дать детям представление о том, что такое пожар и из-за чего он может возникнуть, кто приходит на помощь, что помогает потушить пожар. Познакомить детей с назначением телефонного номера 01 Развивать умение работать с готовыми аппликационными формами. Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы. | Ноябрь |
Игра-драматизация. «Кошкиндом». | Развивать творческие способности детей. Показать, что совместными действиями можно потушить пожар. |
Чтение. К.И.Чуковский «Путаница» | Развивать у детей чувство юмора, любовь к художественному слову. Закреплятьзнанияобосторожномобращениисоспичками. |
Беседа «Что может испортить новогодний праздник?» (украшение елки свечами, электрическими гирляндами, ватой, свечками). | Закрепление знаний об осторожном использовании бенгальских огней и петард, иллюминации. | Декабрь |
С/р игра«Семья» | Упражнять детей в проигрывании ситуации «Пожар в доме». Продолжатьучитьролевомудиалогу. |
Организованная образовательная деятельность «Наши друзья и враги». | Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать её осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами. |
Беседа «Другиеопасностидома» | Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимостибытьосторожными. |
Дидактическаяигра «Электроприборы» | Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования ими. | В течениегода |
Подвижнаяигра «Огонь» | Развивать внимание, быстроту реакции, координацию движений. Формировать чувство ответственности за небрежное отношение к огню |
Здоровьеребенка | Игра-беседа «Изучаем свой организм» | Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.) | Январь |
Организованная образовательная деятельность «Личная гигиена» - с использованием мультимедийного оборудования | Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Расширять представления о предметах личной гигиены Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. |
Беседа «Еслитызаболел» - | Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью. |
Рассматривание иллюстраций о работе врача | Расширять представления детей о профессии врача,объяснить , что это наши помощники, учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять | Февраль |
Организованная образовательная деятельность «Витамины и полезные продукты». с использованием мультимедийного оборудования | Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются. Рассказать о значении витаминов для здорового развития организма. Обобщить и закрепить понятия «овощи» и «фрукты». Воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье. |
Д/и «Нашипомощники» | Закрепить знание детей о предметах личной гигиены. | В течениегода |
Сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача». | Закреплять представления детей о профессии врача, учить в случае необходимости обращаться к врачу за помощью. |
Эмоциональноеблагополучиеребенка | Беседа «Ребята, давайте жить дружно» | Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнутьзначимостьдружбы в жизни. | Март |
Чтениесказки «Пых». Беседа. | С помощью сказки обратить внимание детей на причины возникновения страхов, их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными. |
Организованная образовательная деятельность «Конфликты между детьми». | Рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их. |
Ребёнокна улице | Беседа»Вот эта улица, вот этот дом». | Дать детям представление об улице. Познакомить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания | Апрель |
Организованная образовательная деятельность «Мчатся по улице автомобили». с использованием мультимедийного оборудования | Познакомить детей с различными видами транспорта (грузовой, пассажирский), их назначением. Научить правилам поведения в общественном транспорте. Воспитыватькультуруповедения. |
Беседа «Еслиты – пассажир». | Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довестидоихсведенияправилабезопасногоповеденияв автобусе. |
Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе». | Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте — автобусе. |
Организованная образовательная деятельность «Помнить обязан любой пешеход» с использованием мультимедийного оборудования | Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»; Закреплять знания детей о функциях светофора Систематизировать знания о правилах перехода через проезжую часть Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. | Май |
Целеваяпрогулка ««Пешеходный переход» | Понаблюдать за пешеходами на пешеходном переходе; закрепить правила перехода через улицу. |
Беседа «Где должны играть дети». | В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добитьсяосознанностипониманияопасностиигрнапроезжейчасти. |
Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Мяч" | Закреплять правила игры на улице. |
Д/и «Разрезныекартинки» | Закрепить знания детей о видах транспорта, учить составлять изображение их изображения из нескольких частей. | В течениегода |
Д/и «Светофор». | Закреплять знания о значении сигналов светофора. |
П/и «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль». | Закреплять правила дорожного движения, умение быстро реагировать на сигнал. |
4.5.Примерный перспективный план сотрудничества
с родителями воспитанников.
Раздел | Формыпроведения. Тематика. | месяц |
Ребенок и другиелюди | 1.Папка передвижка «Чтобы не было беды». 2.Консультация для родителей «Воспитание у детей навыков безопасного поведения в общении с другими людьми через сказку». 3.Памятка «Осторожно – незнакомец». | Сентябрь |
Ребёнок и природа | 1.Папка – передвижка «Осторожно, ядовитые грибы!» 2.Памятка «Охрана жизни и здоровья при общении с собакой». 3.Памятка «Ребёнок и домашние животные». | Октябрь |
Ребёнокдома | 1.Папка – передвижка «Безопасность ребёнка дома». 2.Памятка «Правила поведения при пожаре». 3.Консультация для родителей «Ёлочка, зажгись!». | Ноябрь-декабрь |
Здоровье ребенка | 1.Папка-передвижка «Золотые правила Мойдодыра». 2.Консультация для родителей «Одежда дошкольников должна быть безопасной». 3.Памятка «Формируем здоровый образ жизни». 4.Рекомендации для родителей «Какой должна быть обувь дошкольника». | Январь-февраль |
Эмоциональноеблагополучие ребёнка | 1.Папка передвижка «Детские страхи». 2.Консультация для родителей «Конфликты между детьми». | Март |
Ребёнокнаулице | 1.Памятка «Безопасность на дорогах» 2.Консультация для родителей ««Правила дорожного движения – правила жизни» Родительское собрание по ПДД «Безопасность детей на улицах!» | Апрель-май |
5.Выводы.
Несомненно, работа по формированию основ безопасности ребёнка важна и необходима. Воспитанники моей группы усвоили предложенные правила поведения в опасных ситуациях.
У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они выделяют основной круг опасностей, имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.
Достижению результатов способствовало сотрудничество с родителями по данной проблеме. Моей задачей было направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Результатом обучения и воспитания детей явились новые знания, которые они могут использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Однако, усвоить знания и уметь их применить на практике не одно и тоже, нужна постоянная ежедневная работа. И в старшей группе предстоит дальнейшая работа по выполнению перспективного плана по основам безопасной жизнедеятельности.
6.Литература.
1.Н.Н. Авдеева, Р.Н. Стеркина «Безопасность» - учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей- Санкт-Петербург, 2017г.
2.К.Б. Белая « Формирование основ безопасности у дошкольников» для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2017г.
3.Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей
3-7 лет» - Волгоград, 2016г.
5.Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» - Москва, 1989 г.