СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование патриотических качеств личности учащихся»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка является итогом работы по самообразованию учителя технологии МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Озерный Бакаревой Ирины Борисовны

Просмотр содержимого документа
««Формирование патриотических качеств личности учащихся»»

11



«Формирование патриотических качеств личности учащихся в соответствии с ФГОС»



Автор:

Бакарева Ирина Борисовна, учитель технологии МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Озерный, Тверская область










ЗАТО Озерный, Тверская область

2018 год





Содержание


Раздел

Страницы

11.

Введение


3-5


22.

Теоретический аспект формирования патриотических качеств личности учащихся


5-8

33.

Государственная политика в области патриотического воспитания учащихся


8-10

4.

Реализация идеи гражданско-патриотического воспитания в практической деятельности


10-13

55.

Сущность формирования патриотических качеств личности учащихся на уроках технологии


13-18

66.

Результативность педагогической деятельности по патриотическому воспитанию


18-19

77.

Заключение


19-20

88.

Список использованных источников


20-21
















1. Введение

"… Не может сын глядеть спокойно

на горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

к Отчизне холоден душой…"

Н.А.Некрасов.


Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем.

В 90-е годы прошлого столетия в России произошли не только позитивные перемены, но и негативные явления, неизбежные в периоды реформ. В жизни нашей страны, с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь. Люди стали меньше ценить нравственность, общество, в котором живут, государство и законы. В обществе ощущается разобщенность разных социальных групп населения. Потеряны нравственные идеалы, на которых воспитывались прежние поколения. Современная молодежь растет под влиянием средствмассовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов.

Кроме того, интерес к гражданско-патриотическому воспитанию обусловлен проблемами построения демократического, правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики. Первостепенной задачей в стране и в образовании стало воспитание личности гражданина, способного построить такое государство и общество, сознательно разделяющего демократические и гражданские ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, политической, правовой и духовной культуры, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие своего народа. Своеобразие и темпы развития нового общества во многом зависят от гражданской позиции, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей современного человека. Решение проблемы воспитания гражданственности и патриотизма является основой укрепления государства и дальнейшего развития современного общества.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать правовое государство и гражданское общество, современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней и общественной жизни.

Цель патриотического воспитания — развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Воспитание гражданственности и патриотизма будет эффективным при условиях:

- ориентации учителя и учащихся на общечеловеческие ценности: любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство, патриотизм, активная гражданская позиция;

- опоры на такие ценности как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края;

- активного вовлечения учащихся во внеурочные формы деятельности, предлагаемые центрами дополнительно образования;

- вовлечения школьников в исследовательскую и поисковую деятельность;

- включения обучающихся в деятельность, требующую непосредственного участия детей в благоустройстве города, в школьном самоуправлении, в работе школьного музея, клуба (проведение экскурсий, пополнение коллекций, встречи с выпускниками школы и др.).

Воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ "Об образовании" в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Выявление содержания данного принципа в современных условиях требует философского, психолого-педагогического анализа основных понятий: патриот, патриотизм, родина, отечество, интернационализм, народность. 

2. Теоретический аспект формирования патриотических качеств личности учащихся

Исследованием проблемы воспитания гражданственности и патриотизма занимается не только педагогика, но и философия, психология, социология.

Слово «патриот», по данным «Этимологического словаря русского языка» Макса Фасмера, впервые употребил Петр I. Это заимствование из немецкого Patriot или из французского pаtriote — «сын отечества». Слово происходит от латинского patriota, а оно, в свою очередь, от греческого patriotеs — «земляк, соотечественник». В античной Греции термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, а термин patriota означал сторонника и защитника своего полиса, хотя история хранит примеры и общегреческого патриотизма.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Согласно трактовке словаря В.И. Даля «Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник».

В Словаре русского языка С.И.Ожегова патриотом называется «Человек, одушевленный патриотизмом».

Патриот - это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины»

Педагог А. С. Макаренко считал необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Его идея - это идея воспитания в коллективе и через коллектив, но при сохранении творческой индивидуальности личности, позволяющей в полной мере реализовать все свои возможности и способности.

В. А. Сухомлинский считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. "Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье". В своей статье В. А. Сухомлинский писал: "… Воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу…Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души".

Педагог К. Д.Ушинский писал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями".

Педагогическое наследие известных педагогов остаётся востребованным сегодня. Их подходы в вопросах воспитания гражданских и патриотических качеств личности основаны на воспитании базовых нравственных качеств, имеющих неоспоримую ценность при любых историко-политических условиях. Гражданственность и патриотизм рассматриваются педагогами как общественно-значимые и личностно-значимые ценности. Их теоретические идеи формируют у нас представление о том, что гражданин - это человек, обладающий качествами и чувствами высшего порядка, несущий в себе единство духовности, гражданской ответственности, социальной активности, сознание своей неразделенности, неразрывности с Отечеством, готовый жертвовать жизнью ради своей Родины.

В современной педагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменениях, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе. Отражением этих изменений становится появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей направлений методов и других важных аспектов современного воспитания. Одно из таких проблем является патриотическое воспитание, которое рассматривается в настоящее время как реальное социально - педагогическое явление. 
Несмотря на произошедшую в начале XXI века в российском обществе переориентацию многих ценностей, не изменилась ценность Родины. В современных условиях ведущими качествами личности являются: чувство гордости за Родину, любовь к ней, сопричастность к делам народа, гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к труду и народному достоянию, умение сочетать личные и общественные интересы. Нельзя утверждать, что современное поколение негативно относиться к идеям гражданственности и патриотизма. Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Задача учителя состоит в том, чтобы вывести гражданские и патриотические чувства на первый план, сформировать представление о них как о "великих чувствах, возвышающих человека".

Изучение современных исследований показывает, что существуют разные подходы к наполнению современного понятия патриотизма.

В психологической науке существует несколько подходов к трактовке содержания нравственных качеств. Ряд авторов (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Ю. А. Самарин и др.) рассматривают эти качества как устойчивые, укоренившиеся отношения личности к тем или иным сторонам социальной действительности; другие ученые (Л. М. Архангельский, А. Ф. Шишкин и др.) – как единство сознания, чувств и воли; третья группа (С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович и др.) – как синтез определенных устойчивых мотивов или устремлений личности и определенных способов поведения, позволяющих реализовывать эти мотивы в повседневных делах.

Кандидат педагогический наук Бирской государственной социально- педагогической академии Н. С. Белобородова рассматривает патриотизм как нравственное качество. Оно включает такие компоненты, как содержательный – овладение детьми доступным возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире, социальном устройстве общества, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработка правильных взглядов на факты общественной жизни страны; эмоционально-побудительный – переживания личностью положительного отношения к усвоенным знаниям, окружающему миру (любви к родному городу, гордость за успехи народа, уважение к историческому прошлому родной страны, восхищение народным творчеством и т. д.), проявление интереса к этим сведениям, потребность расширять свой кругозор, стремление участвовать в общественно-полезном труде; деятельный – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Важным является координировать взаимодействие школы, семьи и общественности в системе гражданско-патриотического воспитания. Кроме того, необходимо диалектическое единство и органическая взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий. С учетом современных подходов к воспитанию решение задач гражданско-патриотического воспитания должно происходить на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность.

Гражданское становление личности подростка на уроках и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую активность.

В понятии гражданин сливаются воедино духовно-нравственный компонент понятия патриотизма и социальный и правовой компоненты понятия гражданственности. В своих исследованиях педагоги подчеркивают органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, основой которого является развитие у воспитанников чувства Родины.


3. Государственная политика в области патриотического воспитания учащихся


В статье 2 Закона РФ "Об образовании" среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: "Цели воспитания и образования - историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов".

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности является методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования второго поколения (ФГОС ООО). Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, характер современного национального воспитательного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований. Одно из этих требований – общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота.

В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания граждан сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркнуто, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. "Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подростка. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями школьников, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции".

Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения определены ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности. Эти ценности выступают как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. «Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития».

ФГОС второго поколения ориентированы на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа;

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения

к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,

своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции. В российском образовании приоритет все больше отдается именно воспитанию и в частности воспитанию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

"… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений". /Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2012 году /.

Современный "национальный воспитательный идеал" - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


4. Реализация идеи гражданско-патриотического воспитания в практической деятельности


В настоящее время одна из главных задач, стоящих перед педагогом - это активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России.

Гражданско-патриотическое воспитание можно определить, как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

- формирование гражданской позиции - осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;

- воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;

- формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;

- формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.

- формирование системы ценностных ориентаций.

Школьная практика подтверждает, что ученик формируется как гражданин не просто благодаря внешним воздействиям на него, а с помощью отношений с окружающим его миром. Со стороны ученика эти отношения обусловливаются его разносторонней реакцией на окружающий мир и проявляются в деятельности по отношению к внешнему миру, они определяются воспитателем, обстоятельствами, условиями, в которых живет и развивается школьник. Воспитание правильных гражданских отношений - одна из задач деятельности педагога. Важно, чтобы школьник убедился в своих силах, понял, что его гражданская позиция нужна и полезна ему и обществу. Только включившись в активную деятельность можно понять это и научиться быть нужным, получить удовлетворение этой своей потребности. Деятельность школьников только тогда будет иметь общественную значимость, когда она, во-первых, осуществляется добросовестно и осознанно, во-вторых, приносит общественно полезные результаты и, в-третьих, сочетается с положительно-нравственными путями достижения целей. Гражданская активность означает готовность и умение на деле доказывать свои гражданские убеждения, добровольно и творчески выполнять обязанности. Гражданская активность предполагает не просто исполнение обязанностей, но и проявление творчества, инициативы, энтузиазма и гражданского мужества. Только настоящий гражданин готов на героический подвиг и самопожертвование, если этого требуют интересы общества. Ценностно-ориентированная внутренняя позиция подростка возникает в результате организации общественной практики, в которую он включен.

Огромную роль в решении проблемы социализации личности школьника играют уроки технологии, которые способствуют усвоению знаний учащихся о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Уроки технологии способствуют формированию умений школьников применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. На уроках технологического краеведения воспитывается уважение к народным традициям родного края, любовь к людям, семье, к Родине, к окружающей природе.

"Гордиться славой своих предков, - писал А. С. Пушкин, - не только можно, но и должно". В какие моменты все люди - взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, праздники, памятные даты и знаменательные события, достижения отечественной культуры, народные традиции и обряды.

Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга на уроках технологии используются:

- проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;

- урок защиты творческого проекта;

- уроки подготовки и заслушивания сообщений о народных традициях и обрядах Тверского края;

- приемы вовлечения детей в творческую деятельность, позволяющие заинтересовать конкретным результатом: изготовление изделия в народном стиле, традиционной тверской вышивки и кружевоплетения, приготовление блюда по старинным русским рецептам.

Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделять подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей.

Гражданско-патриотическое воспитание достигает качественного результата, если:

- содержание урочной и внеурочной деятельности находятся во взаимосвязи и способствуют активной жизненной позиции подростка;

- гражданское самосознание и чувство патриотизма подростка формируется на основе изучения истории своего народа, истории родного края, освоения богатого духовного опыта предшествующих поколений, на уважении к законам государства и правам другого человека;

- на уроке приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах), формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию;

- знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет подросткам проявить свои гражданские, духовно-нравственные качества и получить социальный опыт через участие в общественно-полезных делах;

- органы ученического самоуправления и система воспитательной работы школы создают условия для проявления активной гражданской позиции с помощью организации отдельных мероприятии и акций, а также через разработку и реализацию социально значимых проектов, где объединяются усилия учителей, учащихся и их родителей, общественных организаций, органов местного самоуправления.


5. Сущность формирования патриотических качеств личности учащихся на уроках технологии


В содержании патриотического воспитания в качестве приоритетных выделяются такие духовно-нравственные ценности, как гражданственность, внеклассовость, внепартийность; лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; преданность своему Отечеству; преемственность, сохранение и развитие лучших традиций воспитания; самоотверженность и способность к преодолению трудностей; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права. Патриотизм в современных условиях включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвятить свой труд, силы и способности расцвету родины.

Интересной, на наш взгляд, является идея о гражданском самочувствии личности, как об одном из структурных компонентов личности патриота. Характеристика понятия «гражданское самочувствие учащихся» основывается на описании семантики слов, входящих в него, изучении концепции гражданского самочувствия народа, на анализе возрастных особенностей функционирования эмоционально-волевой сферы личности школьника, определяющих существенные признаки данного понятия. Сущность понятия выявляется на основе сопоставления его лексического значения (содержания понятия) с научной трактовкой терминов: гражданственность, патриотизм, национальное самочувствие и социальное самочувствие, что позволяет установить отличие категории патриотизм, гражданское самочувствие от подобных научных терминов, имеющих близкую языковую форму.

С учетом вышеприведенного анализа можно определить структуру понятия «патриотизм»:

1. Эмоциональный компонент.

2. Интеллектуальный компонент.

3. Деятельностный компонент.

4. Потребностно-мотивационный компонент.

5. Волевой компонент.

Выделение эмоционального компонента обусловлено соотношением эмоциональных и рационально-познавательных начал патриотизма. Являясь продуктом развития человека, чувства связаны с работой сознания. Чувство патриотизма формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому и существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с ее духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик.

Важное место в формировании патриотизма имеет тот факт, что эмоциональные переживания у детей приобретают более глубокий и устойчивый характер. Большую роль в обогащении патриотических представлений ребенка играют эмоции и чувства, которые позволяют активизировать сознание ребенка, развивать его патриотические чувства. Кроме того, особенностью проявления патриотических чувств детей является скоротечность и ситуативность. Ребенок может взволноваться только что услышанным рассказом о чьем-то героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие. В результате возникнувшее первое чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закрепить возникшее чувство в многократных переживаниях, специально создавая для этого разнообразные ситуации для их закрепления.

При выполнении этого условия эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер, и дети будут способны проявлять заботу о близких людях и сверстниках.

В воспитании школьника большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявления чувств у взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.

Важным является тот факт, что эмоциональные отношения людей друг к другу являются исходным процессом формирования многих нравственных чувств. Такие чувства, как дружба, любовь, гуманизм, коллективизм, патриотизм, вначале проявляются в форме привязанности ребенка к родителям, сверстникам, коллективу детей и формируются на основе часто повторяющихся эмоций. Воспитание такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развития и становления чувства симпатии, сопереживания, доброты, ласки к родным и близким людям. С ростом ребенка растет и чувство, распространяясь на более широкий круг людей, предметов, явлений.

Психологи подчеркивают важность возникновения основ патриотизма, которые составляют «прошлый опыт человека», опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребенок в детстве испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», «зону эмоциональных переживаний», что будет иметь решающее значение для его дальнейшего развития. Тем самым будут «проторены пути для ассоциаций эмоционального характера», а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека. В детстве, по мнению В. А. Сухомлинского, человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь...».

Вот почему, по нашему мнению, так важно, чтобы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик, добрые чувства, положительное отношение к окружающему.

Вместе с тем психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие и формирование осуществляются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов из жизни Родины. И это развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании патриотические чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. 
Поэтому следующим компонентом в структуре патриотизма, на наш взгляд, является интеллектуальный компонент. Он характеризует знания, взгляды, убеждения человека. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические знания и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение человека, выбор действий и поступков. «Под воздействием мировоззрения возникает прочная структура мотивации личности, в которой решающее влияние имеют взгляды и убеждения».

Психолого-педагогические исследования показывают, что у школьников можно успешно формировать обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями, взаимодействии в обществе, о ценности своей страны. Эти представления позволяют осознать себя частью общества, государства и быть готовым к патриотически-целесообразной активности. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, ребенок начинает осознавать значение своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином Отчизны, развивается интерес к жизни Родины. Этот интерес психологи рассматривают как познавательный аспект социальной потребности школьника, как предпосылку патриотического воспитания учащихся.

Работа по формированию положительного отношения к понятиям патриотического характера у школьников на уроках технологического краеведения идет по следующей схеме: возбуждение интереса к знаниям и явлениям, связанным с представлениями о Родине; развитие интереса к истории, к сегодняшнему дню; укрепление и углубление интереса к различным явлениям, связанным с Родиной.

Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки. Как показывает проведенный анализ понятия «патриотизм», во всех работах, посвященных данной проблеме, подчеркивается деятельный, активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный, действенно-практический компонент.

В процессе патриотического воспитания практическая деятельность, осуществляемая учениками на уроках технологии, позволяет формировать и расширять патриотические взгляды и убеждения, проявлять патриотические чувства, реализовывать потребности и интересы личности. Положительные эмоциональные переживания, связанные с деятельностью патриотического характера, побуждают человека к дальнейшей деятельности, к преодолению препятствий на пути к поставленной цели. Это, в свою очередь, способствует формированию умений и навыков, необходимых для практической деятельности, и развитию чувств, и мотивации более высокого уровня.

Одной из важных характеристик качеств патриотической личности является потребностно-мотивационный компонент. Мотивация как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, характеризует потребности, мотивы, интересы человека. Формирование потребностей является сложной педагогической задачей. Известно, что потребность удовлетворяется с разрешением лежащего в ее основе противоречия. Одно противоречие сменяется другим и происходит развитие. Внутренним «предметом», осознанным побудителем к удовлетворению потребности является мотив. Появление осознанного стремления к удовлетворению потребности считается признаком ее сформированности. И только через мотивы можно формировать потребности. Выделяют два взаимосвязанных класса мотивов – мотивы-цели (терминальные, смыслообразующие мотивы, идущие от системы ценностей личности) и мотивы-средства (инструментальные, выражающие предпочтения тому или иному образу действий, свойствам личности и связанные с чувственными переживаниями, желаниями, стремлениями, интересами). Обычным проявлением мотива-средства как «опредмеченной» потребности является интерес – избирательное сосредоточение внимания на том или ином предмете, окрашенном определенными переживаниями, эмоциями. Мотивы-цели тесно связаны с ценностными ориентациями человека.

Данный компонент органически входит в структуру анализируемого понятия, т. к. предполагает характеристику интересов, стремлений, целей, мотивов деятельности человека, связанных со служением Родине.

При осуществлении деятельности человек действует осознанно, управляет своими поступками, преодолевает возникающие препятствия. Это связано с проявлением воли. Патриотическая деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, также требует волевых усилий, как в повседневных ситуациях, так и при совершении героических патриотических поступков. Волевые качества личности проявляются в способности действовать сознательно в достижении цели, в формировании жизненных планов, способности противостоять негативным влияниям внешней среды, в способности личности регулировать свое поведение, преодолевать определенные препятствия. Волевая личность характеризуется целеустремленностью, решительностью, настойчивостью, дисциплинированностью и т. д. Поэтому вполне обоснованным является включение в состав структуры понятия «патриотизм» волевого компонента.

  Все выделенные компоненты тесно взаимосвязаны и представляют целостное единство, позволяющее понять сущностную характеристику патриотизма. Данные компоненты составляют «полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности», т. е. они являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотизм».

Содержательная характеристика понятия «патриотизм» показывает, что элементов, составляющих его, может быть значительное количество, причем иерархия этих элементов может быть различной. Весь комплекс данных сочетаний, из которого с необходимостью следует существование анализируемого явления, называется достаточным. Это позволяет сделать вывод, что содержательные элементы патриотизма, выделенные нами, можно рассматривать как достаточные.

Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

6. Результативность педагогической деятельности по патриотическому воспитанию

На уроках технологии в обучении активно используется метод проектов. Во II полугодии учащиеся выполняют проектную работу. Важная роль отводится проектам по технологическому краеведению. Среди тем присутствуют такие темы, как Учащиеся исследовали проблему возрождения льноводства в Тверской области, изучали народные промыслы Тверского края. Много проектов выполняется по истории тверского рукоделия и кружевоплетения, по глиняной и деревянной игрушке, изделиям из бересты.

Выполняя такие творческие проекты на уроках технологии, ученицы приобщаются к культурному наследию родного края, традициям, народно-прикладному искусству наших предков. Приобщая детей к культуре собственного народа через обращение к истокам рукоделия наших предков, воспитывается гордость и уважение к родному наследию, земле, на которой мы живем. Развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства, те черты характера, которые незримо связывают человека со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – во впечатлениях, которые испытывает девочка, выполняя работы о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых она живет. Формируется активная жизненная позиция, духовно-нравственное чувство патриотизма и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.

7. Заключение

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Идея воспитания гражданственности и патриотизма у школьников не нова, но очень актуальна в современной России.

Воспитание гражданственности и патриотизма - процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, становления учащихся гражданами.

Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.

Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.

Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.


















8. Список использованной литературы

1. Макаренко А. С. "Воспитание гражданина". М. Просвещение. 1988.

2. Сухомлинский В. А. "Родина в сердце". М. 1980.

3. Сухомлинский В. А. "Воспитание гражданина". Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011.

4. Лихачев Д. С. «Родная земля». М. 1983.

5. Вырщиков А. В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. М. Планета. 2010.

6. Любан Т. Н. "Книга о российском патриотизме". Рецензия. / Воспитание школьников. №1 2011.

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.

8. В. В.Козлов, А. М.Кондаков. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2011.

9. Вырщиков А. В., Кусмарцев М. Б. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. Научное издание. М. НП ИПД Авторское перо. 2005.

10. Сафронова Е. М., Попова Е. Н. "Способы оценки качества патриотического воспитания подростков" /Воспитание школьников" №3. 2011 г.

11. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Сост. Е. С. Рапацевич. - Мн. Современное слово. 2005.

12. Метлик И. В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников. /Воспитание школьников. №8 2011.

15. Синягина Н. Ю. «О патриотизме и воспитании патриота» /Воспитание школьников. №1 2011 г./

Крылов А.А и др. «Психология» учебник, М., 2009 г.

Фасмер М. «Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. — 2-е изд., стереотип». — М.: Прогресс, 1986—1987.

Даль В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.» — М.: Рус. яз. — Медиа, 2003

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» - М.; Издательство «Азъ», 1992 г.



Электронные ресурсы

http://studme.org/1856120124119/pedagogika/kontseptsiya_duhovno-nravstvennogo_razvitiya_vospitaniya_lichnosti_grazhdanina_rossii

http://www.ingis-chr.ru/Raznoe/koncepcija_dukhovno-nravstvennogo_razvitija_i_vosp.pdf

http://turcentrrf.ru/d/358156/d/01_programma_patriot-vosput-2011-2015.pdf

http://www.referent.ru/1/188633

http://www.ingis-chr.ru/Raznoe/koncepcija_dukhovno-nravstvennogo_razvitija_i_vosp.pdf

http://infourok.ru/kursovaya_rabota__patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov-174385.htm

http://down.all-5.ru/kursovaia_rabota_pedagogika_vospitanie_patriotizma_na_urokah_tehnologii_2008_58_698671_128738.html

http://pandia.org/text/78/634/64841.php

http://festival.1september.ru/articles/644015/

http://s19001.edu35.ru/index.php/fgos/2012-07-18-10-57-54/373-2013-01-31-16-37-09.html

http://pilyandishmousoch.ru/DswMedia/fgos-ooo.doc

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,137667/Itemid,88/http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/08/usloviya_razvivayushcheysya_sredy_na_uroke_matematiki.docx

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

http://www.nlplife.ru/knigi/psyho/psihologija

http://www.rusnauka.com/NIO/Pedagogica/belobr

http://io2.nios.ru/old/releases.php?art=02&di