СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование поликультурной компетентности младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня перед школой стоит задача, которая заключается в том, чтобы привить ребенку нравственные и эстетические ценности, раскрыть лучшие моральные качества. Школа должна предоставить возможность учащимся для изучения своих истоков, а также познакомить с представителями других этносов и этнических групп. В данной работе представлен и календарно-тематический план на 4 года (1-4 класс)

Просмотр содержимого документа
«Формирование поликультурной компетентности младших школьников»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области









Название работы:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»





Выполнил: Колесник Татьяна Егоровна















2016г



СОДЕРЖАНИЕ



  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Тематический и календарный план работы по формированию поликультурной компетентности обучающихся младших классов

    2. Портрет обучающегося начальных классов в условиях многоязычия и поликультурности

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

























ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем современного воспитательного процесса является формирование нравственной культуры личности, создающей основу для уважительного отношения к людям другой культуры поскольку образовательное пространство России представляет собой многообразие различных взаимосуществующих культур и культурных традиций. ФГОС НОО рекомендует учитывать в образовании этнокультурный фактор, создавать условия для познания и постижения культур других народов многонационального государства. Поэтому школа должна предоставить возможность учащимся для изучения своих истоков, а также познакомить с представителями других этносов и этнических групп.

Полиэтническое образование предполагает создание равных возможностей получения образования для детей разных национальностей, путем отражения в ней интересов и потребностей представителей других этнокультур, а так же учет индивидуальных особенностей детей в рамках полиэтнической образовательной среды учреждения [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте определены личностные результаты освоения основной образовательной такие как воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной[2]. Именно из этих критериев и складывается поликультурная компетенция, которую нам предстоит сформировать.

Компетентность - достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений[3].

Поликультурная компетентность – знакомство со множеством различных образов жизни, образцов поведения и разнообразных идей, происходящих из нескольких культур, и умение к ним приспособиться или пользоваться ими[4].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены цели и задачи, ориентированные на поддержание межэтнического мира и согласия, признание и поддержку традиций и самосознания всех представителей народа РФ [5].

«Закон об образовании РФ» провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций [6]. Результатом освоения основной образовательной программы, направленной, в том числе и на удовлетворение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся, должно стать формирование следующих этнокультурных компетенций:

· это владение этнокультурными нормами и основами нравственного поведения;

· способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть родным языком;

· владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки этнокультурологических знаний; осознавать сущность и значение информации в развитии поликультурного общества;

· способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий [7].

Формирование поликультурной компетентности включает несколько направлений:

• формирование культуры знаний, которая подразумевает высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации, как в пространстве, так и во времени;

• развитие культуры поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде;

• формирование эмоциональной культуры адекватной поликультурной среде;

• формирование культуры саморазвития в поликультурной среде.

Формирование поликультурных компетенций должно проходить в определенной последовательности, которая обеспечивает вступление учащихся в диалог культур как полноценных его участников. Первостепенным является создания условий для формирования национально-культурной идентичности, в результате которой вырабатывается способность описывать себя как представителя определенного этноса, социальной группы, религиозной концессии [8]. Формирование поликультурных компетенций может быть обеспечено лишь целостным образовательным процессом, который включает в себя процессы обучения, воспитания и развития личности.

По мнению Б.Б. Дякиевой «Сфера образования в такой стране призвана создавать условия для формирования общенационального сознания, духовной, языковой и культурной интеграции народов России» [9].

Целевыми установками этнокультурной компетентности являются определение модели поведения, направленной на результативную совместную деятельность в образовательном процессе, а также устранение негативного отношения к человеку, отличающегося по внешним признакам, языку, ценностным ориентирам.

Главная цель заключается в формировании у школьников чувствительности к культурным различиям, уважении к уникальности культуры каждого народа, терпимости к необычному поведению, готовности реагировать на изменения, а так же гибкости в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.

Задачи:

  • полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;

  • создание условий для осуществления этнорегиональной идентификации детей младшего школьного возраста в процессе освоения ими истории и культуры региона, представителей различных населяющих данный регион этноязыковых и этноконфессиональных групп;

  • формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;

  • воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

  • создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;

  • формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;

• воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения











ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1Тематический и календарный план работы по формированию поликультурной компетентности обучающихся младших классов

Первый год обучения

«Россия-любимая наша страна»

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

сроки

1

Кто такие «мы»?


1

сентябрь

2

Я, ты, он, она - вместе целая страна

1

октябрь

3

Кантемировка сердцу родная

1

ноябрь

4

Моя семья

1

декабрь

5

Что означают наши имена

1

январь

6

Мы с тобой одна семья

1

февраль

7

Наши любимые праздники

1

март

8

Экскурсия в краеведческий музей

1

апрель

9

Конкурс рисунков «Моя многонациональная Россия»

1

май


Изготовление эмблемы класса




Второй год обучения

«В семье единой»

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

сроки

1

Моя малая родина

1

сентябрь

2

Поэты земли Воронежской (литературная гостиная)

1

октябрь

3

Праздник «В гостях у сказки» (сказки разных народов)

1

ноябрь

4

Новый год шагает по планете

1

декабрь

5

Музыкальная палитра

1

январь

6

Человек в истории родного края

1

февраль

7

О традициях и обычаях

1

март

8

Работа над проектом «Игры самые – самые…»

1

апрель

9

Игры друзей.

1

май

10

Вместе - здорово!

1

май

       


 Третий  год обучения

«Дружат дети на планете»

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

Часов

сроки

1

Святая Русь

1

сентябрь

2

Мы за чаем не скучаем

1

октябрь

3

Армения – страна чудес

1

ноябрь

4

Дружно и весело. Традиции армянского народа

1

ноябрь

5

Две гитары (традиции и обычаи цыган)

1

декабрь

6

Наши соседи украинцы


январь

7

Подбор информации о праздниках разных национальностей.

1

февраль

8

Посиделки разных национальностей.

1

март

9

Игры разных национальностей.

1

март

10

Костюм для моего зарубежного друга.

1

апрель

11

В одном счастливом детстве.

1

май

12

Научи своё сердце добру.

1

май

               

Четвёртый  год обучения

«Так давайте устроим большой хоровод»

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

сроки

1

Большой хоровод

1

сентябрь

2

Великие религии мира

1

октябрь

3

Великие достижения мира

1

ноябрь

4

Музеи мира

1

ноябрь

5

Мир игры и игрушки

1

декабрь

6

Кухня народов мира

1

январь

7

Проект «Я-представитель своего народа»

1

февраль

8

Толерантность спасёт мир.

1

март

9

«Улыбка и смех понятны для всех».

1

март

10

Фольклор в нашей жизни

1

апрель

11

Наши любимые праздники

1

май

12

Мы живем в России

1

май





2.2 Портрет обучающегося начальных классов в условиях многоязычия и поликультурности:

  • любящий свой народ, свой край, свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • открытый по отношению к миру, признающий безусловную ценность человеческой жизни;

  • понимающий непреходящие ценности культурного многообразия планеты, страны, региона;

  • толерантный, проявляющий интерес к человеку иной культуры;

  • мотивированный на установление контактов с человеком иной культуры;

  • способный к преодолению собственных стереотипов и предубеждений, к определению своей идентичности;

  • владеющий навыками культуротворчества





















3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в образовательном учреждении.

В условиях современной школы в контексте межкультурного взаимодействия приоритетными задачами воспитания являются: ориентация на личностное развитие учащегося, с учетом его потребностей, направленности и интересов; формирование этнической и межэтнической грамотности, характеризующей уровень владения знаниями в области родной культуры и культуры других этносов; формирование этнокультурной компетентности, которое предполагает вхождение в инокультуру через постижение и осмысление собственной; осознание влияния и взаимообогащения различных культур в современном пространстве, наличие позитивных интегративных качественных связей. Создание и совершенствование образовательной среды начальной школы (этнокультурной в том числе) возможно и необходимо в современных условиях.

Ведущими формами реализации основных направлений учебно-воспитательного процесса могут являться уроки-игры, уроки-путешествия, внеклассные мероприятия, классные часы. Большим потенциалом в решении данной проблемы обладает внеурочная деятельность младших школьников. Курс «Основы религиозных культур и светской этики», целью которого является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

В процессе организации работы по формированию этнокультурной компетентности учащихся следует учитывать такие факторы как: культурно-развивающее пространство города, села (музеи, театры, т.д.); культурно-развивающее пространство образовательного учреждения (насыщение атрибутами национальной культуры: выставки, информационные стенды; включение в различные виды внеурочной деятельности; игровая и театрализованная деятельность); этноматериалы (предметы декоративно прикладного искусства, народные игрушки, развивающие национальные игры и т.д.).

Сегодня перед школой стоит задача, которая заключается в том, чтобы привить ребенку нравственные и эстетические ценности, раскрыть лучшие моральные качества. Только сохраняя память и передавая подрастающему поколению традиции прошлых поколений, мы можем выстоять в этом мире и поддержать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать нация.





















4 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде образования [Электронный ресурс]:автореф. дисс... доктора пед. наук : 13.00.01 / Т.В. Поштарева. - Владикавказ, 2009. - 40с. -.- URL: http://dlib.rsl.ru/01004300613

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М., 2002,-С. 130.

4. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов // В 2 т. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. - 608 с.

5. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Большая медведица. Элиста: Калм. гос. ун-т, 2006. 368 с.

6. Кукушин, B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 448 с.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А.Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: -.- URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

8. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д.А. Иванов. М.:Чистые пруды, 2007. -32с.

9. Дякиева Б.Б. Развитие национально-регионального образования Республики Калмыкия (организационно-управленческие) аспекты. Элиста: КГУ, 2005. 245 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!