Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области
Название работы:
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Выполнил: Колесник Татьяна Егоровна
2016г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Тематический и календарный план работы по формированию поликультурной компетентности обучающихся младших классов
Портрет обучающегося начальных классов в условиях многоязычия и поликультурности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем современного воспитательного процесса является формирование нравственной культуры личности, создающей основу для уважительного отношения к людям другой культуры поскольку образовательное пространство России представляет собой многообразие различных взаимосуществующих культур и культурных традиций. ФГОС НОО рекомендует учитывать в образовании этнокультурный фактор, создавать условия для познания и постижения культур других народов многонационального государства. Поэтому школа должна предоставить возможность учащимся для изучения своих истоков, а также познакомить с представителями других этносов и этнических групп.
Полиэтническое образование предполагает создание равных возможностей получения образования для детей разных национальностей, путем отражения в ней интересов и потребностей представителей других этнокультур, а так же учет индивидуальных особенностей детей в рамках полиэтнической образовательной среды учреждения [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте определены личностные результаты освоения основной образовательной такие как воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной[2]. Именно из этих критериев и складывается поликультурная компетенция, которую нам предстоит сформировать.
Компетентность - достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений[3].
Поликультурная компетентность – знакомство со множеством различных образов жизни, образцов поведения и разнообразных идей, происходящих из нескольких культур, и умение к ним приспособиться или пользоваться ими[4].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены цели и задачи, ориентированные на поддержание межэтнического мира и согласия, признание и поддержку традиций и самосознания всех представителей народа РФ [5].
«Закон об образовании РФ» провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций [6]. Результатом освоения основной образовательной программы, направленной, в том числе и на удовлетворение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся, должно стать формирование следующих этнокультурных компетенций:
· это владение этнокультурными нормами и основами нравственного поведения;
· способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть родным языком;
· владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки этнокультурологических знаний; осознавать сущность и значение информации в развитии поликультурного общества;
· способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий [7].
Формирование поликультурной компетентности включает несколько направлений:
• формирование культуры знаний, которая подразумевает высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации, как в пространстве, так и во времени;
• развитие культуры поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде;
• формирование эмоциональной культуры адекватной поликультурной среде;
• формирование культуры саморазвития в поликультурной среде.
Формирование поликультурных компетенций должно проходить в определенной последовательности, которая обеспечивает вступление учащихся в диалог культур как полноценных его участников. Первостепенным является создания условий для формирования национально-культурной идентичности, в результате которой вырабатывается способность описывать себя как представителя определенного этноса, социальной группы, религиозной концессии [8]. Формирование поликультурных компетенций может быть обеспечено лишь целостным образовательным процессом, который включает в себя процессы обучения, воспитания и развития личности.
По мнению Б.Б. Дякиевой «Сфера образования в такой стране призвана создавать условия для формирования общенационального сознания, духовной, языковой и культурной интеграции народов России» [9].
Целевыми установками этнокультурной компетентности являются определение модели поведения, направленной на результативную совместную деятельность в образовательном процессе, а также устранение негативного отношения к человеку, отличающегося по внешним признакам, языку, ценностным ориентирам.
Главная цель заключается в формировании у школьников чувствительности к культурным различиям, уважении к уникальности культуры каждого народа, терпимости к необычному поведению, готовности реагировать на изменения, а так же гибкости в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.
Задачи:
полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
создание условий для осуществления этнорегиональной идентификации детей младшего школьного возраста в процессе освоения ими истории и культуры региона, представителей различных населяющих данный регион этноязыковых и этноконфессиональных групп;
формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
• воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1Тематический и календарный план работы по формированию поликультурной компетентности обучающихся младших классов
Первый год обучения
«Россия-любимая наша страна»
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | сроки |
1 | Кто такие «мы»? | 1 | сентябрь |
2 | Я, ты, он, она - вместе целая страна | 1 | октябрь |
3 | Кантемировка сердцу родная | 1 | ноябрь |
4 | Моя семья | 1 | декабрь |
5 | Что означают наши имена | 1 | январь |
6 | Мы с тобой одна семья | 1 | февраль |
7 | Наши любимые праздники | 1 | март |
8 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | апрель |
9 | Конкурс рисунков «Моя многонациональная Россия» | 1 | май |
| Изготовление эмблемы класса | | |
Второй год обучения
«В семье единой»
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | сроки |
1 | Моя малая родина | 1 | сентябрь |
2 | Поэты земли Воронежской (литературная гостиная) | 1 | октябрь |
3 | Праздник «В гостях у сказки» (сказки разных народов) | 1 | ноябрь |
4 | Новый год шагает по планете | 1 | декабрь |
5 | Музыкальная палитра | 1 | январь |
6 | Человек в истории родного края | 1 | февраль |
7 | О традициях и обычаях | 1 | март |
8 | Работа над проектом «Игры самые – самые…» | 1 | апрель |
9 | Игры друзей. | 1 | май |
10 | Вместе - здорово! | 1 | май |
Третий год обучения
«Дружат дети на планете»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во Часов | сроки |
1 | Святая Русь | 1 | сентябрь |
2 | Мы за чаем не скучаем | 1 | октябрь |
3 | Армения – страна чудес | 1 | ноябрь |
4 | Дружно и весело. Традиции армянского народа | 1 | ноябрь |
5 | Две гитары (традиции и обычаи цыган) | 1 | декабрь |
6 | Наши соседи украинцы | | январь |
7 | Подбор информации о праздниках разных национальностей. | 1 | февраль |
8 | Посиделки разных национальностей. | 1 | март |
9 | Игры разных национальностей. | 1 | март |
10 | Костюм для моего зарубежного друга. | 1 | апрель |
11 | В одном счастливом детстве. | 1 | май |
12 | Научи своё сердце добру. | 1 | май |
Четвёртый год обучения
«Так давайте устроим большой хоровод»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | сроки |
1 | Большой хоровод | 1 | сентябрь |
2 | Великие религии мира | 1 | октябрь |
3 | Великие достижения мира | 1 | ноябрь |
4 | Музеи мира | 1 | ноябрь |
5 | Мир игры и игрушки | 1 | декабрь |
6 | Кухня народов мира | 1 | январь |
7 | Проект «Я-представитель своего народа» | 1 | февраль |
8 | Толерантность спасёт мир. | 1 | март |
9 | «Улыбка и смех понятны для всех». | 1 | март |
10 | Фольклор в нашей жизни | 1 | апрель |
11 | Наши любимые праздники | 1 | май |
12 | Мы живем в России | 1 | май |
2.2 Портрет обучающегося начальных классов в условиях многоязычия и поликультурности:
любящий свой народ, свой край, свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
открытый по отношению к миру, признающий безусловную ценность человеческой жизни;
понимающий непреходящие ценности культурного многообразия планеты, страны, региона;
толерантный, проявляющий интерес к человеку иной культуры;
мотивированный на установление контактов с человеком иной культуры;
способный к преодолению собственных стереотипов и предубеждений, к определению своей идентичности;
владеющий навыками культуротворчества
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в образовательном учреждении.
В условиях современной школы в контексте межкультурного взаимодействия приоритетными задачами воспитания являются: ориентация на личностное развитие учащегося, с учетом его потребностей, направленности и интересов; формирование этнической и межэтнической грамотности, характеризующей уровень владения знаниями в области родной культуры и культуры других этносов; формирование этнокультурной компетентности, которое предполагает вхождение в инокультуру через постижение и осмысление собственной; осознание влияния и взаимообогащения различных культур в современном пространстве, наличие позитивных интегративных качественных связей. Создание и совершенствование образовательной среды начальной школы (этнокультурной в том числе) возможно и необходимо в современных условиях.
Ведущими формами реализации основных направлений учебно-воспитательного процесса могут являться уроки-игры, уроки-путешествия, внеклассные мероприятия, классные часы. Большим потенциалом в решении данной проблемы обладает внеурочная деятельность младших школьников. Курс «Основы религиозных культур и светской этики», целью которого является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
В процессе организации работы по формированию этнокультурной компетентности учащихся следует учитывать такие факторы как: культурно-развивающее пространство города, села (музеи, театры, т.д.); культурно-развивающее пространство образовательного учреждения (насыщение атрибутами национальной культуры: выставки, информационные стенды; включение в различные виды внеурочной деятельности; игровая и театрализованная деятельность); этноматериалы (предметы декоративно прикладного искусства, народные игрушки, развивающие национальные игры и т.д.).
Сегодня перед школой стоит задача, которая заключается в том, чтобы привить ребенку нравственные и эстетические ценности, раскрыть лучшие моральные качества. Только сохраняя память и передавая подрастающему поколению традиции прошлых поколений, мы можем выстоять в этом мире и поддержать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать нация.
4 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде образования [Электронный ресурс]:автореф. дисс... доктора пед. наук : 13.00.01 / Т.В. Поштарева. - Владикавказ, 2009. - 40с. -.- URL: http://dlib.rsl.ru/01004300613
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М., 2002,-С. 130.
4. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов // В 2 т. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. - 608 с.
5. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Большая медведица. Элиста: Калм. гос. ун-т, 2006. 368 с.
6. Кукушин, B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 448 с.
7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А.Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: -.- URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
8. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д.А. Иванов. М.:Чистые пруды, 2007. -32с.
9. Дякиева Б.Б. Развитие национально-регионального образования Республики Калмыкия (организационно-управленческие) аспекты. Элиста: КГУ, 2005. 245 с.