Методические находки
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи на уроках русского языка в 3-4 классах. Комплекс упражнений с использованием речевых ситуаций.
Учитель высшей категории, учитель-методист
Донецкой гимназии №70
Терещенко Ирина Александровна
Одна из главных задач начального общего образования, определенных требованиями Республиканского государственного образовательного стандарта на 2015-2016 учебный год, - овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. На уроках русского языка учитель решает данную проблему через разнообразные приемы и методы.
Одновременно с такими приемами обучения, как сочинение и изложение, определенное значение приобретает метод моделирования речевой ситуации. Этот метод реализуется в виде ситуативных упражнений, которые основаны на взаимосвязи речевой ситуации и речевого оформления детских высказываний.
Подобные упражнения повышают речевую культуру обучающихся, дисциплинируют детское мышление, способствуют обострению чувства русского языка, приучают пользоваться им гибко, когда приходится выбирать из нескольких речевых вариантов один наиболее подходящий. Это становится возможным потому, что у младших школьников развивается умение соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией.
Создание подобных проблемных ситуаций на уроках – это специальные условия и отношения, которые вынуждают учащихся говорить. Ребята постепенно осознают связь языка с окружающим миром, мышления и языка, а также значение культуры речи в повседневной жизни. На уроках постепенно формируется и развивается вежливая речь, т.е. уважительное отношение к другому человеку.
Для учебно-речевой ситуации особую роль играют средства, с помощью которых привлекается внимание учащихся.
Хочу предложить для использования на уроках комплекс упражнений из своей практики. По моему мнению, данный материал поможет обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий. Также поможет в достижении следующих целей.
Приобрести комплекс языковых и речевых умений, которые помогут ребенку сознательно использовать средства языка;
Поможет ребёнку осознать себя как языковую личность, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности;
Будет способствовать развитию интереса к изучению русского языка, появлению сознательного отношения к своей речи;
Поможет обеспечить становление у младших школьников их коммуникативной компетенции;
Окажет влияние на формирование психологического портрета младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться.
Дисциплинирует мышление, обостряет чувство родного языка, приучает гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий данным условиям речи.
Способствуют формированию грамотной речи учащихся.
Предложенные ситуации можно использовать на отдельных уроках русского языка в 3 – 4 классах.
Предложение
1. Цель: учить составлять предложения по заданию учителя.
Составить предложение, началом которого будет последнее слово предыдущего предложения.
Пришла красавица зима.
Узорами раскрасил окна мороз.
Ребята любят кататься зимой на санках.
Под старой березой мальчики построили крепость из снега.
Речевая ситуация:
Представьте, что к нам в гости приехали жители жаркой Африки, которые о зиме ничего не знают. Расскажите им, что такое зима. Почему дети так любят снег? Чем любят заниматься зимой мальчишки и девчонки?
2. Цель: отрабатывать навыки правильного подбора слов по смыслу для передачи наиболее точного содержания высказывания.
Закончить предложения:
На улице скрипит под ногами снег от сильного …… . Пушистые ……… падают на мерзлую ……. . В лесу с ветки на ветку прыгает рыжая ………… . Под елью спрятался в сугробе трусливый ………… . Его по всему лесу ищет хитрая …………… . Ночью раздаётся протяжный волчий ………… . Наконец пришла настоящая …….. .
Речевая ситуация:
Представьте, что мы оказались в зимнем лесу. Что мы там увидели? Как ведут себя звери? Чем они занимаются?
3. Цель: учить детей правильно конструировать предложение, выбирать более подходящие слова для высказывания мысли.
Распространите предложения:
Пряснилось небо. Утих ветер. Плывут облака.
Речевая ситуация:
Представьте, что был ненастный пасмкрный день. Вдруг погода стала улучшаться. Опишите картину хорошей погоды, распространив предложения.
4. Цель: формировать у детей умение соотносить с частями речи русского языка несуществующие слова по их окончанию.
Прочитайте предложения. Попытайтесь определить грамматическую основу:
Вужипная сенака муритает шилабу. Фипта зилянет хидабусика зи рапуну.
Речевая ситуация:
Племя Ямси-Рямси прислало нам записку. Попробуем разобраться, о чём хотели сообщить нам в этой записке.
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
1. Цель: Отрабатывать навыки составления диалога. Учить ребят составлять вопросы и ответы, разные по интонации.
Составьте и запишите диалог:
- ……………………
- Зачем это?
- ……………………
- Не хочу!
- ……………………
- А что я получу от этого!?
Речевая ситуация:
Давайте представим, что мы нашли клад и теперь решаем, что с этим делать.
2. Цель: обучать детей разнообразным способам запоминания орфографических правил русского языка.
Расскажите, как определить падеж имени существительного. Дополните свой ответ примерами.
Расскажите, как проверить, есть ли в слове непроизносимая согласная.
Речевая ситуация:
Представь себе, что огромный парусник, на котором ты находишься, стремительно мчится в океан. Парусник уходит все дальше и дальше. Но ты не успел рассказать друзьям очень важные правила.
“Прощайте, друзья, я не скоро вернусь! Пожалуйста, запомните, как проверить, есть ли в слове непроизносимая согласная…” (А твой голос всё тише и тише…).
3. Цель: отрабатывать умения различать предложения по интонации и по цели высказывания.
Расставьте знаки в конце предложений – точку или знак вопроса:
“У меня зазвонил телефон
- Кто говорит
- Слон
- Откуда
- От верблюда
- Что вам надо
- Шоколада
- Для кого
- Для сына моего
- А много ли прислать
- Да пудов этак пять или шесть:
больше ему не съесть, он у меня ещё маленький”.
Речевая ситуация:
Представьте, что вы попали в сказку Корнея Чуковского “Телефон”. Но вот беда! Герои растеряли знаки препинания в конце предложений. Отредактируйте диалог.
Однородные члены предложения
1. Цель: формировать умения использования в речи предложений с однородными членами.
Письменно ответьте на вопросы:
Какие деревья растут в нашем городе?
Какие животные живут в лесу?
Чем питаются белки?
Какие съедобные грибы можно найти в лесу осенью?
Речевая ситуация:
Представьте, что мы пришли из леса с полными корзинками грибов. Выкладываем грибы из корзинки и описываем их внешний вид так, чтобы друзья отгадали: что это за гриб?
2. Цель: развивать у учащихся умение дополнять текст предложениями с однородными членами, соблюдая при этом стиль автора.
Прочитайте текст. Составьте и введите в него предложение с однородными членами, которое объясняет, что такое гнездо. Напишите полученный текст.
Гнёзда лепят, плетут, складывают. У грачей и ворон гнёзда сложены из сучков. У ремеза гнездо сплетено из мха и паутины. Синицы, дятлы прячут свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье гнездо похоже на чайную чашечку. Оно сплетено из веточек, внутри выстлано пухом и шерстью. Каждую весну большинство птиц вьют гнездо заново.
Речевая ситуация:
Представьте, что вы оказались в птичьей школе. У вас задание - рассказать птенцам, что такое гнездо.
3. Цель: формировать навыки составления высказывания, дополняя предложения однородными членами.
Дополните предложения однородными членами. Напишите.
Волк не умеет …………….
Дятел очень хорошо умеет …………….
Ёжик совершенно не умеет …………….
Сорока умеет…………….
Речевая ситуация:
Жители леса забыли, что они умеют делать, а чего не умеют. Помогите им вспомнить.
Текст
1. Цель: формировать умения и навыки сочинять продолжение текста по его началу.
Прочитайте. Напишите продолжение текста.
Валера и Оля гуляли в лесу. На дереве ребята заметили гнездо. Они решили подержать птенцов в руках.…
Речевая ситуация:
Представьте, что вы – писатель. Вам нужно придумать поучительный рассказ для малышей.
2. Цель: формировать у детей навыки на основе собственного жизненного опыта и наблюдений составлять текст – описание.
Расскажите о своей любимой игрушке. Составьте текст- описание. Напишите.
Речевая ситуация:
У каждого из вас есть своя любимая игрушка. Закройте глаза и вспомните ее. Опишите эту игрушку.
3. Цель: обучать детей составлять текст-рассуждение на основе собственного воображения и имеющихся знаний.
Какие машины служат людям дома? Попробуйте рассказать об одной из них: для чего нужна эта машина, как она выглядит? Напишите свой текст.
Речевая ситуация:
Представьте, что вы изобретатель. И вот вы создали машину, которая будет служить людям. Сделайте рекламу своему изобретению.
Итак, применяя учебно-речевые ситуации на уроке, учитель побуждает учащихся к построению самостоятельного высказывания, близкого к тому, которое существует в действительности, когда возникает потребность в коммуникации. А это, в свою очередь, способствует развитию и формированию правильной речи, то есть способствует речевому развитию.
Правильная речь – непременный критерий речевой культуры. И одним из важнейших компонентов речевого развития является учебно-речевая ситуация, которая создаёт мотивацию к созданию высказывания.
Литература:
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998.
Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Н. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 1998.
Казарцева О.М. Культура речевого общения. - М.: Флинта, 2000.
Ладыженская Т.А. Речевые ситуации при обучении устным высказываниям./ Русский язык в школе, 1974, №5.