Формирование познавательного интереса
Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Что бы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свой знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению потребность в знаниях. (24.с 36-37)
Как известно, вычленение познавательного интереса как интереса связанного с познавательной потребностью личности, отдельную исследовательскую проблему относится к XVIII веку (Д. Дидро, К. Гельвеуни, Ж.Ж. Руссо, хотя попытки его определения содержится ещё в трудах Я.А Каменского).
К личным особенностям ребёнка в аспекте развития познавательного интереса обращались представители «Нового воспитания» (Дж. Дьюк, Э. Клапаред, А. Ферьер и др.), инициирующие изучение интереса на основе стимула умственной активности. Тенденции комплексного подхода к развитию личности ребенка, подразумевающего включение в ее структуру познавательного интереса как динамической характеристики, содержится в трудах отечественных педагогов (Е.Н. Водовозова, Л.В. Писарева, К.Д. Ушинского и др.). Физиологической стороной занимался И.П. Павлов. По его мнению основной интереса является безусловный ориентировочный (исследовательский) рефлекс, на базе которого возникают условные рефлексы, поэтому возникновение интереса является закономерной, необходимой реакцией человека на новизну, неожиданность, значимость предметов окружающей действительности. Отсутствие интереса в подобных случаях свидетельствует о каких-либо отклонениях в развитии личности или о своеобразии ее внутренней позиции, причины которых следует обнаруживать и устранять.
Согласно учению И.П. Павлова, в результате интереса к определенному предмету, в коре головного мозга возникает очаг возбудимости, который по закону взаимной индукции тормозит соседние участки коры больших полушарий. Закрепление условных рефлексов, возникающих на основе безусловного ориентировочно - исследовательского рефлекса, приводит к образованию динамического стереотипа, который лежит на основе устойчивого интереса.
Большое значение для развития познавательного интереса к знаниям имеет вторая сигнальная система, или, вернее взаимодействие первой и второй сигнальных систем в ходе познавательной деятельности человека Л.И. Божович о физиологической основе интереса пишет: «Объективно же интерес есть не что иное, как ориентировочно-исследовательская деятельность, поднятая на уровень второй сигнальной системы»[32]/
Обзор работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов показывает, что в настоящие время в психологии и педагогике накоплены данные, как для уточнения исходных позиций, так и для дальнейшего более широкого и глубокого исследования проблемы познавательного интереса. Так ученые рассматривают данную категорию как:
- проявления активной мыслительности деятельности (Л.И. Божович, Н.А. Данилов, Г.А. Менчинская, М.Н. Скаткин и др.)
- синтетическое образование, включающее в себе интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (В.И. Ковалёв, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.)
- изобразительную направленность личности (В.Б. Бондаревский, А.М. Матюшкин, Н.В. Ефремова, Г.И. Щукина, П. Фрейер и др.)
- выражение потребности индивида (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Божович, Г.К. Приницкий, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Е.Ф. Рыбалко, Б.А. Теплов, Ю.Ф.
Шаров и др.)
- мотив личности ( В.Г. Асеев, Б.И. Додонов, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Л.А. Фридман и др.)
- склонность ( Р. Баумгардерден) и т.д.
Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью и тд., то есть интерес предстаёт как синтез сложных личностных процессов (Л.И. Божович, А.В. Леонтьев, М.И. Махмутов, Н.Г. Морозова, А.В. Петровский и др.)
Так С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и ряд других исследователей характеризуют познавательный интерес как сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в органическом единстве представлены все важные для личности прогнозы. В русле данного подхода Л.Н. Божович, Ю.Ф. Шаров и др. определяют познавательный интерес как потребность в знаниях, ориентирующую человека в действительности, выделяя его субъективную (эмоциональное состояние), и объективную (ориентировочная деятельность) стороны.
Отсюда, являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует её формированию в целом, поскольку под его влиянием активнее протекает восприятие. Острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивные работает воображение. Исходя из этого, исследователи обнаруживают в интересе определённую личностною направленность. В частности Г.И. Щукина определяет познавательный интерес как изобразительную направленность личности, обращённую к областям познания и её предметной стороне и к самому процессу овладение знаниями. Таким образом познавательный интерес является фактором сложных личностных процессов, интересных результатов многообразных проявлений мотивационный сферы, одним из мотивов познавательной деятельности.
Понимая познавательный интерес с этих позиций мы не можем не обойтись без четкой трактовки термина «мотив».
В настоящие время можно выделять два подхода к пониманию мотива. Первый – рассматривает мотив лишь как «конструкт мышления» теоретическое построение так Х.Хекхаузер пишет, что в действительности никаких «мотивов» не существует, они не наблюдаемы непосредственно поэтому не могут быть представлены как факт действительности. Они лишь условные, облегчающие понимание вспомогательные конструкторы нашего мышления, вставленные в схему объяснения действий между наблюдаемыми обстоятельствами и последующими актами поведения.
Второй подход рассматривает мотив как реально существующий психологический феномен, как то, что побуждает к поступку действительности.
Можно выделить несколько точек зрения на понимание мотива как реального психологического феномена (44).
- Мотив как побуждение. Поддерживается эта точка зрения и сейчас. При этом в отличии от биологов, физиологов, психологов бихевиористов эти психологии различают понятие «стимул» и «мотив». Побудителями действия, поступка, деятельности могут быть не только желания, стремления, но и внешние факторы (стимулы) детерминирующие те или иные физиологические и психологические реакции, включая и непроизвольные. Следовательно, должна быть детермирована не только и не столько физиологическая реакция, сколько психологическая регуляция, связанная с осознанием стимула, с возможностью предания ему определённой значительности и появления желания или необходимость реагировать на стимул. Поэтому все больше психологов склоняются к тому, что мотив – это не любое возникшее в организме побуждения (понимаемое как состояние), а внутренние осознание побуждение, отражающие готовность человека к активности (действию, поступку). Отсюда очевидно, что стимул вызывает (побуждает) действие и поступок не прямо, а опосредованно, через мотив побудителями мотива является стимул, а побудителями действия и поступка – мотив (внутренние побуждения).
- Мотив как потребность. Наиболее распространенным является мнение, что к активности побуждает человека осознания потребности.
- Мотив как предмет удовлетворения потребности. Это точка зрения выдвинута А.Н. Леонтьевым. Он пишет, что мотив – это не переживание потребности, а то, на что направляется деятельность, т. е предмет.[21.] А побуждает к активности человека определенный смысл.
Однако ряд высказываний А.Н. Леонтьева о мотиве дал основание для критики этих положений, так и для различных толкований. В частности отмечается, для того чтобы вызвать побуждение, предмет должен актуализировать потребность, которой он отвечает, побудителем становится не сам предмет, а его значение для субъекта.
- Мотив как сложное интегральное психологическое образование И.П. Ильин предлагает под мотивом будет пониматься потребность, цель, убеждение, намерение. И.П. Ильин предлагает следующую структуру мотива. Он выделяет три блока: потребностный, «внутренний фильтр» и целевой[15.].В первый блок входят такие компоненты как социальные биологические потребности, долженствование и мотиветацианная установка; во второй - нравственный контроль, оценка внешней ситуации и своих возможностей предпочтения; интересы, склонности, уровень притязаний в третий - потребностная цель, опредлечённая действие и процесс удовлетворение потребности. Таким образом, набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть разным. Но и сходство структуры мотивов не означает их тождества по смысловому содержанию. Ведь у каждого человека свои склонности, интересы, ценности, самооценка и т.д. Именно такой подход к пониманию терминов «интерес» и «мотив» дает нам возможность проследить связь между компонентами, входящими в мотив личности, поскольку именно это вскрывает механизм собственно возникновение интереса. То есть познавательный интерес предстаёт как важная составляющая – мотива
познавательной деятельности – интегрального психологического образования, а побуждающего человека к созидательным поступкам и служащего для них основания.
В учебном процессе, по мнению Н.Г. Морозовой и других авторов интерес, в учебном процессе выступает в трёх выражениям:
1. Как средство обучения
Обучающий интерес опирается на использование объективнопривликательных свойств предметов, явлений событий:
- занимательность;
- игровые процессы;
- наглядный приемы.
2. Как мотив.
Познавательный интерес позволяет обучаемся уже на ранних этапах обучения распознавать интересные и неинтересные для него учебные занятия.
3. Как свойство личности, характеризующее «жажду знания». (А. Франс)
Согласно Н.Г. Морозовой, интерес имеет огромную побудительную силу, т.к. под его влиянием возникает стремление узнать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем предмете, активно применить в различных видах деятельности.
Познавательный интерес направлен на познания, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретенными способами учения, овладение новыми и их совершенствованием.
Сам факт новизны захватывает человека, поглощая его целиком, оттесняя на периферию сознание, все остальное.
Говоря об интересе, такие учёнst как Дусовицкий и другие обращаются к термину «любопытство» и «любознательность.
Есть период человеческой жизни, когда любопытство является главным его качеством. Этот период охарактеризован К. Чуковским как возраст от двух до пяти, где надо увидеть все сразу, оценить новизну, понять, что она несет ребенку. Ему необходим срочный ответ, он требует внимания, его любопытство естественно. Но любопытство – это «бенгальский огонь», оно ярко вспыхивает, освещая предметы вокруг, но также быстро гаснет, удовлетворяясь внешним видом. Ученые отличают, что « оно скользит по поверхности явлений, не проникая в их суть, постоянно требуя все новых и новых внешних впечатлений». Конечно, оно не исчезает вовсе и у остальных людей, но приобретает другое качество.
Так, появляется новый термин «любознательность». Психологи отличают любознательных от любопытных и по внешним формам проявления: они активны, но не суетливы. Их активность скорее внутренняя. Человек может быть внешне пассивным, в то время как внутри идет огромная работа.
«Любознательный человек, - говорит Дусовицкий, - всегда исследователь, даже если идет проторенным путем [15.].». Но и любопытство и любознательность являются витками одной спирали, а именно – интереса. Их психологическое родство, позволяющее объединить их в одно понятие, проявляться, во-первых, в том, что они всегда сталкиваются с желанием получать, определенные сведения, во-вторых, оно проявляется в форме удивления – чувство ощущения нового, когда каждый человек ощущает «радость познания».
Итак, что такое «интерес». Известный исследователь проблемы интереса М.Ф. Беляев приводит самые разнообразные толкования интереса. Он определяет его как понятие определенности и психологической ценности. Он указывает, что понятие «интерес» охватывает огромное количество процессов, имеющих кроме некоторых характерных черт и много отличных, специфических. Есть интерес ребенка к играм, движение к загадочному, новому и т. д.[4]
Выделяют две стороны интереса - познавательная и личностная, которые неразрывно связанные между собой, образуя диалектическое единство само понятие интереса обширно. Так, в энциклопедии дано такое толкование интереса как «интерес».
(псих.) отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивом и потребностей человека, так и характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное
формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения
У учащихся начальной школя слово «интерес» ассоциируется со словом «нравится» «хочется этим заниматься еще» и т.п. Появление интереса И.П. Павлов связывает с безусловным ориентировочным рефлексом или исследовательским рефлексом … . И мы, и животные при малейшем колебании окружающей среды устанавливаем соответствующий рецепторный аппарат по направлению к агенту этого колебания. У нас этот рефлекс идет чрезвычайно далеко, появляясь … в виде той любознательность, которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую безграничную ориентировку в окружающем мире … .» [c,260]
В развитии интереса выделяют два качественно различных его уровня:
- интерес к результатам познавательной деятельности.
- интерес к ее способам ( подлинный познавательный интерес).
Различают также уровни сформированности интереса со стороны их устойчивости: уровень ситуативного, эпизодического и личностного, инициативного интереса. Главное отличие эпизодического интереса от личностного состоит в том, что во втором случае четко проявляется направленность личности в сторону данного предмета и деятельности, тогда как в первом случае интерес угасает с прекращением деятельности.
В своей работе Н.Г. Морозова писала о том, что интерес во всех его видах
на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличие познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, называется радостью познавания и познания;
3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает сама заниматься независимо от других мотивов, побуждений.
В последние годы, в связи с переходом на новые программы, условия обучения в начальной школе существенно изменились. В настоящее время существует ряд экспериментальных систем, где условия обучения существенно отличаются от массовой школы (исследования Занкова Л.В. Амоношвили Ш.А.
Эльконина Д.В.), что дает возможность проследить, развитие познавательных интересов в различных условиях обучения.
Ш.А. Амонашвили для настроя детей на уроке включил музыку. Перед уроком труда читал детям письмо от воспитательницы детского сада, которая просила сделать коробочки для малышей. У детей появляется радостное выражение лиц, они ощущают себя старшими, кому-то нужными. Все это создает положительно-эмоциональный настрой к делу, которым они будут заниматься.
Некоторые учителя используют такой прием, как «перенесемся из класса в сказочный мир», в сказку, где все ребята становятся сказочными героями, а учитель – сказочником, который ведет ребят по «тропинкам» неведомого, необыкновенного мира знаний. И ребята с радостью поддерживают и включаются в игру, предложенную учителем.
Так какая же разница между интересом и познавательным интересом? Всякий интерес познавателен. Без познавательного компонента интереса нет. «Познавательный интерес» называется частный случай интереса». А сам интерес В.В. Давыдов ставит в «промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека, к миру он возникает на основе
познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности в процессе самого развития может перерасти в устойчивую, личностную потребность в активном деятельном отношении к своему предмету, в склонность».[16.]
Переживание интереса (говорит Дусовицкий в своих работах) есть переживание смысла существования, своего места в мире, т.к. он связан со всем миром, но он и «правит им» потому, что отношение не созерцательное, а действенное, направленное на переустройство мира в целях самого человека. При всей индивидуальности проявления интереса – это наиболее
существенная, доминирующая его черта. Задача воспитания и заключается в том, что помочь ребенку в его саморазвитии [15.]
Итак, проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы. Современное понимание психолого-педагогической категории «познавательный интерес», базирущееся на многочисленных теоретических источниках, еще далеко не однозначно. Многочисленные точки зрения на сущность познавательного интереса обобщенно можно представить в виде трех исследовательских направлений, в русле которых интерес связывается с потребностями индивида, личностной направленностью и мотивационной сферой личности.
В качестве опоры для исследования выбрана следующая: познавательный интерес является фактором сложных личностных процессов, интегральных результатов многообразных проявлений мотивационной сферы, одним из мотивов познавательной деятельности. При этом мотив понимается нами как интегральное психологическое образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основание, включающим три блока; потребностный, блок внутреннего фильтра и целевой. В первый блок входят такие компоненты, как социальные и биологические потребности, долженствование и мотивационная установка, во второй – нравственный контроль, оценка внешней ситуации и своих возможностей,
предпочтение, интересы, склонности, уровень притязаний; в третий – потребностная цель, опредмеченное действие и процесс удовлетворения потребности.
Компоненты потребностного блока должны объяснить, почему у человека возникло побуждение что-то сделать, «внутреннего фильтра» - почему это побуждение стало реализовываться именно так ( или почему субъект отказался от удовлетворения потребности) ; целевого – для чего совершается данное действие или поступок, каков их смысл.
Исходя из данной трактовки интереса, мы выделили показатели интереса и дали разностороннюю классификацию познавательного интереса на основе:
проявлений активности, самостоятельности учащихся, стремление преодоления трудностей; обращенности к изучаемому объекту; степени локализации (Г.И. Щукина); тесноты связи с эмоциональной стороной личности (Н.Г. Морозова); обращенности на отдельные стороны учебной деятельности (В.В. Давыдов)