СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательного интереса на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержится обобщение педагогического опыта по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса на уроках математики»

Муниципальный этап всероссийского конкурса

«Учитель года России»









Обобщение педагогического опыта

учителя математики

МОУ Шипиловской ООШ

Пименовой Ольги Николаевны.

Методическая тема:

«Развитие познавательного интереса на уроках математики».













Мышкин, 2017 год



Общие сведения о себе.

Я работаю учителем математики в МОУ Шипиловской ООШ. Образование высшее, стаж работы 25 лет, категория первая. Кроме математики веду также уроки музыки и изобразительного искусства. Много лет была организатором воспитательной работы, в нынешнем учебном году эти полномочия передали молодому специалисту. Много лет занимаюсь краеведением, за что имею благодарности и грамоты управления образования нашего района за подготовку победителей и призёров Всероссийского туристко-краеведческого движения «Отечество» и Благодарственное письмо за вклад в развитие мышкинского краеведения. С началом внедрения ФГОС в начальной школе я стала вести занятия по внеурочной деятельности: кружок «Русский фольклор» и кружок «Каблучок», на которых знакомлю малышей с русскими традициями, праздниками и разучиваю танцы. В 2014 году я разработала программу математического кружка по внеурочке в 5 классе «Геометрия вокруг нас», на котором мы с ребятами в игровой форме занимаемся пропедевтикой изучения данного предмета.

Я в профессии.

Большую часть моей жизни я отдаю всё-таки школе, и это то место, куда я каждое утро иду с радостью. Моё педагогическое кредо можно выразить словами В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь».

Своим подопечным я тоже внушаю эту жизненную истину: что бы в жизни всё получалось, нужно любить то дело, которым занимаешься. Даже, если предмет тебе не нравится, нужно найти в нём то, что тебя может увлечь. И здесь уже важна работа учителя: увлечь ребёнка своим предметом, развивать в нём познавательный интерес.

Над своей методической темой «Развитие познавательного интереса на уроках математики» я работаю несколько лет. Эта тема, на мой взгляд, не утратит своей актуальности никогда, и говорить о том, что работа над ней закончена, рано. Время движется вперёд, меняются методы работы с детьми, будут меняться и пути формирования познавательного интереса.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. В наши дни тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении. Формирование познавательного интереса является важным средством повышения эффективности обучения вообще и математики в частности. В настоящее время учителю предоставлен широкий выбор классических и современных технологий, методов и приемов, способствующих формированию познавательного интереса. Вот лишь некоторые из них:

  • Обучение в сотрудничестве

  • Игровые технологии

  • Исследовательская работа

  • Дифференцированный подход

  • Информационные технологии

Как я работаю над формированием познавательного интереса? Принимая очередной 5 класс, прошу написать сочинения «Как математика помогает моим родителям в жизни». Иногда получаются интересные работы. 5-6 класс – это период, когда дети любят играть, поэтому в их деятельности необходимо использовать приемы занимательности. Ценность занимательных заданий заключается в том, что с их помощью учитель вовлекает учащихся в активное сотрудничество, будит любознательность и поощряет к первым самостоятельным открытиям.

Виды занимательных заданий:

  • Занимательные вопросы, задачи, упражнения.

  • Практические работы занимательного характера.

  • Дидактические игры и игровые ситуации.

Примером дидактической игры может сложить урок в 5 классе на закрепление формул площади и периметра прямоугольника и квадрата. Урок я назвала «Покупаем дом», где мы вычисляем площади земельного участка, комнат; вычисляем, сколько потребуется краски, обоев. На дом даю задание: придумать задачи на данную тему. Творческие задания даю и на других уроках в более старших классах: в архиве кабинета сохранились задачи по геометрии, составленные ученицами 7 класса. Занимательные задачи я предлагаю для решения на уроках после контрольных работ более сильным учащимся, когда со слабыми выполняю работу над ошибками.

На своих уроках, особенно в 5-6 классах, привлекаю ребят к проведению устного счёта. Ученик готовит примеры дома самостоятельно, а на уроке пишет задания на доске и сам выступает в роли учителя.

Готовясь к уроку, по возможности беру материал из учебников разных авторов: где – интересный пример, где-то старинная задача. Исторический материал, если он нужен на уроке, я стараюсь включать, а сейчас, следуя «Концепции математического образования в России», он становится неотъемлемой обязательной частью современного урока математики. Стараясь заинтересовать школьников, рассказываю какой-нибудь интересный факт из жизни математика, а подробности биографии предлагаю найти в Интернете и рассказать, что нашли, на следующем уроке.

Следующий приём развития интереса на уроке - составление кроссвордов. Можно дать такое задание на дом. Составляя кроссворды, у учащихся развивается аналитическая деятельность, укрепляется память, вырабатывается способность к поиску и обработке информации. Каждый ученик хочет создать свой уникальный кроссворд, и чем сложнее, тем лучше. Создается своеобразный дух соревнования, каждый хочет показать себя, получить хорошую оценку. Учащиеся при составлении кроссвордов, прежде всего, учатся думать.

Следующая моя находка для поддержания интереса к предмету – это так называемые «напутственные письма» семиклассникам. Почему именно им? В 6 классе заканчивается предмет по названием «математика», дальше пойдут алгебра и геометрия. Немного раскрыть «тайну» новых предметов и помогают эти письма. По ним так же видно, интересно ли было на уроках детям, которые их писали.

При формировании познавательного интереса нельзя не сказать о пользе проведения предметных недель. Неделя математики в нашей школе обычно проходит во второй половине января. В нынешнем году мы её проведём позднее, т. к. второй учитель математики (молодой специалист) в это время была на сессии. Уже сложилась традиция, что во время этой недели вывешиваются задания «малой школьной олимпиады», проводятся открытые уроки, на которые приглашаем родителей учащихся, дети готовят либо математическую газету, либо отдельное выступление по истории математики. В 5-6 и 7-9 классах проводим внеклассные мероприятия, отмечаем грамотами владельцев лучших тетрадей по математике.

Детей, глубоко интересующихся математикой, побуждаю к участию во Всероссийских конкурсах и олимпиадах. Хотя эти конкурсы платные, у учащихся остаются на память дипломы и сертификаты об участии.

Используя эти приёмы, я вижу, как повышается мотивация детей, как «горят» их глаза на уроке. Подтверждением тому служат и результаты выпускных экзаменов. В 1-м полугодии этого учебного года трое учащихся 8 класса имеют по алгебре и геометрии оценку «5» в обеих четвертях.

Перспективы моей работы следующие: я мечтаю создать свой сайт, где будут выложены мои наработки, и начать пользоваться системой «Я- класс».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!