СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития познавательной активности в обучении детей с ограниченными возможностями требует осмысления всех форм и методов обучения. Основным  направлением активизации познавательной активности обучаемых является создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и основной среди других видов деятельности, выполняемых детьми. Ребенок, поступивший в школу с сохранными психическими и физическими функциями,  в процессе начального обучения закономерно приобретает черты осмысленности, способности следовать определенным правилам и нормам. Совсем иное дело обстоит при обучении детей с нарушениями здоровья.  Поэтому основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ является тесное сотрудничество со специалистами школы: дефектологом, психологом, логопедом, где выстраивается направление работы с каждым ребенком индивидуально. Непременным и значимым условием обучения и воспитания детей с нарушениями здоровья является и включение родителей в коррекционно-педагогический процесс. 

В работе с детьми необходимо применять разнообразные методы организации учебно-развивающей деятельности. Наиболее эффективными, как показывает практика многих педагогов, являются активные методы обучения. Активные методы – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.  Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.  Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов в деятельности учителя позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Эффективный прием, позволяющий достичь многообразие целей в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии является - драматизация. Л. С. Выготский объяснял пользу драматизации двумя причинами. Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, по словам Л. С. Выготского «наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием», во-вторых, она «ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества. И поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Таким образом, драматизация оказывает мощное воздействие на общее развитие ребенка, способствует развитию творческих способностей. Исследователи П. О. Афанасьев, М. А. Рыбникова, Е. Е. Соловьева, Н. Н. Щепетова, Н. А. Щербакова отмечают положительное влияние драматизации на развитие речи учащихся – обогащение лексического запаса детей, правильное построение предложений,  интонационную окраску речи. Основой для драматизации  послужат образы из детской литературы, помещенные в учебниках по литературному чтению,  а также и для внеклассного чтения. Разыгрывание отдельных сюжетов того или иного произведения, разыгрывание полностью небольших сказок, рассказов, стихотворений помогают лучше усвоить произведение, почувствовать его смысл. Драматизация помогает создать на уроке естественную речевую среду, которая вызывает у детей желание общаться, таким образом, повышается коммуникативность речи. Драматизация способствует формированию эмоций. Подкрепляя произносимые слова реальными действиями, движениями, или, вглядываясь и вслушиваясь, как это делают другие, учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определенного героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, и уроки литературного чтения в какой-то степени становятся уроками чувств. Кроме того, участие в драматизации побуждает ребенка более тщательно изучить произведение, проанализировать его.

В заключение стоит отметить, что задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться.

 

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ

У ДЕТЕЙ С  ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 


Проблема развития познавательной активности в обучении детей с ограниченными возможностями требует осмысления всех форм и методов обучения. Основным направлением активизации познавательной активности обучаемых является создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и основной среди других видов деятельности, выполняемых детьми. Ребенок, поступивший в школу с сохранными психическими и физическими функциями,  в процессе начального обучения закономерно приобретает черты осмысленности, способности следовать определенным правилам и нормам. Совсем иное дело обстоит при обучении детей с нарушениями здоровья. Поэтому основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ является тесное сотрудничество со специалистами школы: дефектологом, психологом, логопедом, где выстраивается направление работы с каждым ребенком индивидуально. Непременным и значимым условием обучения и воспитания детей с нарушениями здоровья является и включение родителей в коррекционно-педагогический процесс. 

В работе с детьми необходимо применять разнообразные методы организации учебно-развивающей деятельности. Наиболее эффективными, как показывает практика многих педагогов, являются активные методы обучения. Активные методы – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.  Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.  Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов в деятельности учителя позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Эффективный прием, позволяющий достичь многообразие целей в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии является - драматизация. Л. С. Выготский объяснял пользу драматизации двумя причинами. Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, по словам Л. С. Выготского «наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием», во-вторых, она «ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества. И поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
Таким образом, драматизация оказывает мощное воздействие на общее развитие ребенка, способствует развитию творческих способностей. Исследователи П. О. Афанасьев, М. А. Рыбникова, Е. Е. Соловьева, Н. Н. Щепетова, Н. А. Щербакова отмечают положительное влияние драматизации на развитие речи учащихся – обогащение лексического запаса детей, правильное построение предложений,  интонационную окраску речи.
Основой для драматизации  послужат образы из детской литературы, помещенные в учебниках по литературному чтению,  а также и для внеклассного чтения. Разыгрывание отдельных сюжетов того или иного произведения, разыгрывание полностью небольших сказок, рассказов, стихотворений помогают лучше усвоить произведение, почувствовать его смысл. Драматизация помогает создать на уроке естественную речевую среду, которая вызывает у детей желание общаться, таким образом, повышается коммуникативность речи. Драматизация способствует формированию эмоций. Подкрепляя произносимые слова реальными действиями, движениями, или, вглядываясь и вслушиваясь, как это делают другие, учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определенного героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, и уроки литературного чтения в какой-то степени становятся уроками чувств. Кроме того, участие в драматизации побуждает ребенка более тщательно изучить произведение, проанализировать его.

В заключение стоит отметить, что задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться.



Скачать

© 2016 1221 15

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!