на уроках развития речи.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений. От освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путём признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Рассмотрим на примере такого предмета как Русский язык
Одним из разделов русского языка в УМК «Перспективная начальная школа» является раздел «Развитие речи с элементами культуры речи». Этому разделу посвящена вторая часть учебника «Русского языка». В этом разделе рассматриваются следующие вопросы: построение текста, выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру). Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
На примере урока по теме «Работа с картиной» рассмотрим возможности формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках развития речи, через создание проблемных ситуаций.
Цель урока: продолжить обучение написанию сочинений по картине.
Образовательные – формирование умения делать сравнительный анализ двух живописных произведений, посвященных разным темам, но проникнутых сходными впечатлениями и переживаниями авторов; продолжить работать над пониманием содержательности названия живописного произведения;
Развивающие - развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать, развитие творческого воображения;
Воспитательные - воспитывать интерес и любовь к искусству, воспитание любви к родной
природе, к родному языку.
Вопросы и задания | Клод Моне «Прогулка» | Аркадий Рылов «Зелёный шум» |
Какое время года писал художник? Автор хотел рассказать о прогулке дамы с ребенком или поделиться своим впечатлением об особом дне? | Дети обнаружат, что лица дамы и ребенка, детали их одежды не проработаны; контуры их фигур немного размыты. Нужно подвести школьников к мысли, что художника интересовало пейзажное окружение фигур, свет и воздух вокруг них. Художник изображает солнечный день в середине или в конце лета (трава довольно высокая, цветущая и уже выгоревшая на солнце). | Судя по густой листве деревьев, художник изобразил разгар лета. |
Художник видит только то, что перед его глазами, или и то, что далеко? | Художник видит только то, что перед его глазами, т.к. фигура дамы большая. | Вдалеке за рекой (на заднем, дальнем плане картины) видны речные притоки, островки суши между ними и угадывается линия горизонта. Таким образом, понятно, что взгляд художника простирается вдаль. |
Какие деревья он написал? По каким признакам можно определить породу дерева? Важно, чтобы дети внимательно рассматривали картину, зрительно путешествовали по ее пространству, вглядывались в детали и старались дать как можно более подробную характеристику каждому образу. | | Ствола, крона, листья На первом плане картины изображена, по одной версии, сосна (мы видим только ее коричневато оранжевый ствол). По другой версии, изображена не сосна, а береза: нижнюю часть ее ствола освещение окрашивает в сиренево-коричневый цвет, а верхняя часть ствола этого дерева и его правая боковая ветка обнаруживают, что это всё-таки береза. Поодаль от этого большого дерева – молодые тонкие белоствольные березки, чуть дальше влево – большая береза с пятнистым черно-белым стволом, а еще дальше в центре – елочки. |
Как тебе кажется, день солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный, ветреный или тихий? | Нужно обратить внимание детей на солнечные блики на одежде людей и на траве. Дети должны отметить, что дама закрывает зонтом лицо от солнечных лучей, на мальчике – широкополая шляпка, которая тоже защищает от солнца. Можно объяснить школьникам, что есть специальные зонты от солнца, которые делают из легкой, промокаемой, но плотной ткани. | Школьники скажут, что день солнечный, жаркий, но ветреный. Попросите их обосновать свой ответ. Важно, чтобы дети еще раз внимательно вгляделись в детали картины и заметили, как ярко, контрастно освещена трава и облака. |
Что помогает тебе увидеть ветер? А услышать его? | Услышать ветер на картине «Прогулка» можно в шелесте развевающейся на ветру и закручивающейся юбке, а также в трепетании натянутой ткани зонта, которую напрягают потоки воздуха. Благодаря быстрому движению облаков по небу и колышущейся от ветра травы создается впечатление свежести и простора. | Постарайтесь, чтобы дети заметили, что кроме гонимых ветром плотных облаков и развевающихся ветвей деревьев свидетельством ветреной погоды является то, как натянуты паруса лодочек, быстро плывущих по реке. Этот блок вопросов позволяет школьникам почувствовать движение, которым проникнута картина и зрительно «освоить» ее пространство. |
Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону дует ветер? А из чего видно направление ветра на картине Аркадия Рылова? | Судя по тому, в какую сторону наклоняется трава, и по тому, как закручивается юбка вокруг женской фигуры, ветер на картине Клода Моне дует справа налево. | А направление ветра на картине Аркадия Рылова видно из того, как развеваются ветви деревьев и как наполняются ветром паруса лодочек, плывущих по реке. Ветер на картине русского художника дует наоборот слева направо. |
Где находился фран-цузский художник, когда рисовал даму с ребенком, – на возвышении или в низине? А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж? | Картина Клода Моне написана с точки зрения снизу, то есть французский художник находился в низине и смотрел снизу вверх. От этого фигура женщины кажется возвышающейся над землей и заслоняет собой часть неба. Пусть дети обратят внимание на то, как написан зонт, и представят себе, с какой точки зрения можно его так увидеть. Точку зрения снизу в живописном произведении иногда называют лягушачьей перспективой. | Русский художник писал свой пейзаж, стоя на возвышении (чуть выше деревьев, которые изображены на первом плане), что позволило ему показать уходящие к горизонту дали. Можно сказать школьникам, что такой взгляд сверху вниз называют орлиной перспективой |
Попробуй нарисовать с соседом по парте один и тот же предмет, но используя разную перспективу. Каким вы увидите предмет одинаковым или разным? | | |
Сможешь определить, с какой стороны расположено солнце? Что тебе поможет это сделать? | Материал, который дети изучают по предмету «Окружающий мир», поможет им определить, что на картине Клода Моне солнце расположено позади фигур, чуть справа. | На картине Рылова солнце находится перед деревьями (как бы со стороны зрителя) слева. |
Понимаешь, о чем говорится в названии картины? Как ты думаешь, название картины выражает ее тему или главное впечатление художника? | Школьники вспомнят, что картина называется «Прогулка». Это название выражает тему картины, так как на ней изображена именно прогулка дамы с ребенком. Если же говорить о том впечатлении, которым делится с нами художник, то это впечатление свежести солнечного и одновременно ветреного летнего дня. | Школьники догадаются, что в названии картины речь идет о шелесте зеленых листьев, которые развеваются на ветру. Название картины «Зеленый шум» выражает одно из впечатлений художника, точнее, его звуковое впечатление от ветреного летнего дня. |
Вывод: применяя эти методы, я не только обучаю детей конкретному школьному предмету, но способствую развитию у учащихся алгоритмического и эвристического способа мышления, то есть умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей, что позволяет им приобрести определённый опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.