СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных универсальных действий на уроках развития речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

3 класс

Урок развития речи

 

Тема:  Работа с картиной

Цель урока: продолжить обучение написанию сочинений по картине.

Задачи урока:

Образовательные – формирование умения делать сравнительный анализ двух живописных произведений, посвященных разным темам, но проникнутых сходными впечатлениями и переживаниями авторов; продолжить работать над пониманием содержательности названия живописного произведения;

Развивающие - развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать, развитие творческого воображения;

Воспитательные - воспитывать интерес и любовь к искусству, воспитание любви к родной

природе, к родному языку.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных действий на уроках развития речи.»

5


Формирование познавательных универсальных действий

на уроках развития речи.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.


По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений. От освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путём признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.


В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.


В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.


Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.


Логические универсальные действия:

  • Анализ объектов с целью выделения признаков;

  • Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • Выбор оснований и критериев для сравнения;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • Построение логической цепи рассуждений;

  • Доказательство;

  • Выдвижение гипотез и их обоснование.


Постановка и решение проблемы:

  • Формулирование проблемы;

  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Рассмотрим на примере такого предмета как Русский язык


Одним из разделов русского языка в УМК «Перспективная начальная школа» является раздел «Развитие речи с элементами культуры речи». Этому разделу посвящена вторая часть учебника «Русского языка». В этом разделе рассматриваются следующие вопросы: построение текста, выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру). Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

На примере урока по теме «Работа с картиной» рассмотрим возможности формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках развития речи, через создание проблемных ситуаций.



3 класс

Урок развития речи


Тема: Работа с картиной

Цель урока: продолжить обучение написанию сочинений по картине.

Задачи урока:

Образовательные – формирование умения делать сравнительный анализ двух живописных произведений, посвященных разным темам, но проникнутых сходными впечатлениями и переживаниями авторов; продолжить работать над пониманием содержательности названия живописного произведения;

Развивающие - развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать, развитие творческого воображения;

Воспитательные - воспитывать интерес и любовь к искусству, воспитание любви к родной

природе, к родному языку.

Ход урока


Вопросы и задания

Клод Моне «Прогулка»

Аркадий Рылов «Зелёный шум»

Какое время года писал художник?

Автор хотел рассказать о прогулке дамы с ребенком или поделиться своим впечатлением об особом дне?


Дети обнаружат, что лица дамы и ребенка, детали их одежды не проработаны; контуры их фигур немного размыты. Нужно подвести

школьников к мысли, что художника интересовало пейзажное окружение фигур, свет и воздух вокруг них.

Художник изображает солнечный день в середине или в конце лета (трава довольно высокая, цветущая и уже выгоревшая на солнце).


Судя по густой листве деревьев, художник изобразил разгар лета.


Художник видит только то, что перед его глазами, или и то, что далеко?


Художник видит только то, что перед его глазами, т.к. фигура дамы большая.

Вдалеке за рекой (на заднем, дальнем плане картины) видны речные притоки, островки суши между ними

и угадывается линия горизонта. Таким образом, понятно, что взгляд художника простирается вдаль.



Какие деревья он написал?

По каким признакам можно определить породу дерева?



Важно, чтобы дети внимательно рассматривали картину,

зрительно путешествовали по ее пространству, вглядывались в детали и старались дать как можно более подробную характеристику каждому образу.



Ствола, крона, листья

На первом плане картины изображена, по одной версии, сосна (мы видим только ее коричневато оранжевый ствол). По другой версии, изображена не сосна, а береза: нижнюю часть ее ствола освещение окрашивает в сиренево-коричневый цвет, а верхняя часть ствола этого дерева и его правая боковая ветка обнаруживают, что это всё-таки береза. Поодаль от этого большого дерева – молодые тонкие белоствольные березки, чуть дальше влево – большая береза с пятнистым черно-белым стволом, а еще дальше в центре – елочки.


Как тебе кажется, день солнечный или пасмурный, жаркий или

прохладный, ветреный или тихий?


Нужно обратить внимание детей на солнечные блики на одежде людей и на траве. Дети должны отметить, что дама закрывает зонтом лицо от солнечных лучей, на мальчике – широкополая шляпка, которая

тоже защищает от солнца. Можно объяснить школьникам, что есть

специальные зонты от солнца, которые делают из легкой, промокаемой, но плотной ткани.

Школьники скажут, что день солнечный, жаркий, но ветреный. Попросите их обосновать свой ответ. Важно, чтобы дети еще раз внимательно вгляделись в детали картины и заметили, как ярко, контрастно освещена трава и облака.


Что помогает тебе увидеть ветер? А услышать его?

Услышать ветер на картине «Прогулка» можно в шелесте развевающейся на ветру и закручивающейся юбке, а также в трепетании натянутой ткани зонта, которую напрягают потоки воздуха. Благодаря быстрому движению облаков по небу и колышущейся от ветра травы создается впечатление свежести и простора.



Постарайтесь, чтобы дети заметили, что кроме гонимых ветром плотных облаков и развевающихся ветвей деревьев свидетельством ветреной погоды является то, как натянуты паруса лодочек, быстро плывущих по реке. Этот блок вопросов позволяет школьникам почувствовать движение, которым проникнута картина и зрительно «освоить» ее пространство.





Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону дует ветер? А

из чего видно направление ветра на картине Аркадия Рылова?



Судя по тому, в какую сторону наклоняется трава, и по тому, как закручивается юбка вокруг женской фигуры, ветер на картине Клода Моне дует справа налево.


А направление ветра на картине Аркадия Рылова видно из того, как развеваются ветви деревьев и как наполняются ветром паруса лодочек, плывущих по реке. Ветер на картине русского художника дует наоборот слева направо.


Где находился фран-цузский художник, когда рисовал даму с ребенком, – на возвышении или в низине? А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж?


Картина Клода Моне написана с точки зрения снизу, то есть французский художник находился в низине и смотрел снизу вверх. От этого фигура женщины кажется возвышающейся над землей и заслоняет собой часть неба. Пусть дети обратят внимание на то, как написан зонт, и представят себе, с какой точки зрения можно его так увидеть.

Точку зрения снизу в живописном произведении иногда называют лягушачьей перспективой.

Русский художник писал свой пейзаж, стоя на возвышении (чуть выше деревьев, которые изображены на первом плане), что позволило ему показать уходящие к горизонту дали. Можно сказать школьникам, что такой взгляд сверху вниз называют орлиной перспективой






Попробуй нарисовать с соседом по парте один и тот же предмет, но используя разную перспективу.

Каким вы увидите предмет одинаковым или разным?






Сможешь определить, с какой стороны расположено солнце? Что тебе поможет это сделать?

Материал, который дети изучают по предмету «Окружающий мир», поможет им определить, что на картине Клода Моне солнце расположено позади фигур, чуть

справа.






На картине Рылова солнце находится перед деревьями (как бы со стороны зрителя) слева.


Понимаешь, о чем говорится в названии картины? Как ты думаешь, название картины выражает ее тему или главное впечатление

художника?


Школьники вспомнят, что картина называется «Прогулка». Это название выражает тему картины, так как на ней изображена именно прогулка дамы с ребенком. Если же говорить о том впечатлении, которым делится с нами художник, то это впечатление свежести солнечного и одновременно ветреного летнего дня.


Школьники догадаются, что в названии картины речь идет о шелесте зеленых листьев, которые развеваются на ветру. Название картины «Зеленый шум» выражает одно из впечатлений художника, точнее, его звуковое впечатление от ветреного летнего дня.







Вывод: применяя эти методы, я не только обучаю детей конкретному школьному предмету, но способствую развитию у учащихся алгоритмического и эвристического способа мышления, то есть умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей, что позволяет им приобрести определённый опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!