Материалы выступления на ОМО
«Повышение эффективности и качества
образования в начальной школе
в условиях реализации ФГОС »
Автор: Шкляева Ольга Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП пгт Уни
Формирование правовой культуры младших школьников через систему внеурочной деятельности:
кружок «Юные инспекторы дорожного движения».
Стандарт второго поколения направлен на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Гражда́нское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса, а также других внешних факторов.
Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
И среди основных обязанностей , знание и соблюдение законов Российской Федерации и в том числе правил дорожного движения.
Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Отряд ЮИД состоит из учащихся начальной школы. Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь в обучении ПДД учащихся начальной, а в дальнейшем учащихся средней школы.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Цель программы «Юные инспекторы дорожного движения» - вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Задачи: обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД; дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма; научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно – транспортных происшествиях; развивать природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении детей.
Для закрепления пройденного материала используются настольные, дидактические и подвижные игры. В процессе обучения членов ЮИД правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
В процессе работы демонстрируются видеофильмы, проводятся экскурсии, приглашается инспектор ГИБДД, организуются викторины, соревнования по безопасности движения велосипедистов и т.п., которые будут способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения Правил дорожного движения.
Программа кружка «ЮИД» относится к социальному направлению: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
Создание уголка безопасности дорожного движения;
Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Для успешного проведения занятий по Правилам дорожного движения необходимо иметь учебно-методический материал. К нему относится:
методические пособия к учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности»,
таблицы, схемы, картинки, рисунки по безопасности на дорогах, видеофильмы, дорожные знаки, светофор и другие.
Занятия по правилам дорожного движения с учащимися проводятся:
в кабинете оборудованным мультимедийным проектором, персональным компьютером,
на специальной площадке во дворе школы или физкультурном или актовом зале с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования и детских транспортных средств.
На площадке имеется дорожная разметка проезжей части, перекресток, пешеходные переходы, временно устанавливаются светофоры, дорожные знаки и другое оборудование.
Также занятия проводятся на улице, перекрестке с показом движения транспортных средств и пешеходов.
Основные направления
Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения;
Пропаганда Правил дорожного движения в школе и внешкольных учреждениях с использованием технических средств;
Участие в смотрах и слетах ЮИД, в конкурсах и соревнованиях.
За время существования отряда ЮИД было проведено :
Акции «Пристегнись-улыбнись», «Притормози», «Внимание, дети!».
Конкурсы рисунков и плакатов.
Викторины «Дети - дорога», «Дорожная азбука», «Наши верные друзья».
Праздник «Посвящение в пешеходы».
Организованно возложение цветов к могилам и стеле погибших при исполнении служебных обязанностей милиционеров Ходырева В.А. и Пасынкова В.И.
Беседы с инспектором ГИБДД.
Выступления с агитбригадами в начальных классах.
Соревнования «Мой друг велосипед».
Участие в конкурсе «Безопасное колесо».
За 6 лет участия в конкурсе ребятами было заработано много личных грамот, а также команда каждый год занимала призовые места в уровне района. А 2011 и 2014 годах участвовали в областном конкурсе «Безопасное колесо».
Но существуют определенные трудности. Не хватает учебного оборудования, нет кабинета ПДД, нет специальной площадки.
Но, не смотря на все трудности и проблемы, изменяются качества ученика: возникает стремление к самореализации и жизненному самоопределению; умение применять свои знания по правилам дорожного движения, помогать людям в трудных дорожных ситуациях, умение правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах, сознательное следование нормам и правилам дорожного движения, готовность к самосовершенствованию; знание основ правоведения; уважение государственных законов и правил; самостоятельность и организованность в опасных ситуациях; умение ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность.