Формирование правовой культуры школьников в процессе проведения деловой игры «Выборы Президента школы»
Преобразования в социально-экономической и политической сферах жизни современного российского общества, изменение условий его культурного развития не оставили в стороне и отечественную систему образования. Основной задачей модернизации российского образования, как универсального средства достижения качественного и доступного образования, является соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В связи с этим меняются и жизненные установки самой личности - выпускник общеобразовательной школы должен владеть не только суммой знаний и навыков, он должен иметь твердую гражданскую позицию.
Важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, принимающих активное участие в жизни государства, своего родного города. Формирование у школьников активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав и обязанностей – одна из важнейших задач школы.
Наиболее оптимальным для гражданского воспитания является подростковый возраст, как пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов, жизненных идеалов.
Современные школьники испытывают серьезные затруднения по вопросам избирательного права. Внеклассные мероприятия способствуют расширению правовых знаний. Особый интерес вызывают вопросы избирательного права. Актуальным является формирование знаний по избирательным процедурам, умение проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, защитить свои избирательные права. Все это необходимо будущим участникам демократических выборов, которые должны знать не только «как голосовать», но и «за кого голосовать». Выборы президента школьной демократической республики – это первый опыт участия в выборах, когда подростки выбирают из числа учеников школы президента, который возглавит всё детское самоуправление. Это обязывает ответственно подходить к выбору кандидата.
Формирование гражданской ответственности учащихся на основе признания универсальных прав и свобод личности является одной из важных задач школы. Деловая игра «Выборы» способствует формированию правосознания несовершеннолетних в условиях модернизации общества в целом и образования в частности.
Основными целями деловой игры «Выборы» являются: создание условий для приобретения учащимися нового социального опыта, способствующего личностному развитию и социальной активности учащихся, а также формирование интереса к актуальным проблемам, способствующим становлению гражданина и политически грамотного избирателя XXI века. Игра состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются важные задачи.
Запуск деловой игры «Выборы президента школы».
Основное содержание этого этапа – подготовка школы к включению в деловую игру «Выборы президента школы».
До начала запуска игры создаётся штаб игры из числа педагогов и детей из школьного самоуправления, который будет решать организационные вопросы. На протяжении всего проведения игры учащиеся знакомятся с текстом основного закона государства – Конституции РФ. На уроках обществознания, классных часах, встречах с кандидатами происходит реализация таких прав ребенка, как право на собственное мнение, право на информацию, право свободно выражать свои мысли.
Для более организованного начала игры рекомендуется использовать определённый алгоритм избирательного процесса, который может выглядеть следующим образом:
1. Выдвижение кандидата внутри объединений граждан (или самовыдвижение граждан).
2. Оформление решения о выдвижении кандидата официальным протоколом или подписным листом.
3. Регистрация кандидата в избирательной комиссии с предъявлением необходимых документов и получение удостоверения кандидата.
4. Регистрация доверенных лиц кандидата.
5. Разработка стратегии избирательной кампании каждым предвыборным штабом.
6. Активное проведение избирательной кампании с использованием разнообразных технологий при обязательном выполнении Закона о выборах.
7. Регистрация избирателей с использованием явочного порядка.
Выдвижение кандидата внутри объединений граждан (или самовыдвижение граждан).
Группа граждан демократической республики (класс, творческое объединение и т.д.) на общем собрании решают вопрос о том, кого выдвинуть кандидатом на пост президента ДР. Для этого обсуждаются несколько кандидатур, каждой из которых предоставляется возможность рассказать о себе, высказать свою точку зрения по различным вопросам, представить первый вариант предвыборной программы.
Решение группы оформляется официальными документами. В соответствии с Законом о выборах допускается и самовыдвижение граждан. В этом случае гражданин, решивший выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата должен оформить подписные листы
Решение группы граждан о выдвижении кандидата оформляется официальным протоколом, копия которого предъявляется в избирательную комиссию. В протоколе указывается место и время проведения собрания, повестка дня и решение собрания. Протокол подписывается секретарём и председателем собрания граждан.
После оформления всех документов кандидаты регистрируются в Избирательной комиссии. Члены ИК изучают полученные документы, анализируя правильность их оформления. Если документ составлен неверно, то члены комиссии указывают на допущенные ошибки, советуют их исправить, то есть отправляют документы на доработку. После включения в список зарегистрированных кандидатов каждый из них получает официальное регистрационное удостоверение, дающее право начинать избирательную агитацию.
После получения удостоверения о регистрации кандидат должен написать заявление о регистрации своего доверенного лица. Граждане, которые согласились быть доверенными лицами кандидата, прилагают свои личные заявления. Активное проведение избирательной кампании с использованием разнообразных технологий.
Получив официальное разрешение, предвыборный штаб может приступать к активной избирательной кампании. Кандидаты используют различные избирательные технологии.
Агитационный плакат помогает в доступной форме познакомить избирателей с кандидатом. В нём содержится фотография, резюме кандидата, мнение одноклассников о нём, его предвыборная программа. В плакате следует отразить наиболее выигрышные моменты, выделить достоинства кандидата, указать его основные достижения и жизненные планы.
Дебаты кандидатов – форма представления своих взглядов в ходе обсуждения актуальной темы с представителями других избирательных блоков. Такое обсуждение даёт возможность показать их различие в точках зрения и определённое сходство, если оно есть.
Видеоматериалы. Например, рекламный ролик. Это прекрасный способ представить основные идеи и программные заявления.
Программа кандидата (или краткая избирательная платформа). Это наиболее содержательная часть избирательной кампании, так как программа даёт возможность максимально подробно изложить основные идеи, которых собирается придерживаться кандидат в случае победы на выборах.
Предвыборная агитация. Это способ привлечения внимания избирателей к личности кандидата и его программе с помощью открытых выступлений, социально - значимых действий.
Выборы.
Выборы Президента Демократической Республики осуществляются гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать принадлежит каждому гражданину, имеющему паспорт Демократической Республики, и зарегистрированному в избирательной комиссии по Конституции ДР (в нашем государстве «Ювента» - это учащиеся 5-11 классов.). Выборы Президента проводятся в заранее назначенный день.
За час до начала выборов урна опечатывается членами избирательной комиссии в присутствии независимых наблюдателей. Об этом составлялся протокол, в котором указывается, что урна осмотрена и была пустой к началу выборов. В течение всего голосования один или два независимых наблюдателя находятся рядом с ней.
Каждый избиратель по предъявлении паспорта гражданина получает бюллетень со списками фамилий кандидатов в Президенты.
О выдаче бюллетеня в списках избирателей делалась отметка, а гражданин, получивший бюллетень, расписывался о том, что он лично получил избирательный бюллетень. Получение бюллетеня за другое лицо не допускается! Бюллетень заполнялся в отдельно отведенном месте за ширмой, присутствие там другого лица не допускается! В избирательном бюллетене избиратель ставит «плюс» или любой другой знак в пустом квадрате напротив фамилии кандидата, за которого отдает свой голос.
После того как избиратель сделает выбор, он опускает свой бюллетень в избирательную урну. После окончания срока голосования урна вскрывается членами избирательной комиссии (в присутствии независимых наблюдателей) и подсчитываются голоса, поданные за каждого кандидата. В соответствии с Законом «О выборах» они считаются состоявшимися, если в них принимало участие более 50% избирателей, зарегистрированных избирательной комиссией. Членами избирательной комиссии составляется протокол по итогам выборов и оглашается для присутствующих.
Избранным Президентом становится кандидат, получивший по итогам голосования простое большинство голосов избирателей.
При равенстве голосов проводится второй тур голосования. На информационных стендах публикуются результаты выборов.
Президент вступает в свои полномочия, произнеся клятву на линейке в присутствии своих избирателей. В течение недели президент формирует правительство, которое приступает к своей деятельности.
Все участники деловой игры приглашаются на подведение итогов. Очень важно услышать от ребят что получилось, а что нет. У избранного президента есть возможность поблагодарить всех за работу, пожать руку своему сопернику. В нашей школе сложилась традиция – избранный президент приглашает в свою команду соперника по избирательной кампании, по возможности использует прогрессивные предложения его программы.
Игра показывает, что, выбирая президента школы, учащиеся передают ему полномочия выражать свои интересы. Он отвечает не только за себя, но и за всех учеников школы.
Чувствуя сопричастность к такой значимой гражданской теме как выборы, школьники пользуются возможностью показать взрослым свою способность в будущем вникать в политику государства и наравне с ними принимать ответственные решения. Молодежь год от года становится более просвещенной в деловых и политических вопросах, доказательством тому и служит эта игра. «Выборы президента школы» способствуют повышению правовой культуры, развитию социальной активности, выявлению глубины знаний, широты кругозора будущих избирателей, развитию интереса молодежи к вопросам избирательного права и избирательного процесса. А главное – в процессе деловой игры дети могут не только осознать, но и реализовать ряд своих прав, записанных в Конвенции о правах ребенка.