Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
г. Новотроицк
Выступление на педагогическом совете
Тема: Формирование пространственно-временных представлений как профилактика нарушений письма.
Исполнитель: учитель-логопед
Фатеева Н.С.
2011 г.
Цель: показать значение формирования пространственно-временных представлений для развития познавательных процессов, профилактики и коррекции нарушений письма.
ПЛАН
пространственно –временные представления.
связь письма и пространственного ориентирования.
упражнения, направленные на коррекцию пространственно-временных представлений.
Пространственная ориентировка – один из важных видов человеческой активности. Она необходима для многих направлений деятельности. Педагоги, занимающиеся изучением у./о. школьников, еще в прошлом веке отмечали их слабую ориентировку в окружающем пространстве.
Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся у у./о. детей.
Полноценность зрительного компонента пространственной ориентировки предполагает взаимодействие всех различных функций зрения, в том числе глазомера, которое у детей не достигает уровня нормального развития.
У./о. дети проходят те же этапы познания пространства, однако в более поздние сроки и со значительным своеобразием. Они в более старшем возрасте, чем их нормально – развивающиеся сверстники , овладевают движениями, что задерживает развитие восприятия окружающего пространства.
Пространственное восприятие предмета отражает не только свойства, лежащие как бы на поверхности (цвет, форму), но также протяженность, величину, расположение предметов, относительно друг друга.
В результате совместной деятельности полушарий головного мозга человек видит единое целостное изображение.
Необходима также ассоциативная связь предмета и пространства, в котором он находится. Пространство требует перемещения линия взора (по горизонтали, по вертикали, диагонали).
Выработка такой способности происходит при целенаправленном обучении. Не менее важно уметь различать направления в пространстве. Особое значение здесь приобретают зрительное внимание и память.
Похожий механизм имеет слуховое восприятие.
Аналогично зрительному восприятию слуховое находится в тесной взаимосвязи с вниманием и памятью.
На базе первичного слухового различения формируются операции слухового анализа и синтеза: опознание , сличение акустических признаков звуков, узнавание различных фонем. К числу отличительных свойств слухового анализатора относится то, что он является анализатором времени. Способность к анализаторному восприятию и осмыслению пространства является базисным условием овладения навыками чтения и письма. Для чтения особо важными являются ассоциативные зрительно-слуховые связи, так как чтение это процесс овладения видимым пространством посредством зрительного восприятия графических знаков букв, обозначающих слышимые единицы – звуки речи.
Нечеткая сформированность навыков и умений зрительного ориентирования приводит к ошибкам:
-пропуски строки из-за неумения последовательно перемещать линию взора сверху вниз, что ведет к потере смысла читаемого;
-пропуск, перестановки слов из-за нечетко сформированного умения перемещать линию взора по горизонтали, что ведет к искажению смысла фразы;
пропуски, замены, искажения из-за нарушений ориентирования в элементах букв, их направлении, количестве и расположении относительно друг друга.
При чтении печатного текста наиболее часто смешиваются буквы: И-Н, Т-Г, П-Н, С-_З, Е-Ш.
При чтении рукописного текста смешиваются буквы: Т-Ш, Б-Д, В-Д, И-У.
Все эти ошибки ведут к снижению темпа чтения, искажению смысла читаемого материала ( снижению зрительной памяти, что отбивает у ребенка желание читать.
На базе слухового восприятия осуществляется слуховой анализ речи: разложение звукового сигнала на элементы, выделение акустических признаков и их синтез. Синтезированный образ переводится в артикуляционный план, затем все это соотносится с фонемой. Это очень важно для письменной речи.
Несформированность зрительных, слуховых, кинетико-кинестетических ориентировок ведет к возникновению нарушений многих операций письма. Могут возникнуть трудности моторной операции выбора зрительного образа буквы, которое необходимо отличать от других, особенно сходных графически. Также возможны нарушения процессов фонематического, слогового анализа и синтеза. На основании анализа этих нарушений можно сделать вывод: акустико-артикуляционная дисграфия обусловлена нечетко сформированными кинетическими и слуховыми ориентировками. Нечеткость зрительных ориентировок ведет к возникновению оптической дисграфии.
Коррекцию нарушений пространственного восприятия и временных представлений следует проводить систематически, включая упражнения в этапы урока.
Отработка начальных точек отчета в системе координат пространства. У правшей формируются в следующих позициях:
-верх, сверху, справа, правее, за, после, сзади, под.
У левшей – снизу, слева, левее.
В последнюю очередь отрабатываются позиции ИЗ-ЗА.ИЗ-ПОД –у всех категорий.
Все виды пространственных операций желательно осваивать сначала на предметах окружающего мира, а затем переносить действия во внутренний умственный план. Начинать обучение необходимо с выработки схемы собственного тела и определения положения предметов относительно него. Используются также игры и упражнения на определение места звука в слове.
Упражнение №1.
-кубики 2 справа и 3 слева. Произнести звук столько раз, сколько предметов справа.
-игрушка «КОТ» карандаши от кота - \\ \\\
Упражнение № 2.
Звуковая цепочка слогов. Хлопать в ладоши и произносить : ША-ШО-ШУ. Сколько слогов ты произнес?
-подойди к двери и скажи : АШ –ОШ-УШ
-повернись вправо и скажи ШКАФ, ШАПКА.
Упражнение № 3.
в одном квадрате задан звук – старт. Помещают бабочку, летает по разным направлениям.
в каждом квадрате картинка, что увидела бабочка? Выделить место звука.
по памяти вспомнить, что было в верхнем ряду справа, в нижнем слева, в среднем.
разместить картинки в нужном пространстве.
можно провести игру «Чего не стало?»
Упражнение №4.
Игра «Дом с этажами» . Расселить на первый, пятый этажи, справа, слева ит.д.
Упражнение №5
Дорисовывание недостающей детали. Цель: Развитие умения ориентироваться в зрительном поле. Карточка с квадратами 6х4 в каждом ряду рисунок: чашка без ручки, мышка без хвоста. Дорисовать рисунок. Где находится синяя чашка, где мышка?
Упражнение № 6.
Работа по картинке. В какой руке Миша держит флажок?
В какой руке у клоуна синий шар?
Можно задавать вопросы: Кто сидит справа от тебя? Перед тобой? Сзади тебя? Где сидит Наташа?
-дорисовывание частей геометрических фигур. ( сначала в нижнем правом углу, в верхнем левом.
-проговаривание стихотворения с отстукиванием ритмического рисунка:
ИЗ БОЛОТА НА ОПУШКУ
ПРИБЕЖАЛИ ТРИ ЛЯГУШКИ
СТАЛИ БЕГАТЬ И ИГРАТЬ
ГРОМКО В БАРАБАН СТУЧАТЬ
ПОСЧИТАЙ ИХ : РАЗ, ДВА,ТРИ
И ЗА КАЖДОЙ ПОВТОРИ.
Повторить ритмические рисунки , сравнить по громкости, длине, количеству ударов: // /// //
/// / // ///
-чтение слов с помощью зеркала
-рассматривать картинку с зеркалом. Что изменилось? С какой стороны от кошки клубок? А с какой он был в зеркале?
Замечено, что пространственная ограниченность поля зрения надолго привязывает к побуквенному чтению. Поэтому в первом классе необходимо развивать умение различать цвет, величину, форму: цветные полоски, геометрические фигуры, орнамент из палочек.
При нарушенном пространственном восприятии отмечается неточность использования предлогов.
Составление предложений на основе картинного плана с предлогом перед названием предмета:
ПО (картинка реки) ----------------- (картинка лодки)
Составление предложений по предметно графической схеме с предлогом перед названием предмета или признака.
(картинка мальчика) ---------------- на (картинка гитара).
(картинка лиса) -------------- за --------------- (картинка заяц).
Составление предложения по условно-графической схеме с предлогом
----------------- ----------------------- ----------- ------------------ ---------.
4.составление предложения, предлоги пропущены.
(собака) ----------------- ------------------------ (дверь)
5.рассыпанные предлоги. Вставить в предложение.
Задания:
-дифференциация правых и левых частей тела.
-написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
-положить кружки справа или слева, справ поставить +, слева .
-взять книгу в руки, определить, где ее левая, правая стороны.
-графические схемы (предлоги В, ПОД, НАД)
-выполнение движений по схеме.
5