СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование пространственных представлений на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может быть использована для развития пространственных представлений не только у младших школьников с ОВЗ, но и в подготовительных классах к школе с детьми ОВЗ. 

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование пространственных представлений на уроках математики»













«Формирование пространственных представлений на уроках математики у учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида»

(разработка раздела «Геометрические величины»)















Лукьянова Юлия Андреевна













Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3

  2. Содержание изучаемого раздела «Геометрические величины»………..7

  3. План мероприятий по реализации проекта……………………………..11

  4. Ресурсы…………………………………………………………………….12

  5. Планируемые результаты освоения программы к концу раздела……14

  6. Список литературы……………………………………………………….18

  7. Приложение 1……………………………………………………………..20

  8. Приложение 2……………………………………………………………..21



























Пояснительная записка

Тематический план по разделу математики «Геометрические величины» учебного курса математики 1 класса составлен на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой, издательство М., «Просвещение», 2001г.

Тематический план по разделу математики «Геометрические величины» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.  Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля    2002г. №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

2. Учебного плана образовательного учреждения.

3. Авторской программы подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией     В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2001.

4.  Учебника по математике: Математика. 1кл.: учеб. для вспомогательной школы Т.В. Алышева – 2-е изд., - М.: «Просвещение», 2011.

Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Изучение элементов геометрии на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы имеет для учащихся большое значение, так как у них формирует­ся достаточно полная система геометрических представлений, что способствует обогащению их математических знаний.

Известно, что пространственные представления, воображение у умственно отсталых школьников развиты чрезвычайно слабо. В про­цессе изучения геометрического материала школьники учатся абстра­гироваться от свойств конкретных предметов, сравнивать и сопостав­лять геометрические формы, отвлекаясь от несущественных приз­наков сравниваемых форм, дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры и тела, в результате чего развивается их способность к обобщениям. Все это помогает формированию прие­мов умственной деятельности, коррекции недостатков пространствен­ных представлений, активизирует познавательную деятельность шко­льников, развивает практическую ориентацию в окружающем прост­ранстве, моторику, обогащает словарь, развивает речь и мышление, то есть играет значительную коррекционную роль в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Изучение геометрического материала вооружает учащихся прак­тическими навыками измерения, черчения, построения геометричес­ких фигур с помощью различных измерительных и чертежных ин­струментов, что способствует лучшей подготовке их к повседневной жизни, овладению различными видами профессионального труда, адаптации в условиях современного производства. Наличие геометрических знаний способствует более успешному изучению таких учебных предметов, как ручной и профессиональ­ный труд, рисование, физкультура, естествознание, гео­графия.

У детей с умственной отсталостью развитие математических представлений количественно и качественно отличается от их ровесников без интеллектуальных нарушений. Вследствие недоразвития познавательных процессов у этой категории детей формирование геометрических представлений крайне затруднено и без целенаправленной учебной и коррекционной деятельности невозможно.

В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления у младших школьников с умственной недостаточностью возникла необходимость разработки системы геометрических упражнений, выполнение которых способствует адекватному восприятию пространства, формированию пространственных представлений, развитию воображения.

Таким образом, цель данного проекта – разработка и реализация эффективной программы, направленной на освоение начальных математических знаний, понимания значения величин, и способов их измерения учащимися 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

При разработке данной программы были поставлены следующие задачи:

  1. изучить особенности освоения математических знаний у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида;

  2. изучить программно-методические материалы по развитию математических представлений первоклассников;

  3. определить структуру и содержание раздела программы по математике «Геометрические величины» в соответствие с требованием СФГОС;

  4. разработать поурочные планы и дидактические материалы к разделу программы по математике «Геометрические величины»;

  5. реализовать программу и дидактические материалы в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида и оценить их эффективность для освоения математических знаний и понимания значения величин и способов их измерения.

Объект исследования: пространственные представления у детей с умственной отсталостью.

Предмет исследования: методы и приемы коррекционно-педагогической работы по формированию пространственных представлений у детей с умственной отсталостью.

Курс “Геометрические величины” рассчитан на 30 часов (1 час в неделю). Он позволяет в игровой форме ввести обучающихся в мир геометрических фигур.


















Содержание раздела «Геометрические величины».

Пропедевтический период.

1. Свойства предметов: цвет, форма, величина, назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

2. Сравнение предметов: 2-3-х предметов по величине, по размеру (больше, меньше, равны, одинаковые); 3-4-х предметов по длине, по ширине, толщине (шире, уже, выше, ниже, толще, тоньше);  

3. Положение предметов в пространстве  относительно учащегося:  впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там,  перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.

4. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (в центре).

5. Отношение порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за…


Геометрические величины

6. Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.

7. Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.

Геометрические фигуры и формы

Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

Виды контроля: индивидуальный; фронтальный; контрольная работа; проверочная работа; математический диктант



Учебно-тематический план

п.п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

Пропедевтический период


5

2

Геометрические фигуры и формы.

25


ИТОГО

30


Раздел математики «Геометрические величины»

Тема урока

кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

1.

Выявление знаний у учащихся.

1




2.

Цвет. Назначение предметов. Круг.

1

изучение новых знаний

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

3.

Понятие: большой - маленький. Сравнение предметов по величине.

1

изучение новых знаний

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

4.

Знакомство с многоугольниками. Понятия: вершина, сторона.

1

изучение новых знаний

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

5.

Прямоугольник и его свойства

1

изучение новых знаний

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

6.

Квадрат – особый прямоугольник .

1

изучение новых знаний

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

7.

Величинные понятия: высокий - низкий - равные. Сравнение размеров предметов: выше - ниже – равные.

1

изучение новых знаний

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

8.

Прямая и кривая линия. Линейка. Расположение предметов слева – справа.

1

изучение новых знаний

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

9.

Понятие: «в середине, между».

1

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

10.

Квадрат - особый прямоугольник.

1

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

11.

Контрольная работа, работа над ошибками.

2

контроль и коррекция знаний;комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

12.

Нахождение предметов в пространстве: вверху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на над, под.

1

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

13.

Рядом, около, в центре, между, в середине.

1

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

14.

Порядок следования: первый - последний, перед, после, за, следом за, крайний.

1

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

15.

Впереди - позади.

1

изучение новых знаний

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

16.

Шар.

1

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

17.

Справа - слева.

1

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

18.

Куб.

1

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

19.

Контрольная работа, работа над ошибками.

2

контроль и коррекция знаний;

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки,

предметные картинки, презентация

20.

Точка, линии. Овал.

1

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки, предметные картинки, презентация

21.

Построение прямой линии через одну, две точки.

1

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки, предметные картинки, презентация

22.

Отрезок.

1


комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки, предметные картинки, презентация

23.

Мера длины – сантиметр.

1

изучение новых знаний

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки, предметные картинки, презентация

24.

Построение отрезков.

1

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки, предметные картинки, презентация

25.

Контрольная работа, работа над ошибками.

2

контроль и коррекция знаний; комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки, предметные картинки, презентация

26.

Повторение пройденного.

2

комбинированный

объяснения, практическое занятие

учебник, карточки, предметные картинки, презентация


Методические пособия:

  • Картотека дидактических игр и упражнений по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

  • Карточки для индивидуальной работы;

  • Контрольные работы;

  • Опорные таблицы, папки;

  • Веер цифр, таблицы, плакаты;

  • Интернет ресурсы.

Целевая группа проекта: дети с ОВЗ

Срок реализации проекта: 2015-2016 учебный год

Место реализации проекта: Образовательное учреждение

Этапы реализации проекта:

1. Организационный этап – сентябрь 2015 года

2. Реализация проекта – октябрь 2015 года – май 2016 года

3. Мониторинг результатов внедрения проекта – июнь 2016 года


План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1.

Выявление детей с ОВЗ

Образовательное учреждение

Май, 2016 года

Педагог-психолог

2.

Прохождение курсов повышения квалификации

ФГАОУ ВПО «К(П)ФУ»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


Май 2016 года

МО и Н РТ

3.

Составление рабочей программы

Образовательное учреждение

Май, 2016 года

Учитель начальных классов

4.

Мониторинг материально-технической базы

Образовательное учреждение

Май, 2016 года

Учитель начальных классов, администрация школы








Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:




1.Концепциия Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья- М.: Просвещение, 2014г., 2.Программы для 1 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида


МО и Н РТ

30.07.2016.

Материально-технические:



1.Геометрические фигуры

2.Чертежные принадлежности.

3.Линейки

4. Карандаши

5. Чертежная бумага

6.Бумага для оригами

7. Схемы

8. Муляжи

9 Конструктор с геометрическими фигурами

10.Раздаточный материал


1.Геометрические фигуры

2.Чертежные принадлежности.

3.Линейки

4. Карандаши

5. Чертежная бумага

6.Бумага для оригами


Спонсорская помощь

31.08.2016.

Кадровые:


1.Учитель-логопед

2.Тьютор

3.Учитель начальных классов

Учитель начальных классов

1.Управление образования муниципальных образований


30.07.2016.

Научно-методические:



Методическая литература


МО и Н РТ

30.07.2016.

Информационные:



1.ИКТ, 2.мультимедийное оборудование

3.АРМ(автоматизированное рабочее место учителя)

1.ИКТ, 2.мультимедийное оборудование

МО и Н РТ

31.08.2016.

Мотивационные:


1. Раскраски

2.Макеты, домов, зданий, транспортных средств

1. Раскраски

2.Макеты, домов, зданий, транспортных средств



Финансовые:



100 000 рублей

50 000рублей

1.МО и Н РТ

2. Спонсорская помощь

30.07.2016.

Планируемые результаты освоения программы к концу раздела:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:

  • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

  • начальные представления о математических способах познания мира;

  • начальные представления о целостности окружающего мира;

  • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;

  • проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;

  • осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);

  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;

  • способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

  • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

  • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

  • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные
Учащийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

  • проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;

  • определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;

  • выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;

  • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);

  • находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.





Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

  • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

  • применять полученные знания в измененных условиях;

  • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;

  • систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.

Коммуникативные 
Учащийся научится:

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

  • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

  • уважительно вести диалог с товарищами;

  • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;

  • понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Учащийся получит возможность научиться:

  • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

  • аргументировано выражать свое мнение;

  • совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

  • оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:

  • измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины: сантиметр и дециметр и соотношения между ними;

  • чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;

  • выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.

Учащийся получит возможность научиться:

  • соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 см, 8 см).














Список литературы


  1. Авторская программа подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2010.

  2. Агапова И., Давыдова М. 100 лучших оригами для детей. – М.: Издательство «Лада», 2010.

  3. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии.- 2003. - №1.

  4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994.

  5. Дегтева В. Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

  6. Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология, 2008. - №4.

  7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 2008.

  8. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

  9. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». – Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2002.

  10. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. -- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  11. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2003г.

  12. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996г.

  13. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2010г.

  14. Соловьев И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 2009.

  15. Учебника по математике: Математика. 1кл.: учеб.для вспомогательной школы Т.В. Алышева – 2-е изд., - М.: « Просвещение», 2011.

  16. Эк В.В., Перова М.Н. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя.— 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1992

  17. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных. Учреждений VIII вида: пособие для учителя / В.В. Эк. -- 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2005.
























Приложение 1


Дидактические игры и упражнения:

  1. Игра «Стрелка-путешественница»

  2. Танграм

  3. Путешествие точки.

  4. Конструктор «Геометрик».

  5. «Волшебная линейка».

  6. «Спичечный конструктор».

  7. «Веселая геометрия».

  8. «Прятки с фигурами».

  9. «Уголки».

  10. «Волшебная линейка»

  11. «Математическая карусель»

  12. «Сложи фигуру»

  13. «Ловкий циркуль»

  14. «Одним росчерком»

  15. «Город треугольников»

  16. «Музыкальная геометрия»

  17. «В городе четырех углов»

  18. «Сложи квадрат»

  19. «Таинственное оригами»

  20. «Веселые игрушки»

  21. «Дорисуй из частей»



Приложение 2

Формы контроля

Диагностический материал


3 вида оценивания:

  • стартовая диагностика;

  • -текущее оценивание тесно связанное с процессом обучения;

  • -итоговое оценивание.

Безотметочное оценивание














1 КЛАСС.

На каждом уроке за правильно выполненную работу( демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы.


Каждую неделю в «тетрадь успехов» (ученическая тетрадь) ученик вклеивает узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.


Каждый месяц, собирая тетради, учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года.

Периодически учителем, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.

В ходе анализа можно определить:

  • На каких уроках ребёнок в большей степени активен;

  • Какой предмет ребёнку интереснее других;

  • Какова результативность учебной деятельности учащегося;

  • Каково качество усвоения отдельных тем;

  • Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;

  • Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.


Формы контроля и учёта достижений

1.Текущая аттестация:

-устный опрос;

-письменная самостоятельная работа;

-тестовые задания;

-графическая работа;

-творческая работа.

2.Итоговая аттестация:

-диагностическая контрольная работа

Внеурочная деятельность

-участие в выставках, конкурсах;

-активность в проектах и программах;




Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: младшие школьники.

Критерии оценивания: высокий уровень – 6-7 . (правильных ответов)

Средний уровень- 3-5 .

Низкий уровень 1-2 .

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второ­степенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинако­вых по характеру выполнения, позволяет судить о после­довательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным блан­ком, либо экспериментатор предлагает испытуемому зада­чи. Предварительно даются инструкции.

Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно сло­во, стоящее перед скобками, и далее 3 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к слову, стоящему перед скобками. Выберите только 1 и под­черкните его».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обсле­дуемый должен продемонстрировать свою способность уло­вить абстрактное значение тех или иных понятий и отка­заться от более легкого, бросающегося в глаза, но невер­ного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.


Стимульный материал:

  1. квадрат (фигура, дом, забор).

  2. линейка (класс, отрезок, тетрадь).

  3. отрезок ( улица, линия, дорога).

  4. прямая линия (дорога, линейка стены).

  5. сантиметр (доска, отрезок, дорога ).

  6. прямоугольник (книга, тетрадь, квадрат).

  7. круг(часы, тарелка, фигура).


Ключ

    1. Фигура.

    2. Отрезок.

    3. Линия.

    4. Линейка.

    5. Отрезок.

    6. квадрат.

    7. Фигура.















24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!