СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через многообразные формы обучения и просвещения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

Старый школьный афоризм

Социально-педагогические данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия. Это все становится сдерживающим фактором для развития школы.

В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцом социального сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит, в том числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для 

Просмотр содержимого документа
«Формирование психолого-педагогической культуры родителей через многообразные формы обучения и просвещения»

15



Формирование психолого-педагогической культуры родителей через многообразные формы обучения и просвещения

Часть 1

Сотрудничество семьи и школы как объективная необходимость воспитания современного школьника

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

Старый школьный афоризм

Социально-педагогические данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия. Это все становится сдерживающим фактором для развития школы.

В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцом социального сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит, в том числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей.

Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребёнка в школе. В эти годы ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к самоуправлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, что он имеет или не имеет, но очень нуждается - семью. Хорошо, если его положение в семье нормальное, и отношения в ней разумные, добрые, тогда он будет вносить в школу доброту и разумность отношений, а что делать, если положение ребенка в семье ненормальное, и отношения между членами семьи конфликтные? Тогда школа может и должна как-то компенсировать эту духовную ущербность, чтобы ребёнок, вопреки семейным отношениям, вырос хорошим человеком, здоровой, культурной личностью.

Для того чтобы школа могла это осуществить, необходимо наладить дружеские, партнёрские отношения с семьёй, между учителями и родителями.

Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного развития детей, они зачастую не умеют правильно налаживать отношения с детьми в тех или иных ситуациях, они теряются, когда у детей возникают те или иные трудности в учёбе, в общении со сверстниками и т.д.

Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, которые они смогут использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но необходимо познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие.

Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все участники образовательного процесса только выиграют от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, будут активно сотрудничать со школой.

Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром психолого-педагогического просвещения.

Часть 2.

Семья в системе воспитательных институтов

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким воспитанием.

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.

Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый их них обладает теми или иными преимуществами. Так, детский сад более квалифицированно, чем семья, осуществляет обучение, развитие творческих способностей детей, подготовку к школе и др. Иные возможности у учреждений дополнительного образования. Например, занятия в бассейне под руководством специалиста-тренера помогут ребенку овладеть наиболее рациональными приемами и способами плавания, сэкономят его силы и время. В какой-то степени и семья может ввести ребенка в мир тех знаний и умений, о которых говорилось выше. Но важно, насколько это будет педагогически грамотно. Ведь неправильной методикой воспитания и обучения развитию ребенка легко нанести больше вреда, чем пользы.

Семейное воспитание не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.

В последние годы семья все чаще стала прибегать к помощи учреждений, занимающихся коррекцией развития, поведения ребенка. Это психологическая консультационная служба, логопедические кабинеты при поликлиниках, специальные группы дошкольного учреждения для детей с ОВЗ, с хроническими заболеваниями и т.д. Зачастую в тех или иных дефектах развития ребенка прямо или косвенно «повинна» семья, и коррекционные оздоровительно-образовательные учреждения исправляют «огрехи» наследственности, ошибки домашнего воспитания.

Связь школы и семьи начинается ещё до поступления ребенка в школу: родители беспокоятся о том, насколько ребенок подготовлен к требованиям современной школы, и в силу своих возможностей начинают ориентироваться на эти требования. Потом наступает период выбора школы, подготовки детей к обучению в ней.

Таким образом, современное воспитание в семье не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия.









Часть 3.

Содержание понятия «педагогическая культура». Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи

Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знание о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществление воспитательной деятельности; продуктивную связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. От деятельности взрослых, и прежде всего родителей, во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, который играет решающую роль в формировании и развитии личности, в изменении в воспитательных целях микросреды ребенка.

Проблема организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Эта деятельность становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной идейной и нравственной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Соответствие субъективного фактора объективным условиям сознательного и стихийного влияния на ребенка является законом эффективности процесса формирования личности. Успех воспитания обеспечивается при условии, если оно соответствует установкам и требованиям общества, предъявляемым к воспитательному процессу, его содержанию и целям.

Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей.

Повышение педагогической культуры родителей – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.

Часть 4.

Взаимодействие школы и семьи на современном этапе

4.1. Цель и задачи взаимодействия педагогов с родителями

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, необходимо отметить, что существуют «нормальные» и деструктивные детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии

ребёнка.

Детско-родительские отношения включают субъективно-оценочное,

сознательно-избирательное представление о ребёнке, которое определяет

особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приёмов воздействия него.

Причины деструктивных детско-родительских отношений можно

разделить на три группы:

  • неправильные представления родителей об особенностях проявления

родительских чувств;

  • недостаточность психолого-педагогических знаний родителей о возрастном развитии ребёнка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;

  • недооценка роли личного примера родителей и единства требований,

предъявляемых к ребёнку.

Для гармонизации детско-родительских отношений необходимо осуществление взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, направленное на формирование психолого-педагогической

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, воспитания и осуществления полноценного развития каждого

ребёнка.

Организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников предполагает решение следующих задач:

  • создание необходимых условий для формирования ответственных

  • взаимоотношений с семьями воспитанников;

  • обеспечение права родителей (законных представителей) на уважение и понимание, на участие в жизни школы;

  • изучение отношения родителей (законных представителей) и педагогов к различным вопросам обучения, развития и воспитания детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

  • установление и развитие отношений партнёрства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;

  • обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе

«родитель-ребёнок»;

  • повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребёнка;

  • помощь родителям (законным представителям) в адекватном оценивании уровня развития, проблем ребёнка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним;

  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятий, организуемых в городе;

  • развитие процессов саморегуляции.

Одной из задач взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников является также формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых (воспитателей и родителей). Понятно, что согласованность является важнейшим условием эффективности воздействий взрослых. Иначе можно вызвать ситуацию, представленную на примере сложения векторов, направленных в разные стороны.

Определим основные задачи работы с родителями:

1. Согласование ценностных основ воспитания ребёнка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребёнке

взрослые.

2. Согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей,

то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким

следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка.

3. Согласование поведенческих воздействий в отношении ребёнка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребёнка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нём изменений.

Однако, говоря о согласовании воздействий на ребёнка со стороны родителей (законных представителей) и педагога, следует признать, что активной стороной здесь является последний. Педагог организует взаимодействие с родителями и предлагает им для освоения своё информационное поле, в котором представлены различные аспекты педагогики и возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес и ценность для родителей.

4.2. Принципы организации работы с родителями

Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.

Первый – обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.

Психолого-педагогическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с педагогом, у него есть на это причины.

Второй – это открытость и конгруэнтность педагога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что педагог осознаёт и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей. А возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия. Поэтому он и даёт им право скептически относиться к советам, право иметь и проявлять в отношении педагога различные чувства.

Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с педагогом различными способами. Большинство родителей мало знают о возможностях педагога, поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия (вдруг педагог увидит то, что не хотелось бы показывать), либо недооценка его значимости, но и в том и в другом случае возникает стремление избежать учителя. Мотивирование необходимо ещё и потому, что взаимодействие с педагогом может актуализировать у родителей собственные внутриличностные конфликты. Поэтому мотивация к взаимодействию должна быть сильнее собственного сопротивления к работе. Если родитель не приходит на встречу к педагогу – это означает, что его неправильно позвали.

Часть 5.

Методы и формы организации работы с семьёй

Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на взаимоотношения в ней, на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в нее дух согласия и здорового сплочения. Чем лучше семья воспитывает детей, тем более успешно происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что укрепляет их воспитательный потенциал.

Учитывая большую роль согласованной воспитательной работы школы, семьи и общественности, эту работу необходимо умело координировать и направлять. Справиться с данной задачей в состоянии только школа. Но с чем же связана роль школы в координации воспитательной деятельности семьи и общественности?

В настоящее время школа стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всестороннем развитии молодежи. Она также располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, учителя призваны оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания, так как еще П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

Школа должна не только поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и оказывать воздействие на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей. Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий и с некоторой долей условности их можно разделить на три основные группы.

К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи.

Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.

К третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.

В чем же заключается сущность этих проблем, и какой должна быть совместная работа школы и семьи по их решению?

Одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе готовить образованных и инициативных граждан, формировать у них принципиальность и убежденность.

Важно, чтобы родители осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданско-патриотического формирования личности, и не просто обращали внимание на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, технического моделирования, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

Большое значение имеют проблемы побуждения активности учащихся к работе над своим личностным развитием. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной деятельности.

Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им пример нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес и побуждают учащихся к добросовестному выполнению своих школьных обязанностей. Если в семье нет согласия между родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, то дети часто приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучаемого материала.

Задача родителей - развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле большое значение имеет нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют «вещные интересы» и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на воспитании детей. Значительный эффект дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям.

Требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным понуждением детей к тем или иным формам поведения. Главное в требовательности - установить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Если же дети не знают своих обязанностей в семье и не приучены к их выполнению, родителям то и дело приходится понуждать их к той или иной работе, что нередко порождает сопротивление и конфликты. Требования должны сочетаться с проявлением уважительного отношения к детям. Окрики и различного рода угрозы плохо действуют на детей, травмируют их психику и нередко приводят к неврозам. Задача школ состоит в том, чтобы ориентировать родителей на внимательное отношение к детям, учитывать их запросы и интересы, связанные с чтением книг, посещением кинотеатров, а также с участием в художественно-эстетических и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Действенным стимулирующим фактором личностного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополучия и умеют соизмерять свои потребности с материальным достатком.

Лучшее средство стимулирования детей к труду - умение родителей ставить трудовые задачи, давать трудовые поручения, а также совместно выполнять намеченную работу. Вместе с тем родителям необходимо помнить, что в народе всегда стремились приохотить, а не принуждать детей к труду. На опыте люди убеждались: охота пуще неволи. Неумение некоторых родителей стимулировать и расширять сферу применения сил детей в практических делах приводит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя иждивенческие настроения.

Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке и совершенствованию своих личностных качеств играет контроль семьи за их поведением. Родительский контроль помогает учащимся более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей и преодолевать влияние отрицательных соблазнов. Родителям нужно следить за выполнением учащимися режима дня, знать, с кем они дружат, где проводят свой досуг, побуждать к аккуратному выполнению школьных заданий.

Серьезные вопросы встают перед родителями в деле учета индивидуальных особенностей и интересов детей. Не все родители бережно относятся к склонностям учащихся, когда речь идет о кружковых занятиях, литературных увлечениях и участии в спортивно-массовой работе. В отдельных семьях не создают условий для трудовых занятий детей, не поощряют их стремления к практической деятельности в сфере материального производства.

какую же помощь семье может оказать школа?

Основными направлениями педагогической помощи можно назвать:

  • организационно-педагогическую работу с родителями;

  • осуществление педагогического просвещения родителей и проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания учащихся.

Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам.

На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования образовательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Так, родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и др.

Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На них классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы.

Родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственность как детей, так и родителей за решение поставленной задачи. Следует подчеркнуть, что влияние школы на воспитательную деятельность семьи во многом зависит от того, в какой мере школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению.

В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов - общешкольного и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются специальным Положением о родительском комитете общеобразовательной школы. Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, профессиональной ориентации школьников.

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. В последние годы сложился так называемый родительский всеобуч, основной целью которого является проведение научно-методической работы и который охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей.

Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию. При этом необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.

Первое правило гласит, что основа работы классного руководителя - действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться может исчезнуть после категорических «должны» и «обязаны». Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение.

Второе правило говорит о необходимости доверия к воспитательным возможностям родителей, повышения уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило связано с соблюдением педагогического такта, недопустимости неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются.

Четвертое правило указывает на преобладание жизнеутверждающего, мажорного настроя в решении проблем воспитания, опоры на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентацию на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

В индивидуальной работе с родителями в первую очередь следует указать на создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. В ряде случаев родители без должного внимания относятся к удовлетворению запросов учащихся в области технического творчества, не помогают им в создании "рабочих уголков". Все это, естественно, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.

Формы работы с родителями должны быть направлены на улучшение воспитания учащихся, целесообразно в таких случаях учителю совместно с родителями проанализировать причины недостатков в учебе и поведении, и наметить пути их преодоления.

Очень важной является индивидуальная работа с родителями учащихся, которые проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и, в особенности, в общественно полезную работу. Все это будет содействовать их правильному нравственному формированию. Оказывая индивидуальную помощь и влияя на родителей, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт.

Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Воспитательная деятельность родителей в школе осуществляется в форме бесед с учащимися, проведения докладов и лекций. Они посвящаются вопросам развития науки и техники, ознакомлению школьников с производственными успехами людей. Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о жизни и творческой деятельности выдающихся людей и т.д.

Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения, а также организация краеведческой работы.

С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы ученических кружков, а также факультативных занятий. Родители нередко руководят кружками "Умелые руки", авиамоделирования, технического творчества. Специалисты-инженеры и научные работники проводят факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам.

Для формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах образования, воспитания и осуществления полноценного развития каждого ребёнка, может быть разработана и реализоваться программа «Школа родителей».

Организация деятельности «Школы родителей» предусматривает, что родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с партнёрами, обеспечивающими их образование (педагогом-психологом, педагогом социальным, классным руководителем, группой родителей и пр.), привлечение родителей к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ в рамках данной «школы».

Программы родительского образования разрабатываются и реализуются исходя из следующих принципов:

  • целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;

  • адресности – учёта образовательных потребностей родителей;

  • доступности – учёта возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал;

  • участия заинтересованных сторон в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.

Основными формами работы в «Школе родителей» являются следующие: родительские собрания, семинары-практикумы, тренинговые занятия и др.

Организуя взаимодействие с семьёй в рамках деятельности «Школа родителей», реализуются такие задачи как:

– установление партнёрских отношений с семьей каждого ребёнка, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

– активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Решение данной задачи связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребёнком.

Взаимодействие с родителями с целью формирования у них психолого-педагогической компетентности в вопросах образования, воспитания и осуществления полноценного развития каждого ребёнка не должно ограничиваться организацией деятельности «Школы родителей». На первых этапах взаимодействия необходимо использовать знакомые родителям формы и методы, в которых от них потребуется минимальная активность. А затем по мере появления доверия включать методы с постепенным повышением активности родителей, применяя менее знакомые им методы.

«Лесенку» используемых методов можно представить следующим образом:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.

2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги.

Информационные тексты представляют собой какую-либо информацию, которая могла бы быть полезной родителям. Они дают им возможность не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Полезно в качестве информационных текстов представлять родителям информацию о возрастных особенностях детей или же наиболее общие рекомендации по помощи детям в разрешении возрастных задач развития. В названиях родителям встретятся такие знакомые слова, как особенности, рекомендации, которые обеспечат им чувство безопасности при чтении их.

Устные информационные сообщения представляют собой достаточно короткие выступления педагога в процессе родительского собрания – знакомого и безопасного для родителей мероприятия. Они, так же как информационные тексты, дают возможность родителям не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Помимо этого, с их помощью происходит привыкание родителей к присутствию в их жизни воспитателя как значимого лица.

Информационные лекции содержат более подробную, чем сообщение на родительском собрании, информацию о возрастных особенностях ребёнка, возможных трудностях на пути развития, оптимальных и недопустимых действиях. Они не только расширяют информационное поле родителей, но и активно побуждают их к рефлексии собственной родительской позиции.

Для проведения лекции необходимо специально приглашать родителей и в этом их принципиальное отличие от сообщений на родительских собраниях, поэтому повышается ответственность педагога за её проведение. Лекция должна быть проведена так, чтобы родители поняли, что она им необходима, и пришли в следующий раз.

Главной задачей проблемной группы методов является – не столько информирование родителей, сколько побуждение к размышлению о закономерностях развития ребёнка, к поиску других, непривычных способов воздействия. Для решения этой задачи удобно опираться на работы в области психологии, которые рассматривают использование проблемных ситуаций для повышения эффективности учебного процесса. Под проблемной ситуацией понимается наличие у человека внутренней потребности получения новых знаний, новых способов действия, что является начальным моментом, источником творческого мышления. Можно предположить, что включение родителей в проблемные методы поможет им отойти от привычных, известных с детства и не всегда позитивных стереотипов воздействий, а подойти к воспитанию ребёнка как к процессу творчества. И тогда в любой ситуации родители смогут самостоятельно найти пути для её творческого преодоления.

В данной группе методов педагогам следует использовать проблемные лекции, которые посвящены определённым вопросам детства, достаточно распространенным и поэтому значимым для родителей. В отличие от рассмотренных ранее письменных и устных информационных сообщений, они полезны и педагогам, которые могут получить некоторую обратную связь – мнение родителей по тем или иным значимым темам. Они проводятся в форме лекции-диалога, то есть сообщения определённого предметного содержания и постановки по ходу его изложения вопросов с целью организации дискуссии среди родителей.

Как говорилось ранее, лекция должна создать у родителей потребность в обсуждении данного вопроса и поиске новых способов взаимодействия с ребёнком. Для этого в начале встречи используется «заброска в будущее» или «выход в настоящее», то есть обсуждение трудностей, которые вызовет неверное разрешение вопроса, обсуждаемого в лекции, в будущем или в настоящее время. При этом обязателен выход на трудности в понимании родителей, а не воспитателей или психологов. Обычно для родителей значимыми являются здоровье детей, их успешность в подготовке к школе, поэтому при мотивировании родителей нужно опираться на трудности именно в этих или аналогичных сферах.

Перед лекцией следует заранее повесить объявление с краткой её аннотацией, поскольку родители могут не знать о том, что данная проблема присутствует в их семье, посчитать её неважной и не прийти на лекцию.

Метод «круглый стол с «рамкой» позволяет не только создать проблемную ситуацию у родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать. В то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя. Поэтому мы считаем этот метод также проблемным, но более активным, чем проблемные лекции.

Круглый стол – это встреча родителей детей одной группы, которым для обсуждения предлагается какая-либо значимая тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается «рамка», то есть ряд заданий и вопросов. Круглый стол, в отличие от ранее рассмотренных форм, даёт возможность родителям не только получить полезную информацию и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить её с позициями других родителей. Для одних родителей важна возможность высказаться – рассказать о своих трудностях взаимодействия с ребёнком, для других – интересно сравнить проявления других детей с проявлениями своего, что даёт им возможность по-новому оценить его, увидеть какие-либо незнакомые ранее аспекты. Не менее важным является круглый стол и для воспитателя, который получает возможность лучше узнать, понять родителей, приобретает их доверие. Принципиальным аспектом круглого стола является обязательное присутствие второго воспитателя, который также является участником обсуждения. Это даёт возможность выйти из привычной роли главного воспитывающего, проявить чисто человеческие качества, познакомиться с родителями в новых, более открытых позициях. Понятно, что такое равновесное взаимодействие приведёт к лучшему их взаимопониманию и, соответственно, более эффективному общению.

Итогом круглого стола является совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Поэтому можно сказать, что круглый стол является оптимальной формой для формирования общего воспитательного поля вокруг ребёнка.

Детско-родительские мероприятия и тренинги относят к активным методам взаимодействия. Активными их называют потому, что они обеспечивают не только внутреннее проживание участниками темы встречи, но и предполагают их какие-либо внешние действия. Данное определение опирается на понимание активности как способа самовыражения личности, представленного К. А. Абульхановой-Славской и И. Вачкова, то есть внешнего проявления внутренних потребностей, отношений, способностей. Важно отметить, что это тот способ самовыражения, при котором обеспечивается или сохраняется субъектность личности, поэтому активные методы должны побуждать участников к самовыражению. Педагогу необходимо создать условия для этого и позволять участникам реализовывать его в комфортных для себя формах и содержании.

Детско-родительские мероприятия необходимы при каждом переходе ребёнка в новую возрастную группу/класс, когда у него появляется возможность и желание общаться с окружающими по-новому, с более взрослой позиции, а родители по разным причинам сохраняют с ними «детский» стиль взаимодействия. Если же стремление ребенка общаться по-новому не находит реализации, то возможными становятся формализация отношений, снижение уровня доверия или «остановка» ребёнка на детской инфантильной позиции. И здесь могут помочь детско-родительские мероприятия. Отметим, что под возрастной группой мы не имеем в виду тот или иной возрастной период, например, дошкольный возраст, а тот отрезок возраста, в течение которого значительно меняется содержание общения, его основные темы, вопросы, самостоятельность мышления.

Детско-родительские мероприятия проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состава: родители и дети. Можно включать сюда и самого воспитателя, тогда эффективность игры только увеличится.

Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребёнка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть

других детей группы, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.

Ещё одной формой работы с родителями являются тренинги. Как отмечалось ранее, задачей детско-родительских мероприятий является показать возможности ребенка в общении, его актуальные вопросы. Цель же тренинга можно определить как обучение родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми. Удобно определить и задачи тренинга, опираясь на их структуру, предложенную И. Вачковым. Так основными задачами в данном случае будут:

  • мотивирование и формирование позитивного отношения к тренингу;

  • формирование системы представлений участников в сфере общения с детьми;

  • формирование конкретных умений.

Понятно, что первая задача является наиболее сложной, поэтому проведение тренинга не всегда возможно. Для большинства родителей это совершенно незнакомая по жизненному опыту деятельность, даже само слово «тренинг», как правило, им малоизвестно. Они не знают, зачем он им нужен, чего от него можно ожидать, не знают его правил: рассаживание по кругу, свободный обмен чувствами, и не имеют опыта такого общения и такого обмена. Более того, предлагаемая на тренинге деятельность не только незнакома, но нередко противоречит имеющимся у родителей стереотипам взаимодействия. Поэтому та же посадка в кругу вызовет у многих чувство незащищенности, страх и, возможно, агрессию по отношению к ведущему. Агрессия может не проявиться на самом тренинге, то есть родитель, покорно исполнит все необходимые правила, но сильные негативные чувства в отношении педагога могут остаться надолго. Понятно, что больше на встречи с ним такой родитель не придёт. Поэтому прежде чем принимать решение о проведении тренинга, необходимо подумать, зачем для данной группы родителей необходим именно тренинг, какие преимущества он может дать и сможем ли мы создать ситуацию, в которой мотив к участию будет сильнее сопротивления.

Исходя из этого, целесообразно проводить тренинг либо с родителями, которыми «пройден длительный путь», либо с родителями, которые будут готовы на всё, даже на тренинг, чтобы помочь своим детям преодолеть имеющиеся проблемы.

Для решения второй задачи – формирования системы представлений участников в сфере общения с детьми – в тренинг необходимо включать информационный блок, который необходимо равномерно распределять на всю встречу. Часть информации лучше представить в виде таблиц, которые раздаются родителям для работы с ними на занятии. Количество информации должно быть пропорционально возрасту ребёнка.

Для решения задачи формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах образования, воспитания и осуществления полноценного развития каждого ребёнка, через непосредственное вовлечение их в образовательную и воспитательную деятельности, целесообразна организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Организация такой совместной деятельности способствует не только удовлетворению базисных стремлений и потребностей детей, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Опираясь на изложенное, формы организации взаимодействия педагогов и родителей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Формы и методы организации взаимодействия педагогов и родителей

Наименование

группы методов

Цель, назначение использования

Формы

Информационно-

аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях школьного учреждения и построение грамотного общения с родителями.

Проведение

социологических срезов, опросов «Почтовый

ящик», Индивидуальные

блокноты», анкетирование, тесты-опросники.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей

практических навыков воспитания детей.

Семинары- практикумы.

Тренинги. Форум-театр.

Проведение собраний,

консультаций в

нетрадиционной форме.

Мини-собрания.

Игры с педагогическим

содержанием.

Педагогический

брифинг.

Устные педагогические

журналы.

Исследовательско-

проектные, ролевые,

имитационные и деловые игры.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми.

Совместные праздники,

мероприятия, экскурсии.

Выставки детско-

взрослых работ.

Кружки, секции, клубы.

Наглядно-

информационные:

информационно-

ознакомительные,

информационно-

просветительские

Ознакомление родителей с работой учреждения образования, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей

знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли школы, оказывают практическую помощь семье.

Информационные

проспекты.

Открытые просмотры

образовательной

деятельности с детьми.

Фотографии, выставки

детских работ, стенды,

папки-передвижки

Часть 6.

Проект по созданию системы работы школы в направлении «Мы вместе: ребёнок-семья-школа»

Целью образовательного проекта педагог ставит укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания, решая при этом следующие задачи:

  • создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами;

  • активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;

  • повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;

  • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

  • развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;

  • обобщать опыт семейного воспитания;

  • способствовать установлению преемственных связей с выпускниками дошкольных учреждений образования и их родителями.

Формат проекта: психолого-педагогический, коллективный, локальный, рационализаторский, долгосрочный.

Участниками проекта могут быть педагоги УО, воспитанники и их родители.

Срок реализации проекта предполагается от 3 до 5 лет.

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Проект реализуется в три этапа.

Первый этап – диагностико-прогностический.

Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Предлагаются следующие методы изучения семей:

  • наблюдение;

  • подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ИДН, педагога социального);

  • индивидуальные беседы;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • диагностирование;

  • деловые игры;

  • анализ детских рассказов и рисунков.

Полученные результаты в ходе изучения семьи служат фундаментом при составлении перспективного плана работы с родителями воспитанников.

Второй этап - этап реализации проекта.

Если правильно организовать взаимодействие семьи и школы, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Во время реализации второго этапа возможно использование различных форм организации работы с семьёй.

1. Школа «Родительские университеты» (проводится 1 раз в месяц) - это форма работы с родителями, направленная на решение проблем подготовки родителей к участию в жизни современной школы. Такая форма работы предлагает строить по-новому взаимодействие с семьёй во время адаптационного периода в первом классе. Успешный старт ребёнка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы.

Школа «Родительские университеты» состоит из 3-ёх основных этапов.

На первом этапе определяются общие цели, общие ценности, проводится мониторинг запросов и ценностный аудит.

На втором этапе благодаря совместной деятельности происходит проектирование, выполнение общих дел, в ходе которых формируется доверие к образовательному учреждению, которое и служит мотивом к сотрудничеству.

Третий этап – собственно партнёрство, основанное на принципах добровольности, долговременности и взаимной ответственности.

На всех этапах осуществляется психолого-педагогическое консультирование, обзор психолого-педагогической литературы по педагогически наиболее сложным проблемам в период адаптации школьника.

Целью школы «Родительские университеты» является создание условий для облегчения и сокращения сроков адаптации первоклассников в школе при активизации роли семьи.

2. Работа консультационной группы (осуществляется постоянно)

Консультационная группа (КГ) – это компетентный творческий союз педагога-психолога, педагога социального и классного руководителя.

Задачами, реализуемыми в ходе работы консультационной группы, являются:

  • просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

  • консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

  • коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Результатом работы консультационной группы должно стать получение родителями:

- максимально полной информации о своём ребёнке;

- информации о психологии дошкольника, школьника, подростка;

- консультаций по решению проблем;

- навыков определять способности детей.

Одним из главных условий работы консультационной группы в психолого-педагогическом просвещении родителей является осознание родителями наличия проблемы, трудностей в воспитании детей. Осознание собственных ошибок – первый шаг к решению проблем.

3. Работа семейных клубов (проходит 1 раз в месяц)

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

К задачам, реализуемым в ходе работы семейного клуба, относятся:

  • создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

  • активизация и обогащение педагогического знания и умения родителей;

  • повышение правовой культуры родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей;

  • развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;

  • обобщение опыта семейного воспитания;

  • установление преемственных связей на 1,2 и 3 ступенях обучения.

Суть работы семейного клуба заключается в организации и проведении различных мероприятий с привлечением родителей. Тематика и содержание заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Примерное содержание деятельности клуба: практикумы (совместное изготовление чего-либо), совместная творческая работа родителей, детей и педагогов, конкурсы, родительско-детские праздники, оформление фотоальбома, написание летописи класса, совместные спортивные мероприятия.

4. Педагогический клуб для родителей «Знание» (проходит 1 раз в месяц)

Педагогический клуб для родителей – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учётом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов с родителями и общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа «клуба» составляется педагогом с учётом контингента учащихся класса и их родителей.

Формы организации занятий в клубе педагогических знаний разнообразны: лекции, семинары-практикумы, конференции, открытые уроки и внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы, группы по интересам, проблемные группы, тренинги, родительские собрания и т.д.

Рекомендуется использование интерактивных форм работы, таких как форум-театр, ЗиПоПо (заочный институт позитивного поведения).

5. Клуб отцов «Отцы – молодцы!» (проводится 1 раз в месяц)

В современном мире учёные констатируют:

  • незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими;

  • педагогическую некомпетентность, неумелость отцов;

  • незаинтересованность и неспособность отцов выполнять воспитательные функции.

А ведь отцовство не менее значимо в воспитании детей, нежели материнство.

Основой работы клуба «Отцы – молодцы!» является информационно-просветительская и развивающая работа через проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей.

Работа данного клуба способствует обогащению жизнедеятельности семейного микроклимата.

Примерный перечень форм работы: лекции «Роль папы в разные периоды жизни ребёнка», совместные мероприятия «Папин день», «Папина гордость – умница-дочка», спортивные праздники и состязания, туристические походы, поездки, тренинги «Идеальными папами не рождаются, а становятся», слёт «Школьных пап», родительский патруль и т.п.

6. Клуб молодой семьи «Родничок» (собирается 1 раз в месяц)

Молодой семьей считается брачный союз, где оба супруга состоят в первом браке, возраст хотя бы одного из супругов не превышает 31 года. Первые шаги молодой семьи заключаются в том, что происходит процесс взаимной брачной адаптации супругов друг к другу. Она включает в себя следующие моменты:

  • адаптация к характеру и темпераменту партнера;

  • адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера;

  • адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», цели и смыслу жизни партнера;

  • адаптация физиологическая, в том числе сексуальная;

  • адаптация к профессиональной деятельности и профессиональным интересам брачного партнера;

  • адаптация к родителям и ближайшим родственникам партнера;

  • адаптация к друзьям, товарищам, коллегам супруга (супруги).

Данная программа нацелена на всестороннее обсуждение многочисленных проблем молодой семьи. При этом внимание уделяется различным сторонами жизни молодой семьи, различным ее социальным функциям.

Одна из задач таких обсуждений – укрепление супружеских взаимоотношений, успешное домостроительство и способствование успешной адаптации супругов друг к другу. Особое внимание уделяется молодой семье как воспитательной среде. Поэтому особое внимание уделяется детско-родительским отношениям в молодой семье и формированию личности ребенка.

Очень важными являются и проблемы становления материнства, позиции (отношения) матери к ребенку. При этом уделяется много внимания психологии взаимоотношений матери и ребенка в различные периоды детства.

7. Программа «Мы вместе» направлена на работу с многодетными и опекунскими семьями, работу с неблагополучными семьями и семьями «трудных». Работа по этой программе проводится постоянно.

Целью программы является обеспечение деятельности, направленной на решение воспитательно-оздоровительных задач.

Задачи программы:

  • изучить образ жизни семьи;

  • выяснить особенности семейного воспитания;

  • выявить взаимоотношения семьи и школы;

  • выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений;

  • установить неиспользованный резерв семейного воспитания;

  • найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи;

  • учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей;

  • оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях;

  • предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;

  • пропагандировать здоровый образ жизни;

  • включать семьи и общественность в воспитательный процесс.

Направления деятельности:

  • диагностика семьи;

  • взаимоотношения с родителями обучающихся;

  • работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными, неблагополучными) через администрацию школы, школьного инспектора ИДН, СППС;

  • организация полезного досуга;

  • изучение семей обучающихся.

  • регулярное проведение родительских собраний и консультаций, индивидуальных и групповых консультации (педагоги, педагог-психолог, педагог социальный, мед. работники);

  • привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы (ремонт, соревнования, классные часы, праздники, экскурсии и т.д.);

  • организация взаимного творчества;

  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.

3 этапзаключительный предусматривает изучение, интерпретацию и обобщение результатов работы по формированию психолого-педагогической культуры родителей; анализ эффективности работы.

Формой проведения может стать учительско-родительский педсовет.

Подробнее ознакомиться с планом подготовки и планом проведения педсовета можно в приложении.

I. Мониторинг уровня психолого-педагогической компетенции родителей.

1. Анкетирование родителей.

2. Анкетирование классных руководителей.

3. Анализ динамики посещаемости родителями всех предложенных форм работы.

4. Анализ числа обращений за индивидуальными консультациями.

(Положительной динамикой считается увеличение числа родителей-участников проекта, а также увеличение числа обращений за индивидуальными консультациями).

II. Создание творческих проблемных групп.

Разработать задания и вопросы для анализа состояния проблемы на своём участке.

1 группа – «Школа «Родительские университеты»

2 группа – «Консультационная группа»

3 группа – «Семейный клуб»

4 группа – «Клуб отцов «Отцы – молодцы!»

5 группа – «Работа с молодыми семьями по программе «Родничок»

6 группа – «Педагогический клуб для родителей «Знание»

7 группа – «Работа с многодетными и опекунскими семьями. Работа с неблагополучными семьями и семьями «трудных».

III.Работа над представлением технологии «Форум-театр»

Написание сценариев «Форум-театра» и подготовка собственного спектакля.

IV. Формулировка проекта решения.


План проведения педсовета


1. Вступительная часть. Краткое выступление, в котором координатор проекта раскрывает замысел подготовки и проведения педсовета. Формулирует цели, задачи, ожидаемый результат.

2. Информационно-аналитическая часть по результатам мониторинга уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

3. Работа творческих проблемных групп.

4. Презентация результатов обсуждения.

5. Представление технологии «Форум-театр».

6. Демонстрация подготовленных «форум-театров» с вовлечением родителей.

7. Обсуждение итогов спектакля.

8. Рефлексия. Упражнения «Шесть шляп», «Азбука».

9. Заключительная часть. Обсуждение и принятие решения педагогического совета.