ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
В рамках диссертационного исследования «Использование русского фольклора
В коррекционно-развивающей работе с школьниками с задержкой психического развития» нами было проведено экспериментальное изучение особенностей психического развития школьников с ЗПР.
Одной из частей констатирующего эксперимента стало изучение особенностей моторики детей с ЗПР старшего школьного возраста с целью определения возможностей использования фольклорных подвижных игр для формирования моторной сферы детей. Диагностический комплекс, разработанный нами, дает возможность всестороннего изучения психомоторики детей с ЗПР и позволяет оценить его в сравнении с нормой. При разработке диагностического комплекса мы руководствовались принципиальными положениями, представленными на слайде:
При построении диагностической программы мы пользовались рекомендациями Шутовой Н.В. (2008), которая выделяет следующие показатели:
1) двигательные умения детей;
2) мимические умения детей;
3) особенности пантомимики детей.
Важно исследовать каждый из вышеназванных показателей, определив специфику и уровень их развития. Кроме того, необходимо проследить степень субъектной активности детей и ее влияние на уровень выполняемой деятельности. С этой целью в ходе анализа выделяются следующие основные критерии ее изучения и оценки: объём выполнения задания, качество выполнения задания, темп выполнения задания, интерес к заданию, эмоциональное отношение к деятельности, восприимчивость воспитанника к помощи, степень самостоятельности при выполнении задания.
Представленные критерии легли в основу балльной оценки выполнения заданий. Каждое задание оценивалось в 5 баллов.
Оценка 5 баллов означает, что в ходе практических действий воспитанник выполняет предложенное задание в полном объеме. Способ его выполнения точно соответствует инструкции. Качество выполняемых действий высокое. Это проявляется, прежде всего, в характере выполняемых движений воспитанником (отчетливые, соразмеренные, хорошо скоординированные; у детей присутствует формула движений). На протяжении всего выполнения задания воспитанник действует в хорошем темпе, ритмично. Переход от одной моторной установки к другой оптимальный. Интерес к заданию и положительное эмоциональное отношение к деятельности присутствуют в процессе всего занятия. По ходу деятельности ребенок действует стремиться действовать самостоятельно. К помощи взрослого прибегает изредка, использует ее продуктивно.
При оценке 4 балла в ходе практических действий ребенок выполняет задание в полном объеме. Однако имеются некоторые неточности в способе его выполнения. В процессе выполняемых действий, ребенок при возникших затруднениях снижает темп деятельности. Качество выполняемых действий в целом хорошее. Однако движения несколько смазаны, скованны, могут присутствовать вспомогательные движения. В процессе выполнения действий, при переходе от одной двигательной установки к другой ребенок может демонстрировать ускоренный переход, что нарушает ритмичность двигательного акта. Ребенок в целом заинтересован заданием. Он демонстрирует положительное эмоциональное отношение к деятельности. По ходу деятельности ребенок проявляет потребность в одобрении и подтверждении правильности своих действий от взрослого. Обращается за помощью к взрослому, использует ее в основном продуктивно. Степень самостоятельности и активности при выполнении задания зависит от его степени сложности. Оценка в 3 балла означает, что в ходе практических действий ребенок выполняет задание не в полном объеме, нарушает способ выполнения. Качество выполняемых действий низкое (движения несоразмерные, неуклюжие, угловатые, некоординированные, много вспомогательных движений). В процессе выполнения движений у ребенка отсутствует ритмичность, что также понижает качество и продуктивность их выполнения. Формула движений в ходе деятельности отсутствует. Дети демонстрируют неспособность к быстрому переходу от одной двигательной установки к другой, что свидетельствует о моторной неловкости. Ребенок демонстрирует заинтересованность заданием главным образом в его начале; столкнувшись с трудностями, теряет к нему интерес. Эмоциональный фон отношения к деятельности — нейтральный. В ходе деятельности ребенок зависим от помощи взрослого на всех ее этапах, помощь использует не всегда продуктивно.
Оценка в 2 балла выставляется тогда, когда поставленная перед ребенком цель задания определенным образом организует его активность — он пытается производить двигательные действия, соответствующие содержанию задачи, но весь ход деятельности свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении инструкции. У детей наблюдается частая отвлекаемость, отсутствие стремления к преодолению возникших препятствий. Двигательные умения у детей сформированы частично. Интереса к заданию и потребности в самостоятельном его выполнении не наблюдается. Ребенок полностью зависим от помощи взрослого, продуктивность ее использования низкая. Возможен отказ от выполнения задания. Оценка 1 балл означает, что ребенок безразличен к содержанию задания, но и к ситуации организации задания. Ребенок вообще не понимает, что ему предъявляется задание, выполнить которое можно при определенных правилах. Из всего задания он улавливает лишь форму активности, которая от него требуется. Ребенок выполняет какие-либо движения, но не в соответствие с инструкцией. Двигательные умения не сформированы. Предложенную взрослым помощь не использует. Часто отказывается от выполнения задания, иногда в агрессивной форме.
I этап нашей диагностической программы - Изучение двигательных умений детей. Для разработки диагностического комплекса мы использовали широко известные задания из тестов Озерецкого. Нами были подобраны задания в соответствие с возрастом испытуемых (7, 8, 9 лет). Причем исчисление возраста проводилось в соответствие с рекомендациями Н.И. Озерецкого. В диагностическую программу были включены все шесть заданий из тестов Озерецкого для каждого возрастного ряда, позволяющих исследовать различные компоненты моторного развития. В методике Озерецкого задания представлены не только по степени возрастающей сложности, но для каждой возрастной ступени подобраны задания на отдельные компоненты движения, а именно:
№1 — предназначены для исследования статической координации,
№2 — динамической координации (преимущественно рук),
№3 — динамической координации в целом,
№4 — скорости движения,
№5 — одновременности движений,
№6 — отчетливости выполнения движений.
Таким образом, дается возможность не только определить моторные особенности ребенка, но также учесть и степень развития отдельных компонентов движения. Такой подход дает возможность качественно-коли-чественной оценки результатов выполнения заданий, что и было нами осуществлено.
II этап. Изучение мимических движений детей
При разработке данной части диагностической программы мы опирались на рекомендации по изучению мимических умений Шутовой (2008). Предложенные автором задания мы адаптировали для детей трех возрастов: 7, 8, 9 лет. Данные задания способны выявить односторонние мимические нарушения, а также служат для дифференцирования оральных или орбитальных недостатков детей. Оценка выполнения заданий проводилась по той же пятибалльной шкале, что и на предыдущем этапе. Детям давалось два типа заданий:
■■ряд мимических проб, позволяющих судить о развитии активной мимической моторики ребенка.
■■мимически моделировать разнообразные эмоциональные состояния.
III этап. Изучение особенностей пантомимики
На данном этапе мы изучали особенности пантомимики у разных групп испытуемых. Его целью было изучение суммы внешних признаков организма в статическом и динамическом состоянии. Нами было организовано повседневное наблюдение за пантомимическими особенностями испытуемых.
Мы использовали следующие критерии оценки:
■■осанка (правильная, имеющая незначительные нарушения, значительные нарушения осанки);
■■поза (естественная, напряженная, скованная);
■■выражение лица (открытое, напряженное, безразличное);
■■жестикуляция (живая, маловыразительная, акцентированная);
■■походка (естественная, неуверенная, скованная).
После изучения особенностей психомоторного развития детей старшего школьного возраста с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников были получены следующие результаты:
У детей с ЗПР имеются серьезные недостатки в формировании двигательных умений, которые проявляются в трудностях выполнения предложенных движений в соответствии
с инструкцией, в нарушении статической и динамической координации, слабом развитии двигательной памяти, нарушении синхронизации при выполнении одновременных движений. У нормально развивающихся детей также имеются трудности, однако, недостатки менее выражены.
В заданиях, направленных на изучение мимических умений детей, выявились значительные трудности у детей с ЗПР:
■■в процессе деятельности дети совершали ряд ошибок (плотно смыкали веки вместо того, чтобы слегка сомкнуть их, закрывали оба глаза, а не один и т.д.);
■■в процессе выполнения мимических проб у детей нередко наблюдались сингенезии, разобщение отдельных участков мимики;
■■при переходе от одного движения к другому для детей были характерны значительные паузы;
в процессе воспроизведения мимических поз дети нередко демонстрировали негативные реакции при неудачной попытке их воспроизведения эмоциональное отношение к деятельности носило индифферентный характер.
В заданиях на мимическое моделирование большинство детей с ЗПР затруднялись адекватно выразить обозначение эмоций в собственной мимике. Некоторые дети изначально затруднялись выделить из инструкции общую целевую установку. Как правило, они просто гримасничали.
Полученные данные свидетельствуют о возрастной недостаточности развития мимической моторики и мимического моделирования у значительного числа детей с ЗПР. По сравнению с ними нормально развивающиеся дети, в основной своей массе, имеют положительные показатели в развитии мимических умений.
При изучении особенностей пантомимики детей с ЗПР, также выявились определенные недостатки. Типичным портретом данной группы детей является следующий: голова склонена на бок или втянута в плечи. Туловище согнуто. Спина сутулая. Плечи сдвинуты или опущены, одно плечо выше другого. Руки скрещены; пальцы сжаты в кулак. Ноги подогнуты, перекрещиваются. Общий вид: напряженный, скованный или расторможенный. У детей наблюдается бедность поз, резкость или же замедленность в перемене позы. Жестикуляция бедная, напряженная, маловыразительная, имеет место акцентуация отдельных жестов. При ходьбе часто задевает ногой за ногу; идет, не сгибая ног или подогнув ноги в коленях. При ходьбе голова втянута в плечи или опущена, руки либо прижаты к туловищу, либо ребенок сильно размахивает ими. В целом, походка угловатая, неуверенная, скованная. Среди детей с нормой развития данный портрет также достаточно распространен — 20 % детей продемонстрировали его.
В целом, изучение двигательного развития дошкольников с ЗПР показало неблагополучное состояние их психомоторики. Двигательные умения основной части (около 70%) детей с ЗПР не соответствуют возрастным нормам.
При качественно– количественном анализе результатов исследования, среди детей с ЗПР выделяются три группы по уровню развития двигательных умений, мимических движений и пантомимики:
Первая группа самая многочисленная это дети, получившие за выполнение заданий 3 балла (составляет примерно50 %) — средний уровень.
Вторая группа — дети, получившие за выполнение заданий 2 или 1 балл (в среднем 30
%из всех детей с ЗПР) - низкий уровень. Третья группа — дети, получившие за выполнение заданий 4 или 5 баллов (примерно 20 %) — высокий уровень.
По сравнению с детьми с ЗПР среди нормально развивающихся детей картина более благоприятная: в среднем 70 % детей получили за выполнение заданий 4 или 5 баллов. Однако в среднем 30 % детей, получивших 3,2 и 1 балл, имеют достаточно серьезные отклонения в развитии психомоторики и также как
и дети с ЗПР должны получать специально организованную помощь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, современные дети имеют не достаточные двигательные возможности. Вероятно, это связано с ростом количества детей с признаками легкого внутриутробного поражения центральной нервной системы, которое выявляется у большинства новорожденных, а также с изменениями условий жизни детей, особенно в городе. Эти условия характеризуются двигательной депривацией, малоподвижным образом жизни, что препятствует своевременному формированию определенных двигательных качеств. Кроме того, на современном этапе происходит неуклонное сужение круга детских, особенно подвижных, игр и стремительное сокращение в них удельного веса традиционных развлечений. Среди предпочитаемых детьми игр на первый план выходят интерактивные компьютерные игры, телевизионные игры-шоу, настольные азартные игры, зрелищные игры. Все это ведет к гиподинамии, ухудшению здоровья и физического развития детей.
Одним из эффективных средств, с помощью которых стало бы возможным использовать активные методы коррекционно развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития, является музыкальный фольклор, особенно народные подвижные игры.
Использование русских народных подвижных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР позволит улучшить двигательные возможности детей, укрепить физические качества, расширить их кругозор, развить память, мышление, волевые качества. Подвижные игры мотивируют ребенка к общению, развивают речь, как средство общения, что также немаловажно для детей с ЗПР.
В своем исследовании мы разработали основные направления коррекционно-педагогической работы по ознакомлению детей с ЗПР с русским фольклором. В нашу программу мы включили и народные подвижные игры по двум основным признакам: подвижные игры во время календарных праздников и подвижные игры на каждый день.
Первый тип игр связан с традиционным празднично-обрядовым комплексом. Их принципиальной особенностью является привязка к тем или иным конкретным формам досуга или фрагментам обряда и употребления в строго определенной ситуации. В русском фольклоре общественные и семейные праздники вписываются в общую канву календарного цикла. И подвижные игры имеют ярко окрашенный календарно событийный оттенок. В нашей программе дети сначала знакомятся с тем или иным праздником и связанными с ним верованиями и обрядами, а затем проходят игровой практикум, т.е. непосредственно играют в народные игры.
Второй тип игр не имеет строго определенного назначения. В них можно играть, когда захочешь. Здесь главное правило — сначала научить детей играть в народные подвижные игры, а затем создать такие условия, чтобы дети начали играть самостоятельно.
В своей программе мы выделили игры,
В которые можно играть на улице и в помещении. Последовательное знакомство с играми происходит во время музыкальных и физкультурных занятий, на физкультминутках во время любых занятий, во время перерывов между занятиями («игровая перемена»), на прогулке, физкультурной разминки после дневного сна, на специально организованных досугах («посиделки», «вечер игры», «праздник игры»).
В программе по развитию двигательных навыков несколько разделов, где представлены различные виды игр:
Игры поиском и преследованием: прятки, жмурки, салки, ловишки;
Игры с предметами: с веревками, прыгалками, резинками, мячом;
Игры —состязания в ловкости, быстроте, меткости, силе;
Игры — хороводы: с пляской, песней, прибауткой;
Игры —подражания животным, птицам, растениям, действиям людей;
Игры ролевые: с персонажами сказок, семейные роли, выбор спутника жизни, купля продажа, крестьянский труд.
Каждый из этих разделов достаточно автономен, что позволяет варьировать использование фольклорных игр в зависимости от конкретных целей и условий.
Игры рассчитаны на развитие самых разнообразных двигательных качеств и психических функций ребенка: одни развивают силу, выносливость, ловкость, координацию, другие память, в том числе и двигательную, третьи сообразительность, четвертые дают представление о нормах поведения. Во многих играх используется музыкальное сопровождение и припевки. Так, например, хороводная игра — «Трифон», игра-подражание «Летал воробей», игра на сообразительность «Пенёчки-ёлочки».
Дети с ЗПР по-разному приобщаются к игровой культуре, существует разная готовность к усвоению фольклорного материала. Кто-то включается в процесс освоения и присвоения сразу, кому-то необходима большая предварительная работа. Однако даже если ребенок и не познает глубоко, а лишь прикоснется к миру народной игры, то свое доброе дело игра все равно сделает. Важно пробудить у него первоначальный интерес, сделать успешный первый шаг. Необходимо привлечь семью к проблеме приобщения ребенка к традиционным народным играм. И тогда возникнет желание не только играть в народные игры, а лучше познать историю фольклорных игр и народную культуру в целом.