ФОРМИРОВАНИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
Учитель начальных классов
для детей с ОВЗ по слуху Терехова Л.Н.
Главная задача коррекционной школы – выпустить из её стен подготовленного к жизни человека, социально его адаптировать к жизни в обществе. Л.С. Выготский отмечал: «Первоначальной функцией речи является коммуникативная функция. Речь есть, прежде всего, средство общения…» Обучение глухих детей языку должно предусматривать овладение им как средством общения с окружающими людьми. Такое понимание лежит в основе системы обучения, принятой в школе: с первых дней пребывания в школе неслышащие дети ставятся перед необходимостью овладения языком как средством общения.
В школе созданы благоприятные условия организованного воспитательного воздействия на учащихся в течение всего дня. Работа над речью с детьми проводятся не только на уроках, но и во внеурочное время в течение целого дня. Обучение детей с проблемами слуха языку на основе их организованной деятельности и предъявление к ним требований пользоваться языком, должно быть непременным условием правильного проведения воспитательных мероприятий.
Для учащихся изучение окружающего мира под повседневным руководством педагога. Организуя изучение окружающего мира, педагог стремится сообщить учащимся речевой материал и побуждает их пользоваться этим материалом. Например, наблюдения за погодой требуют употребления таких слов, как снег, дождь, туман, пасмурно, ясно, тепло и т. д. Учащиеся получают задание понаблюдать и устно описать погоду текущего дня: «Какая сегодня погода? Какое небо? Много или мало облаков? Видно ли чистое, голубое небо? Как светит солнце? Почему не видно солнца? Как одеты люди? Какая сегодня погода – холодная или тёплая? Какой ветер – сильный или слабый? Как вы узнали, что ветер сильный (слабый?). Экскурсии вызывают потребность у учащихся в новом речевом материале. Чем больше живых наблюдений, впечатлений, тем острее потребность в языковых средствах общения. На экскурсию дети берут блокноты для записи отдельных слов и выражений (названий деревьев и кустарников, некоторых их частей и признаков); пакеты, на которых написано название дерева или кустарника (для сбора природного материала); таблички с записанными на них предложениями: «Это дерево», «Это кустарник», «Как называется дерево?», «Как называется этот кустарник?», «Это берёза», «Это лист», «Это ствол», карточки с заданиями для практической работы. Запоминанию учениками названий деревьев и кустарников способствует практическая работа: по заданию учителя дети собирают и кладут в пакеты листья и плоды различных деревьев и кустарников. В пакеты вложены инструктивные карточки, например, «Положи в пакет несколько листьев и серёжки берёзы».
В процессе обучения неслышащих детей языку активно используется игровая деятельность.Именно в ней они познают речевой материал проще, усваивают его легче, используют в повседневном общении. Обучая в игре языку, сурдопедагог вместе с тем учит детей речи. Речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Развитие разговорной речи – это часть учебно-воспитательного процесса. Поэтому, чем органичнее занятия связаны с накоплением знаний, впечатлений, представлений, умений и навыков, тем больших успехов можно ожидать в овладении учащихся языком как средством общения.
Центральная задача раздела «Развитие речи»- это формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме. Её решение предусматривает накопление и активизацию словарного запаса, обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической и композиционно-логической правильности. Как учитель-практик ставлю цель подготовить своих учеников к жизни вне школы, снять страх перед общением со слышащими, развить умение вести диалог, работать над расширением словарного запаса, подготовить их к общению с окружающими.
В процессе обучения возникло много вопросов: как раскрепостить детей, снять страх перед общением, заинтересовать разговорной речью. Пришла к убеждению о необходимости интегрирования неслышащих детей в слышащую среду и создании оптимальных условий для общения со слышащими. С этой целью использую любую возможность. Так, во время учебных экскурсий прошу слышащих детей поиграть, пообщаться с неслышащими ребятами. Это было одним из этапов. Те же самые действия осуществляю на почте, в магазине, аптеке, и прошу этих работников обслуживать моих ребят через диалог. Но перед тем как повести детей в магазин, на почту или другое учреждение, провожу подготовительную работу с учащимися: работаем над словарем, диалоговой формой общения, проигрываем различные жизненные ситуации. Например, так, в записанном учащимися в блокноты плане предстоящей экскурсии на строительную площадку, нужно было узнать: что строится? Сколько будет этажей? Что будет на первом этаже? Кто будет жить в этом доме? Кто строит дом? Что делают крановщик, шофёр, инженер, маляр, штукатур, каменщик, электрик, прораб, монтажник? На экскурсии внимание детей обращается на строительные машины (самосвалы, экскаваторы, подъёмный кран). Дети наблюдают за тем, как шофёр привозит строительные материалы, крановщик поднимает панели, а сварщик их сваривает. Глухие и слабослышащие учащиеся проявляют заинтересованность в контактах со слышащими, с большим желанием задают им вопросы, при этом стараются говорить лучше, чтобы быть понятыми. Школьники стремятся зафиксировать новые для них понятия: пульверизатор, бульдозер, трактор. Причём новые слова сопровождаются зарисовками. После экскурсии предлагаю детям описать или зарисовать для газеты наиболее понравившиеся им моменты. Организуется обмен впечатлениями.
Следующим этапом в ознакомлении с окружающим миром было посещение театра. Перед посещением спектакля знакомила с содержанием спектакля, чтобы детям было легче ориентироваться в происходящем на сцене, чем вызывается интерес к спектаклю. Большую роль в расширении словаря и кругозора учащихся играют экскурсии в музеи, посещение выставок. После экскурсий, посещения театра, выставок, походов в магазины, аптеку, на почту, рынок ведутся записи в дневниках, проигрываются диалоги. Эта работа позволяет закрепить словарь, речевые обороты, диалоги. Вследствие такой работы ребята становятся более уверенными в себе, спокойно могут вступать в контакт со слышащими.
Такая работа способствует тому, что учащиеся коррекционных классов
I-II вида школы продолжают обучение в техникумах, работают на предприятиях города.