СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая часть исследования посвещена формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе. Развитие регулятивных способностей составляют ключевую компетентность личности.

Просмотр содержимого документа
««Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка»»

Формирование регулятивных УУД средствами уроков русского языка в УМК «Перспективная начальная школа».

Пантелеева Т. М.

учитель начальных классов

МБОУ «Школа№29»


«Образован не тот, кто много знает,
а тот, кто хочет много знать
и умеет добывать эти знания»
В. Н. Вахтеров


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Овладение универсальными учебными действиями дает обучающимся возможность самостоятельно успешно усвоить новые знания, умения и компетентности на основе формирования умения учиться. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

- формирование личностных УД;

- формирование регулятивных УД;

- формирование познавательных УД;

- формирование коммуникативных УД.

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, обеспечивает содержание программы по русскому языку в учебно-методическом комплекте УМК «Перспективная начальная школа».

Практическая часть моего исследования посвящена формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе, т. к. развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, широко используемых в современных образовательных системах, выделяют управленческие, т. е. регулятивные универсальные умения — способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры. А наиболее важными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения. Таким образом, именно регулятивным УУД (далее РУУД) придаётся особое значение при современном обучении.

Регулятивные действия способствуют организации учебной деятельности учащихся. Выделяют следующие виды:

1) целеполагание,

2) планирование,

3) прогнозирование,

4) контроль,

5) коррекция,

6) оценка,

7) саморегуляция.

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и учащегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащийся.

Некоторые приемы формирования целеполагания

Формулирование цели при помощи опорных глаголов

Преподаватель называет тему урока и предлагает учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

Домысливание

Предлагается тема урока и слова - «помощники»: повторим, изучим, узнаем, проверим и др. С помощью слов - «помощников» дети формулируют задачи урока.

Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Рассмотрим применение одного из приемов на примере таких этапов урока, как «Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии» и «Построение проекта выхода из затруднения».

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Для формирования УУД планирования (в т.ч. и собственной учебной деятельности) можно использовать следующие приёмы:

Обсуждение готового плана

Например, обсуждение плана урока.

Планирование с использованием опорных слов

На первом этапе работы помощь в составлении плана урока оказывают опорные слова, например: «изучить…», «узнать…», «учиться…», «сравнить…», «потренироваться», «закрепить…», «оценить» и т.д.

Рисуночный план урока

Данный прием используется на этапе, когда учащиеся еще недостаточно хорошо читают. Например, вводятся рисунки – модели, обозначающие различные виды деятельности: например, значок «книга» означает «чтение», «ручка (карандаш)» - работа в тетради, «!» - повторение, символ двух лиц, обращенных друг к другу – работа в паре (группе) и т.д.

Обучающиеся не только составляют план урока, используя рисунки-модели, но, поскольку в течение урока учитель постоянно обращает их внимание на составленный план, следят за его выполнением, называют следующий этап, анализируют, как прошел предыдущий. План помогает организовать рефлексию в конце урока.

Работа с деформированным планом

Данный прием можно использовать с учащимися даже 1 класса. Ученикам предлагается восстановить план работы на уроке, данный на разрезанных карточках вразбивку. Предложенное задание учащиеся могут выполнять сначала в группах, затем в парах и потом самостоятельно.

Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Регулятивные УУД прогнозирования направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей.

Некоторые приемы формирования прогнозирования

Прогнозирование результатов деятельности

Данный прием используется на этапе или после этапа планирования. Учитель спрашивает: «Как вы считаете, с какими трудностями мы можем встретиться при выполнении данной работы (задания, проекта и т.д.)? Как эти трудности преодолеть? Каких помощников будем использовать в работе? (справочники, словари, Интернет, помощь взрослого и пр.)

Как думаешь, какой результат может получиться?» и т.д.

Затем организуется обсуждение: оправдался ли прогноз и почему.

Разработка критериев оценки деятельности детей

Критерии оценки выступают ориентиром для учащихся при выполнении задания, являются прогнозом результата, поэтому, разработку критериев оценки нужно проводить до начала работы после этапа планирования, когда учащиеся уже понимают, что они будут делать, как, в какой последовательности. Разработка критериев – это прогнозирование результата.

Для того чтобы перейти к разработке критериев, могут использоваться следующие вопросы: «Как мы поймем, что справились с заданием?», «По каким критериям будет оценивать то, что получим?» или «Какой, на ваш взгляд, должна быть идеальная работа?» и т.д.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Типовыми видами заданий являются:

  • Взаимоконтроль или самопроверка по образцу или заданному способу.

  • Поиск и исправление ошибок, допущенных сказочными или условными героями.

  • Комментирование выполняемых действий.

Некоторые приемы формирования контроля

Задания с «ловушками» («Лови ошибку»)

Данные задания направлены на обучение детей умению контролировать условия решения задачи, находить ошибки, определять границы своих знаний. Используются задания разного типа.

Контролер Учащиеся осуществляют контроль результата своей (чужой) деятельности. Проверяют работу по образцу, эталону и оценивают несложные письменные работы, например, словарный диктант. Для того, чтобы оценить работу, критерии оценивания дает учитель или учащиеся договариваются о критериях оценки. Задания предусмотрены по нашей программе. Из года в год уровень сложности нарастает.

Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Типовые задания

  • Помоги исправить ошибки

  • Установи правильный порядок предложений в тексте.

  • Помоги восстановить правильный порядок слов в предложении.

  • Восстанови алгоритм и т.д.

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Для успешного формирования учебной деятельности учащимся необходимо овладеть действиями самоконтроля и самооценки. Если самоконтроль – это выделение школьником этапов работы и их последовательности, то самооценка – это оценка учеником меры освоения (трудности, легкости для него) данных этапов.

На уроках необходимо использовать специальные задания, формирующие у учащихся универсальные учебные действия контроля и оценки. Важно организовать совместную контролирующую деятельность учителя и учащегося, направленную на:

  • - раскрытие перед учащимся его достижений в учении (что знает и умеет делать хорошо);

  • - совместный анализ недостатков в работе, поиск причин их появления (что пока не получается и почему);

  • - совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения (что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем).

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

  • выбирать средства для организации своего поведения;

  • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм

Приемы формирования саморегуляции

Тренинговые упражнения

Работа по формированию развития метапредметных УУД проводится с начала 1 класса и отслеживанию ежегодно по методике «Учимся учиться и действовать». От класса к классу происходит приращение в количестве метапредметных УУД, подлежащих отслеживанию и оценке.

Наблюдается положительная динамика , что является результатом активного использования системы упражнений по формированию регулятивных УУД

Результаты работы над данной темой:
1. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 
3.Развивается умение работать в парах и группах: 
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; 
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 
4. Дети умеют использовать знаково-символические средства.

5. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.

6. Создана методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.

7. Для формирования УУД на уроках максимально используются возможности УМК «Перспективная начальная школа»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!