СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Опыт работы "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".
Мамбетова Лариса Мухаметовна
МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»
Опыт работы
Формирование регулятивных
универсальных учебных действий на уроках
русского языка в начальной школе
Автор опыта: Мамбетова Л.М.,
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории МБОУ «КСОШ № 1»
с. Плешаново
2022г.
ВВЕДЕНИЕ
В обучении и воспитании детей учителю отведена одна из главных ролей – стать ведущим в мир знаний, показать ребенку всю красоту и богатство знаний, которые он получит в школе. Но все мы знаем одну мудрость – «хочешь накормить человека, дай ему удочку», казалось бы, причем тут обучение, но ведь одна из основных мыслей федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования направлена на активный поиск знаний, а не на получение готового материала.
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.
Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Для того, чтобы был развит в достаточной мере высокий уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий, нужен достаточно богатый опыт качественных знаний о языке. Содержание, объём и последовательность изучения русского языка младшими школьниками регламентируется, кроме требований ФГОС, двумя нормативными документами, которые представляют собой учебно-методический комплекс: программами общеобразовательных учреждений и календарно-тематическим планом.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, а так же навыка саморегуляции и самоопределения. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Работа над опытом формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе начата в 2018 году и закончена в 2022 году. Она была разделена на несколько этапов.
Начальный этап 2018-2019 г. – совершенствование своих знаний: изучение литературы по теме, повышение квалификации.
Основной этап 2019-2020г. - активное внедрение в практику новых технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию РУУД, отслеживание результатов.
Заключительный этап 2021-2022 г. - систематизация материалов и подведение итогов работы.
1.Сущность понятия универсальные учебные действия
В современном мире появилось множество различных сложных на первый взгляд понятий, мы разберем одно из них.
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
Задачи, которые решает программа формирования универсальных учебных действий обучающихся:
Показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
Определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;
Охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий, опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях;
Предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;
Формировать умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;
Формировать ИКТ-компетентности учащихся.
Функции универсальных учебных действий:
Обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
А.Г Асмолов, выделяет следующие Универсальные Учебные Действия:
- Личностные - смыслообразование, мотивация учения; Я-концепция и самооценка; морально-нравственное развитие; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Регулятивные – целеполагание, планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание; саморегуляция.
- Познавательные – поиск информации, исследование; переработка и структурирование информации, анализ и синтез; постановка и решение проблемы.
- Коммуникативные – социальная компетентность; навыки общения; сотрудничество и взаимодействие в группе; разрешение конфликтов.
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные
Универсальные Учебные Действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
2. Виды регулятивные универсальные учебные действия.
Приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Регулятивные УУД это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека. Целенаправленная организация этой работы формирует у учащихся умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы, оценивать действия и их результат.
А ещё адекватно воспринимать оценку учителя, стремиться преодолевать препятствия (волевая саморегуляция). Универсальность регулятивных УУД в том, что при создании любого продукта особые требования предъявляются именно к ним. Ведь без участия регулятивных УУД невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне. А вот выполнять эти действия по образцу можно и без большей части перечисленных операций!
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Обзор литературы и обобщение опыта показали, что для формировании регулятивныхуниверсальных учебных действий возможно применение следующих приемов работы.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ занимает ведущее место в системе урока. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Чтобы цель урока стала значимой для каждого конкретного ученика, важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?». Существуют различные приемы по формированию навыка целеполагания.
1.Проблемная ситуация.
На уроке детям предлагается такая ситуация:
Петя Зайцев написал своему другу Вове Сидорову записку: «Приходи
сегодня вечером с мечом, сыграем». Вова записку прочитал и пообещал прийти. Собрались вечером ребята. «Мяч будет, – сказал ребятам Петя. – Вовка принесет». Пришел Вова, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
С детьми проводится беседа:
-Почему так получилось? (Петя неправильно написал слово МЯЧОМ.)
-Что надо было сделать Пете, прежде чем написать слово МЯЧОМ? (проверить)
-А вы знаете способы проверки?
-Какую цель перед собой поставим? (Учится проверять слова с безударными гласными в корне)
-Для чего нам это необходимо? (Чтобы правильно писать слова. Чтобы в жизни с нами не произошла такая история).
2.Группировка.
Луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.
Учитель предлагает разделить данные слова на группы. Дети анализируют слова и приходят к выводу, что в одних пишется Ь, а в других- нет.
Возникает проблема. Почему в одних пишется ь, а в других –нет.
Детям предлагается сформулировать цель урока. (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется)
3. Собери слово
– Послушайте слова и соберите новое слово из первых звуков слов: "Греметь, ласкать, аккуратный, голос, остров, ловить". Например, тема урока "Глагол".
-Определим цель нашего урока.
- Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово, направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.
4.Исключение
- Предлагаем ряд слов Машина, соловей, карандаш, бегает, слон, стол.
-Какое лишнее?
-Почему? - Сформулируйте цель нашего урока?
Вместо слов могут быть загадки, картинки.
5. Работа над понятием
Тема урока "Спряжение глаголов".
Учитель предлагает объяснить значение слова, отыскав его в "Толковом словаре" и определить цель урока.
6. «Выбрать цель урока из предложенных фраз».
Тема урока «Неопределенная форма глагола».
-Выберите из предложенных фраз ту, которая, на ваш взгляд, является целью нашего урока:
1. Дать определение глаголу.
2. Мне нравится искать глаголы в тексте.
3. Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.
Таким образом, процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – активный участник. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
ПЛАНИРОВАНИЕ предполагает определить «Что сначала будем делать, что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы получился правильный результат?»
Для формирования умения планировать часто используется прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».
Например, для составления кроссворда со словарными словами, которые уже изучили, предлагаем детям план работы:
Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.
Выбрать несколько слов из списка.
Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.
Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.
Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.
- Как вы думаете, поможет вам данный план в составлении кроссворда?
- Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).
Пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять.
План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
ПРИЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. Этот прием хорош при формировании орфографической зоркости. Например, при знакомстве со словарными словами: ЗЕМЛЯНИКА-картинка
Кто под листиком – листочком машет аленьким платочком?
Приглашала в гости, оказалась в горсти. Что это? ЗЕМЛЯНИКА
- Как думаете, почему эту ягоду так назвали?
- Во многих языках название этой ягоды звучит по- разному, но непременно связано с понятием «земля». У поляков эта ягода именуется «поземка». У немцев - «эрдбэрэ» (земляная ягода). Ягоды земляники нередко лежат прямо на земле, коротенький стебелек не поднимает ягоду от почвы. Слово ЗЕМЛЯ помогает запомнить правописание слова ЗЕМЛЯНИКА.
ПРИЕМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ направлены на применение
различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей.
1.«Преднамеренные ошибки»
- Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки.
ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака) МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь)
-Поменяйтесь листочками, проверьте работу своего товарища.
2. Подчеркни буквы мягких согласных звуков.
Чайка, цапля, дочка, жизнь
- Проверь свою работу по образцу на доске
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ нацелены на осуществление помощи учащимся в исправлении ошибок в их действиях, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений.
«Деформированный текст».
Во дваре растут кусты рыжый кот крадется к ней маленькая птичка села на ветку сережа прогнал ката
Предлагается восстановить логическую последовательность событий и записать правильный вариант. Списать предложения, исправляя ошибки.
ПРИЕМЫ ОЦЕНКИ направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания.Работают по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства.
«Волшебные линеечки»
«Лесенка»– ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:
Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.
«Светофор»– оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:
«Смайлики»
(Приемы формирования регулятивных УУД Приложение 1)
Владение РУУД дает:
1. Ученик умеет составлять план действий.
2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
5. Ученик способен к волевому усилию.
6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
7. У ученика сформирован внутренний план действий.
8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
10.В диалоге с учителем учится вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни
1.3 Современный урок, как основная форма учебной деятельности по формированию регулятивных УУД.
Урок – это основная форма организации образовательного процесса в условиях личностно-ориентированного подхода. Проведение урока в рамках личностно-ориентированного обучения имеет свои особенности. Итак, рассмотрим несколько этапов урока, которые направлены на формирование регулятивных универсальных учебных действий.
Этап целеполагания.
В настоящее время урок русского языка для школьника – это не только занятие по развитию речи, но и возможность освоения способов успешного существования в современном обществе: умение ставить для себя конкретную цель, умение красиво и грамотно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, предвидеть возможные ситуации. Это значит, что современный школьник должен владеть регулятивными учебными действиями.
Ведущее место в системе урока занимает этап целеполагания. На этом этапе возникает внутренняя мотивация ученика узнать, найти, доказать. Для организации данного этапа урока требуется подбор различных средств, приемов, побуждающих учащихся на активную деятельность.
Существуют различные приемы, по формированию навыка целеполагания. При выборе приемов необходимо учитывать уровень знаний и опыта учащихся, доступность. Рассмотрим некоторые приемы целеполагания.
Проблемный вопрос. Тема урока формулируется в форме вопроса. Учащиеся должны выполнить определенные действия, чтобы ответить на поставленный вопрос. Школьники высказывают свое мнение, выслушивают мнения одноклассников, приходят к общему выводу. Учитель лишь направляет учеников.
Работа над понятием. Учитель озвучивает тему урока. Задача школьников – объяснить значение каждого слова самостоятельно или используя дополнительные источники. Например, при изучении темы «Сложные имена прилагательные», школьники сначала предполагают о чем будет идти речь, затем по наводящим вопросам учителя сформулируют цель урока.
Подводящий диалог. Проводится беседа, где диалог подводится к тому, что школьники не могут ответить на какие-то вопросы, в силу своей некомпетентности или недостаточной полноты знания данного вопроса. Возникает ситуация, для которой необходимо дополнительное изучение. Ставится цель.
Группировка. Ряд слов, предметов, фигур, предлагается школьникам разделить на группы, обосновывая свои высказывания.
Исключение. Производится через зрительное или слуховое восприятие.
Домысливание. Используются слова-помощники, с помощью которых формулируется детьми цель урока. Например, повторим, изучим, узнаем, проверим.
Проблемная ситуация. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным
Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке.
Процесс целеполагания – коллективное действие, каждый ученик вносит свой вклад в общую деятельность. Ученики не боятся высказать свое мнение, потому что знают, что оно будет услышано и принято. Учатся слушать и слышать других.
Этап «Рефлексия».
Итоговым этапом урока является рефлексия. Рефлексия – это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. В современной педагогике под рефлексией понимают: осознание смысла и способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем.
Ведущую роль рефлексии отводил С.Л. Рубинштейн, он выделял, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя». С понятием рефлексия С.Л. Рубинштейн связывал определение личности, так как именно анализ своей деятельности и жизнедеятельности в целом, позволяет человеку развиваться, ставить цели на свою дальнейшую жизнь, и становиться впоследствии личностью.
Отечественные ученые С.В. Кондратьева и Б.П. Ковалев выделяют следующие виды рефлексии в процессах педагогического общения:
- Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
- Коммуникативная рефлексия - заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я - глазами других»).
Таким образом, можно сделать вывод, что под понятием рефлексия понимают самосознание человека, осмысление им собственных действий и поступков.
В своей статье О.В. Нюман к рефлексивным умениям относит:
выполнение анализа действий;
критическое осмысление выполненной деятельности;
поиск новой формы;
организацию коммуникаций.
Исследования ученых показывают, что для развития рефлексивных умений и навыков нужен достаточный уровень самоконтроля, их выделяют несколько видов. Прогностический самоконтроль выполняется от начала действий. Текущий самоконтроль выполняют в процессе деятельности. Итоговый самоконтроль или самопроверка происходит в завершение деятельности, и чаще всего результат действий соотносят с эталоном.
Отсчетной точкой рефлексивных умений учащихся может стать актуализация, воспитание привычки проверять себя, причем делать это по существу, а не формально. О высоком уровне самоконтроля можно судить по следующим параметрам:
наличие потребности самоконтроля;
умение прогнозировать результат своей деятельности;
умение обосновывать свои действия.
Для того, чтобы ученики овладели данными приемами их регулярно нужно использовать в совместной деятельности.
Для того, чтобы не возникало проблемных ситуаций необходимо учитывать характерные для младшего школьного возраста особенности – это и психологические новообразования, которые формируются на этой ступени образования: словесно - логическое мышление, письменная речь, анализ, рефлексия содержания и развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, которая с помощью педагога направляется на овладение учебной деятельности.
Развитие рефлексивных умений - это не только ценность и цель, но и проблема для школы. Практическим умениям и навыкам ребенка можно научить методом объяснения, показа и повторения, рефлексии же так научить нельзя. Можно предоставить возможность ей научиться, если на первых же занятиях учить детей анализировать свою деятельность. В ходе проведения рефлексии ученик отвечает на вопросы: «Какие цели ты ставил?», «Что делал на уроке?», «Все ли запланированное успел сделать?», «Какой результат получил?», «Достигнут ли желаемый результат?», «Что помогало или мешало достигнуть цели?», «Что из сегодняшнего урока ты извлек на будущее?», «Что ты сделаешь для того, чтобы преодолеть трудности?».
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Где на каждой ступени отражается уровень успешности на уроке.
«Лестница успеха» показывает результат урока, четко. Исходя из этого, мы вместе с детьми подводим итог урока, а так же делаем выводы для себя. Но необходимо помнить, что не все дети могут показать свое истинное положение, и результат может быть не совсем точным.
Проводят рефлексию в конце урока, и этот этап перекликается с подведением итогов. Проводится обсуждение качества работы, каждый старается оценить свой вклад на пути к достижению поставленной цели, свою целенаправленную активность, эффективность работы класса в целом. Обучая этому приему, мы можем использовать «памятку рефлексии», сделанную заранее. Обучающиеся могут опираться на фразы из памятки, например:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Это значительно облегчает работу обучающихся, но этим приемом не стоит злоупотреблять, так как учителю необходимо развивать речь учеников. А учащиеся могут следовать алгоритму, при этом не составляя целостного рассказа.
Очень интересный прием предложил доктор Эдвард де Боно. Суть этого приема заключается в том, что ученики делят лист бумаги на три колонки «Плюс», «Минус» и «Интересно». В первой колонке ребенок записывает то, что ему понравилось на уроке и то, что у него получилось, во вторую колонку он пишет все, что у него не получилось, возможно, опишет те моменты, когда ему было скучно, а в третьей колонке записываются интересные ситуации на уроке или то, что он бы хотел видеть. Данный прием интересен, он способствует развитию письменной речи, выработке каллиграфического почерка, развитию умения строить сложные предложения.
Прием «Синквейн» отличается от остальных тем, что уже не учитель проявляет свое творчество в подготовке и проведении урока, а обучает креативно мыслить своих учеников, развивает речь, умение быстро сконцентрироваться на поставленной задаче. Синквейн (пятистишие) — это составление стихотворения по схеме, состоящей из пяти строк. Первая строка – понятие, выраженное существительным. Вторая строка – описание двумя прилагательными. Третья строка – четыре значимых слова, выражающих отношение к понятию. Четвертая строка – слово-синоним понятия, обобщения или расширения смысла. Пятая строка синоним, который отражает суть темы.
Довольно интересен прием создания «Древо успеха», суть которого заключается в том, что дети прикрепляют свой листик с характерным цветом. Например, зеленый – у меня все получилось, трудностей в ходе урока не было, желтый – у меня были трудности, с которыми я справился, и красный – мне непонятны некоторые моменты, над которыми еще необходимо поработать. В конце урока видна ясная картина степени усвоения материала. Если случается такое, что на «древе» обнаружены красные листики, следует выяснить причину; возможно, учащийся просто невнимательно прослушал инструкцию к заданию. Раздаточный материал для этапа рефлексии желательно дать ученикам не в начале урока, а после того, как будет продиктована инструкция, так как их внимание будет сконцентрировано на достижение учебной цели.
Не секрет, что любому человеку приятно слышать о себе приятные вещи. Существует один из приемов рефлексии, где обучающийся оценивает не только себя, но и одноклассников. Каждому ученику дается три разноцветные «медали», которые на этапе рефлексии он может подарить, человеку, соответствующему характеристике. Например, голубой – самому вежливому в общении; зелёный – самому уступчивому; оранжевый – самому активному. Как правило, учитель не должен оставаться равнодушным ко всему, что происходит в классе. После того, как прошло «награждение», учитель вместе с детьми обсуждает: «У кого больше медалей и почему?», «Что нужно делать для того, чтобы получать медали?» Это задание не только помогает увидеть успехи обучающихся и взаимоотношения в классе, но и мотивировать детей на плодотворную работу в дальнейшем.
Многие ученики в начальной школе любят рисовать, поэтому можно дать задание в конце урока, нарисовать свое настроение. Возможно, дети нарисуют смайлы, это творческое задание, но тем не менее следует внимательно проследить за выполнением задания.
Какие сложности с развитием регулятивных УУД
возникают чаще всего
Выделим наиболее часто встречающиеся категории сложностей:
- Подвижность и сложности с концентрацией внимания
Обратите внимание, если: ученику сложно усидеть на одном месте целый урок, он крутится, начинает разговаривать с соседями, вплоть до того, что он «отказывается взять себя в руки»; кто-то из детей часто не может сосредоточиться, отвечая на вопрос учителя — как в устной, так и в письменной форме: сдаёт работу, не проверив, или сразу после вопроса тянет руку, хочет ответить как можно быстрее, но отвечает невпопад, так как не до конца понял/а вопрос или не продумал/а ответ.
Чаще всего это сигнал педагогу, что регуляторные функции мозга ещё не развиты в достаточной степени и ученику нужна помощь в формировании регулятивных УУД. Колебание внимания таких детей более выражено, периоды концентрации сменяются долгими периодами истощения, «выключения» внимания. Поэтому они могут прослушать новое задание или его детали и даже «отключиться» от того, что происходит в классе. В этом нет их вины.
Для успешного освоения программы и работы в коллективе таким детям нужна максимальная поддержка со стороны классного руководителя. Подчеркивайте успехи и сильные стороны ребёнка, постарайтесь сместить акценты — относиться к нему как к «любознательному непоседе», «успешному спортсмену», «человеку, который не даёт никому скучать».
Быстрая утомляемость Некоторые дети, страдающие дефицитом регуляторных функций, утомляются гораздо быстрее сверстников.
Колебания работоспособности можно заметить по нестабильности учебных результатов и оценок: в один день ребёнок может получить по математике двойку, а в другой он может быть на пике работоспособности и получить «пять». Или же вы уверены, что ученик хорошо знает правила и ориентируется в теме, и тем не менее он совершает «описки».
Забывчивость Дети часто и без злого умысла забывают дома дневник или тетрадь с выполненным заданием, оставляют учебник в школе или сменную обувь в раздевалке. Напоминания и упрёки не помогают исправить ситуацию.
Некритичность Ребёнок не замечает свои промахи или не придаёт им значения, спокойно относится к своим ошибкам, не стремится их исправить. Причина такого поведения может скрываться в импульсивности: ребёнок уже переключился на следующее дело, ошибки в прошлом задании его уже совсем не интересуют. Ещё она часто заключается в том, что некоторые дети просто не научились ещё объективно оценивать результат своих действий.
Конфликтность, сложности в общении Для поддержания диалога и участия в совместной деятельности нужно уметь регулировать своё поведение, учитывать интересы другого человека, анализировать намерения и эмоции собеседника.
Дети со слабыми регуляторными функциями склонны нарушать личные границы в коммуникации с другими людьми.
Поэтому чрезмерно активные, невнимательные и непоседливые дети зарабатывают плохую репутацию как у одноклассников, так и у учителей. В худшем случае они могут взять на себя негативную роль в группе: шута, хулигана или неудачника, нередко становятся аутсайдерами. Постарайтесь не допускать такого развития событий, давая им проявить себя с положительной стороны.
Типовые ошибки при относительно несформированных функциях программирования, регуляции и контроля
О чём говорят ошибки на письме?
У некоторых детей — даже у тех, кто любит читать и/или честно учит правила — повторяются одни и те же ошибки в письменных работах. Это чаще всего свидетельствует о том, что перед нами ученик с нарушениями регуляторных функций.
— пропуск и вставка элементов букв, слогов, слов;
— излишнее повторение или вставка элементов букв и слогов;
— «слипание» слов друг с другом;
— орфографические ошибки при знании правил;
— путаница в действиях при решении задачи (ребёнок импульсивно «жонглирует» условиями задачи, не вчитываясь в них).
Если детей в классе разделить по степени развития регулятивных УУД, образуются три условные группы учеников: «сильные», «средние» и «слабые».
Разберём стратегию работы с каждой группой.
«Сильная» группа
У детей с хорошо сформированными регуляторными функциями в первую очередь нужно развивать:
— умение ставить SMART-цели — то есть конкретные (specific), измеримые (measurable), достижимые (attainable), актуальные (relevant) и ограниченные по времени (time-bound);
— рефлексию — способность оценивать самого себя: что у меня хорошо получается и что мне интересно;
— навыки тайм-менеджмента.
«Средняя» группа
Таких детей важно научить конкретным учебным навыкам:
— осознавать цель работы, например: «Сейчас я учусь выделять главные члены предложения»;
— ориентироваться в условиях заданий: повторять их по памяти, выделять маркером ключевые слова;
— проверять самого себя: контролировать промежуточный результат, сравнивать вопрос и полученный ответ, следить за ходом решения;
— составлять план действий и чётко ему следовать: например, собрать чек-лист для решения контрольной работы или разбора слова по составу;
— оценивать самого себя в конце занятия: понять, что было сложно или легко, что было действительно интересно.
Ребёнку также нужно помогать отслеживать личную динамику по каждому предмету, а лучше — по конкретной теме. Очень хорошо, если такая аналитика будет отмечать успехи ребёнка и вдохновлять его на учёбу.
«Слабая» группа
Помочь ребёнку более осознанно управлять своим поведением можно путём целенаправленной работы учителя в команде с родителями и психологом или нейропсихологом. Навыки саморегуляции поможет развить специальная коррекционная работа: развивающие игры и упражнения, режим, правила повседневной жизни.
6. Ключевые принципы помощи детям со слабыми функциями регуляции и контроля
— уберите всё лишнее из поля зрения ребёнка: на парте должен остаться необходимый минимум вещей;
— дозируйте нагрузку, устраивайте перерывы каждые 10–15 минут;
— разбейте сложное задание на части и давайте инструкцию в начале каждого этапа: например, сначала попросите прочитать текст, а после прочтения дайте задание найти все глаголы;
— помогите ребёнку начать: прикоснитесь к нему, обратитесь по имени, посмотрите в глаза;
— формулируйте задания коротко — они должны звучать как инструкция: послушай, запомни, остановись и проверь, подумай;
— давайте чёткую обратную связь: объясняйте, что именно ребёнок сделал не так;
— подробно объясняйте причину ошибки: «механическое» копирование и повторение малоэффективно в работе с такими детьми;
— давайте время на «вхождение» в задание, а при создании комплекта упражнений учитывайте, что такие дети долго «разгоняются» и быстро истощаются.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
Регулятивные универсальные учебные действия во многом выступают системообразующими в структуре УУД в целом. В самом определении универсальных учебных действий как совокупности способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, прослеживается ведущее значение регулятивных УУД. Регулятивные универсальные учебные действия являются своего рода «позвоночником», «остовом» в структуре УУД, поскольку саморегуляция представляет собой “вертикаль”, пронизывающую все уровни личностной системы.
2.1. Определение рамок опытно-практической работы
Для того, чтобы был развит в достаточной мере высокий уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий, нужен достаточно богатый опыт качественных знаний о языке. Содержание, объём и последовательность изучения русского языка младшими школьниками регламентируется, кроме требований ФГОС, двумя нормативными документами, которые представляют собой учебно-методический комплекс: программами общеобразовательных учреждений и календарно-тематическим планом.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, а так же навыка саморегуляции и самоопределения. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Изучив литературу и опыт работы коллег по данной теме, отобрала для своей работы некоторые приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
2.2 Особенности организации системы занятий по формированию
регулятивных УУД на уроках русского языка
в начальных классах
В ходе работы выяснилось, что наиболее трудными в усвоении, а значит, актуальными являются целеполагание, планирование, коррекция, оценка и саморегуляция.
Хочу остановиться подробно на описании приемов, применяемых мной для формирования указанных регулятивных УУД на уроках русского языка.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. Новые знания воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Целеполагание является коллективным действием, так как каждый ученик – это участник, и активный деятель и созидатель общего творения, при этом учащиеся не только учатся высказывать свое мнение, а именно учатся слушать и слышать другого.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопрос «Для чего (Зачем) необходимо знать (уметь)?»
Для обучения детей целеполаганию использую следующие приемы: постановка цели в виде вопросов, домысливание, выбор цели урока из предложенных учителем формулировок, план действий, работа над понятием, проблемные ситуации, «Знаю, умею, хочу» и др.
1.Набор вопросов, которые могут задать сами учащиеся.
Упражнение применяется в начале урока.
3 класс. Тема: «Имя числительное как часть речи».
Учитель: Какие вопросы возникают при чтении темы? Или попробуйте сформулировать по теме вопросы.
Ученики формулируют вопросы:
- Что обозначает имя числительное?
- На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Какие морфологически признаки имеет? Каким членом предложения является?
Используя эти вопросы, учащиеся формулируют цели урока.
2. Работа над понятием
2 класс. Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока, например: «Части речи» и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
3. Домысливание
Тема урока уже известна, предлагаю слова -"помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
Дети читают тему урока, вдумываются в формулировку и с помощью слов -"помощников" формулируют цели урока.
4. Проблемная ситуация
Рекомендуется проводить на этапе актуализации знаний или изучения нового материала.
4 класс. Тема: «Сложное предложение».
На доске 2 предложения:
Рыба сорвалась с крючка и упала в воду.
Зима приближается, холодное небо часто хмурится.
Учитель: Мне кажется, что перед нами 2 простых предложения с однородными членами. (Ребята, используя старые знания, понимают, что их недостаточно для характеристики второго предложения. Они увидели различия и сформулировали тему урока и цель).
Поставив цель в начале, обязательно нужно возвращаться к ней в течение урока, а в конце подводится итог.
5. Приём «Выбор Задания».
Назовите как можно больше заданий по этому рисунку
Дети предлагают задания
1. Назвать буквы.
2. Написать их в тетрадь. Формируется оценочная самостоятельность,
приём «Работа с эталоном» Работа в парах (взаимопроверка).
3. Разделить на группы. Дети анализируют, устанавливают причинно-
следственные связи, строят рассуждения.
4. Составить слова. Осуществляется синтез (целое из частей), дети
актуализируют и обогащают словарный запас, развивают умение читать, а
также интерес к новому учебному материалу.
Приём «Выбор задания» дал возможность ребятам предлагать свои
варианты заданий. Далее «включаются» фантазия и соревновательный мотив,
ведь в задании сказано «как можно больше». И ребенок продолжает играть,
решая серьезные учебные задачи. Вопросы, ответы на которые постепенно
выводят ученика к построению логической цепочки о взаимосвязи звуков и
букв, об использовании их в различных формах речи, опираются на
лексический материал, созданный самим ребенком. Это также является
средством дополнительной учебной мотивации
Эффекты от реализации упражнений:
- развитие умения самостоятельно ставить новые учебные цели;
-развитие способности принимать и сохранять учебные задачи;
- интерес к новому учебному материалу и, как следствие, учащиеся достигают предметных результатов.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана последовательности действий.
Для формирования умений планирования, наиболее эффективны следующие приемы:
обсуждение готового плана решения учебной задачи;
работа с деформированным планом решения учебной задачи;
использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи и др.
Свой план решения учебной задачи.
Упражнение рекомендуется проводить на этапе изучения нового материала.
3 класс. Тема «Род имен прилагательных»
Прочитай слова.
Каменный, храбрая, деревянное, злой, вечернее, красивая.
Подумай, как можно разделить слова на три группы.
Запиши каждую группу в отдельный столбик. Составь алгоритм своих действий для выполнения упражнения.
Начни так: Прочитать задание…
Каких пунктов в твоем алгоритме не будет, если тебе сразу скажут, как нужно разделить слова.
2. Деформированный план решения учебной задачи
- Упражнение рекомендуется проводить при закреплении нового материала.
4 класс Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).
Зимой солнце светит но не греет.
Голая земля промёрзла подсохла.
Снег шёл ночью а не днём.
Пушистый снежок покрыл поля леса и долины.
Появились первые цепочки следов на белой скатерти снег.
Установите и запишите последовательность действий для определения
правильной расстановки знаков препинания в данных предложениях.
- Найти грамматическую основу предложения.
- Оределить, имеется ли в предложении интонация перечисления.
- Расставить знаки препинания.
- Внимательно прочитать предложение.
- Найти слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к
одному и тому же слову.
- Определить наличие однородных членов в предложении.
- Определить, имеются ли в предложении союзы и, а, но.
- Предлагаю учащимся поработать в группах. Каждая группа получает разрезанную на части карточку с деформированным планом нахождения корня. Задача учеников – обсудить в группе и составить из перечисленного правильный план разбора слова по составу.
Алгоритм разбора по составу:
1. Выдели суффикс.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери однокоренные слова и выдели корень.
4. Измени слово и выдели в нем окончание.
5. Выдели приставку.
Учащиеся наклеивают готовый план на лист бумаги, и командиры групп представляют свои работы. Учитель сравнивает с планом на доске, что и будет являться эталоном к уроку.
Эффекты от реализации упражнений:
- развитие осознанности выполняемой деятельности;
- развитие умения выделять альтернативные способы достижения цели;
- развитие умения выбирать наиболее эффективный способ достижения цели.
На уроках русского языка формируется такое регулятивное действие, как контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Важно чтобы при проверке учащийся не просто находил и исправлял ошибки, но и постепенно овладевал таким УУД, как коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Этому способствуют такие приемы, как «Лови ошибку», «Согласен - не согласен», задания «Расположите предложения в нужном порядке» и др.
«Расположите предложения в нужном порядке»
А. Явился, бродяга! Б. Значит, всё в порядке. В. Однажды в росное утро за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Г. Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро.
2. «Лови ошибку»
Уместно использовать данный прием на обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольной работе.
Учитель намеренно допускает ошибку или доказывает заведомо неверную мысль или гипотезу. Задача учеников найти аргументы.
(Прохожие ропко ступают по скользкой дорошке.)
3. «Согласен - не согласен»
Рекомендуется при закреплении и повторении изученного.
Данная работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять.
- Тема «Имя прилагательное как часть речи»
1. Я утверждаю, что имя прилагательное обозначает признак предмета.
2. Я утверждаю, что в предложении имя прилагательное может быть главным членом предложения.
3. Я утверждаю, что имена прилагательные изменяются по числам и падежам.
- Тест «Состав слова»
1. Корень – это главная часть предложения.
2. Родственные слова ещё называют однокоренными.
3. Основа – это часть слова с окончанием?
4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными?
5. Корни в родственных словах пишутся одинаково.
6. Окончание – это изменяемая часть слова.
7. Суффикс помогает образовывать новые слова.
8. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
9. Корень – это общая часть родственных слов.
10. Верно, ли что слова сказка и сказки являются однокоренными.
Эффекты от реализации упражнений:
-умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;
- умение вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Оценка— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
Оценка необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
Для обучения детей оцениванию использую следующие задания:
«Мне показалось важным…»,
«Для меня было открытием»,
«Оцениваем свою работу»,
«Знакомьтесь с критериями»,
«Учебные цели».
1. «Оцениваем свою работу»
Учащиеся оценивают свою письменную работу (домашнюю, классную или самостоятельную) в соответствии с критериями, приведёнными на ориентировочной карточке. В завершение оценивания каждый учащийся должен дать развёрнутую письменную оценку своей работы и выставить себе отметку. Задания включают проверку собственной работы и взаимную проверку работ с оцениванием и последующим обсуждением.
На уроках учащиеся получают отметки, которые иногда обижают учеников, им кажется, что их недооценили, оценили слишком строго, несправедливо. Часто такое чувство возникает просто из-за того, что у ученика и учителя разные критерии оценки — разные основания. Чтобы разобраться, что является критерием оценки успешности учения, довольно часто использую следующее задание.
«Знакомьте с критериями»
Учащиеся индивидуально ранжируют в порядке значимости критерии оценивания успешности выполнения учебных заданий, перечисленные на карточках. Затем на основании индивидуальных ответов проводится обсуждение критериев в группе и вырабатывается единая позиция, которая представляется классу в целом.
Перечень критериев может включать: правильность ответа, аккуратность, оригинальность, привлечение дополнительной информации сверх программы, эрудированность, аргументированность, понимание существа проблемы, умение доказать свою точку зрения, самостоятельность, скорость ответа, уверенность.
Затем каждому учащийся сам оценивает одну из последних работ, оценка которой ему не нравится, по каждому из критериев.
Эффекты от реализации упражнений:
Формируется и развивается умение:
- контролировать процесс и результаты своей деятельности;
-адекватно воспринимать оценки и отметки;
- взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Развитию саморегуляции способствует применение таких приемов: «Ответ по цепочке», «Базовый лист контроля», «Защитный лист», «Светофор» и др.
1."От каждого по слову"
Итак, мы закончили разговор, который в целом был достаточно….
Мне кажется, нам удалось понять….
Особенно интересно было…
На мой взгляд, эта тема могла бы…
А самым бесполезным был этап…
И еще мне не хватило…
Завтра после размышления, я обязательно…
А еще я хочу сказать по этому поводу…
2. «Опрос по цепочке»
Монологический ответ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога несколько раз до окончания ответа.
3. «Базовый лист контроля»
На первом же уроке новой темы учитель вывешивает базовый лист контроля, в котором перечислены основные правила, понятия, которые каждый обязан знать.
4 класс Тема: «Имя существительное»
Базовый лист контроля
«Имя существительное»
ВСПОМНИТЬ:
- что такое имя существительное,
- как определить число, род и падеж имен существительных,
- как изменяются имена существительные.
УЗНАТЬ:
- что такое склонение имен существительных,
- какие окончания имеют имена существительные каждого склонения.
НАУЧИТЬСЯ:
- определять склонение имен существительных,
- грамотно писать безударные падежные окончания имен
существительных,
- проводить морфологический разбор имен существительных.
3. «Защитный лист»
Интересный прием, способствующий формированию саморегуляции как способности к преодолению препятствий. Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем. А ученик учится саморегуляции. Может этот прием и вызовет много споров, но нельзя не признать его интересным.
4. Прием «Листочек с отложенной отметкой»
Не желая выставлять низкую отметку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.
Эти два приема очень похожи между собой. А в чем различие? ( Прием «Защитный лист» предупреждает получение отрицательной отметки, а прием «Листочек с отложенной отметкой» позволяет исправить уже полученную отрицательную отметку).
5. Организация диалога учитель-ученик, ученик- ученик.
Ребята учатся анализировать свою деятельность, отвечая на вопросы:
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
- Над чем нужно еще поработать?
- Что для вас было легко, а что трудно, когда вы выполняли задание?
-Как вы думаете, почему вы не справились с выполнением задания?
- На каком этапе стратегия, выбранная вами, не сработала?
- Как можно было по-другому выполнить задание?
Эффекты от реализации упражнений:
-умение фиксировать затруднения в собственной деятельности;
-умение выявлять причины этих затруднений,
-умение осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
-умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
(Типовые задания для формирования регулятивных УУД. Приложение 2)
Таким образом, рассмотренные нами приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий позволят эффективно и целенаправленно вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа педагогической литературы по проблеме, я пришла к следующим выводам:
1. ФГОС определяет основным требованием к овладению программы начальной школы сформированность у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов. Показатель усвоения этих результатов является универсальные учебные действия, способствующие становлению у младших школьников умению учиться, быть субъектом учебной деятельности.
2. Формировать регулятивные УУД у учеников нужно целенаправленно, выстраивая этот процесс от урока к уроку. Стихийность развития регулятивных УУД будет находить отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части детей, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности. Результаты регулятивных УУД будут достигнуты тогда, когда дети увидят, как можно использовать эти умения на уроках по русскому языку. Поэтому организовывать такую деятельность следует каждый день.
Проанализировав полученные результаты на начало и конец опытно-
экспериментальной работы, можно сделать вывод, что после проведения регулярной работы в области формирования регулятивных УУД произошли позитивные сдвиги, и уровень сформированности самоопределения и самооценки за год повысился. Отсюда следует, что становление у обучающихся регулятивных УУД, формируемых на уроке русского языка, будет обеспечена, если учитель будет применять в системе различные методы и приемы работы для того, чтобы интерес к обучению только возрастал.
Таким образом, на основании результатов работы, мы можем судить об ее эффективности. Было доказано, что регулярное применение приемов для развития регулятивного навыка способствует развитию самоконтроля, самоосмысления учебной задачи и самооценки.
Список литературы
Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: Учеб. пособие / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – М.: Академия, 2010. – 419 с.
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пос. для учителя /А.Г.Асмолов, и др.; Под ред. А.Г.Асмолова. ‑ М., Владос, 2008. ‑ С.54-65.
Вахромеева Т. А. Формирование и оценивание регулятивных УУД учащихся [текст]/ Т.А. Вахромеева, Н. Н. Коробейникова // Управление начальной школой. – 2014.- №4.- С. 27-32.
Кудрявцева, Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. /Н.Г.Кудрявцева. //Справочник заместителя директора. ‑ 2011. ‑ №4. ‑ С. 13-27.
Медведева Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании [текст]/ Н.В. Медведева// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 7. – С. 39-41
Нюман О. В. Самоконтроль как условие развития рефлексивных умений учащихся начальных классов [Текст] / О. В. Нюман.- Начальная школа.- 2009.-№ 7.- С. 108-112.
Приходько Е. В. Некоторые формы организации урока русского языка, направленные на формирование универсальных умений [текст]/ Е.В. Приходько// Современный урок. – 2007. - № 9-10. – С. 88 – 94
Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ. Выпуск 3: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. Г. А. Русских // Концепт. – Приложение № 2. – Киров: МЦИТО, 2015. – 180 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, М., Просвещение 2010г.
Федулова Т. И. Развитие универсальных учебных действий через урок [текст]/ Т. И. Федулова. – Методист.- 2013.- №1.- С.5-9.
Фролова, Л. А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников при изучении состава слова. /Л.А.Фролова. //Начальная школа. ‑ 2015. ‑ №5. ‑ С. 36-41.
https://infourok.ru/formirovanie-regulyativnih-uud-na-urokah-russkogo-yazika-v-nachalnoy-shkole-1615233.html
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/rieghuliativnyie_uud_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_3_klassie
https://multiurok.ru/files/formirovaniie-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-na.html
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/294909-uchebnometodicheskaja-statja-priemy-formirov
Приложения
Приложение № 1 – Приемы формирования регулятивных УУД
Приложение № 2 – Типовые задания для формирования регулятивных
УУД.
Приложение № 3 – Результаты опроса 1.
Приложение № 4 – Результат опроса 2
Приложение № 5 – Конспект открытого урока во 2 классе « Связь имени прилагательного с именем существительным.»
Приложение 1
Приемы формирования регулятивных УУД
Виды регулятивных УУД | Приемы формирования регулятивных УУД |
Целеполагание | Проблемная ситуация. Группировка. Собери слово. Исключение. Работа над понятием. Выбрать цель урока из предложенных фраз. Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?» |
Планирование | «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?» |
Прогнозирование
| «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?» |
Контроль и самоконтроль
| 1.Преднамеренные ошибки. 2. Лови ошибку. Осуществление самоконтроля процесса и результатов деятельности: задания типа:«Какую ошибку допустил?», «Кто неверно произнёс названия букв?» «Понятно ли, о чём говорится в каждой строчке?», «Запиши названия животных, разделяя их на слоги» Типовые задания: «Такой ли получен результат, как в образце?», «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…» |
Коррекция | 1.Деформированные предложения, текст. «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно» «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана». «Помоги однокласснику исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте» |
Оценки | «Волшебные линеечки» «Лесенка» «Светофор» «Смайлики» «Рефлексивный экран» «Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно…». «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно» |
Саморегуляция | Предполагают формирование таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность. «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три слушай и смотри! Три, два, раз — мы начнём сейчас!») Дыхательная гимнастика. |
Приложение 2
Типовые задания для формирования регулятивных УУД.
Учебные действия | Типовые задания |
Целеполагания | Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»
|
Планирование | «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»
|
Осуществления учебных действий | «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова
|
Прогнозирование | Регулятивные прогнозирования «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»
|
Контроль и самоконтроль: | Регулятивные контроля и самоконтроля. Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».
|
Коррекция | Регулятивные коррекции «Установи правильный порядок предложений в тексте»
|
Оценка | Регулятивные оценки «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»
|
Саморегуляция | Регулятивные саморегуляции. «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика |
Приложение 3
Результаты опроса
№ | ФИ обучающегося
| 1 вопрос
| 2 вопрос | Кол-во выполненных заданий |
1 | Агишева Элиза | 1 | 1 | 2 |
2 | Акдавлетов Артем | 1 | 0 | 1 |
3 | Асфандиярова Амина | 1 | 1 | 2 |
4 | Атигаев Руслан | 0 | 0 | 0 |
5 | Ахметшина Регина | 1 | 1 | 2 |
6 | Багаутдинова Милена | 1 | 0 | 1 |
7 | Бурангулов Олег | 1 | 1 | 2 |
8 | Дюсяева Алина | 0 | 1 | 1 |
9 | Ижбульдина Юлианна | 1 | 1 | 2 |
10 | Исхаков Артем | 1 | 0 | 1 |
11 | Казакова Карина | 1 | 1 | 2 |
12 | Каскинова Арина | 0 | 1 | 1 |
13 | Каскинов Данил | 1 | 1 | 2 |
14 | Коломасова Эвелина | 0 | 0 | 0 |
15 | Кучаев Виталий | 0 | 1 | 1 |
16 | Мамбетова Алина | 0 | 0 | 0 |
17 | Пышкина Вера | 1 | 1 | 2 |
18 | Пышкина Любовь | 1 | 0 | 1 |
19 | Ревтов Егор | 1 | 1 | 2 |
20 | Райманова Эвелина | 0 | 1 | 1 |
21 | Романова Варвара | 1 | 1 | 2 |
Приложение 4
Результыты опроса
№ | ФИ обучающегося
| 1 вопрос
| 2 вопрос | Кол-во выполненных заданий |
1 | Агишева Элиза | 1 | 1 | 2 |
2 | Акдавлетов Артем | 1 | 1 | 2 |
3 | Асфандиярова Амина | 1 | 1 | 2 |
4 | Атигаев Руслан | 0 | 1 | 1 |
5 | Ахметшина Регина | 1 | 1 | 2 |
6 | Багаутдинова Милена | 1 | 1 | 2 |
7 | Бурангулов Олег | 1 | 1 | 2 |
8 | Дюсяева Алина | 0 | 1 | 1 |
9 | Ижбульдина Юлианна | 1 | 1 | 2 |
10 | Исхаков Артем | 1 | 0 | 1 |
11 | Казакова Карина | 1 | 1 | 2 |
12 | Каскинова Арина | 1 | 1 | 2 |
13 | Каскинов Данил | 1 | 1 | 2 |
14 | Коломасова Эвелина | 1 | 0 | 1 |
15 | Кучаев Виталий | 1 | 1 | 2 |
16 | Мамбетова Алина | 0 | 1 | 1 |
17 | Пышкина Вера | 1 | 1 | 2 |
18 | Пышкина Любовь | 1 | 1 | 2 |
19 | Ревтов Егор | 1 | 1 | 2 |
20 | Райманова Эвелина | 0 | 1 | 1 |
21 | Романова Варвара | 1 | 1 | 2 |
35
© 2023, Мамбетова Лариса Мухаметовна 19694 20