СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы (Решение межпредметных проектных задач во 2 классе) (Из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во 2 классе, благодаря  решению на уроках проектных задач, мои ученики уже пытаются сознательно встраивать способы действия в учебную деятельность. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для её решения ученикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора  заданий и требуемых для их выполнения данных.

Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы (Решение межпредметных проектных задач во 2 классе) (Из опыта работы)»

Е.И. Брагина,

учитель начальных классов

ГБОУ лицей № 408, Пушкинский район,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация



Формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы

(Решение межпредметных проектных задач во 2 классе)

(Из опыта работы)



"Удача есть соединение подготовки и возможности" ...

Сенека



Современному учителю каждый день приходится решать проблемы мотивации, сочетать интересы вундеркиндов и тех, для кого учёба стоит низко в рейтинге интересов. На протяжении трёх лет я работаю над темой самообразования: «Формирование регулятивных УУД «планирования»,  «оценки» и «контроля» у обучающихся начальной школы». Реализуя её, применяю технологию развития критического мышления. Относительно начальной школы, справедливее говорить о применении элементов данной технологии – приемлемых её приёмов и методов для младших школьников. Благодаря решению на уроках проектных задач, являющихся прообразом «полноценного проекта», а также первым шагом к проектной деятельности в основной школе, на моих уроках осуществляется деятельностная технология.

Развитие УУД - это довольно длительный процесс1. В первом классе, дети осваивают новые предметные знания и приобретают новый социальный опыт, поэтому нельзя ожидать от ребят, в связи с особенностями возраста, что они смогут оперировать метапредметными способами, легко встраивая их в разные учебные задачи. Так предпосылкой формирования регулятивного УУД «планирование» в первом классе в соответствии с поставленной учителем задачей являлось умение работать по алгоритму. Регулятивное УУД «контроль» на уроках осуществлялся при сопоставлении запланированного результата с образцом учителя (эталоном). На этапе рефлексии происходила «оценка», то есть дети учились пониманию, что ими уже усвоено, а что еще необходимо усвоить, сравнивая результаты своей деятельности с поставленной̆ целью, по заранее установленным критериям. Следует отметить, что критерии (то есть чётко проговариваемые определённые правила для выполнения работы) изначально исходили не от меня. На уроках мы о них «договариваемся».

Итак, в первом классе мы усваивали предлагаемый образец, учились постепенно различать в этом образце важные и необязательные элементы, постепенно выходили на понимание способа действия. Во 2 классе, благодаря решению на уроках проектных задач, мои ученики уже пытаются сознательно встраивать способы действия в учебную деятельность. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для её решения ученикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Основные этапы урока решения проектной задачи: анализ, моделирование, синтез. Данные этапы соответствуют трём фазам технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Проектные задачи принципиально носят групповой характер.

В нашем лицее уделяется большое внимание теме экологии, как на уроках и внеурочной деятельности, так и во внеклассной работе. Рассмотрим одну из разработанных мною проектных задач: «Осторожно - в лесу дети!» (или создание иллюстрированного журнала «Правила поведения в лесу для детей»). Данную межпредметную проектную задачу2 (Приложение 1) мы выполняли на уроке окружающего мира. (Тема «Невидимые нити»; раздел «Природа». 2 класс).

Тема проектной задачи, «Осторожно - в лесу дети!», сформулирована моими учениками на этапе решения «Проблемной ситуации». Формулировку, в которой есть доля юмора, я менять не стала.

Замысел проектной задачи:

В качестве сюжета для создания квазиреальной - модельной ситуации (приставка КВАЗИ из латинского - якобы, как будто, почти, близко) взят отрывок из киножурнала «Ералаш» (серия «Самый дружный наш отряд»), где дети нарушают правила поведения в лесу. Задания для её решения построены таким образом, чтобы при объединении их в единое целое получить иллюстрированный журнал: «Правила поведения в лесу для детей».

Результат, который должны получить дети:

В результате выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый «продукт» - иллюстрированный журнал, в котором с помощью текстов различных жанров, иллюстраций и опорных сигналов люди призываются к соблюдению правил поведения в лесу. Задания для решения проектной задачи построены таким образом, чтобы при объединении их в единое целое получить единый «продукт» - иллюстрированный журнал «Правила поведения в лесу для детей», в котором с помощью текстов различных жанров, иллюстраций, моделей, опорных сигналов и т.д. дети призываются к соблюдению правил поведения в лесу.

Задача на первом этапе (анализ) напрямую не поставлена - она сформулирована самими детьми по результатам разбора «проблемной ситуации». Эта проектная задача содержит в явном виде набор или систему действий из трёх различных заданий по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру для работы четырёх групп. На уроке целенаправленно стимулировалась система детских действий, происходило качественное самоизменение каждой группы детей. Дети, увлечённые решением задачи (этап моделирования), и не подозревали, что именно я диагностирую, они работали не на меня, а на свою общую цель – тем самым демонстрировали свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо большем объёме.

Оценка взаимодействия учащихся в группе была проведена путём наблюдения. Эту работу на нашем уроке выполнили ученики, выполняющие роль «Контролёров» - лидеры групп. Следует отметить, что целесообразно возвратиться от синтеза к этапу анализа для сопоставления полученных результатов с поставленной задачей и для их коррекции. Поэтому после представления «продукта» каждой отдельной группой, была проведена взаимооценка работы групп друг другом, в соответствии с заданными критериями3 (Приложение 2). (На первых уроках решения проектных задач, для лучшей организации этапа синтеза, критерии детям рекомендую проговаривать учителю, впоследствии дети могут самостоятельно зачитывать их с оценочного листа).

Данная проектная задача актуальна и для 3 класса. Можно реализовать её и как разновозрастную задачу в рамках внеурочной деятельности, объединив группы детей 2 и 3 классов. Основная педагогическая цель проектных задач во 2-3 классах – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

Таким образом, уже в начальной школе у моих учеников осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе. Договариваясь, работая в сотрудничестве с моими учениками на уроках, я стараюсь научить детей по - честному оценивать свои результаты, ошибки и успехи, стремиться стать лучше и научить этому своих одноклассников.

Приложение 1

Урок решения проектной межпредметной задачи

Автор: Е. И. Брагина,

учитель начальных классов

ГБОУ лицей № 408

Название проектной задачи

«Осторожно - в лесу дети

(создание иллюстрированного журнала «Правила поведения в лесу для детей»)

Предмет

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир

Класс

2 (3)

Вид задачи

Межпредметная одновозрастная проектная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации.

  2. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на её основе осуществлять выбор оптимального решения.

  3. Сотрудничество учащихся в малых одновозрастных группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения, способы действий, на которые опирается задача

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир:

  • умение выделять существенную (необходимую) информацию в тексте;

  • умение оформлять законченную мысль (находить соединять начало и конец пословиц и поговорок);

  • умение преобразовывать художественный текст (мини-сочинение от лица героя);

  • создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром (синквейн «Лес», «Дети»);

  • составление модели связи между человеком и живой природой, в соответствии с последовательностью событий в заданном тексте.

Общеучебные умения:

  1. Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах:

  • просмотр отрывка из детского киножурнала «Ералаш»;

  • словесное описание проектной задачи;

  • набор текстов различных жанров (рассказы, научные тексты, пословицы и поговорки);

  • иллюстрации с изображением различных примеров поведения детей в природе;

  • предметные иллюстрации для составления моделей «связи в окружающем мире между человеком и природой»

  • алгоритм к написанию нерифмованного стихотворения из 5 строк (синквейна) и пример на тему «Насекомые».

  1. Работа в малой группе:

  • организация работы;

  • распределение заданий между участниками группы; взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи;

  • взаимоконтроль.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • усвоения материала по различным предметам и возможностей применять его в нестандартных условиях;

  • умения, работая в малой группе, создавать конечный «продукт» - иллюстрированный журнал «Правила поведения в лесу».

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём наблюдения и оформляется в виде оценочного листа.

Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лист с заданными критериями.

Оборудование и материалы

Видеофильм; набор текстовых заданий; комплект «Оценочных листов работы групп № 1 - №4; листы ватмана; карандаши, фломастеры, клей-карандаш, подкладные листы для работы с клеем.



Этапы урока решения проектной задачи:

  1. Анализ (постановка учебной задачи).

- «Ребята, нам предстоит сегодня решить одну очень необычную задачу. А для её решения, сначала посмотрим отрывок из кинофильма. Дети читают на экране название: «Самый дружный наш отряд».

- Как вы думаете, о чём в нём пойдёт речь? Дети высказывают свои предположения.

- А теперь пришло время посмотреть и определить тему нашей задачи. Дети смотрят отрывок.

- Кто герои фильма? Где происходят события? Правильные ли мы делали предположения? Почему? Какой совет вы бы дали этому «дружному отряду»? Как бы вы назвали просмотренный отрывок? Дети высказывают своё мнение. (Осторожно – в лесу дети!)

- Нам сегодня предстоит для этих ребят создать иллюстрированный журнал, чтобы прочитав его, они больше в лесу себя так не вели.

- Для решения задачи вам потребуются знания и умения по нескольким школьным предметам: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство; а также пригодится умение ценить и уважать мнение своих одноклассников. Задача состоит из 4 заданий. Если мы их успешно выполним, то в конце урока объединим решения в одно целое и получим журнал. Очень важно правильно распределить работу между членами группы. (Дети выбирают «контролёров» - лидеров групп, которые распределяют работу, оценивают результат работы по критериям).

  1. Моделирование. Решение задачи в группах.

Задание для группы №1.

  1. Ознакомьтесь с текстами из пособия для учащихся: «Атлас-определитель «От земли до неба», А. А. Плешакова.

  2. Найдите и подчеркните советы о способах правильного наблюдения за животными леса.

  3. Распределите данные опорные сигналы о правилах поведения в лесу на две группы: «В лесу можно (нельзя)».

Ответ:

Можно: наблюдать с помощью бинокля, карманной лупы, проговаривать шёпотом, чтобы лучше запомнить особенности животного и затем определить его с помощью атласа-определителя, любоваться красотой.

Нельзя: кричать, включать громкую музыку, пугать животных, рвать цветы, ломать деревья, делать на них вырезки; ловить ради забавы бабочек, муравьёв и других животных, сорить в лесу, оставлять стеклянные банки и бутылки. разжигать костры, разорять гнёзда, приносить детёнышей животных домой, трогать птичьи яйца в гнёздах.



Тексты к заданию №1.

Как их зовут?

Когда мы знакомимся с каким-нибудь человеком, мы первым делом узнаём, как его зовут. У каждого из нас есть имя. Есть имена-названия – и у всего того, что нас окружает в природе. И потому знакомство с любым растением, животным надо начинать с вопроса: «Как вас зовут?»

Но просто так у них этого не спросишь! Ни у цветка, ни у бабочки … То есть спросить, конечно, можно, да только они не ответят, промолчат. А как, не зная их имён, с ними подружиться?

И тут на помощь придёт наш атлас-определитель. он скажет, как его зовут. И сообщит то, что в первую очередь нужно знать об этом существе.

Как пользоваться атласом? Это совсем несложно. Увидев то, что вас заинтересовало (в лесу, сквере, у себя дома, в живом уголке школы, на садовом участке и т. д.), отыщите это на рисунках атласа, прочитайте название и описание в тексте.

Когда будете искать подходящий рисунок, тщательно сравнивайте его с природным объектом, который определяете. Обязательно прочитайте описание.

И ещё: берегите то, что определяете. Если это растение, не срывайте его. Если насекомое и вы его поймали, отпустите после того, как определите.

Природа удивительно разнообразна. Больше любите и сохраняйте этот чудесный, яркий, неповторимый мир, в котором у всех, как и у нас, есть свои имена.



Учимся определять животных

Встречи с животными, особенно дикими, трудно или совсем невозможно запланировать. Ведь это не растения, которые растут на одном месте. Животные бегают, прыгают, летают, многие из них очень осторожны, ловко прячутся от человека. Поэтому, увидев животное, постарайтесь его не спугнуть. Внимательно его рассмотрите, понаблюдайте за его поведением. Не всегда у вас будет время сразу же открыть атлас – определитель и найти там нужное. Очень полезно при наблюдении шёпотом, тихо-тихо, проговаривать, что именно вы видите. Например, вижу птицу чуть поменьше воробья, горло и грудка оранжевые, сидит на ветке берёзы, поёт … Так вы лучше запомните особенности животного и затем сможете его определить, даже если оно уже скроется из вида.

Если у вас есть бинокль, почаще берите его с собой в лес или в парк. С его помощью можно хорошо рассмотреть встреченных животных, особенно птиц. Для определения насекомых вы можете некоторых из них поймать в стеклянную банку. Но не ловите бабочек, чтобы не повредить их хрупких крыльев! Пойманных насекомых не нужно уносить никуда с того места, где они живут, а после определения их надо обязательно отпустить. Старайтесь не сажать в банку сразу двух или больше насекомых, если не уверены, что среди них нет хищников. Иначе может случиться, что одно существо съест другое, а вы невольно будете тому виной. Мелких насекомых хорошо рассматривать с помощью карманной лупы.

Задание для группы №2.

  1. Прочтите рассказ «Не будь неряхой в лесу» (по Н. Надеждиной).

  2. Подчеркните в тексте ответ на вопрос: «К чему привела неряшливость людей в лесу?»

  3. Если бы вы оказались на месте главного героя – медведя, что бы вы чувствовали? Как бы вы хотели, чтобы люди, приходя в лес, обращались с тобой и твоими собратьями? Напишите обращение, начиная так: Люди! Я прошу вас …»

Текст для задания №2.



Не будь неряхой в лесу



Лес расстелил полянку, точно зелёную скатерть. Но выпачкал её неряха: намусорил, бумажки разбросал, консервную банку оставил.

Из-за такой банки чуть не погиб медведь. Играли вечером пограничники на спортивной площадке. Услышали странный звук. Оглянулись - медведь! На морде – большая банка. Не видит бедняга, колотится о стволы деревьев металлической головой.

Лакомка нашёл брошенную банку, начал её вылизывать. Засунул голову по уши, а вытащить не смог.

Медведь мог погибнуть. Пограничники освободили Мишку от душившей его банки.



(По Н. Надеждиной)



Задание для группы №3.

  1. Прочтите рассказ. О каких невидимых нитях говорится в рассказе? (Устно)

  1. Придумайте название рассказа. Запишите его над текстом.

(Подсказка: «В заголовке отражается главная мысль, то есть то главное, о чём хотел сказать читателю автор»).

  1. Составьте модель связи между человеком и живой природой, соблюдая последовательность событий в прочитанном рассказе. При составлении модели используйте иллюстрации к заданию из конверта.

Наклейте получившуюся модель на страницу журнала.

  1. Используя слова для справок, вставьте в текст пропущенные слова:

Невидимые нити – это ______________ в окружающем мире.

Между собой связаны _________________ и _________________ природа, ________________ и __________________. __________________ тоже связан с окружающей его природой.



Слова для справок: связи, неживая, живая, растения, животные, человек.



Текст для задания №3.

______________________________________________________________



В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес – это деревья, всё остальное лишнее!» и по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…

Прошёл год, второй, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Отчего деревья сохнут?»

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых…

Задание для группы №4.

  1. Напишите нерифмованное стихотворение из пяти строк на темы: «Лес»; «Дети». Стихотворения должны быть построены по следующим правилам:

В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным – отвечает на вопросы: кто? или что?):

Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными – отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)

Третья строка – это описание действия в рамках темы тремя словами.

Четвёртая строка – это фраза из трёх, четырёх слов, показывающая отношение к теме, настроение.

Последняя строка повторяет смысл третьей строки, но состоит из одного слова.

Например:

Насекомые

Маленькие, беззащитные

Летают, прыгают, ползают.

Их надо защищать!

Помощь.

  1. Соедините записи в столиках, чтобы получить пословицы и поговорки о лесе:

Лес

Кто лес любит и знает,

Хорошо в лесу,

Леса от ветра защищают,

Кто с дерева кору снимает,

Срубить дерево – пять минут,

И у березки слезки текут,

береги его красу.

поит, кормит, одевает, укрывает, согревает.

тому он помогает.

когда с нее корку дерут.

урожаю помогают.

тот его убивает.

вырастить – сто лет.



  1. Синтез (моделирование единого «продукта», оценка, взаимооценка).







Приложение 2



Оценочный лист для оценки работы группы № 1

Критерий

Оценка группы

Взаимооценка

Оценка учителя

  1. В тексте найдены и подчёркнуты все правила наблюдения за животными леса.

  2. Распределены данные опорные сигналы о правилах поведения в лесу на две группы: «В лесу можно (нельзя)».







Умение сотрудничать в группе при решении общей задачи.














Оценочный лист для оценки работы группы № 2

Критерий

Оценка группы

Взаимооценка

Оценка учителя

  1. Подчёркнут в тексте ответ на вопрос «К чему привела неряшливость людей в лесу?»

  2. Написано обращение с просьбой от лица медведя к людям.








Умение сотрудничать в группе при решении общей задачи.
















Оценочный лист для оценки работы группы № 3

Критерий

Оценка группы

Взаимооценка

Оценка учителя

  1. Придуман заголовок. В нём выражена главная мысль.


  1. Составьте модель связи между человеком и живой природой, соблюдена последовательность событий из прочитанного рассказа.

  2. В текст правильно записаны пропущенные слова.





Умение сотрудничать в группе при решении общей задачи.














Оценочный лист для оценки работы группы № 4

Критерий

Оценка группы

Взаимооценка

Оценка учителя

  1. Написаны нерифмованные стихотворения из 5 строк по правилам и образцу на темы: «Лес»; «Дети».

  1. Верно соединены записи в столиках и получены пословицы и поговорки о лесе.





Умение сотрудничать в группе при решении общей задачи.















Используемая литература:

  1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др., 2009.

  2. Комплексные работы по текстам: Рабочая тетрадь для 2 класса/О.А.Холодова, Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2012.

  3. От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся ОУ/А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2013.

  4. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Серия «Школа России».

  5. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для ОУ/А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2013.

  6. Процедуры оценивания работы школы, деятельности ученика и учителя. – Спб.: КАРО, 2007.

  7. Современная оценка образовательных достижений учащихся: Методическое пособие/Науч. ред.: И.В.Муштавинская, Е.Ю.Лукичёва. –Спб: КАРО, 2015.

  8. Некоторые подходы к формирующему оцениванию достижений обучающихся. КОМРУРМО. МБУ «Центр развития образования Усольского района». («Формирующее оценивание как процесс совместной деятельности учителя и учащегося», Е.И.Брагина, 2013).

  9. Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции/ Е.И.Брагина «Формирование регулятивных «УУД» «планирования», «оценки», «контроля» на уроках русского языка в 1 классе).– Уфа: АЭТЭРНА, 2015./



1 Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. Сборник зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) по договору № 242-02/2014К от 7 февраля 2014. Е.И.Брагина «Формирование регулятивных УУД «планирования», «контроля» и «оценки» на уроках русского языка в первом классе».

2 Технологическая карта урока решения проектной задачи «Осторожно - в лесу дети!»

3 Оценочный лист для оценки работы группы