«Формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности посредством предметной области ОДНК народов России».
В фильме «Курсанты» П.Тодоровского, созданного по мотивам его же рассказа «Вспоминай - не вспоминай» есть эпизод, когда подбивают немецкий самолет, (кстати, действие происходит на саратовской земле), и раненый немецкий летчик оказывается в окружении молодых, необстрелянных еще тогда курсантов. И на вопрос командира: «Кто готов расправиться с немцем?» ни один из них не решится убить его. Более того, ребята провожают раненого в штаб. Комментируя этот фрагмент в фильме, Тодоровский говорит: «Я потом понял, почему мы выиграли в этой войне - при любых ситуациях этой страшной мясорубки мы оставались людьми. Война не смогла превратить нас в зверей».
Есть еще один пример ЧЕЛОВЕЧНОСТИ советского солдата, о котором потом сложат стихи, знакомые нам всем еще с самого детства:
Это было в мае, на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла.
В голубых глазах застыл испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как, прощаясь, летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии советской,
Люди, победившие войну!
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасённой на руках.
Он стоит как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле!
Можно еще привести множество примеров. (Например, повесть Виталия Закруткина «Матерь человеческая», рассказ В. Кондратьева «Сашка»)
Всем этим героям было от 20 до 30 лет, они - дети гражданской войны. И война их не озлобила, не ожесточила, более того, они оказались способны проявлять милосердие по отношению даже к врагам.
Возникает вопрос: как сегодня, в мирное время, мы смогли растерять эти бесценные человеческие качества, которые проявляли люди в периоды страшной войны? Ведь наши дети, в отличие от детей многих стран, по сути - истинные наследники уникальности русского народа, которому присущи такие качества как Милосердие и Патриотизм, Гордость и Доброжелательность, и, Любовь к окружающему и ближнему. Да, сегодня дети, пришедшие учиться, констатируем мы, уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее.
Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
Естественно, за последние 10-15 лет кардинальным образом изменилась информационно-культурная среда, в которой «варятся» сегодняшние подростки.
И, надо признать, что эта среда, оказывая колоссальной воздействие на детей, в какой-то степени пытается оттеснить школу, а в каких-то случаях, и семью, на второй, а то и на третий план. Сегодня, думаю, не только педагоги, но все общество осознает то, что многое в воспитании подрастающего поколения было упущено, потеряно, растрачено.
Моя работа называется «Формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности посредством предметной области ОДНК народов России».
Я хотела бы обратить внимание на слово «стабильной». Почему «стабильной», спросят многие? Разве вся наша проводимая работа по духовно-нравственному воспитанию молодежи не носит стабильный характер? В ответ можно привести огромное количество примеров, программ, проектов. Совершенно верно. Так и есть. Еще надо отметить, что события последних лет также ясно показывают, что и государственная власть прочно стала на путь формирования новой системы ценностей, объединяющей нацию (В.В.Путин утвердил проект «Российская нация»).
И в образовании происходят большие изменения в связи с введением ФГОС НОО и ООО, при разработке которых было четко определено, какое место в сознании современной молодежи должны занимать основные ценностные ориентации, а именно:
- духовно-нравственные;
- социально-гражданские;
- экологические и эстетические ценности.
Надо отдать должное и всем СМИ - сейчас с экранов телевизора уже намного меньше можно наблюдать насилие и жестокость, как было некоторое время назад (Депутаты констатировали факты: ежедневно 75% вещания занимали именно передачи, фильмы, пропагандирующие негативное общественное мнение)
Да, в обществе наступает стабилизация по формированию морально-нравственных устоев у подрастающего поколения.
В этой общей проблеме духовно-нравственного оздоровления всего общества роль учителя только возрастает.
И я опять возвращаюсь к слову «стабильно». После долгих раздумий и поисков ответов на вопрос «Кто виноват?» и «Что делать?» я стала искать ответы в наших истоках. Что двигало людей того времени, когда они совершали подвиги милосердия? Какая духовная состовляющая подпитывала их? Почему они были морально и нравственно стойки?
В вечном поиске положительного и доброго в педагогике, мы, как правило, выходим на своего Учителя – В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Введение в образовательную программу курса ОДНК и ОРКСЭ я считаю одним из важнейших путей решения этой проблемы, так как те герои, о которых мы говорим и приводим их в пример, были воспитаны именно на традициях духовно-нравственной культуры нашего народа.
4-ый год я преподаю в 4-5 классах курс ОДНК народов России и ОРКСЭ. Пришла к выводу, что проблема внедрения норм православной культуры в образовательный процесс порождает необходимость реализации межпредметных связей. И тут как никогда помогает мне наша русская литература.
Еще в 19 веке не только отечественные исследователи, но и зарубежные, обратили внимание на одну особенность русской литературы. Так, Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую книгу из пятидесяти тысяч ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы, у Бальзака – замок с титулом пера. Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто. Ни один». Эти слова Стефана Цвейга можно с полным правом отнести ко всем произведениям русской литературы.
В том, что именно в литературе мы должны черпать истоки народной мудрости, и, истоки православия, нет сомнения.
Например, на уроке ОДНК в 5 классе по теме « В труде красота» проводим анализ сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»:один плуг ржавел в магазине, а другой пахал поле. Какой плуг красивее? Почему?
Или, следующий эпизод по сказке Андерсена «Снежная королева» на уроке ОРКСЭ по теме «Православная молитва»
- Как Герде удалось попасть к Каю? (Анализ эпизода: когда Герда подходит к замку Снежной королевы и пробует туда войти, но стража Снежной королевы не дает ей прохода. И все-таки Герде удается попасть к Каю. Как? Советские издания, к сожалению, об этом умалчивали. У Андерсена об этом говорится ясно: Герда начала читать "Отче наш", и тогда легион снежинок вокруг нее превратился в ангелов и проложил ей дорогу).
Работая по ФГОС, мы учим детей рефлексии своих действий почти на каждом уроке. А что такое рефлексия? Это анализ.
Вспомним трилогию Л.Н.Толстого, который вел дневник. Ведь он не просто описывал прожитый день, но и давал критический анализ прожитому, своим поступкам и мыслям: «Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен и стыдлив, как ребенок. Я почти невежа. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я не воздержен, нерешителен, непостоянен, глупо – тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я честен, то есть люблю делать добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и т.д.».
Сегодня социальные сети заменили школьной молодежи эти дневники, хотя в них большое отличие: дневник – это разговор с самим собой начистоту, это сокровенные мысли, секреты, которые можешь доверить только самому себе, социальные сети доступны всем.
На примере Толстого ведь можно подсказать детям, желающим работать над собой, такое средство самовоспитания, как ведение дневника, который сплошь состоял бы из рефлексий. (Я понял сегодня, что...). Ведь польза от дневника большая- это и воспитание трудолюбия, потому что ежедневное ведение дневника учит регулярной работе; это и работа над речью, стилем, лексикой.
Вернемся к понятию «стабильность», которое определяется как достижение определенных устойчивых результатов, необходимых для движения вперед. К преподаванию учителя это понятие имеет самое прямое отношение, когда речь идет о его педагогических технологиях. Дело в том, что учитель из года в год только наращивает свой методический арсенал, и если какие-то приемы и методы дают результаты, почему надо от них отказываться?
Безусловно, на уроках ОПК всегда было актуальным и остается в настоящее время проблемное обучение, так как проблемные ситуации требуют личного самоопределения учеников. В процессе учебной дискуссии происходит диалогическое взаимодействие, обладающее большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. Рецептов готовых такие уроки не дают, но всегда должны давать пищу для ума и размышления.
В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые предлагаю я своим учащимся для дискуссий:
Подумай, как может проявляться мужество человека? (2класс)
Тебе, наверное, приходилось замечать за собой нехорошие поступки. И они, очевидно, периодически повторяются. Почему так бывает? (3 класс);
Было ли в вашей жизни случаи, когда вы осуждали других людей? Стали бы вы это делать ещё раз? Как правильно указать человеку на его ошибки?(4 класс);
Справедливы ли для нашего времени слова апостола Павла: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру;…?»(5 класс)
Среди современных образовательных технологий достойное место сегодня занимает технология критического мышления, которые также толкают ученика на размышление:
Какое общество можно считать нравственно здоровым?
Какие качества характеризуют нравственного человека?;
Проанализируйте тексты. Сделайте вывод о том, как относятся к труду представители разных религий (ОДНК,5 класс).
И,конечно, современные ИКТ – технологии: презентации в формате 3D,интерактивные плакаты, контроль качества знаний в системе PRO-Class и т.д.
Еще одной из форм поддержки курса служит сеть Интернет.
Мне очень помогает сетевое взаимодействие с педагогами, преподающими предмет «ОРКСЭ», особенно сайты и порталы
http://www.svetoch-opk.ru/load/;
http://festival.1september.ru/religion;
http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402 , в которых собраны полезные ссылки на электронные ресурсы по предмету, нормативно–правовые основы курса (ФГОС НОО и концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ), обзор учебно–методического комплекта.
Для развития познавательной активности обучающихся на уроках я применяю игровые технологии, позволяющие развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Участие в играх создаёт положительный эмоциональный настрой, воспитывает позитивный взгляд на жизнь, жизненные трудности, учит строить взаимоотношения с другими людьми на основе взаимоуважения, доброжелательности, любви. Например, использование игры «Поле чудес» при закреплении темы «Религиозные праздники».
Часто на разных этапах уроков использую загадки, кроссворды, игру «Народная мудрость». Например, составь пословицу, докажи конкретными примерами, что в ней отражено прошлое нашей страны: «Не, горы, подвига, заслонят, никакие».
Или, какие правила можно составить из этих слов?(ОДНК,5 класс)
Вражда | Жадность | Мир |
Зло | Мешать | Честность |
Скука | Обижать | Вежливость |
Печаль | Жить в одиночку | Трудолюбие |
Ссора | Дружба | Щедрость |
Ложь | Добро | Помогать |
Грубость | Веселье | Защищать |
Лень | Радость | Вместе |
Очень целесообразно проводить дидактические игры «Разгадай кроссворд» по теме «Культура ислама» (авторские разработки, создаются в Web-сервисе «Фабрика кроссвордов»).
По горизонтали:
2. Красивое написание текста. 4. Пророк, основавший религию "ислам" 7. Школа, где изучают основы ислама. 8. Башня(башни), с которой призывают мусульман на молитву. 9. город в Татарстане, где сосуществуют и храмы и мечети.
По вертикали:
1. украшение, узор. 3. Арабский математик создал первый учебник по.... 4. здание, где молятся вместе мусульмане. 5. "арабская вязь" 6. область деятельности человека: "Один врач не может вылечить все болезни"
Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Обучение в основном носит наглядный характер.
Нельзя не сказать и о внеурочной деятельности по религиозной культуре для формирования стабильной системы нравственных и смысловых установок личности как детская досуговая площадка «Непоседы из города Веры», личные и детские экскурсии по местам православной культуры в храмы, и монастыри, дистанционные проекты и конкурсы «Азбука веры».
Результатами своего предмета могут служить следующие диагностики.
Анкетирование родителей.
На вопросы ежегодной анкеты родителей:
1.Рассказывает ли Вам ребенок, о том, что они изучали в школе, с чем знакомились на уроках ОРКСЭ / ОДНК?
2.Узнаете ли Вы от него что-то новое для себя?
3.Пригодятся ли знания, полученные по этому предмету, Вашему ребенку в дальнейшей жизни?
Ответ «Да»составил 89,9%;
По результатам ежегодного мониторинга уровня воспитанности обучающихся классные руководители отмечают (анкетаМ.В. Бодунова) :
снизился уровень личностной тревожности у 75% обучающихся; повысились уровни активности – у 90%, доброжелательности – у 85%; добросовестности и ответственности – у 90%; настойчивости – у 78% обучающихся 4-5 классов по итогам 2015-2016 учебного года.
Хотела бы вернуться к своему вопросу: как сегодня, в современное время, мы смогли растерять эти бесценные человеческие качества, которые проявляли люди в периоды страшной войны и мирного строительства и что надо делать, чтобы вернуть утраченные ценности?
Петербургский ученый, член-корреспондент РАО О.Е. Лебедев писал: «Тысячи школьных уроков не сводятся к занятиям по математике и физике, литературе и истории и другим учебным предметам. Это уроки отношения к миру, к природе, к ценностям культуры, к людям. Сейчас продолжаются дискуссии относительно результатов школьного образования, в ходе одной из таких дискуссий была высказана верная, на мой взгляд, мысль о том, что главным результатом образования, полученного в школе, надо считать способность еѐ выпускников различать добро и зло».
Таким образом, только постоянный, настойчивый, бесконечный возврат к наследию российской литературы, российской истории, российскому кинематографу, на которых воспитывались целые поколения, помноженный на положительный опыт сегодняшнего дня, поможет нам создать стабильную систему духовно-нравственного воспитания современной молодежи.
Вместо заключения. Возврат к прошлому.
Анализируя свое поражение в войне, многие немецкие генералы винили во всем русский холод, грязь и распутицу. Но Г.К. Жуков писал, что видел своими глазами, как в ту же самую распутицу и грязь тысячи и тысячи москвичек, не приспособленных к тяжелым саперным работам, копали противотанковые рвы, траншеи, сооружали баррикады, таскали мешки с песком. «Нет! Не дождь, снег и мороз остановили фашистские войска, - вспоминал Г.К. Жуков. - Они разбились о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых был их народ, Родина».
Нам есть чем гордиться,коллеги, есть что рассказывать детям.
Не все потеряно еще. Об этом свидетельствуют последние обсуждения на страницах Интернета подвига 28 панфиловцев и Зои Космодемьянской. В защиту этих героев, утверждают эксперты, встало очень много пользователей соцсетей, в том числе современной молодежи.
Вердикт был один: «Не трогайте наших святынь!»