СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование тоталитарных режимов в Европе (урок истории в 9 классе)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит учащихся с сущностью тоталитарных режимов, позволяет выявить причины их прихода к власти. Урок имеет межпредметный характер, т.к. изучение материала построено с учетом курса обществознания, на котором ученики уже успели изучить основные черты тоталитарных режимов.

Это дает возможность учителю опираться на знания детей и больше времени посвятить анализу документов и формированию личностной позиции детей.

Видео для данного мероприятия находятся на YouTube-канале.

Предложенный вариант содержит конспект урока и образец практической работы.

Просмотр содержимого документа
«9 кл_ВИ»

Урок всеобщей истории «Формирование тоталитарных режимов в Европе»


9 класс


Тип урока: комбинированный


Используемые технологии: технология развития критического мышления, элементы мастерской ценностных ориентаций


Предметные задачи урока:

  • Познакомиться с причинами формирования тоталитарных режимов в Европе.

  • Определить сущность тоталитарных режимов


Метапредметные задачи урока:


  • Регулятивные –  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

  • Познавательные – анализировать различные источники информации; находить причинно-следственные связи; формулировать вывод.

  • Коммуникативные – использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


Личностные задачи урока:

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества. (Современные гуманистические ценности выражены в том числе в Международной конвенции прав человека, которая была принята после Второй мировой войны. Ужасы войны заставили людей задуматься над ценностями человеческой жизни и достоинства личности. Этот урок, как и другие, посвященные XX веку, позволяет работать с такими категориями как свобода, личность, нравственный выбор, достоинство и т. д.).

Осмысление социально-нравственного опыта человечества; развитие компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. (Изучение данной темы помогает понять условия, при которых становится возможным формирование тоталитарных режимов, ставит вопросы нравственного выбора)

Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Принятие ценности семьи и семейной жизни.


Образовательные:

Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы.

Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии и Германии.

Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения.

Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века.

Определить роль личности в истории на примере А. Гитлера и Б. Муссолини.

Развивающие:

Развитие аналитического и синтезирующего мышления.

Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы.

Отработка навыков работы в должном темпе.

Развитие умений действовать в группе и самостоятельно.

Реализация принципа проблемности развивающего обучения.

Воспитательные:

Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов.

Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности.

Воспитание гуманности.


Оснащение урока: мультимедиа проектор, доска, раздаточный материал.


Тема урока: «Формирование тоталитарных режимов». Данный урок знакомит учащихся с сущностью тоталитарных режимов, позволяет выявить причины их прихода к власти. Урок имеет межпредметный характер, т.к. изучение материала построено с учетом курса обществознания, на котором ученики уже успели изучить основные черты тоталитарных режимов. Это дает возможность учителю опираться на знания детей и больше времени посвятить анализу документов и формированию личностной позиции детей.


Почему в ХХ веке возникла такая бесчеловечная система как тоталитаризм?


Вступительное слово


Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период. Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.


Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии.


Президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию. Вот что он сказал об уроках истории: «Уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, укрепления общественного, политического гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь. Недопустимо тащить раскол и злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь».


ХОД УРОКА


ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ


Вниманию детей предлагается фотография, отражающая приезд Гитлера на верфи Гамбурга.


Вопросы детям:


  1. Что вы видите на этой фотографии? (человек противостоит толпе)

  2. Какие качества необходимы для того, чтобы противостоять толпе? (смелость, твердость, уверенность, принципиальность)

  3. Как можно охарактеризовать человека в центре фотографии? (Смелый, независимый, личность)


Человека, находящегося в центре фотографии, зовут Август Ландмессер. Учитель может не сообщать его имя сразу. Интересно будет понаблюдать, возникнет ли у учеников интерес к данному персонажу, зададут ли они вопросы о нем самостоятельно.


Учитель просит учеников подумать, смогли бы они, пусть в малом, противостоять мнению окружающих, просит проголосовать по трем позициям:


  • Поднимите руки те, кто уверен, что смог бы противостоять толпе.

  • Поднимите руки те, кто уверен, что подчинился бы толпе.

  • Поднимите руки те, кто сомневается в своих силах.


Просмотр ролика №1

Ознакомление с документом №1


  • Является ли тоталитарный режим адекватной ценой за спокойную и стабильную жизнь?

  • Есть ли смысл в поступке Августа Лэндмессера?


Задание:

  • Подберите два глагола, характеризующие описанное в видео государство.

  • Подберите два прилагательных, описывающих эмоциональное состояние людей, живущих в этом государстве.

Вопрос классу:

  • Как одним словом можно назвать такое государство?


Рождение тоталитаризма


Термин «тоталитаризм» возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился, нет единого мнения среди политологов, одни считают его вечным атрибутом истории (исторический прототип – восточные деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи – феноменом ХХ века.


Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитаризм?

Каковы его признаки?


Ответ: тоталитарный режим характеризуется контролем над всеми сторонами жизни общества и проникновением во все его сферы.


(запись в листы)


Тоталитаризм (от лат. «весь», «полный») - антидемократический режим, в котором установлен полный контроль государства над человеком, ликвидированы все проявления гражданского общества, отсутствует оппозиция, парламентская демократия.


Признаки: (запись в листы)

- наличие единой правящей партии

- сращивание партийного и государственного аппарата

- ликвидация гражданских прав и свобод

- контроль над хозяйственной, экономической и семейной жизнью

- культ вождя, наличие лидера-диктатора

- монополия на СМИ

- террористический и полицейский контроль


- Так как вам уже кое-что известно из курса обществознания о тоталитаризме, давайте проверим ваши знания. У вас на партах лежат таблицы. Я буду читать характеристики политических режимов, они под цифрами, ваша задача распределить их по колонкам. Ставить только цифры


Тоталитарный режим

Демократический режим

2, 3, 4, 6, 10

1, 5, 7, 8, 9



1). Наличие правового государства.

2). Одна идеология.

3). Монополизация политической жизни.

4). Централизация экономики.

5). Реальное разделение властей.

6). Отсутствие политических свобод граждан.

7). Свободные демократические выборы органов власти.

8). Гарантированные политические свободы личности.

9). Многопартийная политическая система.

10). Монополия власти на информацию.

Проверка выполнения

- Поменяйтесь тетрадью с товарищем, сидящим позади вас. Проверим работы. Если правильно – ставим плюс, неправильно – минус. Посчитайте количество плюсов. Поставьте оценку.

Что такое фашизм? (запись в листы)


Фашизм (от итал. «пучок», «связка») - реакционное политическое течение, возникшее в ряде стран после Первой мировой войны.

Фашизм – одна из форм тоталитаризма.


Каковы причины прихода фашистов к власти? (запись в листы)


  1. Социально - экономический и политический кризис.

  2. Неспособность правительств вывести страну из кризиса, тяга народных масс к «сильной руке».

  3. Поддержка фашистов со стороны крупных предпринимателей.

  4. Слабость антифашистских сил, демократических институтов; раскол рабочего класса.

  1. Фашизм в Италии

«Поход на Рим» - движение фашистских молодчиков в 1922 году из Неаполя на Рим с целью установления контроля над муниципалитетом.

29 октября 1922 г. - король Виктор Эммануил поручил лидеру Фашистской партии Бенито Муссолини сформировать правительство



Сообщение учащегося о Муссолини



Особенности фашизма в Италии (запись в листы)

  • Ликвидация противников

  • Полная преданность режиму и дуче (вождю)

  • 1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет города Ватикан)

  • Создание корпоративной системы для управления предприятиями.



  1. Нацизм в Германии



  • 1925 г. – Национал – социалистическая партия Германии (НСДАП)

  • 1933 г. - приход к власти Гитлера

  • «Третий рейх» (Третья империя) – официальное нацистское название режима, существовавшего в Германии с января 1933 по май 1945 г.


Итак, представьте на минутку, что вы не на уроке истории, а на уроке математике.

Прослушайте задачу из немецкого учебника по математике для средней школы (1939):


«Юнкерс» вылетает с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10 кг. Самолет держит курс на Варшаву, центр мирового еврейства. Он бомбит этот город. При вылете с полной бомбовой нагрузкой и бензобаком, содержащим 1500 кг горючего, самолет весит 8 тонн. При возвращении самолета из своего крестового похода он все еще имеет 230 кг горючего. Каков собственный вес самолета?»



Ваше мнение о задаче? С чем связано её появление в школьном учебнике?



Расписание уроков в немецкой школе для девочек



Понедельник

8.00—8.45 — немецкий язык

8.50—9.35 — география

9.40—10.25 — расовое учение

Вторник

8.00—8.45 — немецкий язык

8.50—9.35 — история

9.40—10.25 –расовое учение

Среда

8.00—8.45 — немецкий язык

8.50—9.35 —пение

9.40—10.25- расовое учение

Четверг

8.00—8.45 — немецкий язык

8.50—9.35 — география

9.40—10.25 — идеология

Пятница

8.00—8.45 — немецкий язык

8.50—9.35 — история

9.40—10.25 — идеология

Суббота

8.00—8.45 — немецкий язык

8.50—9.35 — пение

9.40—10.25 — идеология


Сообщение учащегося о Гитлере


Особенности фашизма в Германии (запись в листы)

  • Уничтожение коммунистов, социал – демократов, «неполноценных» народов;

  • Цензура, слежка, доносительство;

  • авг. 1934 г. - Гитлер пожизненный фюрер и рейхсканцлер, с неограниченной диктаторской властью;

  • Милитаризация экономики;

  • «Нацизм - это война»

ФАШИЗМ И XXI ВЕК (краткое сообщение учителя)


ИТОГИ УРОКА

ТОТАЛИТАРИЗМ


  • КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НАД ВСЕМИ СФЕРАМИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА;

  • ФАКТИЧЕСКАЯ ЛИКВИДАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД;

  • НАСИЛЬСТВЕННОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ОДНОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ;

  • ПАРТИЯ - ЯДРО ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ;

  • СРАЩИВАНИЕ ПАРТИЙНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА;

  • СОЕДИНЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ;

  • РЕПРЕССИИ

Сегодня на уроке мы познакомились с политической системой в Германии и Италии в 30-е годы и её основными чертами. Установили, что на долгие годы установился тоталитаризм – худший из политических режимов. Но люди верили, что живут в лучшей стране мира. «Свободные  граждане Великой страны» пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!» Пели и те, кто вовсе так не считал. Привычным становилось двоедушие. Иначе не выжить.


Рефлексия

Методика «Открытая кафедра»

А теперь я вам предлагаю высказаться по теме нашего урока, используя методику «Открытая кафедра» - «Если я был писателем, журналистом, критиком, президентом, политиком и т.п. и имел бы одну минуту в эфире, то я бы сказал людям или вождям следующее…»


Домашнее задание.

  1. § 10-11, особенности фашизма в Италии, нацизма в Германии, франкизма в Испании (закончить самостоятельно)

11


Просмотр содержимого документа
«практич работа»

Сравнительная таблица «Политические режимы Италии, Германии, Испании»

Сравниваемые характеристики

Италия

Германия

Испания

Степень контроля государства над обществом

Жесткий контроль над экономикой корпоративизм

Все сферы жизни общества

Отсутствие жесткого контроля над обществом

Партийная политическая система

Монополия «фаши ди комбаттименто»

Монополия НСДАП

Монополия «Испанской фаланги»

«Вождизм»

Дуче Бенито Муссолини

Фюрер Адольф Гитлер

Каудильо Франсиско Франко Баамонде

Путь во власть

Создание коалиционного правительства. Победа на выборах в парламент в 1924 году

Победа на выборах в рейхстаг в 1933 году

Победа в гражданской войне, режим навязан извне (помощь Германии)

Система репрессивных органов государства

Концлагеря для инакомыслящих

Гестапо, концлагеря для инакомыслящих

----

Сращивание партийных и государственных органов

Роспуск палаты депутатов. Формирование Палаты фашей и корпораций

1933г – закон о единстве партии и государства, 1934 – Гитлер фюрер и рейхсканцлер пожизненно

1936 г – Франко имеет пост главнокомандующего, звание генералиссимуса, глава государства

Идеология

«Вне государства не существуют человеческие и духовные ценности» - культ государства

«Один народ, одно государство, один вождь». Нацизм (превосходство немецкой нации), антисемитизм, культ силы

Фалангизм не стал государственной идеологией

Отношение к церкви

Большое влияние католической церкви.

1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет города Ватикан)


Конфликт с Церковью

Большое влияние католической церкви






Внешняя политика

1935-1936 гг – вторжение в Албанию, захват Эфиопии, 1937 – присоединение к Антикоминтерновскому пакту

1933-1935 – отмена Версальских ограничений, 1936-1939 гг. – аншлюс Австрии, раздел Чехословакии, 1.09.1939 – нападение на Польшу

Франко уклонился от официального вступления в войну.





Характер политического режима

Тоталитаризм - фашизм

Тоталитаризм - нацизм

Умеренно - тоталитарный режим франкизм











Сравнительная таблица «Политические режимы Италии, Германии, Испании»

Сравниваемые характеристики

Италия

Германия

Испания

Степень контроля государства над обществом







Партийная политическая система








«Вождизм»








Путь во власть








Система репрессивных органов государства









Сращивание партийных и государственных органов








Идеология








Отношение к церкви









Внешняя политика









Характер политического режима











Практическая работа ___________________________ (ФИО) класс _________



Тоталитаризм -_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Признаки тоталитаризма:

-

-

-

-

-

-

-

Задание: заполнить пропуски

Тоталитарный режим

Демократический режим





Фашизм - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причины прихода фашистов к власти:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

© 2017 3317 96

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!