Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их в самостоятельной трудовой жизни.
Просмотр содержимого документа
«Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности»
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен.
Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Всё это предполагает:
- I. Формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
Для этого учащиеся должны быть способны:
- а) определять потребности в той или иной продукции
и возможности своего участия в ее производстве;
- б) находить и использовать необходимуюинформацию;
- в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
- г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
- д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
- II. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
- IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
- V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
- Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Задача проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность методов:
- исследовательских,
- поисковых,
- проблемных.
Ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся:
- индивидуальную,
- парную,
- групповую
- Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Основные требования к использованию метода проектов
- 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предлагаемых результатов.
- 3. Самостоятельная деятельность учащихся.
- 4. Структурирование содержательной части проекта (с указание поэтапных результатов).
- 5.Использование исследовательских методов
последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
- Реализуя проект, учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.
- Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности.
главными условиями работы над проектом являются:
- профессионализм учителя, знание им особенности методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектирования деятельности;
- обучение учащихся и овладение ими технологией проектной деятельности (умение определить цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу исследования, планировать деятельность), способность четко, систематически выполнять спланированную работу;
- стремление учащихся в работе над проектом, определенный уровень овладения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями;
- доступность для учащихся информации о ходе проекта.
- Воспитательным механизмом при этом выступает воспитание потребности в труде как содержании, цели и оправдании своей жизни, в переживании радости от успехов в труде, в наслаждении процессом и любовании результатами труда.
Воспитание ценностного отношения к труду
- Как к средству самореализации в жизни;
- трудолюбию как к условию наиболее полного выражения своих сущностных сил и сохранения исторической памяти о себе;
- творчеству как к способу трудовой деятельности;
- красоте как к критерию
оценки труда.
Содержание воспитательной работы включает:
- формирование у детей и учащейся молодежи положительной мотивации трудовых действий;
- готовности к труду;
- умений и навыков
управления собой в процессе трудовой деятельности;
- творческого отношения к труду.
Критерии сформированности культуры труда:
- готовность к самостоятельной трудовой жизни;
- творческий подход к работе;
- умение организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности;
- качественное и ответственное выполнение работы;
Школьник готов к труду в той мере в которой он проявляет:
- добросовестность
- аккуратность в работе,
- готовность помочь взрослым
и товарищам,
- навыки самообслуживания,
- настойчивость в выполнении трудовых поручений,
- воображение и творческий подход к работе,
- любовь к природе.
- У старшеклассников готовность к труду связана с готовностью к самостоятельной жизни,
- с уровнем сформированности экономического мышления,
- эстетизацией труда,
- умением рационально использовать свой трудовой опыт,
- чувством долга и профессиональным самосовершенствованием.