ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Целью художественно-эстетического развития и воспитания обучающихся является гармоничное духовное развитие, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Художественно-эстетическое образование и воспитание, основанное на искусстве, представляет особую значимость для современного подрастающего поколения. Актуализация проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое образование - важнейшая сторона развития личности, которая отвечает за обогащение чувственного опыта, повышает познавательную активность.
Ключевые слова: искусство, театр, фантазия, сцена, эмоции, театральность, перевоплощение, сопереживание.
В современных условиях духовно-нравственного воспитания важная роль в формировании ценностных ориентаций молодежи, развитии творчески активной личности принадлежит общеобразовательным учреждениям, в частности, предметам, художественно-эстетического цикла. Задачей художественно-эстетического воспитания является формирование художественного вкуса и особое внимание нужно уделять искусству. Ведь искусство многогранно: это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это душа человека.
Современная концепция воспитания показывает важность приобщения учащихся к искусству, а именно к театральному искусству, считая его мерилом человеческих ценностей. Ведь театр начинается с первого желания сопереживать, сочувствовать. Ежедневно тысячи детей выходят из зрительных залов, потрясенные увиденным, и эти крошечные сердца стучат от желания совершать фантастические подвиги, из которых потом рождается желание совершать подвиги реальные в повседневной жизни.
Если попытаться определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается вся действительность, мироощущение, мировоззрение культурных эпох. Итак, искусство – это театр, игра, перевоплощение юных актеров на сцене, это чувства. В формах театральной игры дети приобщаются к основным культурным ценностям, к традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
Театрализованная деятельность, представляющая синтез музыки, танца, сценической речи, актёрского мастерства, сценического движения и пластики, создаёт все условия для развития творческой личности, духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания обучающихся.
Уроки актерского мастерства наиболее эффективная форма общего эстетического развития обучающихся. При помощи театральной педагогики можно развивать не только природные способности учащихся, но и формировать их духовно-нравственные качества.
За время работы руководителем театральной студии в Луганском гуманитарно-экономическом лицее – интернате я открыла для себя несколько истин и с уверенностью могу сказать, что все дети талантливы, нужно только найти правильный подход к ребенку: заинтересовать, привести пример, дать поверить в свои силы, раскрыться, прочувствовать… Театральное искусство оказывает наибольшее воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности, влияет на осмысление ценностей, на формирование эстетического представления об окружающем мире. Как подчеркнул Н.В. Гоголь: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Нельзя не согласиться с этим высказыванием, но и сказать нужно правильно, с помощью чувств и могущественного слова.
Театрализованная деятельность в лицее – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала, воспитания творческой направленности личности, художественно-эстетического развития каждого лицеиста. Ведь театр соединяет в себе в первую очередь слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый, познавательный элемент, свое личное видение мира.
Занятия в театральной студии, независимо от формы проведения, способствуют раскрепощению детей, снятию у них излишнего психологического, психического и физического напряжения, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и высокий уровень работоспособности.
Занятия в театральной студии включают в себя тренинги, которые помогают развить внимание, фантазию и память, учат взаимодействовать с партнерами, избавляют от так называемых "зажимов". Практические занятия начинаются с этюдов и наблюдений, что позволят в дальнейшем создавать интересные и глубокие образы на сцене. С каждым днем я все больше и больше убеждаюсь в том, что дети по природе – юные творцы. Для меня очень важно, чтобы учащиеся могли изобразить, перевоплотиться, сочинить что-то имеющее самостоятельную ценность.
В театральной студии ребята не только постигают основы актерского мастерства, развивают внимание и фантазию, они преодолевают «порог сцены» и страх перед зрителем, приобретают легкость в общении и уверенность в себе как на сцене, так и в повседневной жизни. Владение собственным телом и постановка голоса позволяют стать более выразительными как на сцене, так и в повседневной жизни. Дети учатся грамотно и красиво говорить. Занятия техникой речи помогают ребенку улучшить дикцию, правильно ставить ударения, выразительно читать, грамотно формулировать свои мысли и доносить их с помощью поставленного голоса до слушателя – зрителя, одноклассника, педагога.
Сценическое движение обучает большому комплексу навыков, позволяет лучше узнать возможности своего тела, развивает пластику и внимание, улучшает осанку и вырабатывает красивую походку. Занимаясь сценическим движением, ребята учатся взаимодействовать друг с другом и на собственном опыте узнают, что такое «чувство локтя», как важно доверять своему партнеру и быть ответственным за него.
Особого внимания требует театрализованная постановка, где важнейшим является процесс репетиций, творческое переживание и перевоплощение. В процессе работы над образом происходит развитие личности учащегося, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, формируются такие нравственные качества как взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание друг за друга, вера. Как говорил К.С. Станиславский: «Чувства актёра — это его собственные чувства, и источником их является его внутренний мир. Этот мир многогранен, поэтому актёр, исследует и познает себя...».
Как показывает мой личный опыт работы, театральное искусство активно воздействует на общественное сознание подрастающего поколения, изменяя, формируя и преобразуя их духовный мир. Я уверена, тот, кто приобщается к творчеству, уже не способен вершить зло. Тот, кто познал таинственный мир кулис, навсегда в душе остаётся актёром с развитым чувством красоты и гармонии.
С помощью занятий в театральной студии, у обучающихся наблюдаются такие взаимосвязанные качества, как чувство достоинства и долга, уважение, самостоятельность, ответственность, организаторские способности, высокий уровень самосознания, учащиеся становятся более общительными, у них формируется нравственное поведение по отношению друг к другу, также, они чувствуют себя уверенно и раскованно, а выступление перед зрителями для них не кажется психологическим барьером. Также, у обучающихся детей в театральной студии наблюдается гармоничное духовное развитие, формируются представления об эстетических идеалах и ценностях, воспитывается ценностное отношение к прекрасному. Как показывает опыт работы, театральная студия является эффективным средством формирования творческой личности.