« Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»
Подготовила :
Дмитракова
Валентина Николаевна
инструктор
по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 3
«Соловушка »
Не секрет, что здоровье - о дна из важнейших ценностей человеческой жизни. Здоровый человек жизнерадостен, активен, у него хватает сил на саморазвитие, он живет полноценной жизнью. Нет здоровья, так и топчется человек на месте, теряя то, что у него было.
Здоровье – это шахматная партия, где соперниками выступают факторы, ухудшающие наше здоровье и методы его защиты.
Исследования медиков, психологов, педагогов выявили неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 15 лет количество детей – дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с11, 8 до 21, 3-26,9%), а детей не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6%(данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН).
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов.
(Всемирная организация здравоохранения )
Анализируя состояние физической подготовки и исходя из практических наблюдений можно отметить, что ,в настоящее время 50% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления.
Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Почему же это происходит? Причин много: социальные условия, неблагоприятная экологическая обстановка, качество медицинского обслуживания. Но одна из главных – в самих людях, в их отношении к собственному здоровью.
Здоровье человека всегда будет актуальной темой.
Но когда же следует начинать учить наших детей заботиться о собственном здоровье?
Фундамент здоровья закладывается в раннем детстве, так как это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма.
Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.
Детям совершенно так же,
как и взрослым,
хочется быть здоровыми и сильными ,
только дети не знают ,
что для этого надо делать.
Объясни им , и они будут беречься».
Януш Корчак
«
И поэтому передо мной встала педагогическая проблема: какими средствами и способами повысить интерес детей к физической культуре и творчеству в двигательной активности и как научить детей быть здоровыми?
Исходя из важности этой проблемы мною была поставлена цель:
Найти пути формирования двигательной активности у детей дошкольного возраст а средства ми нетрадиционного физкультурного оборудования
и следующие задачи:
- Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
- Разработать систему работы по формированию двигательной активности у дошкольников с использованием нестандартного оборудования.
- Составить план мероприятий по данной теме (НОД, проекты, досуги, развлечения, Дни здоровья).
- Разработать рекомендации для родителей и педагогов.
- Привлечь педагогов и родителей к изготовлению нестандартного физкультурного оборудования.
Невозможно решить проблему здоровья, применяя только традиционные педагогические технологии .На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, направленного на решение данной задачи, созданы все условия для активизации инновационной деятельности по укреплению и сохранению здоровья детей, формированию у них здорового образа жизни стало главным направлением и в деятельности нашего детского сада.
Я уверенно и сознательно двигаюсь в профессиональном направлении. Эта работа дает мне большой простор для саморазвития, ставит передо мной задачи:
- помочь детям накопить необходимый багаж знаний и умений,
- укреплять физическое и психическое здоровье ребенка, формировать двигательную и гигиеническую культуру;
- развивать представления о ЗОЖ, важности здоровья и средствах его укрепления;
- воспитывать потребность заботиться о своем здоровье;
- создавать оздоровительный микроклимат развивающей предметно – пространственной среды, стимулирующей двигательную активность ребенка;
- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
В её основу положены следующие методологические принципы : доступности, последовательности и систематичности.
В настоящее время свою работу планирую с учетом новым подходов к формированию физической культуры на основе трех направлений:
1. Социально-психологического.
2. Интеллектуального.
3. Двигательного.
Инновационные образовательные технологии :
Здоровьесберегающие .
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний. Умений и навыков по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Игровые.
Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
Использование нестандартного оборудования.
Стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования.
Формы организации деятельности детей при ознакомлении со здоровым образом жизни
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения
здоровому образу жизни
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка. Это стало видно при реализации проектов по здоровьесбережению: «Здоровье детей в наших руках», «Заботимся о своем здоровье», «Шаги к здоровью», при использовании пособий «Хочу быть здоровым», а так же при проведении бесед. Культура ЗОЖ формируется на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Работа с педагогами
Организация двигательной развивающей среды ДОУ .
Здоровьесберегающее пространство и нетрадиционное оборудование .
При изготовлении и использовании нестандартного оборудования необходимо помнить, что к этому оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования. Нестандартное оборудование должно быть: 1. Безопасным; 2. Максимально эффективным;
3. Удобным к применению;
4. Компактным
5.Универсальным;
6.Технологичным и простым в изготовлении; 7. Эстетическим. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.
Оборудование, изготовленное и применяемое в работе с детьми .
Новое оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно – оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. У детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные функции. Использование нетрадиционного, нестандартного оборудования и пособий способствуют комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно – оздоровительной работы.
Гармоничное сочетание разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий вызывает у детей положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий физкультурно-игровой среды формирует у детей привычку к регулярным занятиям физической культурой.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Одним из условий развития привития навыков ЗОЖ детей является не только работа с детьми ,но и с их семьями. Физическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленны на формирование здорового образа жизни всех членов семьи.
Анализируя свою работу с использованием нетрадиционных технологий по оздоровлению детей заметна положительная динамика. Для меня очень важно ,что дети меньше стали болеть, у них улучшилось внимание и настроение. Они стали более ловкими, выносливыми и сильными. За последние три года снизилась заболеваемость детей с 7%до 5 % на одного ребенка в год. Повысилась посещаемость.
Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.
А это значит, что у ребенка сформирована привычка к здоровому образу жизни.
Таким образом , можно сделать вывод, что организованная воспитательно – образовательная и физкультурно – оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья. нормализации их социально – адаптивной сферы .
Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно - образовательной и физкультурно – оздоровительной работы в детском саду в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами.
Приоритетными задачами на перспективу считаю :
- продолжать формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и всех участников образовательного процесса
- повышать индекс здоровья;
- повышать уровень теоретических знаний родителей по формированию основ здорового образа жизни;
- формировать образовательное пространство с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий;
- повышать уровень применения нетрадиционных форм организации физкультурных занятий и других мероприятий;
- улучшение качества работы интегрированной психолого-медико-педагогической службы сопровождения в детском саду;
- улучшение материально-технической базы.
«Здоровье ребенка, превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите как сердце, как глаз!»