СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у младших школьников учебной деятельности как основы умения учиться

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен фрагмент презентации для проведения "Методического объединения" в рамках конкурса "Учитель года"

Просмотр содержимого презентации
«методобъединение совсем коротко»

Формирование у младших школьников учебной деятельности как основы умения учиться   Самсонова Л.А., учитель начальных классов  МАОУ гимназии №4

Формирование у младших школьников учебной деятельности как основы умения учиться

Самсонова Л.А.,

учитель начальных классов

МАОУ гимназии №4

Развитие личности – смысл и цель современного образования.  (Из Концепции Федеральных государственных стандартов 2-го поколения) Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. ( Л.В. Занков)  Общее развитие – развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений.

Развитие личности – смысл и цель современного образования. (Из Концепции Федеральных государственных стандартов 2-го поколения)

Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. ( Л.В. Занков) Общее развитие – развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений.

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ любящий свой народ, свой край, свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;   владеющий основами умения учиться , способный к организации собственной деятельности;   готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;   доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;   выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  • любящий свой народ, свой край, свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться , способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕЛЬ МОТИВ СРЕДСТВА ДЕЙСТВИЯ РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ

МОТИВ

СРЕДСТВА

ДЕЙСТВИЯ

РЕЗУЛЬТАТ

ОЦЕНКА

Компоненты деятельности   Занковский урок цель мотив Проблемные вопросы  средства «Ошибка – находка для учителя!» (Л.В.Занков) действия оценка - (самооценка, взаимооценка) Активная познавательная деятельность результат Качественная оценка достижений Разнообразие форм рефлексия Самостоятельный поиск знаний Дискуссии «Ребёнок – это тот же человек, только маленький» (Л.В.Занков)

Компоненты деятельности

 

Занковский урок

цель

мотив

Проблемные вопросы

средства

«Ошибка – находка для учителя!» (Л.В.Занков)

действия

оценка - (самооценка, взаимооценка)

Активная познавательная деятельность

результат

Качественная оценка достижений

Разнообразие форм

рефлексия

Самостоятельный поиск знаний

Дискуссии

«Ребёнок – это тот же человек, только маленький» (Л.В.Занков)

Факторы, влияющие на формирование мотивации Личность учителя Содержание учебного материала Методы и приемы обучения

Факторы, влияющие на формирование мотивации

Личность учителя

Содержание учебного материала

Методы и приемы обучения

Как сохранить и приумножить желание учиться? 1.Приёмы эмоционального стимулирования 3.Приёмы организации взаимодействия и накопления социального опыта 2. Приёмы развития познавательного интереса 8

Как сохранить и приумножить желание учиться?

1.Приёмы эмоционального стимулирования

3.Приёмы организации взаимодействия и накопления социального опыта

2. Приёмы развития познавательного интереса

8

Приёмы эмоционального стимулирования     ситуация успеха дифференцированные задания (по уровню трудности, по уровню творчества, по степени самостоятельности, по объёму материала); задания нарастающей сложности приёмы поощрения: мимические и пантомимические; словесные; материализованные (поощрительный приз, значок «Грамотейкин», «Лучший математик» и др.); деятельностные (право выполнить самое трудное задание; выставка лучших тетрадей; право писать в волшебной тетради; право выполнять работу волшебной ручкой и др.) игровые формы организации учебной деятельности  приём «Домики»

Приёмы эмоционального стимулирования

 

ситуация успеха

  • дифференцированные задания (по уровню трудности, по уровню творчества, по степени самостоятельности, по объёму материала);
  • задания нарастающей сложности

приёмы поощрения:

  • мимические и пантомимические;
  • словесные;
  • материализованные (поощрительный приз, значок «Грамотейкин», «Лучший математик» и др.);
  • деятельностные (право выполнить самое трудное задание; выставка лучших тетрадей; право писать в волшебной тетради; право выполнять работу волшебной ручкой и др.)

игровые формы организации учебной деятельности

приём «Домики»

прием создания на уроке ситуаций занимательности (занимательные примеры, опыты) включение учащихся в творческую деятельность составление ребусов, кроссвордов; написание стихотворений; «придумывание» заданий к упражнениям, теме и др. приём «Что я знаю – чего я не знаю» постановка проблемы или проблемная ситуация Приёмы развития познавательного интереса

прием создания на уроке ситуаций занимательности (занимательные примеры, опыты)

включение учащихся в творческую деятельность

  • составление ребусов, кроссвордов;
  • написание стихотворений;
  • «придумывание» заданий к упражнениям, теме и др.

приём «Что я знаю – чего я не знаю»

постановка проблемы или проблемная ситуация

Приёмы развития познавательного интереса

Задача I этапа - научить сотрудничать друг с другом (сначала обучение при фронтальной работе). Использую приемы:  в случае затруднения при ответе ученик вызывает себе помощника;  для оценки своего ответа ученик сам назначает себе учителя; вводятся приемы несловесного общения

Задача I этапа - научить сотрудничать друг с другом (сначала обучение при фронтальной работе). Использую приемы:

  • в случае затруднения при ответе ученик вызывает себе помощника;
  • для оценки своего ответа ученик сам назначает себе учителя;
  • вводятся приемы несловесного общения "+", "-", "?";
  • организуются игры, развивающие умение слушать другого ("Снежный ком").
  • Формулируются правила общего обсуждения: не говорить всем сразу; всем смотреть на говорящего; реагировать знаками на каждую реплику говорящего; возражая или соглашаясь, обращаться к говорящему лично.

Задача II этапа - показать важность кооперации для достижения лучшего результата.

III этап- непосредственная организация групповой работы на уроке.

Как организовать взаимодействие?

Как организовать взаимодействие? ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ   ПОИСК СПОСОБА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ   ВЗАИМОКОНТРОЛЬ, ВЗАИМООЦЕНКА

Как организовать взаимодействие?

ПОСТАНОВКА

ПРОБЛЕМЫ

ПОИСК СПОСОБА

РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ЗАДАЧИ

ВЗАИМОКОНТРОЛЬ,

ВЗАИМООЦЕНКА

Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления.  Г.А.Цукерман

Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления. Г.А.Цукерман

  • Технология критического мышления
  • Технология проблемно-диалогического обучения.
Виды упражнений   для формирования умения планировать учебные действия:  применение готовых алгоритмов;  обсуждение и анализ готовых алгоритмов; составление алгоритмов действий;  определение недостающих действий в алгоритме, исключение лишних;  выделение алгоритма после выполнения учебного задания; пересказ плана учебных действий в парах, группах. для формирования умения определять цель

Виды упражнений

для формирования умения планировать учебные действия:

  • применение готовых алгоритмов;
  • обсуждение и анализ готовых алгоритмов;
  • составление алгоритмов действий;
  • определение недостающих действий в алгоритме, исключение лишних;
  • выделение алгоритма после выполнения учебного задания;
  • пересказ плана учебных действий в парах, группах.

для формирования умения определять цель

  • отбор из предложенных целей тех, которые соответствуют данному учебному заданию;
  • исключение из перечня предложенных целей тех, которые не подходят к данному учебному заданию;
  • определение личностных возможностей выполнения заданий(выбор задания по уровню сложности).
Приём «Светофор» Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня. «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше». Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок. «Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок». Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал. «Мне нужно еще раз все повторить». Приём «Запрос» Перед проверкой работы учителем, ученик делает в своей тетради пометку о том, как он хотел бы, чтобы была проверена его работа (делает «запрос» учителю) проверить и исправить все ошибки; зачеркнуть ошибки, но не исправлять их; указать количество ошибок, но не исправлять их

Приём «Светофор»

  • Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня.

«Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».

  • Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.

«Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».

  • Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал.

«Мне нужно еще раз все повторить».

Приём «Запрос»

Перед проверкой работы учителем, ученик делает в своей тетради пометку о том, как он хотел бы, чтобы была проверена его работа (делает «запрос» учителю)

проверить и исправить все ошибки;

зачеркнуть ошибки, но не исправлять их;

указать количество ошибок, но не исправлять их

Приёмы формирования действий контроля и оценки Оценочные листы прием «задания-ловушки» ; прием «составление заданий с ловушками»; прием «создание «помощника» для проверки работы прием «составление проверочных заданий»; прием «умные вопросы».

Приёмы формирования действий контроля и оценки

  • Оценочные листы
  • прием «задания-ловушки» ;
  • прием «составление заданий с ловушками»;
  • прием «создание «помощника» для проверки работы
  • прием «составление проверочных заданий»;
  • прием «умные вопросы».

Классификация приёмов рефлексии  2.Рефлексия деятельности:  «Лесенка успеха»; «Поезд»; «Букет» 3. Рефлексия содержания учебного материала:  рефлексивный экран    1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния:  солнышко-тучка; «Волшебное дерево»; смайлики   13

Классификация приёмов рефлексии

2.Рефлексия деятельности:

  • «Лесенка успеха»;
  • «Поезд»;
  • «Букет»

3. Рефлексия содержания учебного материала:

  • рефлексивный экран

1.Рефлексия

настроения и эмоционального состояния:

  • солнышко-тучка;
  • «Волшебное дерево»;
  • смайлики

13