Формирование у первоклассников навыков быстрого устного счета.
Одна из основных задач обучения математике в начальных классах – формирование у учащихся вычислительных навыков, осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Это программное требование реализуется на этапе урока, традиционно называющемся устным счетом.
Основные задачи этого этапа:
Воспроизводство и корректировка определенных знаний, умений, навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснений учителя.
Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
Эти задачи определяют подготовку и проведение этого этапа урока.
Рационально подобранное содержание, умелый отбор соответствующих методов, форм организаций и средств обучения позволит успешно решить основные дидактические задачи, стоящие перед учителем.
Рационально подобрать содержание – это, значит, выполнить следующие требования:
Объём предполагаемых заданий должен быть необходимым и достаточным для дальнейшей работы на уроке.
В системе предложенных для устного счета заданий должно быть четко определено место каждого из них.
Отбор материала должен быть осуществлен с учетом преемственности и перспективности в изучении материала.
На уроках математики в начальной школе, а особенно в первом классе, устная работа имеет большое значение. Это и общение учителя с классом и отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении различных заданий, возможность обсудить и доказать свой способ решения проблемы и т.д. Среди этих видов устной работы можно выделить устные вычисления.
Устные вычисления, являясь определённым этапом урока, имеют определённые задачи:
- воспроизводство и корректировка определённых знаний и умений учащихся, необходимых для самостоятельной работы на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
- педагогический контроль состояния знаний учащихся;
- психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала;
- формирование интереса к предмету.
Навыки устного счёта формируются у учащихся в процессе выполнения различных упражнений. По мнению М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, Н.Б.Истоминой к основным видам устных вычислений относятся:
Учащимся предлагается в различной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов:
- числовые и буквенные выражения (найди разность чисел 7 и 4; найди значение выражения 9 – в, при в=4);
- предложение математических выражений в разной словесной форме (8 минус 5; из 10 – 7; найди разность чисел 10 и 7; уменьшить 10 на 7; уменьшаемое 10, вычитаемое 6, найди разность); причём различные формулировки используют и учитель, и ученики;
- выражения могут включать одно или более действий, включать действия разных ступеней (2+3-1; 3+4+1; 4:2+2; 5-6:2);
- выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными, двузначными и т.д. (7+3; 40+50);
- выражения с величинами (6кг+5кг; 9м-3м).
Основная задача упражнений на нахождение значения выражений – выработать у учащихся твёрдые вычислительные навыки, способствовать усвоению вопросов теории арифметических действий.
Этот вид устных упражнений имеет ряд вариантов, может включать различный числовой материал (однозначные, двузначные числа, величины), выражения могут быть с разными арифметическими действиями.
- установить, равны ли значения, если не равны – какое из них больше или меньше; вместо (*) поставить знаки , = (4+6 * 1+5; 10-3 * 10-7);
- выражение составить или дополнить так, чтобы сохранялось равенство или неравенство (3+ 5= 24+… или 7-4 …-1).
Задача этих упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах; о равенствах и неравенствах; помогать выработке вычислительных навыков.
Сначала предлагаются для решения простейшие уравнения вида (х +5=10;
7 – х =3), затем и более сложные (х-5=4+6).
Уравнения предлагаются в разных формах:
- реши уравнение 8-х=5;
- какое число надо вычесть их 5, чтобы получить 1?
- я задумала число, вычла это число их 4 и получила 1; какое число я задумала?
- найди неизвестное число: 9- х= 9- 3.
Задача таких устных упражнений – выработать умение решать уравнения, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.
Занимательные задачи в стихах
Решая задачи в стихах, учащиеся тренируют память, развивают логическое мышление, сопоставляют, учатся самостоятельно анализировать, делать выводы, что способствует формированию прочных вычислительных навыков. А также, что немало важно, поднимают ученикам настроение.
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Три большие клеточки
В каждой по четыре веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?
На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.
Правильно подобранные задачи и упражнения позволяют обнаружить уровень сформированности вычислительных навыков учащихся , выявить , насколько осознанны их умение решать текстовые задачи , как усвоена математическая терминология и другие понятия.