СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у первоклассников навыков быстрого устного счета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у первоклассников навыков быстрого устного счета.»

Формирование у первоклассников навыков быстрого устного счета.

Одна из основных задач обучения математике в начальных классах – формирование у учащихся вычислительных навыков, осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Это программное требование реализуется на этапе урока, традиционно называющемся устным счетом.

Основные задачи этого этапа:

Воспроизводство и корректировка определенных знаний, умений, навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснений учителя.

Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

Эти задачи определяют подготовку и проведение этого этапа урока.

Рационально подобранное содержание, умелый отбор соответствующих методов, форм организаций и средств обучения позволит успешно решить основные дидактические задачи, стоящие перед учителем.

Рационально подобрать содержание – это, значит, выполнить следующие требования:

Объём предполагаемых заданий должен быть необходимым и достаточным для дальнейшей работы на уроке.

В системе предложенных для устного счета заданий должно быть четко определено место каждого из них.

Отбор материала должен быть осуществлен с учетом преемственности и перспективности в изучении материала.

На уроках математики в начальной школе, а особенно в первом классе, устная работа имеет большое значение. Это и общение учителя с классом и отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении различных заданий, возможность обсудить и доказать свой способ решения проблемы и т.д. Среди этих видов устной работы можно выделить устные вычисления.

Устные вычисления, являясь определённым этапом урока, имеют определённые задачи:

- воспроизводство и корректировка определённых знаний и умений учащихся, необходимых для самостоятельной работы на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

- педагогический контроль состояния знаний учащихся;

- психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала;

- формирование интереса к предмету.

Навыки устного счёта формируются у учащихся в процессе выполнения различных упражнений. По мнению М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, Н.Б.Истоминой к основным видам устных вычислений относятся:

  • Нахождение значения математических выражений.

Учащимся предлагается в различной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов:

- числовые и буквенные выражения (найди разность чисел 7 и 4; найди значение выражения 9 – в, при в=4);

- предложение математических выражений в разной словесной форме (8 минус 5; из 10 – 7; найди разность чисел 10 и 7; уменьшить 10 на 7; уменьшаемое 10, вычитаемое 6, найди разность); причём различные формулировки используют и учитель, и ученики;

- выражения могут включать одно или более действий, включать действия разных ступеней (2+3-1; 3+4+1; 4:2+2; 5-6:2);

- выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными, двузначными и т.д. (7+3; 40+50);

- выражения с величинами (6кг+5кг; 9м-3м).

Основная задача упражнений на нахождение значения выражений – выработать у учащихся твёрдые вычислительные навыки, способствовать усвоению вопросов теории арифметических действий.

  • Сравнение математических выражений.

Этот вид устных упражнений имеет ряд вариантов, может включать различный числовой материал (однозначные, двузначные числа, величины), выражения могут быть с разными арифметическими действиями.

- установить, равны ли значения, если не равны – какое из них больше или меньше; вместо (*) поставить знаки , = (4+6 * 1+5; 10-3 * 10-7);

- выражение составить или дополнить так, чтобы сохранялось равенство или неравенство (3+ 5= 24+… или 7-4 …-1).

Задача этих упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах; о равенствах и неравенствах; помогать выработке вычислительных навыков.

  • Решение уравнений.

Сначала предлагаются для решения простейшие уравнения вида (х +5=10;

7 – х =3), затем и более сложные (х-5=4+6).

Уравнения предлагаются в разных формах:

- реши уравнение 8-х=5;

- какое число надо вычесть их 5, чтобы получить 1?

- я задумала число, вычла это число их 4 и получила 1; какое число я задумала?

- найди неизвестное число: 9- х= 9- 3.

Задача таких устных упражнений – выработать умение решать уравнения, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

Занимательные задачи в стихах

Решая задачи в стихах, учащиеся тренируют память, развивают логическое мышление, сопоставляют, учатся самостоятельно анализировать, делать выводы, что способствует формированию прочных вычислительных навыков. А также, что немало важно, поднимают ученикам настроение.

Мама вышила ковёр.

Посмотри, какой узор.

Три большие клеточки

В каждой по четыре веточки

Села Маша на кровать,

Хочет ветки сосчитать.

Да никак не может

Кто же ей поможет?

На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

Правильно подобранные задачи и упражнения позволяют обнаружить уровень сформированности вычислительных навыков учащихся , выявить , насколько осознанны их умение решать текстовые задачи , как усвоена математическая терминология и другие понятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!