МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Зачётная работа
«Формирование у учащихся информационных умений в учебном процессе»
Выполнил: Мартиросян И.Х.,
учитель физической культуры
г. Лобня. Группа № 3
Проверил: Перминова Л.М.
д.п.н., профессор
13.03.2017
Москва, МГОУ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Общая характеристика информационно-коммуникационных технологий.
Классификация средств ИКТ.
Использование ИКТ в образовательном процессе.
Преимущества ИКТ
Недостатки и проблемы применения ИКТ
Понятия «информационная компетентность», «информационная грамотность», «информационная культура», «информационное мировоззрение», «информационные умения».
Использование компьютерных технологий на уроках физической культуры.
Пример плана-конспекта использования ИКТ на уроках физической культуры.
Заключение
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
Введение
Актуальность. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники появлением новых информационных технологий коренным образом преобразующих жизнь людей. Одним из приоритетных направлений деятельности в последние годы стало построение информационного общества. В современном мире новой ценностью для человека становится владение информацией, поэтому необходимо уметь получать информацию и пользоваться ею. Поэтому перед учителем школы стоит задача – формировать и развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего нас мира овладевать практическими современными способами работы с информацией развивать умения позволяющие обмениваться информацией. Данные умения развиваются и используются в ходе обучения детей всем предметам в школе. Таким образом, одним из наиболее актуальных направлений работы учителя, является развитие информационных умений у школьников. Учитель должен научить ученика ориентироваться в массивах информации используя её себе во благо подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Овладение информационными умениями даст школьникам возможность дальнейшего самостоятельного успешного усвоения новых знаний умений и компетентностей на основе формирования умения добывать информацию самостоятельно.
Целью зачётной работы является изучение формирования информационных умений у учащихся школы.
Объект исследования – процесс формирования у учащихся школы информационных умений.
Предмет исследования – физическая культура как один из методов формирования информационных умений у школьников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- провести анализ литературы по формированию информационных умений на уроках физической культуры;
- охарактеризовать средства формирования информационных умений на уроках физической культуры;
- выделить преимущества и недостатки применения ИКТ в образовательном процессе.
Для решения поставленных задач использованы следующие научно – исследовательские методы:
— теоретический анализ методической литературы по проблемам исследования;
— анализ документации.
Гипотеза — уроки физической культуры будут влиять на формирование у учащихся школы информационных умений при следующих условиях:
- при систематическом использовании заданий на нахождение информации;
- при использовании игровых технологий;
- при использовании технологии проблемного диалога;
- при использовании проектной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня, учителем физической культуры для подготовки к уроку, для объяснения роли ИКТ в спорте и т.д.
Курсовая работа состоит из введения, 6 глав, заключения и списка используемой литературы и Интернет-ресурсов. Объём работа - 43 страницы.
Общая характеристика информационно-коммуникационных технологий
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.
Существенная роль в развитии инфраструктуры информатизации, внедрении информационных технологий в деятельность органов государственной власти, региональных и муниципальных органов управления принадлежит Федеральной целевой программе «Электронная Россия». Исследования, проводимые в рамках этой программы, затрагивают и сферу образования.
Вопросам информатизации образования уделяется первостепенное внимание и Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы. В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих
реализацию образовательных программ по предметам основного общего и
среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и
среднего профессионального образования. Удаленный доступ к этим ресурсам, размещенным в сети Интернет Федеральным центром информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), будет предоставлен всем образовательным учреждениям страны.
Существенной проблемой стала интеграция интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и коллекциях. Для решения этой проблемы создана новая информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.
Мощный импульс внедрению информационных и коммуникационных технологий в систему общего образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году.
Информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для соци-ального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусств, литературы, науки. Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. В законе «Об информации, информатизации и защите информации» информационная система определяется, как «организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации)».
Сегодня информационные технологии (ИТ) используются практически во всех сферах деятельности человека. Существенное развитие программного обеспечения, разработка баз данных и систем их управления повлекло массовое внедрение ИТ.
Классификация средств ИКТ
Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации — чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:
- формирование устойчивой мотивации;
- активизация мыслительных способностей учащихся;
- привлечение к работе пассивных учеников;
- повышение интенсивности учебного процесса;
- обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;
- обеспечение учебного процесса современными материалами;
- приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;
- реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;
- активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- обеспечение гибкости процесса обучения.
В педагогической практике существует следующая классификация средств ИКТ по области методического назначения.

Рис. 1. Классификация средств ИКТ по области методического назначения
В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении компетентности педагога в области ИКТ, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.
В педагогической практике предлагается двухуровневая модель информационно-коммуникационной компетентности учителя:
1) уровень функциональной грамотности (подготовленность к деятельности):
- владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформации;
- умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами;
- умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер и т. д.
2) деятельностный уровень (реализованная деятельность) — эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов.
Деятельностный уровень можно разделить на подуровни:
- внедренческий — включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
- творческий — разработка собственных электронных средств учебного назначения. Именно деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования. Как вывести учителя с уровня функциональной грамотности на деятельностный уровень? Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов необходимо реализовывать в рамках отдельно взятого учебного заведения. Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги могут научиться использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Важную роль играет методическое сопровождение использования ИКТ, обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ (проведение семинаров, мастер- классов, вебинаров и т. д.).
Необходимым условием эффективного и систематического использования функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов является внутренняя мотивация, потребность и готовность учителя к проведению уроков с использованием ИКТ, осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков в практическую педагогическую деятельность, использование готовых мультимедийных программ в учебном процессе, образовательных ресурсов сети Интернет, общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами, создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов.
Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. Чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса — педагога и учащихся, учеников между собой — и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером».
В учебном процессе современному ученику приходиться сталкиваться с огромным количеством разнообразной учебной информации. Вследствие этого, наступает информационная перегрузка и эмоциональное возбуждение, что опасно для психического и физического здоровья ученика.
Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.
Длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на многих функциях организма ребенка: высшей нервной деятельности, эндокринной и иммунной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека.
От работы за компьютером появляются побочные эффекты:
- дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию;
- компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей, может снизить функционирование некоторых видов памяти, способствовать росту эмоциональной незрелость, безответственности;
- психическое напряжение вызывает у детей стрессовое состояние;
- виртуальная реальность приводит к потере чувства естественной опасности.
Таким образом, к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении педагогам необходимо подходить творчески, не злоупотребляя и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.
Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным.
При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии — это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя. Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит в большей степени от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.
Использование ИКТ в образовательном процессе
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино-).
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах: как "проникающая", "основная" или "монотехнология".
Образовательные средства ИКТ - разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров: по решаемым педагогическим задачам, по функциям в организации образовательного процесса, по типу информации.
При применении компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения. При этом компьютер выполняет следующие функции: 1) функции учителя - источник учебной информации; тренажер; 2) функции рабочего инструмента: средство подготовки текстов, выступлений.
Имеет место множество преимуществ урока с использованием ИКТ по сравнению с обычным уроком, например, рост объема выполненных на уроке заданий; повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, включения игрового момента, объективность и своевременность результатов теста.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы: недостаточная компьютерная грамотность учителя, отсутствие контакта с учителем информатики, не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе, вероятность, перехода от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Мы рассмотрим следующие варианты использования средств ИКТ в образовательном процессе:
урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии) и ученики для защиты проектов;
урок проходит с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди: выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;
урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе, его задачи: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем, одновременно постигать возможности различных компьютерных программ;
самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем: традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами (50% учебного времени) и консультациями.
3.1 Преимущества ИКТ
Преимущества ИКТ:
- индивидуализация обучения;
- интенсификация самостоятельной работы учащихся;
- рост объема выполненных на уроке заданий;
- возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс; что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
- повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.
- интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
- этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
- применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.
- для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
- освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.
3.2 Недостатки и проблемы применения ИКТ
Недостатки и проблемы применения ИКТ:
Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
Отсутствие контакта с учителем информатики.
В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
Отсутствие демонстрационного центра.
Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
Не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе.
Не хватает компьютерного времени на всех.
В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Понятия «информационная компетентность», «информационная грамотность», «информационная культура», «информационное мировоззрение», «информационные умения»
Концепция модернизации российского образования говорит о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Компетентностный подход - один из подходов, который противопоставляется «знаниевому» в понимании накопления учеником и трансляции преподавателем готового знания, т.е. информации, сведений. Введение компетентностного подхода, по мнению А.В.Хуторского, в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Информационная компетентность основана на информационных компетенциях: владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, Интернет), поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Информационная компетентность является одной из ключевых, которой должен обладать учащийся, способный успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Данная компетентность является не только целью образования на данном этапе его развития, но и средством достижения высокого уровня знаний современного школьника. «Информационные умения – это требования к образовательной подготовке учащегося, умения школьника находить, отбирать, необходимую ему информацию. Информационная компетентность тесно связана с информационной деятельностью, когда учащийся осваивает информационную среду, наиболее полно реализует в ней свои способности, потребности и стремления. Если школьник владеет информационной деятельностью, значит, у него сформирована информационная компетентность. Это результат образования, который выражается в овладении информационными компетенциями.
Понятие «информационная компетентность» многие авторы рассматривают, как способность учащихся самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию. Так, к примеру, О.Г.Смолянинова рассматривает информационную компетентность школьника как «универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание». Л.Г.Осипова под информационной компетентностью школьника понимает «умение ориентироваться в обширном, бурно обновляющемся и растущем информационном поле, быстро находить необходимую информацию и встраивать ее в свою систему деятельности, применять для решения практических и исследовательских задач. А.Л.Семёнов трактует информационную компетентность школьника как «новую грамотность, в которую входят умения активной, самостоятельной обработки информации, принятия принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств, а также технические навыки использования компьютеров, оперирование с визуальным представлением информационных процессов и моделей. В состав информационной компетентности включены умения, относящиеся к публичным выступлениям, использованию библиотек на бумажных носителях, аудиовизуальное восприятие телевизионной рекламы, осмысленное запоминание фактов».
В начале обучения ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, а учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении всего периода он получает знания, умения,– создает необходимую базу для последующего обучения. Успешная учеба, осознание своих способностей, умений качественно выполнять задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самопознания, который назван теоретическим рефлексивным мышлением. Если чувство компетентности не формируются, у ребенка снижается самооценка, возникает чувство неполноценности.
В младшем школьном возрасте формируются следующие психологические новообразования: память приобретает ярко выраженный произвольный характер, идет интенсивное формирование приемов запоминания, происходит переход восприятия к произвольному, формируется способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах, что способствует развитию воли. Формируются предпосылки развития чувства компетентности. Поэтому очень важно формировать и развивать информационные умения ещё в начальном звене.
Развитие информационных умений в начальной школе происходит посредством использования информационных технологий. Современные педагоги достаточно активно применяют в своей деятельности: интерактивные доски, электронные энциклопедии и справочники, видео и аудиотехнику, презентации и др.
Интерактивные доски создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи. С помощью доски можно демонстрировать презентации, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. На ней можно добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся.
Применение информационных технологий развивает информационные умения учащихся, так как занятия становятся для них интересными, формируется положительная мотивация к учению; предоставляется больше возможностей для участия в коллективной работе, происходит развитие личных и социальных навыков. Информационные умения развиваются при применении в учебном процессе презентаций, обучающих программ, так как с их помощью учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; они становятся более творчески и уверенными в себе.
Таким образом, мы считаем, что информационная компетентность младшего школьника предполагает не только наличие умений обращения с компьютерной техникой, но и умение критически мыслить, то есть самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию, в различных формах и на различных носителях, и делать аргументированные выводы, что позволяет школьнику понять содержание, провести анализ и оценку полученной информации. Информационная компетентность проявляется в информационных умениях.
На сегодняшний день одной из самых важных проблем современной школы является развитие информационной грамотности (ИГ) у учащихся. ИГ — это не только умение искать информацию, используя такие источники, как электронные носители, видео, аудио — кассеты, системы каталогов, картотек, различного рода указатели и т.д., но и умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации. Наличие огромного информационного потока не может само по себе сформировать подготовленных пользователей без дополнительного массива необходимых знаний и навыков по эффективному использованию информации. Другими словами ИГ—это одна из важнейших составляющих умения учиться.
В учебной исследовательской деятельности учащихся чрезвычайно важным делом становится овладение такими видами грамотности, как:
грамотностью чтения;
медиа – грамотностью;
компьютерной грамотностью;
телекоммуникационной грамотностью;
информационной грамотностью.
Центральное место здесь занимает ИГ, которая является связующим звеном всех видов грамотности. Что же такое ИГ?
Информационная грамотность—это набор умений и навыков учащегося, позволяющий ему запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией.
В настоящее время общеобразовательная школа обеспечивает лишь компьютерную осведомленность учащихся, в лучшем случае их компьютерную грамотность. Что же касается формирования информационной культуры, то эта задача может быть решена только после того, как педагоги сами овладеют информационной культурой.
Образование должно быть ориентировано на будущее, которое требует от человека умения эффективно работать с большими потоками информации. При увеличении объемов и скорости поступления информации особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школьное обучение должно быть направлено на создание условий для формирования умений учащихся определять возможные источники выбора информации и стратегию ее поиска. Здесь важно дать определение о том, что такое информационная культура и каково её отличие от информационной грамотности.
Информационная культура (ИК) личности — одна из составляющих общей культуры человека: совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
К сожалению, в нашей стране в настоящее время отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования ИК. ИК в последнее время ассоциируется преимущественно с технико–технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Преобладает моно–дисциплинарный подход, в результате которого формирование ИК сводится либо к обучению основам библиотечно–библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой и т.п. Каждое из этих направлений само по себе не вызывает сомнений, однако, имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно решить проблему в целом – формирование информационной культуры личности.
В популярной литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью ИГ, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения.
Сопоставление понятий ИГ и ИК свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники, до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем, понятие «информационная культура личности» — понятие более широкое, чем понятие ИГ. Оно включает в свой состав, в отличие от ИГ, такой компонент, как информационное мировоззрение.
Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур – технократической и гуманитарной.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования ИГ как составляющей ИК личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Очевидно, что наибольшими образовательными возможностями для решения указанной проблемы обладает вводимый в настоящее время в начальную школу предмет «Информатика» за счет его существенной ориентации на формирование у обучающихся представления об окружающем мире как об информационном пространстве. Следует отметить, что актуальность проблемы формирования ИГ младшего школьника в учебной деятельности обусловлена рядом противоречий, сдерживающих ее решение:
между современными требованиями общества к уровню ИК личности на всех этапах ее развития и недостатком теоретических и практических разработок сущности этого процесса применительно к формированию ИГ младшего школьника;
между потенциальными возможностями образовательной области «Информатика», способствующими формированию ИГ и реализацией их в условиях начальной школы.
ИГ младшего школьника рассматривается как составная часть ИК личности и является синтезом психофизиологического, эмоционально–ценностного, коммуникативного компонентов, содержание которых определяется формированием представления об окружающем мире как об информационном пространстве; ценностным отношением к информации; общими представлениями о базовых понятиях в области информатики и практической реализации этих знаний в применении; овладением коммуникативными средствами при работе с информацией.
Из всего этого возникает вопрос: «А каковы условия формирования информационных умений»?»
Условия формирования информационных умений:
Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся;
Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации;
Доступность информационных ресурсов;
Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками;
Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой;
Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности;
Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников.
Из этого следует, что важнейшими умениями, которые необходимо сформировать у школьников в процессе развития ИУ это формирование собственного мнения, самооценки; осознание того, что ИУ – это не просто очередной урок в череде других, а необходимое для жизни умение. Иными словами, развитие ИУ должно быть направлено на умение обдумывать, интерпретировать и применять информацию.
Использование компьютерных технологий на уроках физической культуры
Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные и другие инновационные технологии.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных: - ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; - самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств: информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных информационных технологий, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
При этом перед учителем встают новые задачи:
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
- Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
- Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний.
В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:
1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.
2. Программы-тренажеры - для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен.
3. Контролирующие программы - для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
4. Демонстрационные программы - для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).
5. Информационно - справочные программы - для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
6. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (физическая культура, ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике, химии, …) мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Компьютерные технологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактивных средств, в физическом воспитании носят, как правило, частный характер: создание баз данных школьников, мониторинг их физического развития и физической подготовленности, проектный метод, – и не имеют широкого распространения в школьной практике.
Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований).
На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:
а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;
б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол;
в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях);
Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее.
Этапы освоения компьютерной грамотности
В ходе всего курса физической культуры в средней школе можно выделить несколько этапов освоения учениками спортивно-компьютерных умений и навыков.
I этап – визуальный (5–7-й классы) – предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостного двигательного действия из элементов.
Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.
II этап – технический (8–9-й классы) – предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе «Покадровое движение».
У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.
На III этапе – аналитическом (10–11-й классы) – старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка.
На уроках физкультуры школьники осваивают различные компьютерные технологии: программу «Flash», Интернет.
В основной школе закладываются основы техники специфических двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, нападающий удар в волейболе, низкий старт в легкой атлетике, коньковый ход в лыжной подготовке и др.), которые будут востребованы в течение всего процесса обучения.
Как же хорошо должен быть физически и методически готов учитель к созданию правильного представления о технике изучаемых двигательных действий у школьника, чтобы впоследствии его не надо было переучивать! Порой, пока начинающий учитель приобретет навыки, необходимые для работы в той или иной школе с учетом сложившихся традиций, наличия инвентаря и других особенностей школы, проходит несколько месяцев, а школьники тем временем приобретают не совсем правильные представления о двигательных действиях. Все эти трудности в эпоху XXI века могут быть решены при использовании компьютера в процессе физического воспитания.
Применение компьютера возможно на всех этапах урока:
-При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений (собирает на компьютере пазл), что делает урок более содержательным и увлекательным.
-На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.
-На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.
-Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем: используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценивания; фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.
Формами контроля являются самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике.
В качестве домашнего задания каждый ученик может получать набор элементов двигательного действия (бег, прыжки и т.д.), из которых он должен составить целые спортивные композиции на основе пройденного материала.
Наблюдается влияние частоты использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что ИКТ влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ИКТ используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним.
Оптимальная частота и длительность применения традиционных ИКТ в учебном процессе определяются возрастом учащихся и целесообразностью их использования в познавательной деятельности школьников. Правильнее использовать ИКТ в начале изучения каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемых двигательных действий и закрепления ассоциативного мышления.
Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. В начале изучения ИКТ применяются в подготовительной части урока, при закреплении или проверке знаний – в заключительной части урока и могут использоваться как проверка домашнего задания. Использование ИКТ не должно длиться на уроке более 15 мин. подряд: ученики устают, к тому же экспериментально проверено, что 15 мин. достаточно для усвоения техники двигательного действия. По мере необходимости лучше скорректировать технику при практическом освоении на следующих занятиях.
Использование информационных технологий в учебном процессе очень актуально. ИКТ способствует формированию творческой личности учащихся, делает урок более многогранным, интересным и ярким. Целесообразность использования ресурсов Интернет в разделе физическая культура более результативен во внеклассной работе и внеурочной деятельности.
Одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по физическому воспитанию является олимпиада по предмету «Физическая культур». Основной особенностью олимпиады является тесная сопряжённость её содержания с учебным материалом школьной программы и одновременная проверка качества его освоения школьниками в жёстких условиях конкурсных испытаний.
Поэтому в настоящее время возрастает роль использования ИКТ при подготовке к олимпиаде по предмету «физическая культура», учителя и ученики могут использовать информацию, предоставленную на портале Всероссийской олимпиаде
Хочется отметить, что средства ИКТ уже не вызывают страх у большинства участников образовательного процесса и многие сходятся во мнении, что чувствуют себя более уверенно и комфортно, применяя ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности.
Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока.
Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования.
Тесты используются на любом этапе обучения. Можно использовать для освобожденных учащихся. Компьютерные тексты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа.
Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Используя городские тесты по теоретическому разделу олимпиады за разные годы, можно составить тесты по разделам программы.
Учащиеся с интересом создают тесты и презентации и делают их быстро. Они намного эффективнее владеют многими компьютерными программами, чем мы. Работа должна быть совместной. Каждую работу надо оценивать и проверять. Так дети, имеющие отклонения в здоровье, делают презентации по комплексу упражнений, профилактике заболевания, а потом используют их самостоятельно.
Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может бать использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти.
По заданию учащиеся готовили самостоятельно презентации на такие темы: «Самоконтроль на занятиях физической культуры» В презентации представлены определения, показатель самоконтроля, субъективные показания состояния организма, внешние признаки утомления, которые и составляют теоретический материал. Способы измерения пульса пробы с приседаниями являются практическим материалом. Дети приобретают знания для самостоятельного ведения "Дневника самоконтроля” и определения своей физической подготовленности. «Вред курения и алкоголя» где показаны губительные факторы влияния на организм табака и алкоголя.
При отслеживании рынка компьютерных программ по физической культуре эта тема представлена довольно бедновато.
ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.
Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени.
Таким образом, исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.
Пример плана-конспекта использования ИКТ на уроках физической культуры
Вводный урок по физической культуре по теме "Футбол"
для учащихся 11 класса с использованием ИКТ
Место проведения: спортивный зал.
Цель урока:
Углубить знания обучающихся по истории возникновения и развития футбола.
Повторить правила игры в футбол.
Закрепить полученные навыки и умение по технике ведения мяча, остановки мяча подошвой и удару серединой подъема в движении и на месте.
Развитие у обучающихся общей выносливости.
Обновление двигательной памяти путем повторения полученных навыков и умений, создания условий, для самостоятельного развития кондиционных качеств.
Задание уроку:
Провести инструктаж по безопасности жизнедеятельности на уроках по футболу.
Углубить знания обучающихся по истории возникновения и развития футбола.
Повторить правила игры в футбол.
Развитие общей выносливости средствами специальных упражнений и учебной игры в футбол.
Формирование навыков здорового образа жизни.
Воспитание морально волевых качеств: дружбы, взаимопомощи, ответственности, за свою команду с помощью спортивной эстафеты.
Оборудование:
Методы обучения:
игровой,
метод соревнования,
наглядный,
метод упражнения,
работа в группе,
мозговой штурм.
Тип урока: вводный.
№ | Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
1. Подготовительная часть. 15-20 мин. |
| 1. Организация учеников к уроку: Построение по уровню физической подготовленности. Проверка правильной осанки. Приветствие. Мотивация деятельности обучающихся. Слово преподавателя. Из истории футбола. Повторение правил игры в футбол. Теоретическая часть урока. Учащиеся ,сидя на гимнастических скамейках, слушают инструктаж по безопасности жизнедеятельности на уроках по футболу. Инструкция появляется на экране. 2. Группу обучающихся разделить на 4 группы по 6-7 человек. На экране появляются слайды по истории возникновения и развития футбола, правила игры и т.д. Задания для групп: Обучающиеся каждой группы слушают рассказ преподавателя, смотрят слайды. Прослушав, обучающиеся готовят творческие задания для другой группы. В оценивании творческих заданий принимают обучающиеся, которые освобождены от физической культуры, отнесенные к СМГ. Их преподаватель готовит предварительно к этому уроку. | 30 сек. 30 сек. 1 мин. 1 мин. 12-17 мин. | Фронтальный метод Обратить внимание на внешний вид обучающихся, самочувствие Презентация № 1 Презентация № 2 Презентация № 3 Обучающиеся, которые прослушали рассказ преподавателя и посмотрели слайды, составляют творческие задания, потом обмениваются заданиями между группой и выполняют эти задания. Преподаватель может задать дополнительные вопросы, если возникла трудность в оценивании. |
2.Основная часть. 20-15 мин. |
| 2. Практическая часть урока. А теперь для практической части урока нам нужно размять свои мышцы, сделать разминку. 1. Разновидность ходьбы: на носках; на пятках; на внутренней и внешней стороне стопы; в полуприседе, в полном приседе; прыжками в широком шаге, с подскоками. спортивная ходьба. 2. Разновидность бега: с высоким поднятием бедра; c захлестом голени назад; приставными шагами левым и правым боком; с ускорениями, с остановкой по свистку и изменением направления движения. равномерный бег. 3. Спортивная эстафета с футбольными мячами: Ведение мяча правой ногой по прямой внешней частью стопы к стене, разворот, мяч в руки не брать, ведение мяча назад. Ведение мяча левой ногой по прямой внешней частью стопы к стене, разворот, мяч в руки не брать, ведение мяча назад. Ведение мяча между фишками: 1 игрок ведет мяч к стене, мяч оставляет около линии, назад двигается обычным бегом. Второй игрок вперед бежит обычным бегом, а назад ведет мяч между фишками. 4. Подведение итогов футбольной эстафеты. | 2 мин. 2 мин. 2 мин. 3-4 мин. 3-4 мин. 3-4 мин. | Следить за правильной осанкой обучающихся Обучающиеся с низкой физической подготовленностью переходят на ходьбу по маленькому кругу (когда устанут). Презентация № 4 Преподаватель говорит задание, на экране появляются слайды с объяснением, как правильно выполнять задание. Обучающийся, который владеет фото или видеокамерой, снимает или фотографирует правильное и неправильное выполнение задания. Потом, подключив фото или видео камеру к мультимедийному проектору, все вместе смотрят на себя на экране, и видят свои ошибки, преподаватель комментирует просмотр. |
3. Заключительная часть. 10 мин. |
| 1. Построение. 2. Спокойная ходьба с взмахами руки. 3. Пересмотр фото и видео материалов и подведение итогов урока. 4. Выставление оценок за урок: 5. Домашнее задание: - пересмотр футбольных сайтов Интернета. Например: http://www.rfs.ru/ https://www.soccer.ru/ https://www.championat.com/football/ http://football.ua/ http://www.euro-football.ru/ http://ru.uefa.com/ http://www.sovsport.ru/ http://www.dushlobnya.ru/futbol.html - подготовка реферата или творческого задания для других классов. 6. Выход из спортивного зала. | 30 сек. 1 мин. 7 мин. 1 мин. 30 сек. 30 сек. | Упражнения на восстановление дыхания Спортивный шаг |
Заключение
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в школе - процесс объективный и вполне закономерный. Компьютер дома, в школе, в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы.
Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения это повышение уровня знаний. ИКТ позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.
Уроки физической культуры с использованием ИКТ позволяют успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.
Использование ИКТ:
- поможет при изложении нового материала;
-поможет продемонстрировать технические приемы выполнения упражнений;
- поможет проверить уровень теоретических знаний учащихся с помощью тестирования;
- формирует и развивает исследовательские навыки и творческие способности учащихся;
- может использовать в самостоятельной работе (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы, обучающие уроки с видеороликами);
- поможет учащимся участвовать в проектной деятельности, что ведет к формированию и развитию исследовательских навыков и творческих способностей школьников;
- позволяет использование дистанционных форм обучения и общения с учащимися;
- диктует современные требования преподавания предмета.
ИКТ сегодня являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, и создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализации их в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
Информационно-коммуникационные технологии предназначены для учителей, идущих в ногу со временем и прогрессом, ищущих и осваивающих все новое, для тех, кому не безразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, как он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века. Считаю, что, за использованием информационно-коммуникативными технологиями будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности на уроках физической культуры станет массовым и обычным явлением.
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
Абрамов А. Г., Булгаков М. В., Иванников А. Д.,Сигалов А. В. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: пять лет в образовательном Рунете //Журнал «Дистанционное виртуальное обучение», 2009. № 3, с.14–30. 3.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010.
Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семенов А. Л., Хохлова Е.Н.. ФормированиеИКТ-компетентности младших школьников. М.: Просвещение, 2011.
Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2009. — с. 68–70.
Вылегжанина Е. А., Мальцева Н. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6.
Гуцу Е.Г. Организация проектной деятельности учащихся в рамках проекта «Клинические базы практик» / Е.Г. Гуцу, Т.И. Булдыгерова // Мой профессиональный стартап. – Н.Новгород, - 2016. – С. 60-63.
Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. — № 4.
Дядюшкина Т.С. Использование информационных технологий на уроках физической культуры. - «ИТО – Ростов -2010»
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
Информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Ю.Ф. Си-монова. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». — Информатика и образование. 2014. № 4.
Кузьмичев В.С., Матвеев С.Г. Концепция создания автоматизированной информационной системы управления Самарским государственным аэро-космическим университетом. — Самара, 2003.
Мурзалинова А.Ж., Кольева Н.С. Формирование информационной компетентности школьника как характеристики конкурентоспособности личности // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е. С. Полат. — М., 2011.
Образовательные ресурсы сети Интернет: Каталог / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2006.
Поздеев Б.М. Стандартизация и сертификация информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. — М., 2003.
Соломенцев Ю.М., Поздеев Б.М., Солдатов А.В. Эффективное управление ресурсами вуза// Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом» 24–28 февраля 2003 г., г. Петрозаводск.
Толстобров А.П., Копейкин В.В. Интегрированное информационное про-странство в управлении вузом. — Воронеж, 2003.
Швецов В.И., Шерегов Н.А. О стандартизации информационных ресурсоввузов// Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом». —
Петрозаводск, 2003. — С. 157–159.
Интернет-ресурсы
http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/
http://pedsovet.org/publikatsii/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2048/Itemid,5461288
21