СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование у учащихся общекультурных ценностей».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание школьников должно стать обязательным компонентом образовательного процесса. Школа для ребенка -среда, нравственная атмосфера которой формирует его ценностные ориентации.

Просмотр содержимого документа
««Формирование у учащихся общекультурных ценностей».»















Доклад

«Формирование у учащихся общекультурных ценностей».





















Подготовила :

Косумова З.З., руководитель МО учителей русского языка и литературы.



Изменения, происходящие в современном образовательном процессе, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действовавшая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения. Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, интеллектуально пассивных, детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.
Таким образом, очевидно, что образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать `архитектором и строителем` образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Совсем недавно образовательная система ориентировала учителя на то, чтобы ребенок овладел определенной суммой знаний по его предмету. Теперь мы спрашиваем себя: а действительно ли эту задачу должен решать педагог? Люди, претворяющие в жизнь принципы гуманистической педагогики, считают, что гораздо важнее создать среду учения, которая была бы наиболее благоприятной для развития способностей ребенка. Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения. Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.

Логика явилась революцией для человеческого сознания. Она подняла его на уровень сознательного человека и явилась катализатором дальнейшего развития личности и преобразования внешней природы. За логическим мышлением следует мышление образное. Именно благодаря распространению образного мышления произошел технологический скачок вперед, произошли научно-техническая и информационная революции.

Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. От   современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний, умений, навыков. Он должен всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. 
Целью   работы педагога стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. 
Задачи, стоящие перед учителем:
 - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;
- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления,  учить рассуждать, мыслить;
- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах;
- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  необходимо внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе. 
По моему мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества. Говоря о содержании образования, нельзя не отметить заключенный в нем комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных и нравственных потребностей у учащихся. К ним относятся:

- социальное благополучие общества;

- социальная справедливость;

- ценность знания;

- уважение к талантам;

- достоинство личности;

- здоровье;

- сохранность природы;

- социальная активность личности;

- нравственное здоровье личности;

- ценность других народов и их культур;

- патриотизм;

- творчество и др.

Таким образом, очевидно, что имеющиеся в базовом содержании образования ценности носят преимущественно гуманистический характер. Они нуждаются в систематизации, дополнении и углублении. Именно поэтому в задачи педагога входят формирование и развитие общекультурных ценностей у учащихся.

Развивающий характер достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного ими к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самим себе. Понимание (это ответ на вопрос) достигается через осмысление общественного значения ценностей и открытия их личностного смысла.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин; произведений искусства и кино; периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ведущим видом деятельности ребенка в школе становится учение, хотя много времени дети уделяют игре. У учащихся активно развивается самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому). Предлагаются различные формы работы с детьми. Беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг. Строить их можно от ежедневных проблем, возникающих у детей, до проблем окружающих людей. Постепенно дети сами начинают замечать, что происходит вокруг них. Чтение сказок – универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что может понять и почувствовать ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и обсуждений главной мысли. Сказка должна найти отклик в сердце ребёнка. Он должен её «прожить», поставив себя на место любимых героев. При этом ребёнок не должен давать определённых ответов, а лишь размышлять о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Невозможно представить воспитание детей без музыки, живописи, поэзии, оставляющей след в сердце каждого ребёнка, независимо от его интеллектуального или духовного развития. При использовании метода незаконченных рассказов детям зачитывается текст, в котором герою необходимо принять решение, делая нравственный выбор. Нарушить нравственную норму или действовать в соответствии с ней. Обучающийся должен закончить рассказ, обосновывая свое решение. Ребёнок учится, играя. Во время игры он за несколько минут способен выучить столько, что иным способом не постигнет и за час. Кроме этого в игре ребенок может познакомиться и с основными понятиями нравственного и безнравственного. В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и способность к построению взаимоотношений с окружающими. Через игру педагог может постепенно формировать характер детей, корректировать их поведение. Богатство, красота и разнообразие окружающего нас мира – неисчерпаемый источник средств воспитания души. Ребёнок должен почувствовать себя частицей единого живого организма – нашей планеты Земля, и тогда его рука не поднимется, чтобы уничтожить хоть часть этой красоты.

Сегодня общество нуждается в добрых, гуманных, неравнодушных гражданах. Поэтому одной из главных задач считаю умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой. Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей? Способности у учащихся различные, поэтому разнообразные формы работы позволяют учесть особенности каждого ребенка. Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики - выучить и ответить. Но богатого опыта активного обучения у нас пока нет. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, открывать, изобретать, быть человеком увлеченным и любящим свой предмет. Конечно, творчество каждой возрастной группы имеет свою специфику. Однако большинство учащихся (особенно в средних классах) с большим интересом относятся к заданиям творческого характера. Это и элементы технологии развивающего обучения, и нетрадиционные уроки, и использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы. И, пожалуй, самое интересное,- система нетрадиционных заданий. В то же время учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребности развивающейся личности, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей, одна из основных задач которой - раскрыть внутренний, творческий потенциал ребенка, «усилить» его природные способности. На уроках литературы важно не только проявить собственно литературные способности, но и творческие - образное мышление, фантазию и воображение. Эмоционально-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. С помощью образного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Эмоционально-образное развитие школьника является важнейшим компонентом эстетического формирования личности. Эмоции определяют успешность реализации полученного опыта образования в жизни. Проблема эмоционально-образного развития личности крайне важна в современном обществе. Эмоциональный компонент в жизни подрастающего поколения сегодня часто остается совсем без внимания взрослых. В современном мире культивируется образ «железного» человека, контролирующего свои эмоции, не позволяющего дать себе слабину, что связано с высокой степенью конкуренции в сфере трудоустройства. Однако от развитости эмоций, чувств, способности мыслить образами зависит полноценная жизнь растущей личности, нравственные качества, отношение к окружающим людям и миру в целом.

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений. Духовно-нравственное развитие относится не только к внеклассной и внешкольной деятельности образовательного учреждения. Большинство вопросов нравственности, морали, гражданственности можно и нужно поднимать на учебных предметах. Учебная деятельность дает возможность развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета, ведь методы нравственного воспитания всегда выступают в сложном и противоречивом единстве.

Духовно-нравственное воспитание школьников должно стать обязательным компонентом образовательного процесса. Школа для ребенка -среда, нравственная атмосфера которой формирует его ценностные ориентации. Важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью.

Одной из важных задач школы является развитие мышления. Развивать мышление школьников, эмоционально-образное или понятийное – значит развивать умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения.

     Учитель стремится к тому, чтобы ребёнок вместе с усвоением нового материала усваивал и новые для него понятия. Правильное усвоение научных понятий с самого начала является одной из важнейших задач всего школьного обучения и выступает как предпосылка и результат развития логической культуры. Учитель добивается от учащихся логичности в рассуждениях и доказательствах, точности в определениях, поправляет их, если они допускают противоречия, вкладывают разный смысл в одно и то же понятие. В результате учащиеся практически овладевают навыками анализа   и синтеза, учатся сознательно применять полученные знания, правильно оперировать понятиями.           

           Анализируя логические ошибки в рассуждениях и доказательствах учащихся, учитель показывает важность соблюдения законов логики. Развитие точного, последовательного, непротиворечивого и доказательного мышления, т.е. мышления, отвечающего законам логики, ведёт к успехам в учёбе, овладении знаниями, в подготовке к жизни.

       К числу путей, способствующих интенсивному развитию логического мышления детей во время изучения русского языка, относятся упражнения, направленные на развитие познавательных процессов и приобретение знаний, умений и навыков по русскому языку. Эти упражнения составляются на основе языкового материала, соответствующего изучаемой теме, и используются на этапе закрепления, а также при повторении ранее изученных тем.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Она способствует осуществлению взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования. Одним из направлений внеурочной деятельности является духов­но-нравственное воспитание.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

художественное творчество;

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность.

В учебном плане общеобразовательных учреждений выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

В педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда педагоги при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата . Методические приемы приносят результат в тех случаях, если педагог применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.  Обращение к детскому творчеству как к методу воспитания- характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике. Развитие творческой деятельности, восприятие средств выразительности возможно реализовать через систему творческих заданий. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Составляя и подбирая творческие задания, следует придерживаться следующих принципов:
1. .Использование разнообразных форм и методов работы, прежде всего игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка.
2.Творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением (разработка серий творческих заданий).

3.В творческих заданиях следует использовать разнообразный материал.

Успешное обучение в школе невозможно без формирования у школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Об этом должен помнить каждый педагог.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!