Введение
В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, задача формирования юного человека, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие, приобщающегося к духовным ценностям и истокам народной культуры. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Общеобразовательные учреждения должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся общеобразовательных школ. У подрастающего поколения наблюдается недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.
Цель: проанализировать возможности проектной технологии в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- изучить понятие «гражданская идентичность»;
- рассмотреть и проанализировать этапы разработки и реализации проектной технологии в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
- обосновать преимущества проектной деятельности в становлении основ гражданской идентичности;
В современных источниках гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить:
- создание поликультурного общества, т.е. такого, где сохраняется культура, национальное своеобразие народов, населяющих Россию на основе открытости и равноправного диалога культур, сохранения и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм и образцов, форм деятельности, существующих в нашем обществе.
- единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.
Таким образом, гражданская идентичность является
· важнейшим инструментом создания гражданского общества,
· выступает основой группового самосознания,
· интегрирует население страны
· является залогом стабильности государства.
Вашему вниманию будут представлены не все направления работы, а только одно из них (на мой взгляд, самое эффективное в данной области) – проектная деятельность.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
· Направлены на достижение конкретных целей;
· Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
· Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;
· В определенной степени не повторимы и уникальны.
Участие в проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки. Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности. Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д. Выделяют проекты следующих типов:
· исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);
· творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);
· информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);
· практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, зимнего сада школы, экологического щита, проект закона, справочный материал, словарь школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, пр.).
Организация проектной деятельности
I Этап – проектировочный:
· Определение темы проекта;
· Определение названия проекта;
· Формулировка дидактических целей и задач проекта;
· Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;
· Обсуждение возможных источников информации;
II Этап – практический:
· Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;
· Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;
III Этап – заключительный:
· Защита и оппонирование полученных результатов;
· Оценка работы каждого участника группы;
· Оценка работу группы;
· Рефлексия.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Некоторые темы проектов, используемые нами:
В преддверии 70-летия Великой победы работа по военно-патриотическому воспитанию особенно активизировалась и стала ведущей в нашей школе, как и во многих других учебных заведениях. Формой реализации этого направления воспитательной деятельности мы выбрали проектную технологию. В нашей школе был разработан и реализован проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам».
Проект делился на подпроекты:
- Музейная экспозиция «Я помню! Я горжусь!»
- Города-герои
- Бессмертный полк – «Поклонитесь, внуки деду, воевал он за победу!
- Детское лицо войны – 1-4 классы
- Памятник от слова память
- факельное шествие «Мы памяти этой верны»
- маршрутами крымских партизан
Тема Великой Отечественной войны как никогда сейчас является актуальной. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста. И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше.
Создавая проект о Великой Отечественной Войне мы старались, чтобы дети и их родители глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ.
А теперь вашему вниманию представляем мультимедийную презентацию
нашего проекта.
Опираясь на опыт работы нашей школы, я хочу предложить вам вместе пройти по этапам создания проекта и вместе создать свой проект. Итак, тема нашего общего проекта « ………………….»
Чтобы начинать любой проект необходимо сформулировать конкретную цель и к ней задачи. Я предлагаю вам сформулировать цели и задачи.
Цель:
Задачи:
Тип проекта:
Творческий, групповой, среднесрочным.
Участники проекта: учащиеся школы, общественность (родители), классные руководители, учителя литературы, истории, библиотечный работник, учителя изобразительного искусства.
Ожидаемые результаты:
Механизм реализации.
Подготовительный этап:
Основной этап:
Реализация проекта:
******************************************************************
Использование проектной технологии в формировании основ гражданской идентичности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:
- знания по истории и культуре родного края, истории школы;
v ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;
v реализация интересов и творческих способностей учащихся;
v опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;
v формирование духовного мира личности учащихся;
v опыт социальных отношений.
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.
Просмотр содержимого документа
«доклад»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пушкинская средняя школа»
«Использование проектной технологии в формировании основ гражданской идентичности»
Руководитель ШМО
классных руководителей
Мамбетова В.Х.
2016
Введение
В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, задача формирования юного человека, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие, приобщающегося к духовным ценностям и истокам народной культуры. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Общеобразовательные учреждения должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся общеобразовательных школ. У подрастающего поколения наблюдается недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.
Цель: проанализировать возможности проектной технологии в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
Задачи:
изучить понятие «гражданская идентичность»;
рассмотреть и проанализировать этапы разработки и реализации проектной технологии в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
обосновать преимущества проектной деятельности в становлении основ гражданской идентичности;
В современных источниках гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить:
создание поликультурного общества, т.е. такого, где сохраняется культура, национальное своеобразие народов, населяющих Россию на основе открытости и равноправного диалога культур, сохранения и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм и образцов, форм деятельности, существующих в нашем обществе.
единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.
Таким образом, гражданская идентичность является
важнейшим инструментом создания гражданского общества,
выступает основой группового самосознания,
интегрирует население страны
является залогом стабильности государства.
Вашему вниманию будут представлены не все направления работы, а только одно из них (на мой взгляд, самое эффективное в данной области) – проектная деятельность.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
Направлены на достижение конкретных целей;
Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;
В определенной степени не повторимы и уникальны.
Участие в проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.
Выделяют проекты следующих типов:
исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);
творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);
информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);
практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, зимнего сада школы, экологического щита, проект закона, справочный материал, словарь школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, пр.).
Организация проектной деятельности
I Этап – проектировочный:
Определение темы проекта;
Определение названия проекта;
Формулировка дидактических целей и задач проекта;
Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;
Обсуждение возможных источников информации;
II Этап – практический:
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;
Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;
III Этап – заключительный:
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Некоторые темы проектов, используемые нами:
В преддверии 70-летия Великой победы работа по военно-патриотическому воспитанию особенно активизировалась и стала ведущей в нашей школе, как и во многих других учебных заведениях. Формой реализации этого направления воспитательной деятельности мы выбрали проектную технологию. В нашей школе был разработан и реализован проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам».
Проект делился на подпроекты:
- Музейная экспозиция «Я помню! Я горжусь!»
- Города-герои
- Бессмертный полк – «Поклонитесь, внуки деду, воевал он за победу!
- Детское лицо войны – 1-4 классы
- Памятник от слова память
- факельное шествие «Мы памяти этой верны»
- маршрутами крымских партизан
Тема Великой Отечественной войны как никогда сейчас является актуальной. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста. И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше.
Создавая проект о Великой Отечественной Войне мы старались, чтобы дети и их родители глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ.
А теперь вашему вниманию представляем мультимедийную презентацию
нашего проекта.
Опираясь на опыт работы нашей школы, я хочу предложить вам вместе пройти по этапам создания проекта и вместе создать свой проект. Итак, тема нашего общего проекта « ………………….»
Чтобы начинать любой проект необходимо сформулировать конкретную цель и к ней задачи. Я предлагаю вам сформулировать цели и задачи.
Цель:
Задачи:
Тип проекта:
Творческий, групповой, среднесрочным.
Участники проекта: учащиеся школы, общественность (родители), классные руководители, учителя литературы, истории, библиотечный работник, учителя изобразительного искусства.
Ожидаемые результаты:
Механизм реализации.
Подготовительный этап:
Основной этап:
Реализация проекта:
******************************************************************
Использование проектной технологии в формировании основ гражданской идентичности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:
знания по истории и культуре родного края, истории школы;
ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;
реализация интересов и творческих способностей учащихся;
опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;
формирование духовного мира личности учащихся;
опыт социальных отношений.
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.