СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование проектной технологии в формировании основ гражданской идентичности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение    

         В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, задача формирования юного человека, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие, приобщающегося к духовным ценностям и истокам народной культуры. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны.            Общеобразовательные учреждения должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся общеобразовательных школ. У подрастающего поколения наблюдается недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.

       Цель:  проанализировать возможности проектной технологии в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.

        Задачи:

  1. изучить понятие «гражданская идентичность»;
  2. рассмотреть и проанализировать  этапы разработки и реализации  проектной технологии в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
  3.  обосновать  преимущества проектной деятельности в становлении основ гражданской идентичности;

       В современных источниках гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.

 Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить:

  • создание поликультурного общества, т.е. такого,  где сохраняется культура, национальное  своеобразие  народов, населяющих  Россию на основе открытости и равноправного диалога культур,  сохранения и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм и образцов, форм деятельности, существующих в нашем обществе.
  • единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

  Таким образом,  гражданская идентичность является

·        важнейшим инструментом создания гражданского общества,

·        выступает основой группового самосознания,

·        интегрирует население страны 

·        является залогом стабильности государства.

      Вашему вниманию будут представлены не все направления  работы, а только одно из них (на мой взгляд, самое эффективное   в данной области) – проектная  деятельность. 

      Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

·        Направлены  на достижение конкретных целей;

·        Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

·        Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;

·        В определенной степени не повторимы и уникальны.

      Участие в проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.        Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.  Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.  Выделяют проекты следующих типов:

·        исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

·        творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

·        информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

·        практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, зимнего сада школы, экологического щита, проект закона, справочный материал, словарь школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, пр.).

Организация проектной деятельности

I Этап – проектировочный:

·        Определение темы проекта;

·        Определение названия проекта;

·        Формулировка дидактических целей и задач проекта;

·        Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;

·        Обсуждение возможных источников информации;

II Этап – практический:     

·        Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;

·        Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;

III Этап – заключительный:

·        Защита и оппонирование полученных результатов;

·        Оценка работы каждого участника группы;

·        Оценка работу группы;

·        Рефлексия.

    При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные  этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

 Некоторые темы проектов, используемые нами:

    В преддверии 70-летия Великой победы   работа по военно-патриотическому воспитанию особенно активизировалась и стала ведущей в нашей школе, как и во многих других учебных заведениях. Формой реализации этого направления воспитательной деятельности мы выбрали проектную технологию.  В нашей школе был разработан и реализован проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам».

Проект делился на  подпроекты:

- Музейная экспозиция  «Я помню!  Я горжусь!»

- Города-герои

- Бессмертный полк – «Поклонитесь, внуки деду, воевал он за победу!

- Детское лицо войны – 1-4 классы

- Памятник от слова память

- факельное шествие «Мы памяти этой верны»

- маршрутами крымских партизан

    Тема Великой Отечественной войны как никогда сейчас является актуальной.  Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста. И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше.

    Создавая проект о Великой Отечественной Войне мы старались, чтобы дети и их родители глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ.

      А теперь вашему вниманию представляем мультимедийную презентацию

нашего проекта.

      Опираясь на опыт работы нашей школы, я хочу предложить вам вместе пройти по этапам создания проекта и вместе создать свой проект. Итак, тема нашего общего проекта « ………………….»

      Чтобы начинать любой проект необходимо сформулировать  конкретную цель и к ней задачи. Я предлагаю вам сформулировать цели и задачи.

Цель:

Задачи:

Тип проекта:

     Творческий, групповой, среднесрочным.

Участники проекта: учащиеся школы, общественность (родители), классные руководители, учителя литературы, истории, библиотечный работник, учителя изобразительного искусства.

Ожидаемые результаты:

Механизм реализации.

Подготовительный этап:

Основной этап:

Реализация проекта:

******************************************************************

Использование проектной технологии в формировании основ гражданской идентичности  дает положительные образовательные и воспитательные результаты:

  1. знания по истории и культуре родного края, истории школы;

v ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;

v реализация интересов и творческих способностей учащихся;

v опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

v формирование духовного мира личности учащихся;

v опыт социальных отношений.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

 

 

Просмотр содержимого документа
«доклад»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пушкинская средняя школа»













«Использование проектной технологии в формировании основ гражданской идентичности»







Руководитель ШМО
классных руководителей

Мамбетова В.Х.











2016

Введение

В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, задача формирования юного человека, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие, приобщающегося к духовным ценностям и истокам народной культуры. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Общеобразовательные учреждения должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся общеобразовательных школ. У подрастающего поколения наблюдается недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.

Цель: проанализировать возможности проектной технологии в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.

Задачи:

  1. изучить понятие «гражданская идентичность»;

  2. рассмотреть и проанализировать этапы разработки и реализации проектной технологии в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.

  3. обосновать преимущества проектной деятельности в становлении основ гражданской идентичности;

В современных источниках гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.

Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить:

  • создание поликультурного общества, т.е. такого, где сохраняется культура, национальное своеобразие народов, населяющих Россию на основе открытости и равноправного диалога культур, сохранения и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм и образцов, форм деятельности, существующих в нашем обществе.

  • единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Таким образом, гражданская идентичность является

  • важнейшим инструментом создания гражданского общества,

  • выступает основой группового самосознания,

  • интегрирует население страны

  • является залогом стабильности государства.

Вашему вниманию будут представлены не все направления работы, а только одно из них (на мой взгляд, самое эффективное в данной области) – проектная деятельность.

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  • Направлены на достижение конкретных целей;

  • Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

  • Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;

  • В определенной степени не повторимы и уникальны.

Участие в проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. 
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.
Выделяют проекты следующих типов:

  • исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

  • творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

  • информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

  • практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, зимнего сада школы, экологического щита, проект закона, справочный материал, словарь школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, пр.).

Организация проектной деятельности

I Этап – проектировочный:

  • Определение темы проекта;

  • Определение названия проекта;

  • Формулировка дидактических целей и задач проекта;

  • Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;

  • Обсуждение возможных источников информации;

II Этап – практический:

  • Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;

  • Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;

III Этап – заключительный:

  • Защита и оппонирование полученных результатов;

  • Оценка работы каждого участника группы;

  • Оценка работу группы;

  • Рефлексия.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Некоторые темы проектов, используемые нами:

В преддверии 70-летия Великой победы работа по военно-патриотическому воспитанию особенно активизировалась и стала ведущей в нашей школе, как и во многих других учебных заведениях. Формой реализации этого направления воспитательной деятельности мы выбрали проектную технологию. В нашей школе был разработан и реализован проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам».

Проект делился на подпроекты:

- Музейная экспозиция «Я помню! Я горжусь!»

- Города-герои

- Бессмертный полк – «Поклонитесь, внуки деду, воевал он за победу!

- Детское лицо войны – 1-4 классы

- Памятник от слова память

- факельное шествие «Мы памяти этой верны»

- маршрутами крымских партизан

Тема Великой Отечественной войны как никогда сейчас является актуальной. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста. И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше.

Создавая проект о Великой Отечественной Войне мы старались, чтобы дети и их родители глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ.

А теперь вашему вниманию представляем мультимедийную презентацию

нашего проекта.

Опираясь на опыт работы нашей школы, я хочу предложить вам вместе пройти по этапам создания проекта и вместе создать свой проект. Итак, тема нашего общего проекта « ………………….»

Чтобы начинать любой проект необходимо сформулировать конкретную цель и к ней задачи. Я предлагаю вам сформулировать цели и задачи.

Цель:

Задачи:

Тип проекта:

Творческий, групповой, среднесрочным.

Участники проекта: учащиеся школы, общественность (родители), классные руководители, учителя литературы, истории, библиотечный работник, учителя изобразительного искусства.

Ожидаемые результаты:

Механизм реализации.

Подготовительный этап:

Основной этап:

Реализация проекта:

******************************************************************

Использование проектной технологии в формировании основ гражданской идентичности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:

  • знания по истории и культуре родного края, истории школы;

  • ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;

  • реализация интересов и творческих способностей учащихся;

  • опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

  • формирование духовного мира личности учащихся;

  • опыт социальных отношений.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.




Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Пушкинская средняя школа» Использование проектной технологии в формировании основ гражданской идентичности Мамбетова В.Х.  руководитель ШМО  классных руководителей .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пушкинская средняя школа»

Использование проектной технологии в формировании основ гражданской идентичности

Мамбетова В.Х. руководитель ШМО классных руководителей .

Цель: проанализировать возможности проектной технологии в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.

Цель: проанализировать возможности проектной технологии в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.

Задачи :

Задачи :

  • изучить понятие «гражданская идентичность»;
  • рассмотреть и проанализировать этапы разработки и реализации проектной технологии в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
  • обосновать преимущества проектной деятельности в становлении основ гражданской идентичности;
Основные  понятия

Основные понятия

  • Гражданская идентичность - осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл. Воспитание гражданственности определяется как совокупности качеств личности, интегрирующих и сохраняющих историческую и культурную преемственность в социокультурном пространстве нашего общества.
Проект- комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
  • Проект- комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Типы проектов:

Типы проектов:

  • Исследовательские
  • Творческие
  • Информационные
  • Практико-ориентированные
Организация проектной деятельности

Организация проектной деятельности

Анализ проделанной работы

Анализ проделанной работы

  • Описание работы;
  • Объяснение причин успехов и неудач;
  • Оценивание эффективности групповой работы;
  • Сравнение полученного продукта с предполагаемым;
  • Предположение о том, кому данный продукт может быть полезен и интересен.
Бессмертный полк –«Покло- нитесь, внуки деду, воевал он за победу!» Города-герои Музейная экспозиция « Я помню! Я горжусь! » «Поклонимся великим тем годам». Детское лицо войны – 1-4 классы Памятник от слова память факельное шествие «Мы памяти этой верны» маршрутами крымских партизан

Бессмертный полк –«Покло- нитесь, внуки деду, воевал он за победу!»

Города-герои

Музейная экспозиция

« Я помню!

Я горжусь! »

«Поклонимся великим тем годам».

Детское лицо войны – 1-4 классы

Памятник от слова память

факельное шествие «Мы памяти этой верны»

маршрутами крымских партизан


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!