СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В соответствии с ФГОС основной задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Проблемное обучение способствует поддержанию мотивационной деятельности, расширяет возможности самообучения и саморазвития и является стимулом повышения качества работы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Проблемное обучение в начальной школе в рамках реализации ФГОС Учитель начальных классов  Кулакова Ираида Вячеславовна

Проблемное обучение в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Учитель начальных классов

Кулакова Ираида Вячеславовна

Актуальность  В соответствии с ФГОС основной задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Проблемное обучение способствует поддержанию мотивационной деятельности, расширяет возможности самообучения и саморазвития и является стимулом повышения качества работы.

Актуальность

В соответствии с ФГОС основной задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Проблемное обучение способствует поддержанию мотивационной деятельности, расширяет возможности самообучения и саморазвития и является стимулом повышения качества работы.

 Цель  – изучить технологию проблемного обучения в начальной школе для развития познавательного интереса учащихся в условиях ФГОС.  Задачи: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме. 2. Выявление особенностей создания проблемных ситуаций на уроке. 3. Проведение психолого-педагогического анализа сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования в начальной школе.

Цель – изучить технологию проблемного обучения в начальной школе для развития познавательного интереса учащихся в условиях ФГОС.

Задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

2. Выявление особенностей создания проблемных ситуаций на уроке.

3. Проведение психолого-педагогического анализа сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования в начальной школе.

Сущность проблемного обучения составляют организация учителем проблемных ситуаций в учебном процессе и управление познавательной деятельностью школьников по усвоению новых знаний, путем решения учебных проблем, задач и вопросов. Структура проблемного урока Проблемная ситуация. Формулировка проблемы. Выдвижение гипотез. Доказательство или опровержение гипотез. Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ )

Сущность проблемного обучения составляют организация учителем проблемных ситуаций в учебном процессе и управление познавательной деятельностью школьников по усвоению новых знаний, путем решения учебных проблем, задач и вопросов.

Структура проблемного урока

  • Проблемная ситуация.
  • Формулировка проблемы.
  • Выдвижение гипотез.
  • Доказательство или опровержение гипотез.
  • Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ )
Применение технологии проблемного обучения способствует формированию у учащихся следующих универсальных учебных действий: регулятивные  (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция и др.); познавательные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий, моделирование, анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство и др.); коммуникативные  (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний и др.).

Применение технологии проблемного обучения

способствует формированию у учащихся следующих универсальных учебных действий: регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция и др.); познавательные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий, моделирование, анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство и др.); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний и др.).

Урок русского языка в 4-м классе по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных  женского рода»

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

Урок математики в 3-м классе по теме  «Умножение на двузначное число»

Урок математики в 3-м классе по теме

«Умножение на двузначное число»

Тип урока Этапы урока Изучение нового материала Форма выражения проблемы Мотивация Обобщение и систематизация 1.Проблемый вопрос 2.Проблемная ситуация 3.Проблемная задача 1.Проверка домашнего задания 2.Закрепление 3.Домашнее задание Контроль знаний  1.Проблемные ситуации 2.Проблемная задача Задание повышенного уровня 1.Проблемные вопросы

Тип урока

Этапы урока

Изучение нового материала

Форма выражения проблемы

Мотивация

Обобщение

и систематизация

1.Проблемый вопрос

2.Проблемная ситуация

3.Проблемная задача

1.Проверка домашнего задания

2.Закрепление

3.Домашнее задание

Контроль знаний

1.Проблемные ситуации

2.Проблемная задача

Задание повышенного уровня

1.Проблемные вопросы

Примеры проблемны х заданий на этапе мотивации Проблемный вопрос :  Зачем нужно знать, из чего состоят растения?  Проблемное задание:  Сравни стебель и корень. Что общего и в чем различие? Проблемная задача :  Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?

Примеры проблемны х заданий на этапе мотивации

Проблемный вопрос :

Зачем нужно знать, из чего состоят растения?

Проблемное задание:

Сравни стебель и корень. Что общего и в чем различие?

Проблемная задача :

Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?

Примеры проблемных заданий на этапе закрепления Примеры группового задания : «Привести примеры положительного воздействия на природу»  «Привести примеры отрицательного воздействия на природу» Пример теста по теме «Природа и мы» Чем отличаются живые существа от предметов не живой природы: а) дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают; б) разговаривают, бегают, прыгают, растут, умирают; в) Передвигаются, растут, питаются, изменяют природу, умирают.

Примеры проблемных заданий на этапе закрепления

Примеры группового задания :

«Привести примеры положительного воздействия на природу»

«Привести примеры отрицательного воздействия на природу»

Пример теста по теме «Природа и мы»

Чем отличаются живые существа от предметов не живой природы:

а) дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

б) разговаривают, бегают, прыгают, растут, умирают;

в) Передвигаются, растут, питаются, изменяют природу, умирают.

Примеры проблемных заданий на этапе проверки домашнего задания Проблемные ситуации : На лесной поляне вы обнаружили остатки костра. Каковы ваши действия? 2. На лесной тропинке вы обнаружили выпавшего из гнезда птенца. Какими будут ваши действия?

Примеры проблемных заданий на этапе проверки домашнего задания

Проблемные ситуации :

  • На лесной поляне вы обнаружили остатки костра. Каковы ваши действия?

2. На лесной тропинке вы обнаружили выпавшего из гнезда птенца. Какими будут ваши действия?

Выводы После применения проблемного обучения интерес к учебе и учебная активность значительно возросли. Деятельность детей стала более сосредоточенная, более длительное время удерживается внимание учеников во время урока, увеличилась доля самостоятельной деятельности детей. Наблюдается активное участие учащихся в различных формах внеучебной деятельности: умение учащихся вести коммуникацию как в устной, так и письменной речи.

Выводы

  • После применения проблемного обучения интерес к учебе и учебная активность значительно возросли.
  • Деятельность детей стала более сосредоточенная, более длительное время удерживается внимание учеников во время урока, увеличилась доля самостоятельной деятельности детей.
  • Наблюдается активное участие учащихся в различных формах внеучебной деятельности: умение учащихся вести коммуникацию как в устной, так и письменной речи.
Динамика результативности  обучения учащихся за 2009-2013 гг.

Динамика результативности обучения учащихся за 2009-2013 гг.

Технология проблемного обучения является :   результативной  обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей  позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; общепедагогической  реализуется на любом предметном содержании и  в любой образовательной ступени

Технология проблемного обучения является :

  • результативной

обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

  • здоровьесберегающей

позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;

  • общепедагогической

реализуется на любом предметном содержании и

в любой образовательной ступени