СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках природоведения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучать ребенка – это, значит, не давать ему нашей истины, но развивать его  собственную истину до нашей, иными словами,  не навязывать ему нашего мира, созданного нашей  мыслью, но помогать ему, перерабатывать мыслью  непосредственно очевидный чувственный мир.

П.П. Блонский

Просмотр содержимого документа
«Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках природоведения»

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках природоведения





Обучать ребенка – это, значит,
не давать ему нашей истины, но развивать его 
собственную истину до нашей, иными словами, 
не навязывать ему нашего мира, созданного нашей
 мыслью, но помогать ему, перерабатывать мыслью
 непосредственно очевидный чувственный мир.

П.П. Блонский

На уроке  в новой образовательной ситуации возможна подготовка  творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников. Благодаря формированию познавательных интересов,  урок придает необходимое ускорение развитию личности. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. Для учителя такой урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные и творческие особенности. С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе. 

Развивая познавательный интерес учащихся, мы, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка.  Кроме того, развитие интереса к природоведению, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у обучающихся активной жизненной позиции. Таким образом, формирование ключевых компетенций способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой.

На своих уроках  использую  разнообразные формы и методы учебной деятельности:  проблемного и проектного обучения, исследовательских, эвристических методов обучения. Использую как элементы  урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.  Причем использую  эти формы  работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Нетрадиционные формы уроков:

Урок является основной формой взаимодействия учителя и учащихся в школе. Для того чтобы, способствовать развитию познавательной активности учащихся использую различные типы уроков:

уроки с элементами лекции. Одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для учеников, поэтому использую лекции-беседы и проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в работу, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы.

уроки-семинары. Планирую  по темам, которые ученики могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы либо когда требуется разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением. Семинары провожу в старших классах.

При подготовке к семинарам учащиеся делают доклады, сообщения; развивают свою речь, совершенствуя навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Такая деятельность учащихся позволяет развивать коммуникативные компетенции: владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

На семинарах учатся  владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями.

Проблемное обучение воспитывает навыки творческого мышления, учит учащихся применять знания и умения при решении учебной проблемы.

Учащиеся работают в группах, каждая  группа выдвигает свою гипотезу, приводит доказательства ее решения.

На уроках в 5 классе учащиеся познают себя, открывают новое, ранее неизвестное, на уроке стараюсь создать атмосферу учебной - познавательных компетенций, которые  позволяют учащимся думать, размышлять.

В этом мне помогает использование на уроках проблемного обучения. Например, активную мыслительную деятельность обучающихся вызывают вопросы, требующие установление сходства и различия. На уроках  обучающиеся с интересом решают проблемные задачи.

Проектная деятельность.

Начиная внедрять проектную методику на уроках природоведения, я увидела, что ее использование повышает мотивацию детей к обучению. Учащиеся заинтересованы в результате работы, проявляют активность, получая при этом знания и умения. В данной ситуации я выступаю консультантом, помощником, направляющим поиск решения проблемы.

Работа над проектом побуждает: проявить интеллектуальные способности; проявить коммуникативные качества; показать уровень владения знаниями и  умениями; продемонстрировать способность к самообразованию. 

В процессе разработки проекта: учащиеся  получают знания в ходе их поиска, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.

Совместная  деятельность демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся: ставят цели; определяют пути их достижения; распределяют обязанности; всесторонне проявляют компетентность личности.

Каждый обучающийся, имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать  свою компетентность, ощутить успех.

Познавательный интерес на своих уроках развиваю,  давая учащимся творческие задания. Творческие проекты, предлагаемые учащимся на уроках природоведения, очень разнообразны и могут быть использованы на разных этапах урока. Например, изучая тему "Цветок", учащиеся выясняют, строение цветка, и независимо от своей формы цветы имеют одинаковые части цветка. После этого они получают задание придумать и зарисовать цветок со всеми частями цветка. В  изучении  разных курсов природоведения учащиеся проявляют свои способности, изготавливая разнообразные наглядные пособия по предмету.

В 5 классе школьники с удовольствием изготавливают различные модели, например, строение цветка.   

На лето обучающимся дается задания собрать и засушить дикорастущие и лекарственные растения своей республики.  Оформить гербарий, собрать информацию об этих растениях. Осенью на занятиях весь материал, обобщается в классе.  Цель  этого проекта научится самостоятельно находить нужную информацию, систематизировать ее.  Результатом проекта умение собирать лекарственные растения, находить нужную информацию в  справочной литературе.

При выборе темы проекта руководствуюсь следующими правилами:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).

  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).

  • Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).

Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины. 

Исследования показывают, что мы используем лишь десятую часть возможностей нашего мозга. Но те, же исследования говорят: мы можем неограниченно совершенствовать свои умственные способности. Дело не в том, чтобы иметь мозги, а в том, чтобы  пользоваться ими.

В своей практике я убедилась, что решение проблемы – это не только ответ , а система умственных действий на основе анализа, рассуждений рассматривающих описанное явление.

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

  2. Лебедев О.Е. «Компетентностный подход в образовании»

  3. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина  «Современный урок. Часть III. Проблемные уроки» Учитель 2006г.

  4. Е.В. Тяглова «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии». Москва Глобус 2008г.

  5. Современные технологии обучения. Под редакцией Г. В. Борисовой Санкт-Петербург 2002г.

  6. Демидова М.  Компетентностно-ориентированные задания в естественно-научном образовании./ Народное образование 4/2008г.

  7. О.Е. Лебедев Компетентностный подход в образовании / Технология образования: теория и опыт.

















Министерство образования и науки ДНР

Докучаевская СОШИ №27











Формирование учебных компетенций на уроках природоведения.

Доклад на методобъединение учителей естествознания







Подготовила: учитель – дефектолог

Л.В.Шаповалова

















Докучаевск 2016