Формирование и развитие учебной и общественной компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий по биологии
Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.
Процессы глобализации, информатизации, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.
http://spheres.ru
Функции ФГОС общего образования
- обеспечение права на полноценное образование, права обучения на родном языке ;
- обеспечение единства образовательного пространства страны ;
- обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования;
- гуманизация образования и всей школьной деятельности;
- обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- обеспечение критериально-оценочной функции.
http://spheres.ru
Компетенции:
- Личностная
- Социальная
- Общекультурная
- Интеллектуальная
- Коммуника-
тивная
Государственный стандарт общего образования
ОБЩЕСТВО
СЕМЬЯ
- Личностная успешность
- Социальная успешность
- Профессиональная
образ жизни
успешность
ответственность
- Социальная справедливость
- Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
- Национальное единство и безопасность
- Развитие человеческого капитала
- Конкурентоспособность
Требования к условиям , содержанию образования
http://spheres.ru
Фундаментальное «ядро» содержания образования
Дает возможность сформировать
ПРЕДМЕТНУЮ ДИДАКТИЧЕСКУЮ КОНСТРУКЦИЮ,
ориентированную
- на приобретение фундаментальных предметных знаний;
- на решение проблемы межпредметных связей с помощью
выделения универсальных учебных действий,
порождающих компетенции, знания, умения, навыки;
- на возрастные особенности современных учащихся,
их интересы и склонности.
Основная функция Фундаментального ядра
в концепции стандартов
СИСТЕМА
НАУЧНОГО
ЗНАНИЯ
БАЗОВЫЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ЦЕННОСТИ
ОБОБЩЕННЫЕ
ЗАПРОСЫ И
ОЖИДАНИЯ
ЛИЧНОСТИ,
ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
ОПРЕДЕЛЯЕТ ПАРАМЕТРЫ НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
http://spheres.ru
Состав фундаментального ядра общего образования
Базовые национальные ценности:
- личностная культура
- социальная культура
- семейная культура
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Основополагающие
элементы научного знания:
- ведущие идеи и теории
- ключевые факты
-основные понятия
- методы
Универсальные учебные действия
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
http://spheres.ru
Универсальные учебные действия
УУД - основа образовательного и воспитательного процесса.
Их формирование обеспечивает развитие личности в системе образования.
- В широком значении - умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В более узком (психологическом) значении - совокупность способов действия учащегося (и связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
http://spheres.ru
Виды универсальных учебных действий
1) личностные;
2) регулятивные (ориентировочные);
3) познавательные (способы преобразования учебного материала);
4) коммуникативные.
http://spheres.ru
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
с точки зрения образовательного процесса - это педагогическая система, сформированная на основе
- разнообразных информационно-образовательных ресурсов;
- компьютерных средств обучения;
- современных средств коммуникации;
- педагогических технологий.
http://spheres.ru
Особенности построения содержания курса основного полного образования по биологии
Современная педагогическая парадигма ориентирует на усиление связи образования и культуры. Биология как учебный предмет испытывает мощное влияние этических идеалов и норм, имеет большие потенциальные возможности для раскрытия нравственного аспекта взаимодействия человека и природы, может внести существенный вклад в повышение уровня культуры выпускника школы.
http://spheres.ru
Предлагаемая система биологических разделов (6–11 классы) призвана реализовать возможности биологии в формировании общей и экологической культуры школьников, повысить их компетентность в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды.
http://spheres.ru
СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ КУРСОВ
VI кл. – Живой организм
VII кл. – Разнообразие живых организмов
VIII кл. – Человек. Культура здоровья
IX кл. – Живые системы и экосистемы
X-XI кл. – Общая биология: теории биологии в системе культуры (базовый и профильный уровни)
http://spheres.ru
Курс начинается с раздела «Организм – живая система», в котором клетки представителей четырех царств живой природы, ткани и органы растений и животных рассматриваются в сравнительном плане, что позволяет существенно разгрузить содержание и привести его в соответствие с требованиями стандарта.
http://spheres.ru
Особенность раздела «Разнообразие живых организмов» в том, что видовое разнообразие рассматривается на основе более раннего введения понятий систематики, эволюции и экологии, что позволяет сосредоточить внимание на более крупных таксонах, устранить второстепенный эмпирический материал, перегружающий память учащихся, установить основные филогенетические связи, место и роль крупных таксонов в экосистемах (в соответствии с требованиями стандарта).
http://spheres.ru
Основная задача раздела биологии 8 класса – форми-рование отношения к здоро-вью как абсолютной цен-ности. Поэтому положениям о культуре здоровья и его факторах – наследствен-ности, природной и со-циальной среде, образе жизни – посвящены вводные темы. Идеи о факторах здоровья проводятся через все содержание курса и играют системообразующую роль.
http://spheres.ru
Содержание раздела общей биологии 9 класса, завершающего биоло-гическое образование в ос-новной школе, закладывает фундамент серьезной эколо-гической подготовки; яв-ляется логическим продол-жением содержания курса «Человек. Культура здоро-вья» и основой для после-дующего изучения био-логии в старших классах.
http://spheres.ru
В основу отбора содержания общей биологии естественнонаучного
профиля положен культурно
исторический подход, существенными моментами которого являются:
- усиление связи с курсами основной школы на основе развития понятий систематики, экологии и эволюции;
- обращение к идеям системного подхода, развитие знаний о живых системах, их иерархической
- структуре, общих свойствах;
- раскрытие взаимосвязи логического, исторического и ценностного компонентов содержания.
http://spheres.ru
Главная идея темы
Фиксированный формат учебника
I уровень - ТЕМА
Краткое введение
(«ярлык») темы
Основное содержание
(параграфы)
Постановка задач
темы
«Вы узнаете…»
«Вы научитесь…»
«Подведем итоги»
Выводы и обобщения
Вопросы для
обсуждения
Проблемные вопросы
для дискуссий
Ссылки на дополнительные
информационные ресурсы
«Подробнее»
http://spheres.ru
Фиксированный формат учебника
II уровень – параграф - разворот
Вводные рубрики
параграфа
Главная идея параграфа
«Вы узнаете…»
«Вспомните…»
Имена в науке –
краткие биографические сведения об ученых-биологах и исследователях
Мои исследования -
обучающий инструмент
для выполнения практических
работ
Основной текст
параграфа
Заметки в блокнот -
интересные факты
и комментарии
В фокусе -
материал,
конкретизирующий
основной текст
Итоговый контроль
по теме
Вопросы на
закрепление
материала
http://spheres.ru
Единая система навигации
Единая система навигации
Биология. Учебник 6 класса
Вводные рубрики
Разнообразные иллюстрации
Преамбула
Основной текст
Разнообразные иллюстрации
Основной текст
Единая система навигации
Практические
задания
(Мои биологические исследования)
Вопросы для закрепления
http://spheres.ru
Биология. Тетрадь-тренажер
http://spheres.ru
Биология. Тетрадь-тренажер
http://spheres.ru
Биология. Тетрадь-тренажер
http://spheres.ru
Биология. Тетрадь-практикум
http://spheres.ru
Биология. Тетрадь-практикум
http://spheres.ru
Биология. Тетрадь-практикум
http://spheres.ru
ТЕТРАДЬ-ЭКЗАМЕНАТОР
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ ЕГЭ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ;
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ В ТРАДИЦИОННОЙ И ТЕСТОВОЙ ФОРМАХ;
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И РЕСУРСОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ;
ТРЕНИРОВКА НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ
http://spheres.ru
2 варианта
2 варианта
2 варианта
2 варианта
ТЕТРАДЬ – ЭКЗАМЕНАТОР
Тематические
проверочные
работы
Темы для
творческих работ
(рефератов)
Итоговые
проверочные
работы
Перечень
тем
В форме
теста
В форме
теста
В текстовой
форме
(вопросы и
задания)
Рекомендуемая
литература
и ресурсы
Интернет
В текстовой
форме
(вопросы и
задания)
http://spheres.ru
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Основные структурные единицы ЭП:
учебник;
тренажёр;
экзаменатор.
Вспомогательные медиаресурсы:
терминологический словарь;
таблицы;
хрестоматия;
биографический справочник;
коллекция изображений
(фото, видео, анимации) .
« СФЕРЫ »
Личные папки
http://spheres.ru
Работа в информационно-образовательной среде «Сферы» поможет
УЧЕНИКУ
Изучать школьные предметы с большим интересом
Самостоятельно оценивать свои знания
Создавать рефераты, презентации, творческие работы
Успешно готовиться к сдаче различных экзаменов
Удовлетворять любопытство, используя современные
информационные ресурсы
Широко применять полученные умения и навыки
в повседневной жизни
УЧИТЕЛЮ
Сделать уроки и внеурочные занятия более насыщенными и многогранными
Повысит интерес ученика к предметам
Добиться высокого качества знаний
РОДИТЕЛЯМ
Обрести уверенность в готовности ребенка к сдаче любых экзаменов и тестов
Сэкономить время подготовки домашних заданий
http://spheres.ru
Моим девизом сегодня как педагога современной школы является одна индейская мудрость: Скажи мне и я забуду. Покажи мне и, возможно, я не запомню. Задействуй меня и я пойму.
Надо вовлечь ученика в процесс познания, изучения так, чтобы он испытал радость от этого, гордость за свои успехи. И пусть это будет тяжело для учителя, но какую радость мы можем испытать, когда видим воочию успехи своих учеников и может гордо сказать позднее: Я был его учителем!. Вряд ли кто с другой профессией может этого удостоиться.
Особенности современного образования
- Информационный взрыв, невозможность усвоения в течение жизни одним человеком знаний всего человечества.
Запомни:
Знанье – это ширь морская,
Которой нету ни конца, ни края.
Не думай, как бы ни был ты велик,
Что ты всего достиг и всё постиг.
Ю.Баласагунский
Непрерывное образование – реальность и необходимость
- Если тебе – 25, и ты чувствуешь себя неуютно рядом с компьютером, то ты рискуешь оказаться на обочине жизни.
Непрерывное образование – реальность и необходимость
Век живи – век учись.
В.И.Даль
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
Ян Коменский
МИТОЗ может быть вкусным
БАКТЕРИОФАГ. Сделанный собственными руками.
Палиндром (от греч. palindromeo – бежать назад) – слово, фраза или стих, которые одинаково читаются слева направо и справа налево (“кабак”, “радар”, “Аргентина манит негра”, “хил, худ, а дух лих”, “не гни папин ген”, Roma tibi subito motibus ibit amor
Бывает и такое.
Строение хромосом
Транспортная РНК
Модель крови в банке
- Соберем модель крови в 2-литровой банке из подручных материалов (считаем, что в 1 мм3 крови содержится 4900 000 эритроцитов, 7 000 лейкоцитов всех типов и 245 000 тромбоцитов). Эритроциты имитируют пластиковые цилиндрики диаметром 15 мм и толщиной (высотой) 3,5 мм.
- Рассчитайте, какое количество соли, сахара, белка и «эритроцитов» (а также других форменных элементов крови) необходимо для такой модели, если в среднем 1 литр плазмы человека 80 г белка, содержание солей в плазме - 0,9%, а сахара (глюкозы) – 6 ммоль/л. Как смоделировать тромбоциты и лейкоциты? Ответ: 1450 шт. моделей эритроцитов, 9,9 г соли, 88 г белка и 1,2 г глюкозы, 70 тромбоцитов и 2 лейкоцита
Модель мозга
Как научить, и не замучить
Словарь ключевых понятий .
Грамотность – 1. владение навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка. 2. наличие знаний в какой-либо области.
Интеллектуальный навык – автоматизированный прием, способ решения встречающейся ранее задачи. Процесс формирования навыка включает определение его компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь наивысших показателей на основе совершенствования и закрепления связей между компонентами, их автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению. На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы: а) мотивация, обученность, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом и по частям; б) уяснения содержания операции – уровень развития субъекта, наличие знаний и умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное, наведение), обратная связь; в) для овладения операцией – полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня к другому по определенным показателям (автоматизированность, скорость и др.)
Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.
Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
Культура – 1. совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
Навык – умение, выработанное упражнениями, привычкой.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
2.Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.
3.Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб, 2007.
4.Г.А. Цукерман Виды общения в обучении. – М., 1993.
5.Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина Учим детей общению. – М., 1998.
6.Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. – 2005. – №9. – с.115-126.
7.Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126.
8.Шалашова М.М. К методике оценивания биологических компетенций // Биология в школе. – 2010. – № 8. – с.11-15.
9.Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ Практика. – 2006. – №2. – с.112-119.
10.Универсальные учебные действия gcro.ru›index.php/fgosmetm/fgosuchnach/1312-…