СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность - неотъемлемая часть образования, процесса развития личности ребенка

Просмотр содержимого документа
«Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения»

Н.И.Дегтярева,

Филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Хобот- Богоявленское Первомайского района Тамбовской области

Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего – это его способность к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Системообразующим компонентом ФГОС второго поколения является результат образования, рассматриваемый в контексте деятельной парадигмы образования.

Сейчас в Российском образовании как никогда актуальна проблема интеграции новых информационных и образовательных технологий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся как формы проявления и развития их творчества.

Грамотно организованная проектная деятельность позволяет развить: умение планировать и осуществлять исследовательскую деятельность; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельность на основе предварительного планирования; способность использовать доступные ресурсы для достижения целей.

Глубоко убеждена, что предметы естественно математического цикла обладают огромным арсеналом для исследовательской деятельности. Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, а самое главное как сделать занятия увлекательными и плодотворными?

Условиями успешной исследовательской деятельности являются: четкость и конкретность поставленной цели исследования; определение планируемых результатов; констатация исходных данных[4; с 11].

В практике своей работы я использую технологии дифференцированного обучения и информационно-коммуникативные технологии, что помогло органично включить метод исследовательской деятельности в общую систему работы.

В качестве иллюстрации учебного исследования приведу фрагмент урока геометрии по теме «Теорема Пифагора».

Мотивирующей (исходной) задачей может служить следующая задача: «Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?»

Анализируя математическую модель этой практической задачи, учащиеся формулируют проблему – нужно найти гипотенузу прямоугольного треугольника по двум известным катетам.

Для решения этой проблемы можно организовать практическую работу исследовательского характера, предложив учащимся задание по рядам: построить прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5; 6 и 8; 8 и 15 см и измерить гипотенузу.

Затем учащимся предлагается выразить формулой зависимость между длинами катетов и гипотенузой в прямоугольных треугольниках. Школьники выдвигают свои гипотезы, которые обсуждаются.

Целью этой исследовательской работы – научить учеников использовать дополнительную литературу, применять Интернет в собственной образовательной деятельности.

Математика дает широкое поле для исследования. Изучая математику, учащиеся кратко повторяют путь человечества, который оно прошло, добывая математические знания [2; c 4 ] .

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам [1; с 19].

Образовательный процесс не ограничивается только рамками урока, значительную роль играет дополнительное образование школьников. Научно-исследовательская деятельность неотъемлемая часть образования, процесса развития гармонической личности. Это наиболее сложная форма организации внеклассной работы [4; с 16].

Все изложенное позволяет сделать вывод, что организация научно-исследовательской деятельности способствует творческому развитию личности, формированию ключевых компетенций обучающихся.

Литература

1. Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. – М.: АСТ, 1998.

2. Белов А. Об организации учебно-исследовательской деятельности в области математики// Внешкольник.1997. №7-8.

3. Брагинский И.А. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. – М.: Просвещение, 1997.

4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.