СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование умений и навыков при работе с заданиями ЕГЭ по пунктуации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт  работы    по  подготовке  к  ЕГЭ  учеников  10 - 11  классов

Просмотр содержимого документа
«Формирование умений и навыков при работе с заданиями ЕГЭ по пунктуации»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 ХУТОРА ГРЕКИ
ИМЕНИ КАВАЛЕРА ТРЁХ ОРДЕНОВ СЛАВЫ А.М.СОРОКИ













Формирование умений и навыков учащихся при выполнении заданий ЕГЭ по пунктуации.

Обобщение опыта учителя

русского языка и литературы

МБОУ – СОШ №10

Мельник Натальи Викторовны

















Х.Греки

2016 год

Содержание.

  1. Введение.

  2. Основное содержание:

    1. Теоретические основы исследования современной пунктуации как исторически сложившейся системы.

    2. Подготовка учащихся к итоговой аттестации, начиная с 5 – 7 классов.

    3. Методы и приёмы формирования пунктуационных навыков учащихся в 7 – 9 классах, подготовка к итоговой аттестации.

    4. Результативность.

  3. Заключение.

  4. Список Интернет-ресурсов в помощь при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

  5. Список литературы.

  6. Приложения.































  1. Введение.

В связи с изменением кадрового состава учителей словесности в нашей школе , в течение нескольких последних лет подряд я работаю одновременно и в 9, и в 11 классах, то есть готовлю всех выпускников к итоговой аттестации.

Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сда-чи ЕГЭ и ОГЭ. Моя задача - научить всех учеников с учётом их воз-можностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа.

Актуальность опыта состоит в том, что одной из основных задач обучения русскому языку является вооружение учащихся умениями и навыками владения языком как средством общения. Это положение ориентируется на усиление практической направленности обучения русскому языку. Реализация этой задачи связана и с обучением пунк- туации, поскольку это обучение коммуникативной деятельности, в про - цессе которой ученик овладевает пунктуацией как средством общения.

В данной работе решается проблема формирования и совершенствова- ния пунктуационных умений и навыков школьников , необходимых для успешного выполнения заданий экзаменационной работы. Важность этой проблемы обусловлена тем, что пунктуационная грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли в письменном общении. И чем лучше будет организо-вано усвоение пунктуации в среднем звене, тем более эффективным ста-новится процесс совершенствования пунктуационной грамотности школь-ников при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в старших классах.

Цель данной работы состоит в построении теоретически обоснованной и практически апробированной методики обучения пунктуации при под - готовке к ЕГЭ.

Моя работа как учителя – предметника включает в себя :

- изучение нормативных документов по итоговой аттестации;

- изучение демовариантов КИМ и изменений в них;

- составление рабочих программ;

- своевременную корректировку КТП;

- проведение мониторинга КДР, РДР;

- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка;

- работа со слабоуспевающими выпускниками;

- работа с одарёнными детьми;

- ведение диагностических карт;

- проведение и учёт посещения дополнительных и индивидуальных занятий;

- постоянную связь: администрация – учитель – классный руководитель – родители - ученик.

Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку в Калининском районе организована школа по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по пред-метам, в том числе и по русскому языку.Я проводила занятие в школе ЕГЭ по русскому языку 16 апреля 2016 года по теме « Знаки препинания в простом и сложном предложении ( задания 15,16,17,18,19)».

























  1. Основное содеожание.

2.1Теоретические основы исследования современной пунктуации как исторически сложившейся системы

Научно-методические основы методики пунктуации были заложены еще в XIX веке в трудах Ф.И.Буслаева, Я.К.Грота, Й.Х.Востокова и др. Эти ученые вели поиски практических путей обучения пунктуации: развивали в детях видение всех элементов письменной речи, пунктуационную зоркость.

В истории русской пунктуации, по вопросу о её основах и назначении выделились три направления: логическое, синтаксическое и интонацион- ное . Теоретиком логического , или смыслового, направления был Ф.И.Бу-слаев . По его мнению, знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности и изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удов- летворяют – запятая, точка с запятой, двоеточие и точка, второму – знаки восклицательный и вопросительный, многоточие и тире. К логической (разделительной ) функции первой группы знаков препинания Буслаев добавляет функцию стилистическую: основные правила их употребления определяются риторическим разбором речи периодической и отрывистой.

В современной лингвистике смысловое понимание основ пунктуации на- шло выражение в работах С.И.Абакумова и А.Б.Шапиро. Первый из них считал основной функцией пунктуации указание на расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Шапиро видел основную роль пунктуации в обозначении тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическим и синтаксическими средствами. Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое распространение в практике её преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны, в первую очередь, делать наглядным синтакси-ческий строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Видней-ший представитель данного направления Я.К.Грот считал, что посредством основных знаков препинания даётся указание большей и меньшей связи меж- ду предложениями, а отчасти и между членами предложений, которое слу-жит для облегчения читателю понимания письменной речи .Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи; знаки препинания указывают на смысловое членение речи .

Вместе с тем в значительной степени русская пунктуация строится на синтаксической основе. В ряде случаев русская пунктуация связана также с интонацией. Всё это придаёт русской пунктуационной системе большую гибкость, наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие пунктуационные варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями . Системность применительно к пунктуации – это качество, которое наиболее наглядно проявляется в дву-сторонней функциональной значимости пунктуации: «пунктуация от пишу-щего» (направленность от смысла к знакам) и «пунктуация для читающего» (направленность через знаки к смыслу) . Одним из главных принципов совре-менной пунктуации является структурный принцип .

Знаки, обусловленные строением предложения, его синтаксисом, условно называют структурными. Таковые не могут быть факультативными. Это тот фундамент, на котором строится современная пунктуация. Это наконец, тот необходимый минимум использования знаков, без которого немыслимо бес-препятственное общение между пишущим и читающим. Структурные знаки в настоящее время достаточно регламентированы, употребление их устойчи-во. Такие знаки членят текст на структурно значимые части, помогают уста-новить соотнесённость частей текста, указывают на конец изложения одной мысли и начало другой. Такие знаки имеются в тексте любой стилевой при-надлежности (и в официальном документе, и в научном сочинении, и в худо-жественном или публицистическом произведении). Синтаксическое членение речи в конечном счёте отражает членение логическое, смысловое, так как структурно значимые части, как правило, совпадают с логически значимыми, более того, они служат их выражению и знаки препинания фиксируют грани-цы этих частей .

По мнению Н.С.Валгиной , очень важным принципом в современной пу- нктуации является и смысловой принцип. Знаки препинания помогают пишущему заострить внимание читателя на важных деталях. От постано- вки знаков препинания может зависеть и прямой смысл высказывания , и передаваться смысловая и психологическая глубина , напряжённость и исключительность проявления признака. Оттенки, фиксируемые в предло- жении, могут варьироваться, и потому в пунктуации, основанной на смысловом принципе, всегда есть нечто субъективное, индивидуальное. Умелая расстановка знаков препинания повышает смысловую значимость письменной речи, уплотняет семантическую ёмкость высказывания.Одна-ко вариативность в употреблении знаков отнюдь не свидетельствует об их необязательности, факультативности : нужный смысл фиксируется толь- ко одним пунктуационным вариантом, другой смысл требует и иного оформления, причём единственно возможного.

Нельзя не упомянуть и значимость интонационного принципа пунктуации. Современная пунктуация обладает большим арсеналом средств отражения интонации (постановка точки на месте большого понижения голоса и дли-тельной паузы; вопросительного и восклицательного знаков, интонационного тире, многоточия). Однако интонационный принцип действует как второстепенный. Отмечая роль и значение интонации при расстановке зна-ков препинания, нельзя не остановиться на вопросе о различных функциях интонации в нашей речи. Интонация может выступать как средство передачи смысловых значений, но может передавать только эмоциональные качества речи. В том случае, когда интонация передаёт смысловую значимость речи, интонационный принцип в расстановке знаков используется как сопутству-ющий смысловому, накладывающийся на него, и тем самым отражается и на структуре текста. Когда же интонация является показателем лишь эмоциона-льной окраски речи, тогда интонационный принцип действует в чистом ви-де. Такие интонационно обусловленные знаки передают эмоциональную на-пряженность, стремительность речи, т.е. отражают её экспрессивность, осо-бую выразительность . Интонации, передающие смысловую значимость ре-чи, социально закреплены, в них заключён большой процент объективности, они воспроизводимы и потому поддаются описанию и инвентаризации как определённые типы.

Итак, можно сказать, что существующая в настоящее время пунктуация си-стемно организована. По словам Н.С. Валгиной, твёрдость и стабильность пунктуации определяется её структурным принципом, а возможности пере-дать богатство и разнообразие смысловых оттенков и эмоций – принципами смысловым и интонационным. Так что воздействие текста на читателя может cтать чрезвычайно сильным. В целом, пунктуация является одной из самых сложных и значимых языковых систем . Принято считать , что пунктуацио- нные правила, действующие в современном русском языке, в большей своей части факутьтативны. Именно это и считается тем основным свойством пунктуации, которое даёт возможность добиваться большой степени точности и выразительности письменной речи.

Социальная сущность пунктуации обнаруживается в закреплённости за знаками общих функций и значений, в стабильности и закономерности их воспроизведения. Но именно социальная значимость пунктуации таит в себе богатые возможности использования знаков с учётом их семантико-стилистических функций в тексте. Итак, мы воспринимаем текст соответ-ственно расставленным в нём знакам, потому что знаки эти читаются, они не-сут в себе определённую известную нам информацию, следовательно, они отягощены смыслом, причём смыслом исторически накопленным в практике печати. Этот смысл может иметь разную степень обобщённости: при более высоких степенях обобщений мы говорим об общих функциях знаков, при менее высоких – о конкретных значениях. Например, функцию смыслораз-личителя знак выполняет при передаче значений причины, следствия, разъ-яснения, противопоставления и т.д., например, знаки в бессоюзном сложном предложении; функции экспрессивно-стилистические появляются у знаков при их эмоциональной нагруженности, т.е. при осложнении их основных значений дополнительными, связанными с особыми стилистическими зада-чами. Наиболее обобщёнными функциями знаков являются функции, обозначаемые в терминах типа отделяющие знаки и выделяющие знаки. Независимо от степени обобщённости любые функции отражают назначение пунктуации: знаки препинания выполняют своё социальное назначение благодаря определённым функциям и значениям, которые закреплены за ними.
Современная пунктуация – это очень сложная и богатая система. Самым большим достижением современной пунктуации является её системная организованность. Пунктуация таит в себе большие возможности: она помогает пишущему в передаче не только мыслей, но и эмоций. Всё это возможно благодаря отражению в ней системного взаимодействия струк-турного, смыслового и интонационного принципов.











































2.2 Подготовка учащихся к итоговой аттестации, начиная с 5 – 7 классов.

Я считаю, что начинать подготовку к итоговой аттестации необходимо с 5 класса. Если вспомнить , что тестирование сегодня становится одной из основных форм проверки знаний, включая ЕГЭ и ОГЭ, то понятно: чем раньше ребёнок научится работать с тестами на уроках русского языка, тем легче ему будет сдавать выпускные экзамены. Поэтому тесты по русскому языку являются планомерной подготовкой к итоговой ат-тестации.

Постановку знаков препинания в простом и сложном предложении уча-щиеся начинают изучать в 5 классе, в 7 - знаки препинания в предло-жениях с причастными и деепричастными оборотами, дается первое представление о сложноподчинённом и сложносочинённом предложени-ях. На уроках в 5 – 7 классах использую различные карточки, перфо-карты, тесты по пунктуации разных уровней. Использую готовые печат-ные и электронные пособия и учебный материал, созданный мною. У учеников заведены тетради – справочники ( начиная с 5 класса), в кото- рых дети записывают основные правила в виде схем, таблиц, кластеров. Материал , содержащийся в справочнике, регулярно повторяется ученика-ми, используется на каждом уроке. Активно применяю на уроке комп-лекты таблиц по пунктуации и синтаксису. В процессе обучения стара-юсь подобрать задания по пунктуации, соответствующие заданиям из сборников для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, широко использую открытый банк заданий, демоверсий, репетиционных экзаменов.





















2.3 Методы и приёмы формирования пунктуационных навыков учащихся в 7 -9 классе, подготовка к итоговой аттестации.

В старших классах наблюдается тенденция к увеличению пунктуацион- ных ошибок. Это объясняется тем , что в старших классах активно обо-гащается словарный запас, становится более сложным строй речи, стар-шеклассники используют в работах сложные синтаксические конструк- ции, но не всегда могут их пунктуационно оформить. Это диктует необ-ходимость организации систематической работы по формированию син- таксических и пунктуационных умений и проверки степени овладения ими. Кроме того знание и умение применить данные умения и навыки необходимо для успешного выполнения тестовых заданий ОГЭ ( заданий 9, 10, 12, 13, 14) и ЕГЭ ( задания 16, 17, 18, 19). Такая работа должна вес-тись всегда, а не только при изучении синтаксиса.

Одной из форм работы по привитию пунктуационных навыков являет- ся применение синтаксической и пунктуационной пятиминутки, которая проводится в течение 5 – 7 минут. Задания могут быть разнообразными : составить словосочетания по схемам; найти основу предложения; опреде-лить количество основ; составить простое и сложное предложение; сопо-ставить предложения с союзом И и прочее. (приложение 1) Можно про-

водить пятиминутки и в устной форме. Анализ предложений можно про-водить без их предварительной записи, что позволяет экономить время, а также позволяет формировать умение определять на слух структуру предложения. Этот навык важен для написания диктантов и изложений: учащиеся должны объяснить расстановку знаков препинания, а затем со-ставить на доске и в тетрадях схему предложения. А использование стихотворных предложений оживляет урок, активизирует внимание уча-щихся , развивает память, повышает общую культуру учащегося ( прило-жение 2).

Важное место в системе контроля за формированием пунктуацион-ных умений должна занять проверка умения быстро находить основу предложения. Особенно необходимо это умение при нахождении грам-матической основы предложения, в составе которого два главных одно-родных члена, связанных союзом И. В 5 классе учащиеся знакомятся со сложным предложением, части которого связаны союзом И, а из курса на- чальной школы знают, что однородные члены могут связываться союзом И. Подобные задания есть в тесте ЕГЭ ( задание 15).Для отработки этого задания я включаю такие упражнения: определить количество граммати-ческих основ, указать, что связывает союз И , начертить схему предложе-ния . Эти упражнения чередую с упражнениями на моделирование пред-ложений по заданным схемам. Упражнения в «чтении» схем и составле-нии предложений играют большую роль в развитии речи учащихся, так как помогают овладевать навыками правильно строить предложения раз-личных конструкций и свободно пользоваться ими в своей речевой пра- ктике.

Итоговым является тест в формате ЕГЭ - задание 15 (приложение 3)

В 8 классе учащиеся знакомятся с понятием «обособление» и изу-чают основные правила о выделении знаками препинания определений, приложений, обстоятельств и дополнений. Для заданий ЕГЭ (задание 16) учащимся необходимо отработать навык обособления определений и об-стоятельств, так как именно эти случаи обособления рассматриваются в экзаменационной работе. Ещё в 7 классе учащиеся познакомились с поня- тиями «причастный оборот», «деепричастный оборот». В 8 классе этот материал расширяется. Для отработки умения находить обособленные определения, выраженные причастным оборотом, и обстоятельства, выра – жженные деепричастными оборотами, применяю упражнения, связанные с анализом текста. Он необходим для уяснения изучаемого в данный мо-мент материала по пунктуации и для выведения обобщающего правила. В процессе анализа предложения устанавливается его тип, определяется его состав, выясняется связь между членами предложения и обосновы-ваются знаки препинания .Для отработки навыка использую пунктуаци-онный разбор . Он состоит в нахождении пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, в выполнении самого действия проверки и в вы- боре нужного знака. Используется и метод конструирования предложе-ний с обособленными членами , стоящими перед и после определяемого слова.И, конечно, применяю тесты разных типов .(приложение 4) Обращения, вводные слова и предложения - это тема задания №17 в тесте ЕГЭ. Формулируется оно так : «Расставьте знаки препинания : ука - жите все цифры , на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Впервые с понятием вводных слов учащиеся знакомятся в 8 классе. Задачей учителя с первых шагов работы над вводными словами должно стать обучение употреблению этих единиц с учётом речевой си-туации - это одно из основных коммуникативных умений. Работа над те- кстами с вводными словами способствует формированию умения строить логически связное высказывание, в том числе ответ – доказательство, что необходимо для успешного написания сочинения ( задание № 25 ЕГЭ). Правило постановки запятых в предложениях с вводными словами зак - лючается в единственной формулировке – они выделяются на письме за-пятыми. Но на самом деле у детей иногда возникают трудности, приво-дящие к пунктуационным ошибкам.Например, учащийся выделяет слово, не являющееся вводным. Для того, чтобы избежать ошибки, составляем список слов, которые никогда не являются вводными ( приложение 5) . Эти слова учащиеся заучивают наизусть. Для отработки навыка пред-лагаю следующие упражнения ( приложения 6):

- составить два предложения, используя вводное слово из перечня, чтобы первое предложение было с вводным словом, а второе с другой синтак-сической конструкцией;

- вставить в текст вводные слова из разных групп по значению, чтобы вводные слова не повторялись;

- определить, в каких предложениях одно и тоже слово является ввод-ным, а какое - нет;

- расставить запятые в предложениях с вводными словами

Затем в «пятиминутки» включаются задания, выявляющие умение школь-ников различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. На-пример, сравнить схемы двух предложений и привести примеры, соответс-твующие данным схемам. Можно также включать в них проверку усвоения школьниками умения находить в предложении обращение, правильно ста-вить знаки препинания при обращении и прямой речи, стоящей до и после автора. Можно предложить задание устно переделать предложения, сделав обращение подлежащим или наоборот.

Кроме того в 9 классе, где изучаются виды сложных сложных предло-жений, и в тестовом задании ЕГЭ задания № 18 и № 19 тоже предпола- гают умения и навыки, связанные с различением видов связи в сложном предложении и умении расставлять знаки препинания. Обучающиеся формируют умение различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения, находить и характеризовать главную и придаточную части СПП, учатся определять границы придаточных предложений, присоеди-няющихся малоупотребительными союзами, сложными союзами , работают над повторением пунктуации в предложениях с несколькими придаточ-ными как при последовательном подчинении, так и при однородном под-чинении. Ученикам предлагаются упражнения для анализа синтаксичес-ких особенностей сложных предложений с разными видами связи, для формирования умения ставить знаки препинания в предложениях различ- ной степени сложности ( приложение 7)

В 10 -11 классе мы с ребятами вспоминаем материал по пунктуации, изученный ранее, составляем опорные схемы и таблицы, памятки и алго-ритмы выполнения заданий . ( приложение 8) Кроме того идёт постоянная работа с тестовыми заданиями по пунктуации в формате ЕГЭ. (приложе-ние 9)

3. Результативность.



Оценивая результаты, полученные в опыте, можно сделать вывод, что у учащихся повышается мотивация при изучении нового материала, разви-ваются творческие способности. Возрос уровень самостоятельности при решении учебных проблем, появилась направленность на самообразова-ние. Кроме того,у учащихся вырабатываются умения и навыки, необходи-мые для успешного выполнения заданий по пунктуации на экзамене в форме ЕГЭ.



Результаты диагностических контрольных работ в 10 – 11 классах

( задания по пунктуации):

2014/2015 уч.год – 58(10 класс) 60% (11 класс)

2015 /2016 уч.год - 60% (10 класс) 62% ( 11 класс)

2016/2017 уч.год – 60% ( 10 класс) 65% (11 класс)



Результаты основного государственного экзамена ( задания по пунктуации):

2013 год –38 %

2014 год - 73%

2015 год - 58%

2016 год – 63%

Результаты единого государственного экзамена ( задания по пунктуации):

2013 год – 47%

2014 год – 46%

2015 год -59 %

2016 год – 78 %

Заключение

Обучение русскому языку имеет ярко выраженное речевое направление. Пунктуационный знак – это речевой навык. Обучая пунктуации, мы обучаем не только технике расстановки знаков препинания, но и письменной речи, ее содержательной стороне, поэтому обучение пунктуации должно быть подчинено общеязыковому развитию, развитию логического мышления.

Коммуникативная значимость пунктуационных знаков в ряде случаев очень высока: неправильное решение пунктуационной задачи может совершенно исказить смысл высказывания, а в результате наносится ущерб речевому общению и тому делу, которое этим общением обслуживается.

Пунктуационный навык формируется системой определенных видов деятельности, причем исходным действием этой системы, как показывает наше исследование, является видение знака препинания в тексте (предложении).

В ходе исследования были решены следующие задачи:

1. проследить историю исследования современной пунктуации;

2. определить, каков характер пунктуационных и синтаксических упражнений по их содержанию и степени трудности;

3.рассмотреть методику обучения пунктуации при под готовке к ЕГЭ;

4. в ходе исследования приходим к выводу, насколько важно уделять внимание в 5-8 классах тестовым заданиям по пунктуации.

Таким образом, исследование проблемы систематизации знаний по пунктуации при подготовке к ЕГЭ убедило нас, с одной стороны, в ее сложности, а с другой – в ее решаемости, хотя это и требует от учителя определенных усилий, самоконтроля.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что систематизация и обобщение способствует процессу усвоения знаний школьниками, формированию у учащихся навыков и умений , необходимых для успешной сдачи Единого государственного экзамена..





5. Список литературы.



1. Скрябина О.А. Интенсивный практический курс русского языка. Орфография. Пунктуация. Москва, «Просвещение», 2006 год.

2. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Издательство 2, часть 1, 2; Айрис Пресс , Москва, 2008 год.

3. Сергеева Е.В. Тесты по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Культура речи. «Союз». Санкт – Петербург















































ПРИЛОЖЕНИЯ













Приложение 1

Синтаксические «пятиминутки».

1.Вставьте пропущенные орфограммы, произведите синтаксический разбор предложения.

Прик..сновение  к  природ..  неизбежно  возбужда..т  чу..ства  и порожда..т  мысли .

- Объясните , что связывает союз И ?

2. Солнце где-то справа еле-еле освещает кусочек неба. Вот в небе заго-релись звёздочки. Их неунывающие глаза вызовут у вас восхищение.

- Выделить грамматическую основу предложения.

- В первое предложение добавьте обособленное определение, поставьте его после определяемого слова. Предложение запишите, объясните поста-новку знаков препинания.

- Во второе предложение добавьте обособленное обстоятельство, запиши-те предложение , объясните постановку знаков препинания.

- Какое средство художественной выразительности используется в треть-ем предложении ?

3. На ветхую крышу дома склонились длинные ветви плакучей ивы.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

- Добавь в предложение однородный член предложения, запиши пред-ложение , присоединив его союзом И, объясни постановку знаков пре-пинания.

- Найдите в предложении эпитет.

4. Дополните предложения , образуя бессоюзные:

Я взглянул на небо… (следствие, вывод)

Раздался удар грома… ( быстрая смена событий)

Я давно написал письмо другу … ( противопоставление)

Любишь смородину … (условие)

- Подчеркните грамматическую основу предложений.

5. Толстые сосульки свисали с крыш и оттаивали на солнце. Капли пада-ли с них, звонко ударяли о лёд.

- Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обо- собленным определением, выраженным причастным оборотом, а во вто-ром – обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборо-том.Запишите, объясните постановку знаков препинания.

- Из первого предложение постройте сложносочинённое предложение.

- Из второго постройте сложноподчинённое предложение.

6. «Составь предложение»

А) Осенью птицы улетают на юг. Из предложения выписать существитель- ное, обозначающее обстоятельство времени, употребить в им. п., ед.ч..

Б)Мороз разрумянил щёки.Найти сказуемое, употребить его без пристав-ки и в настоящем времени.

В) Кисти винограда свисали до земли. Слово, обозначающее подлежа-щее, употребить в качестве дополнения.

Г) Рябины украшают наши леса. Найти подлежащее, сделать дополнением, употребив его в родительном падеже.

Д) Полученное предложение Осень румянит кисти рябин превратить в сложное, добавив к нему вторую часть.

Е) Вторую часть полученного предложения преобразовать в деепричаст-ный оборот.

Ё) Полученные предложения разобрать синтаксически, произвести пункту-ационный разбор.

Приложение 2

Стихотворные предложения для анализа.

  1. …Пахнул в лицо мне воздух чистый…

Уж сумерки зависли над землёй,

Трещит мороз, и пылью серебристой

Ложится снег на гладкой мостовой. (А.Апухтин.)

- Прочитайте выразительно строки.

- Объясните постановку запятых в предложении.

- Определите порядок слов в предложении. Как в литературоведе-нии называется обратный порядок слов ?

2. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая ропот колёс непрестанный,

Глядя задумчиво в небо высокое. ( И. Тургенев)

- Запишите под диктовку четырёхстишие.

- Подчеркните грамматические основы, объясните знаки препинания.

- Постройте схему предложения.

- Что такое эпитет ? Есть ли эпитеты в данном фрагменте ?

3. Если над землёй клубятся тучи,

Птицы набирают высоту.

Если им грозит в дороге гибель,

Птицы умирают на лету.

- Запишите предложения под диктовку.

- Объясните постановку знаков препинания.

- Определите тип придаточного предложения, постройте схемы предложений.

4. Золото холодное луны.

Запах олеандра и левкоя.

Хорошо бродить среди покоя

Голубой и ласковой страны.

- Запишите предложения.

- Определите вид простых предложений. Подчеркните грамматические ос- новы.

- Почему вы не поставили запятые перед союзом И ?

- Какие синтаксические средства придают высказыванию образность?

5. Дул ветер. Плакала трава

И ветви о недавнем зное,

И роз, проснувшихся едва,

Сжималось сердце молодое. (А.А.Фет)

- Как вы думаете, почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения?

- Найдите грамматическую основу предложений.

- Графически произведите пунктуационный разбор предложения.

- Какие средства художественной выразительности использовал автор?

Приложение 3

Упражнение 1. Продолжить предложение так, чтобы союз И связывал сначала однородные сказуемые, а потом части сложного предложения. Объяснить постановку знаков препинания, построить схемы полученных предложений:

Солнце встаёт из-за туч и … . Шумит по-весеннему вода и … .Вся ок-рестность вдруг изменилась и … .Солнце стоит высоко над головой и …

Упражнение 2.

Объяснить постановку знаков препинания.

И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпан-ный аул. И верного друга прощальной рукой и гладит,и треплет по шее крутой. Щёки румяны, и полны, и смуглы. На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром.

Упражнение 3

1 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории и придал устному рассказу письменную форму.

2. Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

3. Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

4. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

5. В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

2 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Уже много лет Валентин Николаевич управляет охотничьим хозяйством и хорошо знает местный лес и его обитателей.

2. В России континентальный климат и он создаёт особенно суровую зиму и особенно жаркое лето.

3. Невесёлое небо к обеду вычистилось и солнце разгорелось засияло на всю катушку.

4. Многочисленные пещеры и руины старинных построек напоминают о былом величии и многовековой истории этого удивительного места.

5. Вопрос о человеке и его взаимоотношениях с природой в наши дни тревожит не только поэтов и прозаиков но и представителей самых разных наук.

3 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. В бабушкиной корзине лежали и мята и зверобой и шалфей.

2. Начался частый дождь и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи.

3. Солнце уже взошло и светлыми пятнами и тенями расцветило зелень.

4. Долгие сумерки густели в чащах и только костёр трещал и разгорался.

5. Здесь всё те же таёжные дебри да болотные топи.

4 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Лес пахнет сыростью и листвой и убаюкивает пением птиц.

2. Что это за человек и какое нужно с ним обращение?

3. К кормушке прилетали юркие синицы и наведывались красно-лиловые дятлы.

4. Пляж оказался закрыт и нам пришлось искать новое место для купания.

5. Листья срываются с деревьев кружатся и падают прямо под ноги.

5 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Иногда Куприн сам не выдерживал беспросветного горя и старался смягчить судьбу своих персонажей по своей писательской воле.

2. Можно открывать наугад том за томом сочинения Куприна и в каждом рассказе находить россыпи глубоких и разносторонних знаний.

3. Звезды светились на вершинах скал и над головой нет-нет да и срывалась долго дрожавшая одинокая звезда.

4. Рядом с нами ревело море и первобытный хаос ударял в берега и уходил обратно в клубящийся мрак и терялся там.

5. Он был не только прост со всеми но и временами застенчив.



Приложение 4


Упражнение 1. Из трех простых предложений (они диктуются) составить и записать одно сложное, используя при этом союзы, записанные на доске: (если, когда, которую,  потому что, которое, то, которые).

1) Человек работает с желаниями.

Желание вдохновляет человека.

Рождается замечательное творение.

  1. Смотришь на вещь.

Вещь эту сделал своими руками.

Радостно на душе.

  1. У нас ежегодно устраиваются выставки детского творчества.

Много интересного делают ребята в кружках.

Кружки работают в каждой школе.

Упражнение 2.

 Выделите грамматические основы, установите средства связи, постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте разбор выделенных предложений.

1. Я решительно не понимал причины такой жестокой несправедливости и это было не удивительно потому что дома у нас был образован заговор чтобы нам ничего не говорить о том кто был этот человек которому мы были обязаны спасением (Лесков). 2.Чтобы сделать себя понятным я начну издалека я передам одно моё впечатление из Берлина (Пришвин). 3. Пари заключается вот в чём я думаю будто я знаю вашего герцога лучше чем знаете его вы (Лесков). 4. В том что есть вещи которые «не снились мудрецам» я не сомневаюсь но что о них думают люди это чрезвычайно меня занимало (Лесков)

Упражнение 3.

Тренировочные  упражнения ( объяснить постановку знаков препинания, построить схему предложения) 1.Синцов объяснил ему, что, прежде чем ехать в армию, хочется завтра вдвоем с фотокорреспондентом побывать за Днепром в том полку, где сегодня подбили много немецких танков.

  1. Удивительное обыкновение было у Малинина: чем больше души вкладывал он в какие-нибудь слова,  тем угрюмее и неприветливее говорил он их.

  1. Только что взошло солнце; косые его лучи отражались в окнах домов, и весь город горел яркими красками, сиял золотом.

Упражнение 4.

После прослушивания предложения учащиеся должны установить, указы-вает ли интонация на наличие обособления. Затем предложения записы-ваются, графически объясняется постановка знаков препинания. После за-писи предложения меняется положение обособленного члена. Устано-вить, что в этом случае меняется.

Не переставая, лил дождь, косой и мелкий. Ночь, вьюжная, морозная, длинною кажется. В овраге, размытом весенними водами, обнажились раз- ноцветные пласты глины. Кусты голубики, усеянные дымчато-лиловыми ягодами, виднеются между деревьями. Сухой бурьян летел по пашням в даль, тёмную, неприветливую.

Упражнение 5. Тест.

1.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А)Машина шла по лесу то замедляя, то ускоряя ход, и скоро совсем ос-тановились.

Б)Поднявшись, лайнер лёг на курс и , как казалось просто застыл в воздухе.

В)А я остаюся с тобою, родная моя сторона.

Г)Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.

2. Укажите, чем осложнено п.редложение Он целый день ездил, хлопотал по делу, казавшемуся ему простым и лёгким и, как это часто бывает, реши-тельно ни шагу не сделал вперёд .

а) однородны члены и сравнительный оборот

б)обособленное определение, однородные сказуемые и вводные слова

в) вводные слова, однородные сказуемые и деепричастный оборот

г) обособленное определение , однородные сказуемые одновременно

Приложение 5

Не являются вводными словами и , следовательно, не выделяются запятыми слова и сочетания :



Авось всё - таки как бы притом

Будто даже как раз причём

Вдобавок едва ли к тому же решительно

Вдруг исключительно между тем якобы

Ведь именно приблизительно по предложению

Вряд ли как будто примерно по постановлению

По решению

Приложение 6

Упражнение 1.

Составить два предложения так, чтобы одно и то же слово в пер-вом предложении было вводным, а во втором – членом предложе-ния: ВИДНО, ПРАВДА, КАЖЕТСЯ, ПОХОЖЕ.

( Например: За дальним лесом стало ВИДНО озеро. Жители дерев-ни, видно, не очень любили это глухое место.)

Упражнение 2

Расставить знаки препинания в предложениях, определить значения вводных слов.

Мы по его мнению заблудились и он к великому огорчению сов-сем растерялся и не знал, что предпринять. Не было по всей види-мости ни одной области в стране , где бы он не побывал во время своих разъездов. Книги как известно издавна почитались на Руси. Как утверждают летописцы Ярослав Мудрый владел большой биб-лиотекой. По мнению Николая Рериха отсутствие книг в доме красноречивое свидетельство пустоты сердца и духа.Не все люди правда осознают глубокий смысл этой пословицы. Корабль как расска- зывали очевидцы несло прямо на рифы.

Упражнение 3

Определите, в каких предложениях есть вводные слова. Расставьте знаки препинания.

1.Судьба всех людей кажется одинаковой. – Здесь столько снега, что он кажется никогда не растает. 2.Где-то поблизости видно был во-допад. – В окно видно небо с лёгкими белыми облачками.3. Озе-ро похоже было бесконечным. – По форме оно было похоже на вытянутую во всю длину ленту. 4. Хорошие книги бесспорно раз-вивают ум и вырабатывают вкус. – Мнение учителя было бесспо-рно.

Упражнение 4

В данные предложения ввести вводные слова с различными значе­ниями (по-моему, вероятно, конечно, действительно, без сомнения).

/. Курение разрушает организм человека. 2. Спортсмены нашей школы заняли одно из первых мест в районе. 3: Правильный выбор профес­сии - важнейший шаг в жизни молодого человека. 4. Человек должен ос­тавить после себя след на земле.

Упражнение 5

Творческий диктант. Учитель читает текст по предложениям, учащиеся записывают, де­лая пропуски там, где, по словам учителя, необходимо вставить вводное слово. Вводные слова восстанавливаются после произ-ведения всей записи. В предлагаемом тексте вводные слова выделены.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С КАСПИЙСКИМ МОРЕМ?

Многим из вас, очевидно, известно, что не только вода, но и берега Каспия лежат намного ниже уровня океана. Но, вероятно, не все знают, что уровень воды в этом озере то поднимается, то опускается на многие метры. Ученые установили, что резкое понижение воды в Каспии, начав­шись в 1980 году, происходит вследствие уменьшения атмосферных осад­ков и,значит, уменьшения стока Волги. Разумеется, изменение уровня этого моря может быть вызвано и другими причинами. В центре Бакин­ской бухты видны остатки караван-сарая, построенного, по-видимому, на берегу. Значит, уровень воды в Каспии в далекие времена был ещё ниже.

Приложение 7

Задание 19

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

  1. На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

  2. Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

  3. Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.

  4. Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

  5. На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

  6. Мне казалось (1) никто не мог нарушить (2) окружавшего меня покоя (3) и тем неожиданнее было внезапное появление Алексея с друзьями.

  7. Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (3) стояла тишина.

  8. Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

  9. Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

  10. Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

  11. Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

  12. А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

  13. Старцев избегал разговоров (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он садился (4) и ел молча.

  14. Елена не успела уйти со сцены с другими актёрами (1) и (2) когда занавес распахнулся (3) шумящая волна зала (4) накрыла её.

  15. Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

  16. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

  17. Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

  18. Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

  19. Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.

  20. Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

  21. Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.1)

  22. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

  23. Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

  24. Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

  25. Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.

  26. Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.

  27. Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

  28. Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

  29. Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг.

  30. Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

  31. Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.

  32. По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

  33. Существует мнение (1) что погода влияет на самочувствие человека (2) и (3) я в этом не раз убеждался.

  34. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

  35. Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.

  36. После того как все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) она не стала удерживать сына.

  37. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

  38. Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

  39. Катя очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями.

  40. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

  41. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

  42. Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

  43. Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

  44. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

  45. Сестра попробовала рассказать Кити (1) о чём говорил доктор (2) но (3) хотя он говорил очень долго и очень складно (4) ей не удалось передать смысл сказанного им.

  46. Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.

  47. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

  48. Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.

  49. До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

  50. Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

  51. Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

  52. Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

  53. Пели нескончаемую песню комары (1) и (2) по мере того как сгущались сумерки (3) и смолкали все другие звуки (4) до меня стал доноситься шум далёкого водопада.

  54. После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

  55. Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.

  56. Полина вышла к гостям на открытую веранду (1) и (2) пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.

  57. ПРИЛОЖЕНИЕ 8

  58. 15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения. В которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


    1) 

    Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя 
    и умопомрачительная причёска.

      

     2) 

    Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.

      

     3) 

    У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.

      

     4) 

    При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.    

      

     5) 

    Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.


  59. 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложе- ниях должны стоять запятые.

  60. Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

  61. 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложе- ниях должны стоять запятые.

  62. Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности 
    и готовности воспринимать и переживать увиденное.

  63. 18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предло- жении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  64. Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

  65. 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложе – нии должны стоять запятые.

  66. Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) 
    и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!